Обычаи и традиции республики беларусь и стран изучаемого языка план конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

2. Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.

3. Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

5. Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск.

Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.

Ход занятия

Воспитатель : ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель : Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?

Дети: Маня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель : У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.

Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Общий поклон, дети садятся.

Воспитатель : Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.

- Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь. (презентация)

- Беларусь большая стана. (слайд 2)

- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. (слайд 3, 4)

- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. (слайд 5)

- Беларусь богата лесом (слайд 6)

- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).

- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (слайд 7)

- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.

- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (слайд 9)

- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. (слайд 10)

- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (слайд 11)

- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. (слайд 12)

Воспитатель : Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.

- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. (слайд 14, 15, 16)

- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках)

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.

- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.

Воспитатель : Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Воспитатель : Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)

После занятия дети едят каравай.

Список использованных источников:

Журнал "Куклы в народных костюмах", № 8 - 2012г.

Прикреплённые файлы:

Карма+

+9 Голосовать


Каждому педагогу на современном этапе обучения хочется, чтобы на уроке присутствовала атмосфера творчества. Именно поэтому важно как продумать и построить учебный процесс так, чтобы учащиеся проявляли активность, воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать. Иными словами, направлять на развитие творческого мышления, что послужит развитию интеллектуальных, мыслительных, познавательных процессов.

Системное использование методов критического мышления способствует повышению мотивации учащихся к изучению языка, эффективному усвоению знаний по предмету, развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Уроки с использованием Cluster-Method, “BrainStorming”, Синквейн обеспечивают условия для самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы учащегося, развивает желание практически использовать иностранный язык, учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Тема: Праздники и обычаи Великобритании и Беларуси в сравнении
Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством совершенствования навыков говорения, лексических и грамматических навыков с использованием методов критического мышления.

Задачи:
образовательная: обеспечить отработку знаний, умений учащихся по данной теме для решения коммуникативных задач;
воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к культуре и традициям родной страны и страны изучаемого языка;
развивающая: способствовать развитию критического мышление, познавательных процессов, умения правильно обобщать данные и сравнивать.

Good morning, children!

I am glad to see you. Our lesson today will be quite unusual.

2. Этап целеполагания

Listen to the excerpts of songs and music. After listening try to define the theme of our lesson. Can you guess?

Our aims are speak about the most famous festivals and customs of Great Britain and Belarus. We`ll compare them, revise lexical and grammar structures (Past Simple Passive). I hope it will be interesting for you and you will enjoy our lesson.

3. Речевая зарядка

People all over the world like to celebrate holidays.They hold great parties. As you knowsome festivals are different and seems unusual for our country.What concerns you families? What holidays do you like to celebrate?

Now make your own questions and ask them

Как вариант можно задавать вопросы самостоятельно учащимся.

4.Активизация активной лексики с применением метода Cluster - Method (гроздь)

Give your associations to the world “holiday” and make associative chains. ( Целесообразно графически отображать на доске ).

5 . Работа с текстом

Now we are going to talk about customs. Your task is guess what kind of holiday is it. Look at the screen (presentation). Read the customs and say what holidays are they. Give more information

6.Повторение грам матического материала PastSimplePassive

Listen to the text and say what is common in it?

I want you to form 2 groups. Make sentences in Past Simple Passive using the words from the table and put the sign in it. The game TIC TAC toe

7. Физкульт минутка

Touch your ears

Touch your neck

Close your eyes & nod your head

8. Восприятие и понимание речи на слух

How do you think you know all the festivals which are hold in Britain?

Watch the video. You will learn some interesting facts.

Answer the questions.

1.What holidays are mentioned?

2. What are the noisiest ones?

3. Pancake Day is in February. What are the rules of Pancake races?

4. What are the most important festivals in British?

5. Name the dishes which people have on Christmas.

6. How New Year`s Eve is called in Scotland?

9 .Диалогическая речь

Let`s work in pairs. You`d like to know more information about your favorite friend holiday. Complete the dialogues and dramatize them.

10. Монологическая речь

As you know different countries have different holidays and traditions. We know nearly all British holidays. Our country is rich on festivals too. We`ve already mentioned them. Let`s compare British and Belarusian holidays. I want you to form 2 groups. Each group should say differences or similarities holidays of both countries. Doitonebyone .

Здесь можно работу организовать как в группах, используя соревновательный момент, или индивидуально, направленно на совершенствование монологической речи.

Let`s write a poem of five lines. The poem should reflect the theme of our lesson.

The first line is a noun.

The second is two adjectives.

The third is three verbs which describe actions.

The forth is a phrase and the last one is a synonym of one word that reflects essence of the theme.

12. Домашнее задание

Your home task is offer a holiday and its customs which you would like to celebrate. You may imagine it. Make a presentation.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопутствующая задача: Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях
Воспитательная цель: создать условия, обеспечивающие воспитание патриотизма, бережного отношения к обычаям и традициям предков, к культурному наследию страны.

Развивающая цель: обеспечить условия для развития умений правильно обобщать данные и делать выводы

Оснащение: видеозаписи, компьютер, презентации, раздаточный материал

Задача этапа

Содержание урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Введение в атмосферу иноязычного общения. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей дальнейшему сотрудничеству и последующему общению

Good morning! I’m glad to see you. How are you today? I see, you are ready to start the lesson. It goes without saying you’re ready to master your English together with me just now, aren’t you? Greet our guests, please

Take your seats, please.

Учащиеся приветствуют учителя, приветствуют гостей

Установка связи между уроками,

Формулировка темы, целей и задач урока

Last time we talked about geographical position of our Republic and its national symbols. We spoke about our beautiful motherland, Belarus. And today I want you to watch the video to revise some information about Belarus. At the end of the video you’ll say what we are proud of in our country…. So, be attentive .

You may take notes.

Let’s check your lists and say what we are proud of

Last night I browsed the Internet and found out very useful information about what attracts tourists in Belarus. Try to guess what it is.

Today we’ll have an unusual lesson As you know our country is open for everybody. Thanks to our President all tourists may come and stay in our country without visa for 5 days. That’s why I’d like you to try on the profession of a tourist manager and to present your 5days trip to Belarus. To get this job you should know both the history of your country and at least one foreign language.

Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках.

Традиции и обычаи белорусского народа

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

Интересные традиции белорусского народа

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось

Традиции белорусского народа

Праздник Гуканне вясны

Культура и традиции белорусского народа

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист - самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хоровод.

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.

Культура и традиции белорусского народа

Белорусы - открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.

Масленица

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.

Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумноимпровизированные качели (гойданки).

Пасха

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началомнедели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой.Но всегда этот пучок был под рукой — в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвестимолнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. Впервую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг передпасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый.

Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковнымпраздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногдавяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануненичего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья поземле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывалииз теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященноеяйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы бытькрасивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцоударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться)песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

Троица

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.

Читайте также: