Природа человека обществознание 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Индивид - единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28 - 41; 192 – 198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 - 37;

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Разбор типового тренировочного задания

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 5 (10 класс)

Учитель: Даценко Л.Н.

Тема: Природа человека

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные: Расширить и углубить знания об уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке.

Развивающие: умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализировать

Оборудование: Учебник, раб. тетр.

1. Орг.момент. Здравствуйте. Присаживайтесь.

2.Изучение нового материла С тех пор как появился человек, его волновала природа человека: в чем смысл его человеческой жизни? Откуда человек появился? Не только ученые задавали себе этот вопрос, но и художники, поэты. Как вы помните из курса 9 класса: человек – это особое звено в цепи развития живых организмов на Земле. Биологически человек связан с другими формами жизни, с миром природы. Он высоко организованная биологическая особь. В тоже время человек по сравнению с другими живыми существами обладает рядом отличительных свойств. Это прежде всего свойства психические и социальные. Так у человека имеются характерные для него мышление и сознание, разум и воля, потребности, способности. Эти характеристик относятся к числу психических его свойств. У человека есть идеалы, развиты моральные качества. Отличительная способность человека – способность воздействовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не существует, а также совершенствовать самого себя.

Невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне его отношений с другими людьми, т.е. вне общества

Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено 1 19 в. выходом книги Дарвина.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека…

В тетради: Записывают в тетради: Теории происхождения человека 1. религиозная

2. эволюционная 3. трудовая 4. космическая

4. Биосоциальная природа человека Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни – это занятие сугубо человеческое. А вы когда-нибудь задумывались о смысле жизни? Обычно подобным вопросом задаются люди зрелые.

Читают учебник стр 29-30 и выписать исторических личностей и их понимание смысла жизни. ( примерно 7 минут)

В отличие от остальных живых существ, целиком относящихся к природе, человек живет в двух мирах: природном и социальном. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке имеет многовековую историю обсуждения. Ученые, философы, общественные деятели, политики высказывали мнения, представляющие широкий спектр, заключенный между двумя полярными концепциями человека. Концепции, в которых абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке, называют биологизаторскими. Концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение, называют социологизаторскими.

На рубеже XIX—XX вв. получило широкое распространение такое биологизаторское направление, как социал-дарвинизм, представители которого механически переносили на общественную жизнь и общественное развитие учение Ч. Дарвина об эволюции и естественном отборе. К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Всем известны те неисчислимые беды, которые принесла всему человечеству теория германского нацизма о якобы превосходстве над всеми остальными мнимой арийской расы. В последней четверти XX в. возникла социобиология. Социобиологи, являющиеся в основном исследователями поведения животных, открыли много нового в этой области, но пытаются сделать на основе своих открытий слишком общие выводы. Например, стремятся установить общие черты в поведении всех высокоразвитых живых существ, включая человека, вывести общие его закономерности.Биологическое и социальное в человеке слиты воедино.Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям.Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом.Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным.

Человек и общество: Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.Компьютер и медиапроектор.Тип урока: изучение нового материала.

Вопрос о происхождении человека.Выделение человека из животного мираЧеловек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

Учащиеся успокаиваются, готовятся к работе на уроке.

Актуализация прежних знаний

- что появилось раньше человек или общество

- какие общественные потребности существуют

Учащиеся отвечают на вопросы происходит актуализации знаний и подготовка учеников к уроку.

Изучение нового материала

Учитель с учениками формулирует тему урока, (Слайд № 1) цели и план работы: (Слайд № 2)

Тогда цель нашего урока будет?

Давайте подумаем по какому плану мы будем работать?

Учащиеся формулируют тему, цели, план и записывают их в тетради.

Организация работы в группах

Учитель делит учащихся на три группы:

Задание для группы № 1

Задание для группы № 2

Задание для группы № 3

Учитель проводит опрос учащихся и подводит итог о том, что каждая теория имеет право на существование. Но общепринятой считается Теория выделение человека из животного мира.

Учащиеся слушают выступающих, задают вопросы, ищут плюсы и минусы теорий.

Изучение нового материал.

Изучение теории антропогенеза используя слайды презентации.

Учащиеся делаю записи в тетради.

- Чему мы сегодня научились?

- Мы достигли поставленной цели?

- Вы определились какая теория вам понравилась?

- У вас появился интерес изучать данную теорию самостоятельно?

Учитель предлагает учащимся решить тест по пройденному материалу.

Учащиеся дают оценку своей работе, уроку в целом.

Учащиеся выполняют задание.

Стр 27-31 читать. Написать минисочинение смысл жизни.

Учащиеся записываю домашнее задание.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов. Л.Ф.Иванова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2000.Обществознание. 10-й класс: Поурочные планы (по учебнику А.И.Кравченко)/ Автор-составитель Н.С.Кочетов.- Волгоград: Учитель, 2003Певцова Е.А. Обществознание. 10–11-й классы: Книга для учителя.- М.: ТИД “Русское слово-РС”, 2001.Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2001.

4. Homo musculus

3. Первым представителем человеческого рода согласно Божественной теории был?

4. Согласно этой теории человек является потомком пришельцев из космоса

1. Теория выделение человека из животного мира

2. Теория Божественного происхождения людей

3. Теория большого взрыва

4. Уфологическая происхождения людей

5. Антропогинез – это

1. Процесс становления и развития общества

2. Процесс становления человеческой личности

3. Процесс становления и развития человека

4. процесс становления мира

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Природа человека" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Урок № 5-6 Обществознание, 10 Природа человека Д.З.: § 3, ?? (с. 34), задания (с. 35) © Куликов Р.В. © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 10

Природа человека

Д.З.: § 3, ?? (с. 34), задания (с. 35)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока

Понятия, термины Категория; Мир; бытие человека; Человек – продукт биологической, социальной, культурной революции; Индивид; Индивидуальность; Личность

Понятия, термины

Изучение нового материала по вопросам

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали:

-Кого ищешь, Диоген?

-Ищу человека, - отвечал философ.

Человек весь соткан из парадоксов:

  • Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе
  • У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом
  • Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе
  • У человека есть разум, но есть и бессознательное

Теории происхождения человека

Космическое происхождение человека (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками космических пришельцев)

Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию

из животного мира

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле .

В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) - Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"

Антропогенез - процесс становления и развития человека Рамапитек (14-20 млн. лет назад) Австралопитек (5-8 млн. лет назад) Питекантроп homo habilis (человек умелый) около 2 млн. лет назад homo erectus , человек прямоходящий, 1-1,3 млн. лет назад Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец ( homo sapiens ) – человек разумный

Антропогенез - процесс становления и развития человека

(14-20 млн. лет назад)

Австралопитек

(5-8 млн. лет назад)

Питекантроп

homo habilis

(человек умелый) около 2 млн. лет назад

homo erectus , человек прямоходящий,

1-1,3 млн. лет назад

Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец ( homo sapiens ) – человек разумный

Биологические и социальные начала в человеке Как вы понимаете – биологические и социальные начала в человеке? Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми. Составьте таблицу! Биологические начала в человеке Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличие тела, Социальные начала в человеке ?

Биологические и социальные начала в человеке

Как вы понимаете – биологические и социальные начала в человеке?

Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными

Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.

Составьте таблицу!

Биологические начала в человеке

Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличие тела,

Социальные начала в человеке

Биологические и социальные начала в человеке Человек существо биосоциальное Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens . Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы. Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность. Социогенез Антропогенез Процесс становления и развития человека Процесс становления и развития общества Антропосоциогенез Человек

Биологические и социальные начала в человеке

Человек существо биосоциальное

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens . Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы.

Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность.

Антропогенез

Процесс становления и развития человека

Процесс становления и развития общества

Антропосоциогенез

Цели и смысл жизни Зачем я ? Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить. Человеку свойственно планировать свою жизнь Служение обществу? Обладание вещью? Власть?

Цели и смысл жизни Зачем я ? Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить.

Человеку свойственно

планировать свою жизнь

Цели и смысл жизни Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни П. 3 с. 30 учебника, таблица Автор Точка зрения Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее вам близок?

Цели и смысл жизни

Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни

П. 3 с. 30 учебника, таблица

Точка зрения

Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее вам близок?

Подходы к пониманию смысла жизни

Что будет после меня?

Мы ценим жизнь потому что она не бесконечна

Смертный человек-

человеческого рода

Общественная

3. Науки о человеке Сущность человека

3. Науки о человеке

Сущность человека

Практические выводы: 1. Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы

Практические выводы:

1. Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.

2.Необходимо осознать значимость человека, понять в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, ради чего стоит жить.

3.Важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.

Читайте также: