Профессии будущего конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КЛАССНЫЙ ЧАС

План-конспект

Цель: Повысить уровень ориентации детей в мире профессий и лучшему осознанию особенностей профессий, побудить интерес участников к выбору профессии; дать им возможность "посмотреть на себя со стороны", дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания различных профессий.

Оборудование: 1.проектор, 2.затемнение, 3.ватман, 4.листы бумаги, 5.ручки, 6.ноутбук, 7.списки профессий на листе ватмана (на доску),

8.тест на определение личностных качеств: терпение, усидчивость, 9.маркеры крупные, 10.магниты.

Подготовка: Поставить стулья для гостей, расставить парты по две на четыре группы и стулья к ним. На столы разложить листы бумаги, ручки, маркеры. На доске написать тему. Настроиться проектор, повешать затемнение.

I этап (Вступление) – 5 минут.

Слово учителя:

Действия учителя (вопросы)

Действия учащихся

Чтобы начать длинный путь (в том числе и жизненный путь), нужно сделать первый шаг, не стоять на месте.

Можно ли его высказывание как-то соотнести с нашей темой?

Почему вы так думаете?

Сделав один шаг, один выбор (выбрав профессию), человек определяет весь жизненный путь, т.е. каким будет его жизнь.

Можно ли сказать, что выбранная профессия станет жизненным путем? Почему?

Да. Ученые подсчитали, что на работе человек проводит 2/3 своей жизни. И то, какой будет эта жизнь зависит, от сделанного выбора.

Что будет, если человек выбирает профессию, которая ему не подходит? Как это может повлиять на его жизненный путь?

Ему будет неинтересно, он не сможет самореализоваться (реализовать свои таланты, способности, желания).

Будет ли ошибкой сделать неверный выбор профессии? Почему?

Работа будет в тягость, работать человек будет как из-под палки, ему будет неинтересно. Приходить на работу он будет без настроения, поэтому не будет хороших результатов и профессиональных достижений.

Легко ли выбрать профессию?

Что необходимо, чтобы суметь правильно выбрать профессию?

Знать себя, свои способности, склонности, таланты, интересы.

Как вы думаете, когда нужно начинать задумываться о выборе профессии?

Как можно раньше. Можно уже и в 7 классе.

А почему вы считаете, что в 7 классе уже важно сориентироваться с выбором профессии?

Нужно выбрать учебные предметы, необходимые для получения выбранной профессии, стараться больше по ним заниматься, готовить свое будущее.

Итак, я предлагаю вам попытаться определиться с выбором профессии (или хотя бы какого-то направления).

Конечно, одного урока нам будет недостаточно. Мы отведем этому несколько классных часов.

II этап (практическая работа) – 7 минут.

Действия учителя (вопросы)

Действия учащихся

Учитель: На сегодняшний день в России известно несколько тысяч профессий. Я предлагаю вам выполнить такое задание: в каждой группе за 2 – 3 минуты написать названия профессий на листах бумаги (полосы обоев). Таким образом, мы выясним, много ли профессий вы знаете.

Ученики работают в группах. По окончании работы ученики вывешивают результаты на отведенных участках доски в 4 столбика на магниты.

Учитель предлагает выявить профессии, повторившиеся в нескольких группах. Почему эти профессии у вас повторились?

(Потому что они всем хорошо знакомы). Да, эти профессии вы хорошо знаете, понимаете, какую конкретно работу выполняет специалист.

Учитель предлагает выявить профессии, прозвучавшие 1раз, т.е. резкие. В чем особенности труда в этих профессиях?

Ученики приводят примеры.

III . Этап ТРЕНИНГ (ИГРА)

1.Профориентационная игра "Самая - самая" –

Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты?

1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными. ”. Обсуждаем вместе.

2. Учитель называет следующую характеристику, а участники сразу же по очереди (по группам) предлагают свои варианты и т.д.

Характеристики :

“самая зеленая профессия”,

“самая сладкая профессия”,

“самая умная профессия”,

“самая необходимая профессия",

“самая детская профессия”,

“самая смешная профессия”,

“самая мобильная профессия”.

2. Профориентационная игра "Угадай профессию" (или Я – инопланетянин) – 5 минут.

1. Учитель просит учащихся в классе загадать профессию (не произнося вслух), которую все хорошо знают. К примеру, профессия — таксист.

2. Далее Учитель обращается к классу со следующим заданием: “Представьте, что я "свалилась с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю. Попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, — таксист)”.

3. Учитель предлагает учащимся на доске (на большой бумаге) схему анализа профессии. Не следует на данном этапе много спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.

4. После первого этапа участники групп: 1 —загадывают конкретную профессию; 2 — каждая команда “кодирует” загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии; 3 — игроки других команд должны отгадать загаданную профессию по названным характеристикам.

Характеристика профессий

Предмет труда:

1 – животные, растения (природа)

3 – люди (дети, взрослые)

4 – техника, транспорт

5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…)

6 – художественный образ

1 – контроль, оценка, диагноз

6 – собственное развитие

Условия труда:

1 – бытовой микроклимат

2 – большие помещения с людьми

3 – обычный производственный цех

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 – работа на открытом воздухе

7 – работа сидя, стоя, в движении

8 – домашний кабинет

Характер общения в труде:

1 – минимальное общение (индивидуальный труд)

2 – клиенты, посетители

3 – обычный коллектив (одни и те же лица…)

4 – работа с аудиториями

5 – выраженная дисциплина, субординация в труде

Ответственность в труде:

3 – за жизнь здоровье людей

4 – невыраженная ответственность

Особенности труда:

1 – большая зарплата

3 – “соблазны” (возможность брать взятки, воровать…)

4 - частые командировки

5 – законченный результат труда (можно полюбоваться)

Типичные трудности:

1 – нервное напряжение

3 – вероятность грубого обращения

4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме)

5 – невысокой престиж работы

Минимальные уровень образования для работы:

1 – без специального образования (после школы)

2 – начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 – среднее профессиональное образование (техникум)

4 – высшее профессиональное образование (вуз)

5 – учена степень (аспирантура, академия…)

Цель игры — на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в классе, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждая группа должна будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать (примерно 30—40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”

2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

Какие качества необходимы для разных видов профессий, которые называли дети?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Действия учителя (вопросы)

Действия учащихся

Учитель подводит итог урока, задает вопросы: Был ли полезен для вас наш сегодняшний классный час?

Что нового вы узнали?

Учащиеся озвучивают свои выводы, отвечают на вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: 1.Вывести учащихся на более высокий уровень познания через повторение и обобщение, формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

2. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и

3. Воспитывать у учащихся интерес к будущей профессии,

нравственно-эстетическое отношение к миру.

Задача: Выполнение грамотно построенной фигуры человека, занятого профессией (делом).

1. Орг. момент (1 – 2 мин).

2. Проверка домашнего задания (5 мин).

3. Актуализация опорных знаний.

В течение ряда уроков мы говорили о красоте человека, о пропорциях в искусстве разных эпох. Давайте ещё раз вспомним о пропорциях:

~ Сколько раз голова укладывается в рост человека? (У взрослого человека - 7-8, у подростка – 6, у маленького ребенка – 4-5 раз).

~ Сколько раз голова укладывается в ширину плеч? (2 раза).

~ Как соотносятся друг с другом плечо и предплечье, бедро и голень? ( Они приблизительно одинаковы).

~ Чему равна длина стопы? (Высоте головы).

~ А длина ладони? (Лицу).

~ Какой длины руки человека? (Они заканчиваются на уровне бедер).

Хорошо. А теперь ответьте на вопрос: что такое набросок?

(Набросок – это изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом. В наброске художник фиксирует свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Наброски выполняются с натуры или по памяти и представлению).

4. Беседа об изображении человека-творца, многообразии профессий.

(На доске – выставка репродукций картин).

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Перед вами – выставка картин о профессиях разных авторов (перечислить, назвать). На них изображены люди труда в разное время. Композиционное разнообразие этих картин очень разное. На некоторых из них изображен 1 человек, на других несколько, но на каждой из них изображен человек труда, который является смыслообразующим центром картины. Его можно изобразить в полный рост, можно в виде поясного портрета с передачей настроения, можно изобразить группу людей, ведущих совместные работы.

Лит. ряд: 1) Нужные работники –

Столяры и плотники!

2) Столяру хорошо,

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

3) …Я б детей лечить пошел,

Пусть меня научат.

Детям я лечу болезни, -

Где занятие полезней?

4) …Я б в шоферы пошел –

Пусть меня научат.

5) Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат…

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

6) Это – рабочий.

Рабочий – тот, кто работать охочий

Все на свете сделано им.

Подрасту – буду таким.

7) – Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот.

А теперь самостоятельно выполните изображение человека, занятого профессией (делом), которое вам интересно.

Можете использовать материалы, помещенные на доске.

5. Практическая работа (20 мин).

На столах лежат таблички с названиями команд – участники распределяются по командам в соответствии с выбранными жетонами.

Вступительное слово преподавателя.

В начале игры рассказать учащимся о том, как быстро изменяется мир профессий в современное время и вспоминает с ними Атлас новых профессий (с общей информациейи о том, что это и для чего создавалось, что в нем можно найти учащиеся знакомились на предыдущем занятии).

В современное время скорость изменения мира профессий увеличивается, а сложность профессиональных задач возрастает, поэтому, ребята, вы должны стать профессионалами в своем деле, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире.

Задание 1. Решите тематические ребусы.

Ответы запишите прямо на бланке с заданием №1.


Ответы:

Оценка задания: по 2 балла за правильный ответ + 1 бонусный балл команде, которая принесла свой ответ первой.

(На обратной стороне бланка следующие задания).

Задание 2. Восстановите цитату.

В этом задании вам необходимо из всех полученных слов восстановить высказывание одного известного писателя. Ответ записываем словами прямо на бланке с заданием. Первое слово цитаты подчеркнуто.

Будущая профессия – профессия будущего

Мир профессий стремительно меняется. Многие профессии становятся невостребованными, им на смену приходят новые. Какую профессию необходимо освоить сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

Автор: Берникова Людмила Васильевна

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX ]

Цель: формирование у обучающихся современного представления о профессиях будущего.

Задачи:

  • расширить представление обучающихся о профессиях;
  • формировать потребность в освоении новых навыков и умений;
  • развивать способность к реализации жизненных планов.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Слайд1

Задание № 1. Посмотрите видеоролик.

1. Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии.

2. Сформулируйте тему занятия.

Слайд2

Задание № 2. Прочитайте высказывания римского философа Сенеки и китайского философа Конфуция.

1. Подумайте, в чём смысл высказываний древних философов.

2. Почему сегодня важно говорить о будущем?

Слайд3

Задание № 3. Опишите представленный на слайде вектор профессионального выбора.

1. Что нужно знать и учитывать при выборе профессии?

Слайд4

Задание № 4. Рассмотрите слайд.

1. Посмотрите, каких профессий уже нет.

2. Подумайте, почему они перестали быть актуальными.

3. Назовите профессии, которые с вашей точки зрения, останутся по-прежнему востребованными. Почему? (Повар, артист…)

4. Как вы думаете, какие профессии исчезнут в ближайшее время? С чем это связано? (почтальон, кассир…)

Задание № 5. Перейдите по ссылке.

1. Какие отрасли будут активно развиваться?

2. Посмотрите, какие новые профессии появятся в ближайшее время.

3. Подумайте, каковы основные тенденции изменений на рынке труда.

4. Сделайте вывод, какие профессии будут востребованы и почему.

Слайд6

Задание № 6. Профориентационная игра.

Групповая работа:

1. Совместно с группой определите конкретную профессиональную цель. Это может быть поступление в учебное заведение, окончание данного заведения, оформление на определённое место работы или конкретное профессиональ­ное достижение, включая построение карьеры, получение наград, премий и т. д.

2. Выберите в группе добровольца, который будет представлять себя или какого-то вымышленного человека (для вымышленного человека необходимо определить его основные характеристики: пол, возраст, образование, семейное положение и т. д.)

3. Зная, к чему стремится главный герой, каждый ученик должен определить для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Трудности мо­гут быть как внешними, исходящими от других людей или каких-либо обстоятельств, так и внутренними, заключен­ными в самом человеке – главном герое. Обучающиеся должны не только определить трудности, но и пути их преодоления. Главному герою даётся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовил­ся ответить, как он собирается их преодолевать.

4. После этого обучающиеся по очереди называют по одной трудности, а главный герой, не раздумывая, должен сказать, как можно эту трудность преодолеть.

5. После ответа главного героя ученик, назвавший проблему, даёт свой вариант её преодоления.

6. Классный руководитель вместе со всеми учениками определяет, чей вариант преодоления проблемы оказался наиболее реалистичным, оптимальным и интересным.

7. Если к концу игры у главного героя окажется максимальное число решённых проблем, значит, он сумел самостоятельно преодолеть основные трудности на пути к своей цели.

8. При под­ведении итогов можно также обсудить, сумел ли главный герой ещё на подготовительном этапе выделить те труд­ности, которые в игре предлагали ему остальные участники.

Слайд6

Задание № 7. Профориентационная игра.

Задача обучающихся – придумать бизнес-идею будущего и пригласить на свои вымышленные предприятия других участников.

В течение пяти минут надо придумать бизнес-идею будущего, т. е. представить, что открываешь собственное дело, в которое необходимо вовлечь трёх единомышленников. Их выбирают среди одноклассников.

По истечении времени все по очереди рассказывают о своих бизнес-идеях будущего. По ходу рассказа можно задавать уточняющие вопросы. Например, будут ли востребованы услуги (продукция) вашего предприятия? Почему вы выбрали именно этих людей? В чём именно будет заключаться их работа?

И в заключение:

1. Подумайте, какими навыками и умениями нужно обладать, чтобы быть востребованным на современном рынке труда.

Читайте также: