Герои национального эпоса разных народов россии конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Эпос – это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

Народный эпос

В сознании первобытных людей неразделимо существовали некоторые зачатки искусства и науки, морали, религии и прочих видов направлений общественного развития. Только несколько позже все они обрели самостоятельность.

Частью культовых, религиозных, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире.

Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои – это герои устного эпического творчества.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях.

К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Герои легенд – реально жившие в те времена люди.

эпические герои

Об исторических событиях, имевших место в Древней Руси, повествуют былины. Это героические песни или стихотворные сказания. В них эпический герой – это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Это Алеша Попович и Илья Муромец, а также Добрыня Никитич. Однако эпические герои – это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович – богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор – великан, Садко – купец-гусляр и другие.

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.

образ эпического героя

Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Мировое наследие

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Самым ярким примером героического эпоса восточных славян является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Здесь основное действующее лицо - богатырь. Илья Муромец – эпический герой, центральная фигура многих произведений подобной тематики. Он представлен сочинителями в виде главного защитника своей родины и народа, отразив все основные ценности восточных славян.

 микула селянинович эпический герой

В английском героическом эпосе содержится множество баллад о Робине Гуде. Это легендарный разбойник и защитник всех несчастных и бедных. В балладах говорится о его мужестве, благородстве и веселом нраве.

Илья Муромец

Самым ярким отличительным признаком эпоса является героический характер его повествования. Из таких произведений становится ясно, кто является народным любимцем, и за какие заслуги.

характеристика эпического героя

Наиболее ярко образ эпического героя Древней Руси Ильи Муромца нашел свое отражение в былинах, относящихся к киевскому циклу. Их действие происходит либо в самом Киеве, либо возле него. В центре каждого повествования находится князь Владимир. Основной темой этих былин является защита Руси от южных кочевников.

Помимо Ильи Муромца участие в событиях принимают такие богатыри, как Алеша Попович и Добрыня Никитич. По данным исследователей, в общей сложности насчитывается 53 сюжета русских героических былин. Илья Муромец является главным героем в пятнадцати из них. В былинах представлена вся биография русского богатыря, начиная от его рождения и заканчивая смертью. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Исцеление Ильи Муромца

Из этой былины становится понятно, что ее главный герой был сыном крестьянина. Его, калеку, чудесным образом исцелили старцы. Они же и послали молодца служить в Киев, для того чтобы оборонить Русь от грозного врага. Перед уходом из родной деревни Илья Муромец совершил свой первый подвиг. Он вспахал крестьянское поле. И здесь уже показывается богатырская сила этого человека. Ведь он с легкостью выкорчевал на поле пни, а эта работа всегда являлась одной из наиболее тяжелых. Нет ничего удивительного в том, что в былине этот подвиг нашел свое отражение одним из первых. Ведь мирный труд крестьянина всегда служил источником его жизни.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В этой былине выделяют сразу несколько основных исторических эпизодов. Первый из них касается освобождения Чернигова, который осадила вражеская сила. Жители города попросили Илью Муромца остаться у них и быть воеводой. Однако богатырь отказывается и едет служить в Киев. По дороге он встречает Соловья-Разбойника. Этот отрицательный герой похож и на птицу, и на человека, и на чудовище. Его сходство с соловьем определяется тем, что живет он в гнезде на дереве и умеет свистеть так же, как и эта птаха. Разбойник он потому, что нападает на людей. Чудовищем его можно назвать из-за разрушительных последствий свиста.

Народу, создавшему это произведение, было крайне важно то, что добрый и благородный молодец Илья Муромец из обычного лука и только одним выстрелом победил Соловья-Разбойника. Важно и то, что никакого преувеличения силы человека в данном эпизоде нет. При этом сказитель высказал свое утверждение об обязательной победе добра над злом. Благодаря этому подвигу Илья Муромец выделился из всех богатырей. Он стал самым основным защитником родной земли, центром для которой является город Киев.

Русские богатыри

Эти герои эпического произведения всегда обладают недюжинной силой. Именно благодаря ей они и становятся необыкновенными людьми. Но, несмотря на это, во всех повествованиях богатырь – это обычный человек, а не какое-то волшебное существо.

 илья муромец эпический герой

В былинах эти люди, обладающие самыми лучшими качествами, противостоят злу в лице змей, чудовищ, а также врагам. Богатыри представляют собой ту силу, которая всегда способна защитить родную землю, восстановить справедливость. Всегда встают они на сторону правды. Рассказы о такой идеальной силе говорят о том, что именно о ней всегда и мечтал наш народ.

Основные черты Ильи Муромца

Этот богатырь является самым любимым героем русских былин. Он наделен могучей силой, которая дает ему выдержку и уверенность. Илья обладает чувством собственного достоинства, которым он никогда не поступится даже перед лицом великого князя.

герои эпического произведения

Народ представляет этого богатыря как защитника всех сирот и вдов. Илья ненавидит бояр, говоря им в лицо всю правду. Однако обиду этот герой забывает, когда над родной землей нависает беда. Кроме того, он призывает и других богатырей, чтобы они встали на защиту, но не князя Владимира, а матушки русской земли. Ради этого он и совершает свои подвиги.

Князь Владимир

Этот персонаж также присутствует во многих былинах об Илье Муромце. При этом стольный князь Владимир – вовсе не богатырь. В былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике он не совершает никаких плохих поступков. Рассказчик показывает его как человека, не обладающего мужеством. Ведь киевский князь испугался доставленного в город Соловья-Разбойника. Однако есть и другие былины. В них Владимир несправедлив и плохо поступает с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович

Этот герой встречается в нескольких былинах. Они повествуют еще о Вольге и о Святогоре.

Исходя из старинных понятий, Микула Селянинович является оратаем. Его отчество означает "землепашец".

Микула Селянинович - эпический герой, образу которого постоянно сопутствует ореол славы и сакрализация. Народ воспринимал его как крестьянского покровителя, бога Руси, святого Николу. Сакрализация присутствует даже в образе сохи, плуга, а также в самом акте пахоты.

Вольга и Микула Селянинович

Эту былину народ создавал в течение нескольких веков. При этом неизвестно, является ли Микула Селянинович реальным человеком, жившим в те далекие времена или нет. А вот Олег Святославович – это князь, двоюродный брат Владимира Мономаха и внук Ярослава Мудрого.

О чем же повествует эта легенда? В ней рассказывается о встрече двух богатырей – князя и крестьянина. До этого каждый из них занимался своими делами. Князь воевал, а пахарь обрабатывал поле. Интересно, что в этой былине оратай одет в праздничные одежды. Таковы правила этих произведений. Богатырь должен быть всегда красивым. Образ Вольги (Олега Святославовича) противопоставлен будничной работе крестьянина. При этом труд пахаря почитается в былине больше воинского.

герои устного эпического творчества

Отношение народа к богатырю

Доказать, что Микула эпический герой, несложно. Ведь его образ, олицетворяющий собой крестьянскую силу, проникнут большим уважением. Это чувствуется и в связи с использованием ласковых слов, когда героя называют оратай-оратаюшко.

Приветствуется народом и скромность богатыря. Ведь он говорит о своих делах без всякого хвастовства.

Святогор

В одной из былин, где встретились два героя, образ Микулы становится несколько иным, приобретая космическое звучание. Однажды случилось так, что Святогор, ехавший на коне, увидел пешего молодца. Он попытался догнать Микулу, но сделать это так и не смог.

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВ СТВЕННОЙ КУЛЬТ УРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬ КО Д.И.

расширение знаний о российской многонациональной ку льтуре,

способность к работе с информацией, представленной разными средствам и;

народов. Познакомится с героями национального эпоса разных народов.

• воспитывать чувство патриотизма, ува жение к Отечеству;

• воспитывать осознанное и уважительное отношение к ку льтурному наследию страны;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

• умение строить логические рассу ждения, делать вы воды;

• пользоваться дополнительными источниками получ ения информации.

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различны х позиций в сотру дничестве;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать другу ю точк у зрения;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения рез у льтата;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсу тствия

• в диалоге с учителем вырабатыва ть критери и оценки своей работы.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно -

диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология,

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно - нравственно й

1. Организационный момент. Психологи ч еский настрой Здравствуйте ребята. Займите свои

места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в у влекательное п у те шествие в м ир к у льтуры.

Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – героями и защитниками нашей Родины.

Почему люди воюют? Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? Как

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужезе мцами, выр аботал и

житейское представление о патриотизме, о тех каче ствах человека, благодаря кот о рым

У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. « Человек

позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как лю бят и

защищают самого близкого человека — мать. Предать Отчизну, не встать на её защит у

ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВ СТВЕННОЙ КУЛЬТ УРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬ КО Д.И.

В древних преданиях, свяще нных книгах прославлялись подвиги воинов,

защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для

народа. Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек

проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же,

как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались

Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные

качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

3. Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим

внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.

Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищ у

Стремительный. Он борется за счастливу ю мирн у ю жизнь людей, противостоит чудовищам,

которые пытаются разру шить его стран у и уничтожить вс ё живое. Герой изобража ется не

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬКО Д.И.

ОДНКНР, 5-а, б, в класс Дата__________ Урок №_07__

Тема: Герои национального эпоса разных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

расширение знаний о российской многонациональной культуре,

способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

представления о патриотизме в фольклоре разных

народов. Познакомится с героями национального эпоса разных народов.

воспитывать чувство патриотизма, уважение к Отечеству;

воспитывать ответственность и долг перед Родиной;

воспитывать осознанное и уважительное отношение к культурному наследию страны;

формирование готовности к саморазвитию;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

учить сопоставлять и анализировать информацию.

умение строить логические рассуждения, делать выводы;

пользоваться дополнительными источниками получения информации.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

самостоятельно формулировать тему, цели урока;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

1.Организационный момент. Психологический настрой Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – героями и защитниками нашей Родины. Приветствуют учителя, садятся.

2.Изучение нового материала.

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство.

В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались нравственные качества человека.

Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

3. Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.
Физкультминутка.

4. Нюргун Боотур Стремительный

Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищу Стремительный. Он борется за счастливую мирную жизнь людей, противостоит чудовищам, которые пытаются разрушить его страну и уничтожить всё живое. Герой изображается не только самым сильным, но и самым храбрым, самым красивым.

Строен станом, словно копьё,

Стремителен, как стрела,

Был он лучшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Красивейшим среди людей,

Храбрейшим среди людей.

Не было равных ему

В мире богатырей.

Могущественный богатырь Нюргун повергает в ужас своих врагов.

Огромен он, как утёс,

Грозен лик у него,

Выпуклый лоб его

Бьются, вздуваются жилы его —

Это кровь по жилам бежит.

Впалые у него виски,

Чутко вздрагивают нервы его…

Главный враг Нюргуна — трёхголовый огнедышащий восьминогий змей — страшное, злобное чудище. Он нападает на людей, разрушает их жилища, похищает женщин и детей.

Всё живое сжигает он

Смертоносным своим огнём.

Это он истребил племена…

Это он пожрал их стада,

Ближних соседей их перебил,

К дальним их соседям пришёл,

Обездолил их и угнал их скот…

Борьба с таким врагом по силам только Нюргуну. Только этот богатырь очистит родную землю от чудищ. И победил герой страшного змея, избавил свой народ от страданий.

Только он на ноги стал,

Только вкривь и вкось зашагал —

Полетел, как вихрь;

С восхода, с заката

Крикнул голосом громовым:

Тройной замок отопру,

Трёхголосым горлом своим запою…

5. Отважное сердце Урал-батыра

Жили-были два брата Урал и Шульген. Урал — смелый, добрый, мужественный, послушный сын. Шульген — злой, завистливый, не уважающий своих родителей. Много подвигов совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской.

— Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской! — решил Урал-батыр.

Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Собрался народ возле смертного ложа Урал-батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово.

Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет:

— Не пейте воду в одиночку. Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю. А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми.

— И вам, сыновья, моё слово. На этих землях, что я освободил от врагов, устройте счастье людей. Чтите старшего по годам, не пренебрегайте его советами. Чтите молодого за молодость его, не лишайте его своего совета и участия.

— А всем вам скажу так — пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. Не сторонитесь добра, не уступайте дорогу злу!

Сказал так Урал-батыр и умер. Низко-низко склонили свои головы в скорби все люди.

Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт. Стала гора именоваться по имени батыра — Урал-гора. А вскоре и всю горную страну стали называть его именем — Урал.

По очереди отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание: подготовить рассказ о герое ВОВ из своей семьи, если такого нет, то герой самый лучший (кино).

1. Сформировать у учащихся представление об эпосах и их значении в жизни конкретного народа.

2. Познакомить с географическим положением республик на карте.

3. Развивать познавательную активность детей, воспитывать чувство гордости за родной край.

ВложениеРазмер
eposy.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения "Эпосы народов России".

Цель: познакомить учащихся с понятием "эпос", с эпосами народов России (Якутии, Карелии, Бурятии, Калмыкии)

1. Сформировать у учащихся представление об эпосах и их значении в жизни конкретного народа.

2. Познакомить с географическим положением республик на карте.

3. Развивать познавательную активность детей, воспитывать чувство гордости за родной край.

Оборудование: презентация "Эпосы народов России", административная карта РФ, книги об эпосах, карточки с вопросами викторины, словари, карточки с ребусами.

Ребята, я надеюсь, что вам будет интересна тема, которую мы с вами сегодня будем обсуждать, и вы будете активно работать, внимательно слушать т.к. у нас будет работа по командам, за правильный ответ вы будете получать вот такие смайлики и в конце посчитаем, какая команда наберет наибольшее количество очков (смайликов). Также в конце классного часа будет викторина по нашей теме, где за каждый правильный ответ вы сможете заработать смайлики. Мы заранее поделились на команды и выбрали названия им. Итак, у нас команды: умники, эрудиты, всезнайки, знатоки.

- А, для того, чтобы вы узнали тему нашего классного часа, я вам сейчас дам небольшую подсказку. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(отрывок из былины)

- Итак, отрывок чего вы сейчас посмотрели?

(отрывок из сказки)

- А кто думает по-другому?

А что такое былины?

А теперь, чтобы узнать точное определение найдите в словаре слово былины. У каждой команды есть словарь, прошу найти это слово. Какая команда первая найдет, та и получит первый смайлик.

Былины - это древнерусские эпические песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в древней Руси, отразившие исторические события.

А каких вы знаете былинных героев, которые боролись с несправедливостью, искореняли зло? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

- Ребята, у слова былины есть близкое по значению к нему слово, которое также повествует о жизни и подвигах богатырей. Может кто-нибудь знает это слово?

- Обратите внимание в определении к слову былины, есть подсказка. (Эпические). Кто знает, что обозначает слово эпос? Найдите слово эпос в словаре.

Эпос - повествовательный род литературы. Произведения народного творчества - героические сказания, песни.

Эпосы так же разнообразны, как судьбы стран и народов, как
национальные характеры, как язык.
В каждой стране существуют свои герои народного эпоса. В Англии воспевался непобедимый разбойник Робин Гуд - защитник обездоленных, Песнь о Роланде - Франция, Илиада и Одиссея - Греция, Махабхарата и Рамаяна - Индия.

На материале народного эпоса писатели стали сочинять сказки: в России А. С. Пушкин, в Дании Г.Х. Андерсен, в Германии братья Гримм, во Франции Ш. Перро и т.д.

Ребята, а как вы думаете, у народов России есть свои эпосы?

Может кто-нибудь знает их? Ребята у многих народов, живущих в нашей стране существуют свои эпосы. Хотите познакомиться с ними?

Как думаете, как будет называться наш классный час.

- Итак, тема нашего классного часа "Эпосы народов России". Наша страна очень многонациональна и у каждого народа свои традиции, обычаи, свой язык и свой колорит. Какие национальности людей вы знаете живущих в нашей стране? У вас на партах лежат карточки со списком национальностей людей, которые проживают в нашей стране. Прочитайте про себя. Сколько получилось народов, посчитайте.

- А где проживают люди этих национальностей? Н-р, мы буряты, какая наша малая родина? (Бурятия), а калмыки? (карточка с названием республики), а татары? (карточка с названием республики). Интересно узнать родину других народов?

Предлагаю сыграть в игру "найди название". Я буду называть национальность, а вы должны отыскать название их родины, чья команда быстрее отыщет карточку с правильным названием, та и получает смайлик в копилку своей команды. (Карточки на партах). Таким образом, мы с вами заполним таблицу, где название национальности должно соответствовать названию их малой родины. (Познакомить с термином титульная нация).

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Что интересного вы заметили? Что у Крыма нет титульной нации. (Самый многочисленный народ на территории Крыма - русские, около 65% населения, затем идут украинцы (15%), крымские татары (10%) и малочисленные белорусы, татары, армяне, евреи, молдаване, греки и другие европейские народы.)

Посмотрите на правую колонку нашей таблицы. Как можно назвать одним словом все эти названия, что их объединяет? (это все республики). Здесь надо заметить, что некоторые республики звучат не как н-р, республика Бурятия, республика Калмыкия, республика Татарстан , Кабардино-Балкарская республика, республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская республика, республика Саха (Якутия), Удмуртская республика, Чувашская республика.

Таким образом, какой вывод можем сделать? В состав РФ входит 22 республики. (Вывешивается кластер РФ-22 республики). Как думаете, на каких уроках вам пригодятся эти знания? На уроках окруж.мира, в средних классах на уроках обществознания, истории, географии).

(стихотворение Полина А.)

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина - Россия, у нас у всех одна.

- Итак, наше знакомство предлагаю начать с карело-финского эпоса. Называется он - Калевала. (Расположение республики на карте).

- Ребята, на какой русский музыкальный инструмент похож кантеле?

Илмаринен – знаменитый кузнец Калевалы. Он молчалив, спокоен и всегда серьёзен. В кузнице он куёт целыми днями. Он куёт мечи, копья, ножи и даже женские украшения. Величайшим творением Илмаринена является мельница Сампо.

Лемминкайнен – молодой удалой боец. Он вырос беззаботным юношей. Он отличный лыжник и искусно владеет мечом. Он бесстрашный смельчак, идущий навстречу опасностям. Но он любит побахвалиться, бывает неосторожен. В эпосе необдуманные поступки Лемминкайнена приводят к печальным последствиям.

Лоухи – злая волшебница, хозяйка мрачной северной страны Похъёлы. Именно в её руки попадает мельница Сампо.

Итак, с каким эпосом вы сейчас познакомились? Какому народу принадлежит? (вывесить название эпоса напротив национ-ти в таблице).

Чтобы узнать следующего эпоса, с которым мы познакомимся, предлагаю угадать республику по некоторым интересным фактам.

Почти половина территории этой республики расположена за полярным кругом. Апрель и октябрь считаются зимними месяцами. Температура самого холодного месяца (январь) составляет 75 градусов. Республика знаменита своими алмазами. А также там можно встретить северного оленя. (Якутия.) (положение на карте). Познакомят нас с якутским эпосом .

Олонхо – якутский эпос

Олонхо – древнейший героический эпос, состоящий из невероятного множества сказаний, историй и мифов. Это сказание о богатырях, каждый олонхо называется по имени главного героя. В олонхо всегда доброе и светлое побеждает над силами зла. Можно сказать, что в Олонхо включена почти вся религия и верования якутов. Олонхо состоит из 15-20 тысяч стихотворных строк и исполняется олонхосутами (сказителями) в песенной и ритмичной форме, что придает сложности и, одновременно, невероятной красоты. К сожалению, из-за отсутствия письменности и грамотности у древних якутов, Олонхо не записывались, а передавались только в устной форме. Можно сказать, что Олонхо является настоящим народным творчеством.

В Олонхо всегда воспеваются человеческие ценности – верность браку, уважение к родителям, любовь к природе. Среди массы героев ярко выделяется Ньургун Боотур – могучий богатырь на службе у богов, защищающий мир от демонов и монстров.

В 2005 году Олонхо признан ЮНЕСКО шедевров устного и нематериального наследия, что говорит о мировой важности и ценности любимого искусства якутов.

- Итак, ребята, с каким эпосом вы сейчас познакомились? Какому народу принадлежит он? (вывесить название эпоса напротив национ-ти в таблице)

Я хочу также вам предложить небольшой блиц опрос (быстрый ответ) на знание традиций и обычаев народов. Некоторые вопросы как раз таки были в этом диктанте.

Вопросы блиц опроса:

1.Что означает название русской куклы матрешка?

  • Имя девушки, которая ярко красится и привлекает к себе внимание
  • Многодетная мать-крестьянка (правильный ответ)
  • По имени персонажа советского мультфильма

2.Существует русская поговорка "первый блин комом". А на самом деле она звучала "первый блин комАм". Кто же были "комы", для которых весной пекли блины, чтобы задобрить?

  • Волки
  • Медведи (правильный ответ. Медведи просыпались к масленице и были голодными)
  • Зайцы
  • Лоси
  • плетень
  • плов
  • пельмень (правильный ответ)
  • древние деньги населения Урала
  • Хлеб и соль
  • Чак-чак ( Изделие из теста с мёдом, национальное блюдо башкир, киргизов и татар.)
  • Масло и мёд (правильный ответ)
  • Эчпочмак ( Башкирское и татарское национальное блюдо, печёное изделие из дрожжевого, реже пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса, как правило, говядины, баранины, гуся или утки и лука.)

5. На Руси до XVIII века этот корнеплод был основой питания, но затем его заменил картофель. Его готовили в традиционной русской печи в собственном соку, а благодаря лекарственным средствам, применяли и в лечении. Что это за корнеплод?

  • Репа (правильный ответ)
  • Свекла
  • Брюква

6. Как называется бурятский праздник, который длится целый месяц?

Сабантуй (татарский и башкирский нац.праздник)

Сагаалган (правильный ответ)

Гербер (удмуртский нац.праздник)

А мы продолжаем двигаться дальше. Я вам предлагаю разгадать ребус, отгадав который, вы узнаете, какому народу он принадлежит.

Каждая цифра соответствует букве в алфавите, соотнесите цифры к буквам и решите ребус.

К а л м ы к и я

Следующий эпос, с которым мы познакомимся, принадлежит калмыцкому народу. (Положение Калмыкии на карте). Расскажет нам о калмыцком эпосе.

- Итак, ребята, с каким эпосом вы сейчас познакомились? Какому народу принадлежит он? (вывесить название эпоса напротив национ-ти в таблице).

Ребята, сейчас мы с вами познакомились с эпосами народов Карелии, Калмыкии, Якутии, а как вы думаете, есть ли у нашего народа свой эпос?

Да, ребята, у бурятского народа тоже существует свой эпос. Называется он "Гэсэр". Гэсэр это имя главного героя бурятского эпоса. Расскажут нам о нем .

"Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа. Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев.

Эпическое сказание о Гэсэре сохраняется в живой народной памяти до нашего времени. Если записанные тысячи лет назад Илиада и Одиссея перестали исполняться сказителями, передаваться из уст в уста, то "Гэсэр" дошел до нас и в литературной и фольклорной традиции.

В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами.

Улигеры чем-то сродни русским былинам.

Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства.

В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа.

Исполнителей улигеров называли улигершинами. Улигершины были очень уважаемыми и почитаемыми людьми. Обычно их сажали на белый войлок, на самое почетное место, под локоть улигершину клали подышечку-олбок, рядом ставили чашку с водой. Ничто не должно было прервать исполнение эпоса. Это бы означало прервать деяния героя. Сказитель как бы перевоплощался в героя. Сказитель должен был обладать безукоризненной памятью, чтобы без пропусков и искажений, как того требовала традиция, передавать огромные эпопеи, состоящие из тысяч стихов. Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Певец должен был обладать звучным красивым голосом, музыкальным слухом, хорошо владеть словом, а главное - уметь вдохновляться. Сказитель как бы перевоплощался в героя, самозабвенно отдаваясь пению; голосом, особыми интонациями, жестами или игрой на хуре передавал особенности происходящих событий в эпосе. Такое состояние вдохновения приходило к улигершину только перед слушателями, Улигеры исполнялись мелодическим речитативом или пелись. Исполнение улигера сопровождалось мимикой, жестами. И слушатели воспринимали улигер как рассказ о действительных событиях.

Существует несколько версий "Гэсэра". Наиболее распространенная версия, состоит из 9 ветвей.

Девять ветвей – это девять песен о различных событиях, о борьбе Гэсэра с различными рода чудовищами. По преданию бурят, сказание о Гэсэре исполняли в старину в течение девяти дней и девяти ночей.

Основная сюжетная линия "Гэсэра" такова.

Злое чудовище хочет уничтожить на земле все живое и осуществляет свой зловещий замысел. Чтобы спасти человеческий род от поголовной гибели, на борьбу с чудовищем отправляется Гэсэр.

Гэсэр – небожитель, и, когда он с неба спускается на землю, чтобы совершить подвиг добра, он перевоплощается в человека. Он заново рождается на земле в нищей пастушьей юрте, ибо только "человеческое дитя", рожденное в семье бедняков, может, по мысли слагателей эпоса, понять горе и чаяния народа, "слезы женские, слезы мужские, скорби-горести, муки людские". Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и его шестидесятилетней жены, которая на самом деле была дочерью солнца, и получил имя Зургай.

Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали догадываться о великом предназначении будущего героя.

Еще в то время, когда Зургай лежал в люльке, к нему был послан злой шаман, который должен был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом. Вскоре Зургай сам мастерит себе лук и делает из древесной коры коня, на котором отправляется сражаться со злыми бесами.

Когда Гэсэр завершает свои подвиги, настала пора возвращаться ему на небо. Но Гэсэр, пока жил на земле и освобождал ее и людей от всякой нечисти, пока спасал людей от несчастий и бедствий, успел полюбить эту землю и людей и остался на земле человеком. Честь, мужество, беззаветное служение добру снискали ему любовь и уважение земляков, которые вот уже тысячу лет передают из поколения в поколение сказание о герое.

А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из эпоса.

- Итак, ребята, с каким эпосом вы сейчас познакомились? Какому народу принадлежит он? (вывесить название эпоса напротив национ-ти в таблице.

Читайте также: