План конспект урока степени сравнения прилагательных

Обновлено: 06.07.2024

Усвоение значения прилагательных в форме сравнительной степени.

Формирование УУД при помощи приемов технологии критического мышления.

разобрать способы образования сравнительной степени, их синтаксическую роль,

отработать навык правильного употребления прилагательных в составной сравнительной степени.

формирование мировоззренческих понятий.

Общеучебные универсальные действия использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

на доске записи: Шестнадцатое января

Изучить Научиться Научиться правильно употреблять

Саша внимательнее Маши.

Саша более внимательна,чем Маша.

1. Мотивирование к учебной деятельности(психологический настрой на урок с целью поднятия эмоциональности и позитивного настроя учащихся).

-Доброе день, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Ильгамия Рашитовна, и сегодня я постараюсь помочь вам открыть новое в мире русского языка

Есть такие высказывания : « Открытия делают только подготовленные умы. ( Блез Паскаль )

Не сомневаюсь, что передо мной подготовленные умы и думающие ученики, которые совершат сегодня открытие. Мне тоже интересно открыть каждого из вас.

Какие характеристики вы можете дать себе как школьникам, используя имена прилагательные?

Удачи желаю я Вам. Улыбнитесь миру, и мир улыбнется вам.

-Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Перед вами опорная карта, с которой вы будете работать.

Посмотрите на вашу опорную карту и напишите все, что знаете об имени прилагательном.

Прилагательное – ___________________ часть речи, которая обозначает ____________________________, отвечает на вопросы ___________________ Изменяется по _______________________________________. Могут иметь ________________и _____________________форму. В предложении бывают __________________и____________________.


(прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.) Слайд 1.

-Прочитайте, что написали.

Молодцы. Вы дали правильное определение имени прилагательного

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

Перед вами снежинки(обращаю внимание на проектор. Слайд 2). Попробуйте найти в них отличия.


2. Рядом со снежинками написаны цепочки слов.

маленькая – меньше – более маленькая;

– Про какую снежинку можно сказать, что она маленькая? А какая меньше? Какая более маленькая?

– Продолжите вторую цепочку. Одна снежинка красивая, вторая – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. Какая снежинка холодная? Вторая – …?

4.Фаза- осмысление материала:


Проверка заполнения ядер. Слайд5

2.Теория обязательно должна подтверждаться практикой:

Упражнение 333

–Раскройте скобки, ставя прилагательные в сравнительную степень .Подчеркните главные члены предложения

Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

После работы еда (вкусный).

Дождливое лето (плохой) осени.

Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

Нам необходимо решить лингвистическую задачку . Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Учащиеся при правильном ответе встают с места( сравнительные степень прилагательных):

Слаще , более лучше, более узкий , худше, теплее , менее сильнее

Наша задача выполнить упражнение 334.

Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

Сидя за партой, работа по цепочке.

Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Молодцы, ребята, следующая наша

Учащиеся должны определить, какое имя прилагательное в простой сравнительной степени сравнения, а какое — в составной сравнительной степени сравнения.
Огромнейшее, более великий, больше, здоровее, более смелый, смелее, меньше, менее маленький, длинный, длиннее, самый длинный, короткий, самый короткий, более короткий, короче, лучше.

- мы помним, как вы характеризовали себя в начале урока. Но теперь, зная, как образуются формы сравнительной степени прилагательных, вам не составит труда написать памятку для школьника: каким должен стремиться стать школьник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.

- дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

1) обучающие:

- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

2) развивающие:

- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

I . Работа с теоретическим материалом из учебника.

Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.

Волга – крупнейшая река в Европе.

Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:

Черный, здоровый, молодой.

Степени сравнения прилагательных

Основа прилагательного + суффиксы:

-е: большой – больше;

-ее (-ей): милый - милее, милей;

-ше: старый – старше.

смелый – более смелый;

громкий – менее громкий.

Основа прилагательного + суффикс:

-ейш-: милый – милейший;

-айш-: мягкий – мягчайший.

Иногда может использоваться приставка наи-:

наисложнейший, наистрожайший, наиглубочайший.

1. Полная форма прилагательного + слова самый, наиболее, наименее:

смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.

2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех:

громкий – громче всех, громче всего.

Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.

В предложении являются сказуемыми:

Брат старше меня на два года.

Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).

В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:

В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

Домой мы возвращались по более широкой дороге.

Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).

Неизменяемыми являются слова наиболее, наименее:

в наиболее недоступном месте.

В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:

Байкалглубочайшее озеро на Земле.

Ивановсильнейший из всех игроков.

II . Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.

Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).

Комментарий:

Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:

Образец: простой – проще.

(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.

(1) Строгий - строже, (2) молодой - моложе, (3) сухой - суше, (4) громкий - громче, (5) твердый - тверже, (6) богатый - богаче, (7) густой - гуще, (8) дорогой - дороже, (9) мягкий - мягче, (10) чистый - чище.

Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:

Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.

(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.

(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.

(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.

(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.

(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.

Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:

(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.

(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.

Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:

(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.

(1) Круглее – простая сравнительная степень прилагательного.

(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.

(3) белейший – простая превосходная степень прилагательного.

(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.

(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.

(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.

(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.

(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.

(9) дальше – простая сравнительная степень прилагательного.

(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.

(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.

(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.

(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.

(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.

(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.

Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:

(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.

(1) Красивее, (2) выше, (3) более мягкий, (4) мельче, (5) длиннее, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаще.

Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:

(1) Мягкий, (2) босой, (3) твердый, (4) слепой, (5) белый, (6) живой.

(2) босой, (4) слепой.

Домашнее задание: § 57; упражнение № 333 (по заданию).

1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Урок состоит из двух разделов:

1). Теоретический блок (содержит необходимые теоретические сведения о степенях сравнения прилагательных и способах их образования, дает примеры их функционирования в текстах) и

2). Практический блок, в котором учащиеся закрепляют и отрабатывают теоретические положения раздела.

Каждое задание имеет ключ (правильное выполнение упражнения с ответами).

"Дополнительный дидактический материал содержит задания различного характера : образовать от данных прилагательных различные формы степеней сравнения прилагательных (задания №№ 1 и 2); подчеркнуть выделенные слова как члены предложения (задание № 3); определить степень сравнения прилагательных и выполнить их морфемный анализ (задание № 4); найти ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; записать верные варианты; суффиксы выделить (задание № 5); выписать качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения (задание № 6).

"Выдержка из материала:

§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

II. Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.

Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.

Дополнительный дидактический материал

"Задание № "1 : образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:Образец: простой – проще.(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.Ключ:(1) Строгий - строже, (2) молодой - моложе, (3) сухой - суше, (4) громкий - громче, (5) твердый - тверже, (6) богатый - богаче, (7) густой - гуще, (8) дорогой - дороже, (9) мягкий - мягче, (10) чистый - чище.

"Задание № 2 : образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.Ключ:(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех. (2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший - самый интересный, интереснее всех.

"Задание № 3 : подчеркните выделенные слова как члены предложения:(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8)

В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.Ключ:(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.

"Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Усвоить значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени.

Поработать над нормами образования форм сложной сравнительной степени.

Обратить внимание на чередование звуков при образовании простых форм сравнительной степени.

- Развивать языковое чутьё, орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к изучению языка.

Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания и беседа о притяжательных прилагательных с суффиксами –ин- (-ын-), - ов- (-ев-). Индивидуальная работа по карточкам дифференцированного контроля.

- Какую тему мы закончили изучать? (Разряды имён прилагательных по значению.) Назовите разряды прилагательных. (Слайд)

- Какие особенности в образовании падежных форм имеют притяжательные прилагательные с суффиксами –ин- (-ын-), - ов- (-ев-)? Приведите примеры. (Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин- (-ын-), - ов- (-ев-) м. и ср. р. ед. ч. имеют краткие и полные формы в род. и дат.п.; в тв. п. и пр. п. – только полные.)

- Отразите особенность написания притяжательных прилагательных, образованных от собственных имён существительных? (Пишутся с прописной буквы.)

III. Словарно-орфографическая работа. (Слова проецируются на экран.)

Поразительная профессия, удивительный специалист, алюминиевый прибор, металлическая пуговица, Маринина перчатка, аккуратный хранитель, шёлковый халат, Димин костюм, заграничный пиджак, кожаный ремень, опасная экспедиция, чёрный ботинок.

1. Объяснить орфограммы в словах.

2. Указать разряды прилагательных по значению.

3. Составить предложение, используя словосочетание опасная экспедиция так, чтобы прилагательное указывало на проявление признака предмета в большей степени.

Экспедиция на север была опаснее. (Учащиеся записывают предложение)

4.Произведите синтаксический разбор предложения. Какое слово из данного предложения соответствует схеме

IV. Проблемная постановка темы урока.

Ребята, посмотрите на доску и определите, чем различаются указанные прилагательные?


Конспект открытого урока направлен на формирование понятия о степенях сравнения имен прилагательных, умения образовывать формы степеней сравнеия, различать их в контексте, расширения словарного запаса школьников.

Описание разработки

Цель урока: дать понятие о формах сравнения имён прилагательных.

Задачи урока:

формировать умение образовывать формы сравнения прилагательных, различать их в контексте; расширять словарный запас школьников;

развивать мышление, орфографическую зоркость, речь обучающихся;

воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, наглядность, рабочий лист с заданиями.

Ход урока.

Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый легкий,- подражание; третий, самый горький,- опыт… ( Конфуций)

- Какой путь выбираете вы?

Ученики работают с картой готовых утверждений:

Обозначает признак предмета

Изменяется по числам и падежам.

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.

Прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.

Имя прилагательное изменяется по родам.

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.

Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.

Все прилагательные имеют краткую форму

Прилагательные имеют две степени сравнения.

Распределить данные словосочетания по разрядам. Объясните свой выбор. Вставить пропущенные окончания, объяснить выбор.

Бел.. блузка, коровь.. молока, фарфоров.. посуду, соломенн.. крышей , воробьин.. писк, широк.. простора, лис.. хвост, декабрьск.. метель, о великолепн.. зрелище, вчерашн.. газета.

Вывод : На какие разряды делятся имена прилагательные? Как согласуются прилагательные с существительными? Как определить написание окончаний имен прилагательных?

Введение в тему.

На доске предложения.

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красИвее)

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? ( красивейший)

- Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Вывод: Качественные имена прилагательные имеют две формы сравнения: сравнительную и превосходную.

Вывод: Все ли имена прилагательные могут образовывать степени сравнения?

- Как же образуются эти две формы?

Изучение нового материала. Немая таблица. Схема на доске.

- Сделайте вывод о том, какими членами предложения являются прилагательные в сравнительной и превосходной форме на примере предложений данных выше.

Вывод: Прилагательные в сравнительной форме являются сказуемыми, а в превосходной форме – определениями.

Первичное закрепление.

Упражнение 648, страница 196. В гостях у пословиц. Образовать от имен прилагательных, данных в скобках, сравнительную степень. Указать синтаксическую роль в предложении.

Дороже, больше, хуже, вкусней, лучше, мудренее.

Вывод: В русском языке имеются имена прилагательные, которые в сравнительной степени меняют свой звуковой состав. (Опора)

Физминутка. Закрыли глаза, представили, что вы в зимнем лесу любуетесь красотой окружающего пейзажа. Какие прилагательные вы услышали, в какой степени они употреблены?

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая.

Прочитайте прилагательные и формы их превосходной степени. Правильно ли образована простая превосходная форма прилагательных? Запишите правильно, образовав ещё и сложную превосходную форму.

Избегайте речевых ошибок.

- Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный

- Нельзя два раза употреблять ее (более умнее).

- Самый не сочетается с суффиксами -айш, -ейш

Определить степень сравнения имен прилагательных.

Вывод: Образование степени сравнения имен прилагательных

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Как вы думаете. Можно ли встретить в нашей жизни употребление данных форм сравнения имен прилагательных.

Прекрасное далеко, Лучший день;

Жить-хорошо. А хорошо жить- еще лучше.

Наши телевизоры не хуже импортных.

Наше турагенство отправляет людей в жаркие и холодные страны. Мы самая старая фирма города. Наши гиды сопровождают вас и не дадут вас в обиду. Ни один наш клиент не заразился холерой, малярией, брюшным тифом. Ни одного не съел крокодил, ни один не достался пираньям, не упал с высоты, не потерялся в джунглях, не был убит, не разбился в скалах, не был съеден людоедами. Мы лучшие!

Сразу предложите потенциальному клиенту наилучшее решение вопроса. Желательно сделать это в краткой, убедительной форме, чтобы человек почувствовал, как легко будет избавиться от проблемы.

Домашнее задание. Третий путь, самый горький,- опыт.

Для слабых учащихся стр. 198, правило. Упр. 655.

Для сильных уч-ся: написать небольшой текст о зиме, используя прилагательные в сравнительной и превосходной форме.

Поделитесь своим мнением об уроке , используя степени сравнения имен прилагательных.

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Читайте также: