Нива и поле истоки 2 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Образовательная: способствовать приобретению новых знаний об истоках родной культуры.

Развивающая: развивать умение рассуждать, выражать свое мнение

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родной природе.

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Место занятия: занятие № 10

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность

Формы проведения мероприятия: познавательная беседа, ресурсный круг, работа в группах

Личностные УУД: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного образа жизни.

Познавательные УУД: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Межпредметные связи: окружающий мир

Вступительное слово учителя

Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)

(Слайд 4) Подобрать окончания к пословицам:

Нива - Божья ладонь.

В поле четыре воли.

(Нива - Божья ладонь. Божьей ладонью называли стол. Потому что на нем много еды. Он кормит. Так же и Нива. Если урожай хороший, то человек будет всю зиму сыт.

В поле четыре воли. Очень большое пространство. Куда ни глянешь - везде простор.)

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре -

Знакомство с новым материалом:

Стихотворение о ниве:

Зреешь ты на солнце,

По тебе от ветру,

Словно в синем море,

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Грозно пронесется. (Ю. Жадовская)

Почему ниву называют золотой?

Задачи: через литературу и изобразительное искусство показать нравственные и хозяйственные связи человека с нивой и полем.

Словарь: Пахарь, хлебороб, крестьянин, часовня

    Дорогие ребята, вот тёплое светлое солнышко осветило нас своими лучиками и приглашает нас продолжить наше путешествие в раздолье русских полей, убранных разноцветьем трав, любоваться золотом ржи.

2. Беседа с учащимися.

Почему так говорят?

3. Работа с учебником.

4.Отгадайте загадку (тетрадь 1 ч. стр.22)

+поле (напишите отгадку в тетрадь)

Иногда ниву отмечали памятным крестом. Так человек признавая ниву священной.

2.Подготовка к активному занятию.

чтение стих. Ю. Жадовской (стр. 31- 32) учебника.

Как поэтесса называет ниву?

С чем сравнивает она поле?

К какой иллюстрации подходит это стихотворение и почему?

Активное занятие.

Откройте тетради на стр. 23.

1.самостоятельно найти ответ, не обращаясь за советом к соседу, чтобы оценить свои знания (время 3-5 минут)

2. работа в паре (предлагаю сообщить друг другу своё решение и прийти к единому мнению)

-первый учащийся сообщает партнёру свой выбор;

второй внимательно слушает и выражает своё согласие или несогласие, знакомит со своим решением (время -5 минут)

3. экспертная оценка учителя.

б) оценивание результата совместной работы в паре;

Что удалось улучшить в общении друг с другом?

Видите ли вы свои ошибки?

5.Вывод учителя:

Хорошо работали. Легко ли было прийти к единому решению?

Что понравилось в работе? Поблагодарите своего друга за общение.

3.Беседа и рассказ приглашённых на урок работников сельского хозяйства (Рябков И.В. и Кузнецов С.В.)

4. Выборочное чтение и ответы на вопросы.

Найдите слова, которые встречаются в рассказе и стихотворении. Подчеркните их в тетради (нива, поле, труд, зерно, жито)

Назови слова близкие по значению?

А слова: пахарь, хлебороб, земледелец, крестьянин можно назвать близкими по значению?

Просторы (из словаря)- это свободное, обширное пространство (словарь С.И. Ожегов стр. 506).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37

Тип урока: Открытие новых знаний

Создать целостное представление о взаимосвязи природы с деятельностью человека.

Развивать коммуникативные навыки при групповой работе.

Воспитывать бережное отношение к природе и результатам труда земледельца.

- Обратите внимание на свое рабочее место и проверьте все ли у вас готово к уроку.

- Мы начинаем изучать новую тему. Будьте внимательны, у нас все получится.

Приветствуют учителя.

- формирование навыков самоорганизации

2. Актуализация знаний

- Какое место на Земле вы называете своей Родиной?

- Как нужно относиться к своей Родине?

- Верно. Если человек думает о своей Родине, то он ее уважает, бережет, любит и защищает. Хлопните в ладоши те, кто со мной согласен.

- Мы начинаем изучать новый раздел. А чтобы узнать, как он называется, откроем учебник на странице 28.

- Зачитайте название нового раздела.

- Хорошо. Послушайте стихотворение и скажите, что вы себе представили?

(Звучит отрывок песни на стихи Феодосия Савинова)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

- А что можно увидеть, находясь на поле?

- Что можно услышать?

- А что можно почувствовать?

- В данном произведении нива и поле стали образами русской земли.

- Тогда предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Назовите тему нашего урока.

- Подумайте, какую цель мы можем поставить?

- Зачитайте план нашего урока.

- Место, где мы родились. Страна, в которой мы живем.

- Нужно к ней относиться с уважением, бережно и с любовью.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

- 1. Познакомиться с основными понятиями, относящимися к ниве.

2. Узнать, какое значение имеет нива в жизни человека.

3. Активное занятие.

- развитие умения формулировать тему и цель урока

- умение слушать других

- развитие диалогической речи

- умение строить высказывание

- поддержание обратной связи

3. Открытие новых знаний

Физкультминутка (по тетради)

- Посмотрите на иллюстрации: перед вами поле и нива. Кто может сказать, чем они отличаются друг от друга? (Слайд 1)

- Поле – это большой участок земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников.

- Давайте в учебнике на странице 29 найдем, что такое нива и проверим. Кто нашел – зачитайте, что такое нива.

- На ниве веками свершается важный труд человека. Весной она полита потом пахаря, а осенью по ниве разлито золото урожая. Она становится местом жатвы.

- Как вы думаете, что такое жатва? (Слайд 2)

- Жатва – это время, когда народ собирает зрелый урожай.

- А какие зерновые культуры прорастают на ниве?

- Посмотрите на иллюстрацию, перед вами рожь. А вы когда-нибудь видели рожь? (Слайд 3)

- Рожь – первый злак, который люди начали использовать в пищу.

- А какой хлеб из ржаных зерен получается?

- Какое злаковое растение у меня в руках?

- Мы сказали, что еще на ниве прорастает овес. (Слайд 4)

- Где его используют?

- О какой зерновой культуре мы еще не сказали?

- Посмотрите на иллюстрацию перед вами пшеница. Как вы думаете, для чего она предназначена? (Слайд 5)

- Данные зерновые культуры очень важны и нужны для жизни человека.

- На странице 30 в учебнике найдем пословицу. Зачитаем ее.

- Как вы ее понимаете?

- Какой можно сделать вывод, какую роль в жизни человека играет нива?

- Но еще одним главным фактором хорошего урожая была погода. Если погода плохая, вырастет ли что-нибудь на ниве?

- Если жарко, то зерновые культуры могут засохнуть, а если много дождя, то они могут начать даже гнить. И тогда люди могли остаться без хлеба на весь год.

- Мы знаем, что работа на ниве не проходила в одиночку. Много поколений проливали пот во время сельскохозяйственной работы. А чтобы узнать, кто трудится на ниве, давайте откроем рабочую тетрадь на странице 22. Найдем и зачитаем слова, выделенные жирным шрифтом.

- А кто такой пахарь? (Слайд 6)

- Как вы думаете, чем в старину пахали землю?

- А чем сейчас пашут? (Слайд 7)

- А кто же такой хлебороб? (Слайд 8)

- Именно они занимаются выращиванием хлеба.

- А кто такой земледелец? (Слайд 9)

- Когда созревал урожай, и начиналась жатва, земледельцы убирали урожай.

- С помощью чего убирали раньше урожай?

- А вы знаете, как проходил данный процесс? (Слайд 10)

Давайте попробуем убрать урожай.

- А как убирают урожай сейчас? (Слайд 11)

- Совершенно верно. А кто же такой крестьянин? (Слайд 12)

- А каких животных может разводить крестьянин?

Ответы детей

- Нива – это пашня, засеянная хлебом.

- Нива - это засеянное поле, потому она и кормит. На ней созревают различные культуры. А поле может быть и незасеянным, брошенным, поэтому такое поле кормить не может, раз на нем ничего не растет.

Ответы детей.

- Овес, рожь, пшеница.

Ответы детей.

- Люди используют в приготовлении каш. В сельском хозяйстве овсом кормят животных.

- Получаемая из зерен пшеницы мука используется при выпекании хлеба, изготовлении макаронных и кондитерских изделий.

- Нива – Божья ладонь: всех кормит.

- Божьей ладонью называли стол, потому что на нем много еды. Он кормит. Так же и Нива, если урожай хороший, то человек будет всю зиму сыт.

- Нива в жизни человека играет важную роль, благодаря зерновым культурам, которые на ниве прорастают, человек не голодает.

- Пахарь, хлебороб, земледелец, крестьянин.

- Это человек, который пашет землю.

- Раньше пахали на лошади с помощью плуга.

- Сейчас землю пашут плугом, только уже с помощью трактора.

- Хлебороб – это человек, который выращивает хлеб.

- Земледелец – это человек, который занимается обработкой почвы и посевом различных семян.

- С помощью серпа.

- Женщина левой рукой сжимала несколько колосьев и подрезала их серпом, на уровне 5-6 сантиметров от земли.

- С помощью комбайна.

- Крестьянин – это сельский житель, который занимается выращиванием сельскохозяйственных культур и разведением животных.

- Коров, овец, лошадей.

- умение слушать других

-развитие диалогической речи

-умение строить высказывание

- поддержание обратной связи

- создание ситуаций успеха

4. Закрепление знаний

- Откройте тетрадь на странице 23. Прочитайте тему нашего активного занятия.

- Прочитаем второе предложение (3,4).

- Подумайте и скажите, чем похожи поле и школа, зернышки и детишки?

- Есть ли вопросы по заданию?

- На выполнение вам дается 4 минуты.

- Закончили выполнение. А теперь прочитайте задание 2. Что вам нужно сделать?

- Вам необходимо соединить правый и левый столбик только после того, как вы придете к общему мнению в паре.

- Давайте вспомним правила работы в парах.

- Хорошо, ребята, приступайте к выполнению задания. У вас есть 5 минут.

- Пока вы выполняете задание, я пройду и посмотрю, какая же пара лучше всех работает.

- Итак, закончили выполнение. Сейчас мы с вами будем проверять. К доске выходит 1 пара и рассказывает, какие предложения они соединили. (На доске висят карточки)

- Есть ли другие мнения? Или все согласны с ответом?

- Хорошо ребята, вы все славно потрудились и выполнили задания.

- Итак, мы с вами выполнили активное занятие, поработали самостоятельно и в парах. Поднимите руку те, кому было легко придти к общему мнению, и объясните почему.

- Молодцы! Посмотрите на слайд, перед вами перечислены качества человека. Давайте зачитаем их. (Слайд 13)

Трудолюбивый, любящий землю, злой, выносливый, хитрый, умный, ленивый.

- Как вы думаете, каким должен быть человек, работающий на ниве?

- Почему вы выбрали именно эти качества человека?

- Молодцы! Я с вами согласна.

Один ученик читает вслух.

Читают задание. Один человек вслух.

Выполняют работу самостоятельно.

- Не шуметь, говорить тихо и спокойно, чтобы не мешать другим.

- Выслушать мнение друг друга.

- Придти к мнению, которое нравится всем.

Объяснение задания.

Ответы детей.

- умение слушать других

- развитие диалогической речи

- умение строить высказывание

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы поняли, что такое нива?

- Какое значение имеет нива в жизни человека?

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Ответы детей.

- умение строить высказывание

- умение слушать других

- Ребята, наш урок подошел к концу. Мне очень понравилось, как вы работали. Хлопните в ладоши одни раз, кому было на уроке сложно, что – то не понятно. А теперь хлопните в ладоши два раза, кому было на уроке интересно, все понятно и работать было легко.

- И мы вместе с вами пришли к такому выводу, что заложенные в детстве в каждом человеке зернышки доброты, чистоты, обязательно прорастут в его душе добрыми плодами. Я желаю, чтобы эти плоды принесли радость, тепло и любовь вашим близким и родным людям.

- Урок окончен. До свидания!

Дети оценивают свою работу на уроке.

- предоставление детям право выбора

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 035 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.05.2020 706
  • DOCX 31.8 кбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кандабарова Олеся Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Методический фильм представляет собой последовательность слайдов, которые являются визуальным рядом к речевому сопровождению, соответствующему тексту учебника "Социокультурные истоки" по теме "Город" (2 класс).


Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: