Найти конспект урока русского языка репкин 1 класс тема чего больше гласных звуков или буквы

Обновлено: 06.07.2024

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив :

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й , а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

III. Физкультминутка

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе.

ВложениеРазмер
chego_bolshe_glasnyh_zvukov_ili_glasnyh_bukv.pptx 884.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чего больше: гласных звуков или гласных букв ПРОЕКТ

ГРУППА 1 ГРУППА 2 ГРУППА 4 ГРУППА 3 ГРУППА 5

Прочитай слова мал, мял, зима, мячик . Какой одинаковый гласный звук есть во всех этих словах? Для этого запиши так, как мы их слышим мал - [ ], мял - [ ], зима - [ ], мячик - [ ]. Ответ: во всех словах слышим один и тот же гласный звук [ ] . Одной и той же буквой он обозначен или нет? Буквы ________ Слайд 2 ГРУППА 1

Прочитай слова нос, нёс, клён, слон . Какой одинаковый гласный звук есть во всех этих словах? Для этого запиши так, как мы их слышим нос - [ ], нёс - [ ], клён - [ ], слон - [ ]. Ответ: во всех словах слышим один и тот же гласный звук [ ] . Одной и той же буквой он обозначен или нет? Буквы ________ Слайд 2 ГРУППА 2

Прочитай слова лук, люк, луна, люди . Какой одинаковый гласный звук есть во всех этих словах? Для этого запиши так, как мы их слышим лук - [ ], люк - [ ], луна - [ ], люди - [ ]. Ответ: во всех словах слышим один и тот же гласный звук [ ] . Одной и той же буквой он обозначен или нет? Буквы ________ Слайд 2 ГРУППА 3

Прочитай слова мэр, мел, змей, сэндвич . Какой одинаковый гласный звук есть во всех этих словах? Для этого запиши так, как мы их слышим мэр - [ ], мел - [ ], змей - [ ], сэндвич - [ ]. Ответ: во всех словах слышим один и тот же гласный звук [ ] . Одной и той же буквой он обозначен или нет? Буквы ________ Слайд 2 ГРУППА 4 ГРУППА 4

Прочитай слова мыл, мышка. Какой одинаковый гласный звук есть во всех этих словах? Для этого запиши так, как мы их слышим мыл - [ ], мышка - [ ], Ответ: во всех словах слышим один и тот же гласный звук [ ] . Прочитай слова мил, мишка. Какой одинаковый гласный звук есть во всех этих словах? Для этого запиши так, как мы их слышим мил - [ ], мишка - [ ]. Ответ: во всех словах слышим один и тот же гласный звук [ ] . Одной и той же буквой они обозначены или нет? Буква ___ и буква ___ . Слайд 2 ГРУППА 5

Вывод Чего больше: гласных звуков или гласных букв? Гласных звуков _____ . Гласных букв _____. Ответ : больше гласных _____.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание благоприятных условий для совершенствования фонетических умений и понятий , орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся .

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению с гласными звуками и буквами, осознанию и осмыслению знаний о гласных звуках и буквах, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности ,каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию представленную в разных формах ,находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ ,синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи ,владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; различать гласные звуки и буквы.

Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 класс. Урок моделирования.

Учитель: Степанова И.Я.

Известное: Умеют составлять звуковую модель звучащего и записанного слова, когда звучание и написание совпадают. Умеют выбирать гласную букву в зависимости от предыдущей согласной.

Новое: Составлять звуковую модель слова, когда звучание и написание не совпадают.

Организационная форма и принципы КРД,

Инструкции учителя по КРД

Побуждения и действия учителя и фиксацию знаний

Задания на индивид.

Прочитайте и выделите голосом гласный звук в каждом слове:

«Почему я обозначило один и тот же звук разными гласными буквами? Как вы думаете…?

Моделирование отношений между звуками и буквами.

Принципы индивидуальных вкладов т.к. дети владеют данным способом звуко-буквенного анализа.

Во всех словах слышим звук [А]

-Слышим звук [А], пишем букву А.

Т.к. в Слове ПАР нам нужна такая гласная буква, которая указывает на твердость предыдущего согласного, а в слове ТЛЯ – такая гласная, которая указывает на мягкость предыдущего согласного.

Значит, вы правильно заметили, что один звук [а] обозначается на письме двумя буквами А и Я.

Значит, в русском языке есть секрет Гб? Гзв. Попробуем его разгадать.

Из данных слов выпишите пары, в которых одинаковый гласный звук обозначен разными буквами и определите

( через модель) отношения между звуком и буквами.

Учебник стр.14 №3. Запишите буквами [дата], [д'ад'а], [л'уд'и], [луна], [лом], [л'он].

Преобразование модели отношения между звуками и буквами.

Решение частных задач на основе модели звуко-буквенных отношений между гласными.

Принципы обмена позициями, т.к. появляются разные модели, разные точки зрения и они будут обсуждаться и обосновываться в группе.

Принцип обмена позициями, т.к. у учащихся могут возникнуть разные точки зрения, которые легче решить в парном взаимодействии.

1).[а] – т.к. звук [а] мо-

перед звуком [а] стоит твердый согласный – пишем букву а;

- если перед звуком [а] стоит мягкий согласный – пишем букву я.

2ой вариант модели, т.к. в ней показана не только буква, но и условие ее выбора.

В тетради допишем:

Сколько пар слов можно выделить?

Какими буквами вы обозначили гласные звуки каждой пары слов?

Для чего одинаковые гласные звуки вы обозначили разными буквами?

Как вы считаете, разгадали ли мы один из секретов русского языка?

Рефлексивная оценка звуко-

буквенных отношений между гласными.

Принцип индивидуальных вкладов, т.к. дети решают орфографическую задачу на основе построенной модели.

Можно выделить три пары слов. В каждой паре есть свои одинаковые гласные звуки [а,о,у].

(через произношение-действие). Если напишем не ту букву, то слово теряет смысл. Такого слова нет дада, есть слово дядя – человек мужского пола.

Да т.к. мы смогли увидеть и показать, используя модель отношений и примеры слов, что один гласный звук можно обозначить двумя буквами.

Вы увидели эти пары.

Подчеркните эти буквы в словах.

Помогла ли вам модель при выборе гласной буквы?

Составьте модели к каждой паре слов.

Чего же больше гласных звуков или гласных букв?

Запись в тетради:

Запись в тетради:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 075 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.10.2017 680
  • DOCX 62.5 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Ирина Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать ситуацию, при которой дети при которой дети принимают учебное действие и используют его как инструмент для решения поставленной учебной задачи.

Воспитывать орфографическое чутье в процессе письма.

Развивать речь учащихся.

Цель учащихся: Открытие нового способа действия

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет

Время реализации занятия – 20 минут

Сценарий урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Организация начала урока

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята.

2 . Проверка готовности к уроку

- Проверьте, всё ли готово к уроку.

- На столе должны лежать: учебник, пенал, дневник, справочник

3. Эмоциональный настрой.

- Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке. Начинаем работать.

4. Знакомство с учебником.

- Сейчас мы с вами познакомимся с учебником русского языка и его персонажами.

- Откройте учебник на с. 3. Посмотрите на табличку слева. Здесь пиктограммы – условные обозначения, которые мы увидим на страницах учебника. Познакомимся с ними. Прочитает …

- Сейчас познакомимся с обращением авторов учебника к вам, ребята. Читать обращение буду я, а вы следите за мной. (я читаю с. 3-4)

- А теперь познакомимся с персонажами. Прочтем беседу на с. 5-7. Ребята, посмотрите на содержание текста, не читая его, и ответьте мне на вопрос: что вы заметили интересного? (реплики).

- Значит, как мы будем с вами читать? ( по ролям)

- Прочтем по ролям: Петин папа – Алеша, робот Сам Самыч – Максим, за автора прочту я, а слова ребят прочтет Женя.

- Ребята, откройте учебник на с.8. Еще об одной особенности нашего учебника вам сейчас расскажу. Вверху страницы – название темы раздела – нескольких уроков. Дальше, ребята, идут задания, которые вы одни никогда не выполняете, их мы будем выполнять с вами вместе.

- Перелистните страничку. Вы видите, что в первой теме 4 задания. Дальше идут упражнения, которые мы будем выполнять вместе и самостоятельно.

2. Постановка УЗ.

2. Работа в тетрадях

- Открыли тетради, записали число, классная работа (слайд 1)

Задание 1. Рефлексия.

- Из чего состоит наша речь?

- На какие две большие группы делятся все звуки?

- Чем звуки обозначаются на письме?

3.Открытие нового знания детьми.

Задание 2. Обозначим звуки буквами (коллективно).

- Прочитайте слова (слайд 2)

- Какой одинаковый звук во всех этих словах? (звук о)

- Одной и той же буквой он обозначен или нет? (буквами о и ё)

- Посмотрите на схемы, которые составили Маша и Алеша. Чья схема более точная? Почему?

4. Отработка открытого способа действия.

Первичное закрепление.

- Назовите гласные звуки (а,о,у,ы,э, и). Сколько их в русском языке? (6)

- Назовите гласные буквы (а-я, о-ё, э-е, у-ю, ы-и). сколько их? (10)

- почему букв больше, чем звуков? (один гласный звук может на письме обозначаться разными буквами)













3. Работа по учебнику и в тетрадях.

- Откройте учебники на с.10.

- В тетради записываем посередине строки с большой буквы: Упражнение 1.(слайд 5)

Читайте также: