Конспект державин поэт и гражданин
Обновлено: 06.07.2024
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.
Знакомство с биографией и творчеством
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры,
их горделивые разоблачал кумиры
- Оргмомен.
- Проверка д\з-вопросы к оде Ломоносова
- Тест
1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства:
- романтизм
- классицизм
- сентиментализм
2. Определите хронологические рамки классицизма:
- конец 17 – начало 19 века
- 2-я половина 18 - начало 19 веков
- рубеж 18 - 19 веков – первая треть 19 века
3. В основе эстетики классицизма лежит:
- культ разума
- культ чувства
- культ природы
4. Какой из указанных признаков не характерен для эстетики классицизма:
- иерархия жанров
- опора на античные традиции
- интерес к внутреннему миру героя
- принцип трех единств
5. Назовите величайшего французского теоретика классицизма и его знаменитое произведение:
- М.В. Ломоносов
- Д.И. Фонвизин
- Г.Р. Державин
- В.К. Тредиаковский
1 – в) 2 – а) 3 – а) 4 – с) 5 – с) 6 – а)
Расскажите о Г.Р.Державине.
Г.Р.Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии. Его родители - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны.
Хорошее образование в то время было практически недоступно детям небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей.
С 1759 г. по 1762 г. он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 г. был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии
В 1773 г. мятеж под предводительством Пугачева принял масштабы, опасные для государства. Для подавления восстания Екатерина II поручила руководство войсками генералу А.И.Бибикову. Державин, понимая что других шансов продвинуться по службе у него нет, добился назначения к Бибикову в следственную комиссию. При подавлении мятежа Державин проявил себя храбрым и энергичным офицером, но неумение угодить начальству привело к тому, что наградами его обошли.
Деревни Державиных были разорены во время восстания, да еще Гаврила Романович имел неосторожность выступить поручителем за своего приятеля, поручика Маслова, долги которого стали требовать с Державина. Спас положение выигрыш в карты сорока тысяч рублей.
Попытки Державина добиться заслуженной награды закончились увольнением на гражданскую службу в чине коллежского советника и получением 300 душ крестьян в Белоруссии.
Это было ничтожно мало по сравнению с другими офицерами, служившими хуже Державина. В эти годы Гаврила Романович как поэт перешел от переводов к творчеству, начал определяться его поэтический стиль.
Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.
В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.
В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.
Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.
Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.
В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.
В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.
Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.
Конфликт с Вяземским, скрывавшим государственные доходы, привел к отставке Державина с сенатской службы, но с 1784 г. по воле Екатерины II он назначается губернатором Олонецкого края.
Борьба за законность с наместником генерал-губернатором Тутолминым закончилась поражением Державина, и года не пробывшего на этом посту.
Последовало новое назначение - тамбовским губернатором. Державин успел много сделать для просвещения Тамбовского края, но попытки отстаивать справедливость и нежелание "ладить" с высшими вельможами привели к смещению с должности в 1788 г. За годы, проведенные на губернаторстве, поэтическая слава Г.Р.Державина возросла.
Стремясь ограничить власть Сената, Екатерина II в 1791 г. назначает Державина своим кабинет-секретарем с задачей выявления нарушений закона в сенатских документах.
Но и на этом посту его характер остался прежним: не угодив императрице, Державин в 1793 г. был отставлен от должности и назначен сенатором. При той малой роли, которую играл Сенат, это было знаком немилости. Награждение орденом Владимира II степени и присвоение чина тайного советника были слабым утешением. И в Сенате своим правдолюбием Гаврила Романович нажил себе много врагов.
В 1794 г. умерла жена Державина, Екатерина Яковлевна. В 1795 г. Гаврила Романович женился второй раз, на Дарье Алексеевне Дьяковой (1767-1842). На сестрах Дьяковой - Александре и Марии - были женаты два других поэта того времени, Василий Васильевич Капнист и Николай Александрович Львов, с которыми Державина связывали не только родственные отношения, но и дружба
При царствовании Павла I Державин занимал должности правителя канцелярии Сената, государственного казначея. После прихода к власти Александра I Гаврила Романович в 1802-1803 г.г. был министром юстиции.
Уйдя в 1803 г. в отставку Державин много времени проводил в имении Званка (Новгородская губерния), купленном в 1797 г. на приданое Дарьи Алексеевны. На отдыхе поэт занялся работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 г. Державин участвовал в работе Беседы - общества любителей Российской словесности.
В 1815 г. поэт был на экзамене в Царскосельском лицее и растрогался, слушая Пушкина.
Умер Державин в июле 1816 г. в новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.
- Вспомните, пожалуйста, факты из жизни этого человека, которые вас поразили.
6. Принимал участие в подавлении восстания Пугачева…
Целеполагание. На сегодняшнем уроке вам предстоит открыть для себя другого Державина: не только обличителя пороков самодержавия, но человека, черпавшего свои силы в христианских истинах, человека, строго чтившего библейские законы и связавшего воедино в своем творчестве древнюю библейскую мудрость, европейскую историю и российскую современность. Слайд 1а. Неслучайно в качестве эпиграфа сегодняшнего урока я взяла во многом пророческие слова самого поэта.
- Как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем уроке?
- В какой книге заключены ответы на все вечные вопросы? (В Библии)
Прежде, чем проанализируйте оба названия и подумайте, значение каких слов вам неясно.
Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.
Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.
- Как вы думаете, почему Державин изменил название? (Во втором варианте сразу заявлен адресат)
- Куда перемещены смысловые акценты? (Из духовной сферы на землю. Уточнил, что метил не в царей а прежде всего, в плохо исполняющих свои обязанности вельмож и судей)
- Как вам показалось, о чем это стихотворение? Определите тему. Как она связана с исторической обстановкой того времени и отражена в эстетике классицизма?
Поможет вам ответит на эти вопросы небольшой тест. Внимание на экран
- Вспомните историческую обстановку и основные проблемы, волновавшие умы передовых людей того времени.
(Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве).
- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе?
(Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных).
Современники Державина знали, что во время французской революции(1789 по 179) якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
- Предлагаю обратиться к библейскому тексту. Но прежде приведем церковное толкование интересующего нас псалма архиепископом Иринеем:
Сонм - Собрание, толпа, множество. Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою. Полежаев. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
Т.Е. богов множество…
- Назовите признаки ораторского стиля.
- Монолог.
- Обращение к многочисленной аудитории.
- Цель: убедить, вразумить.
- Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер .
- Эмоциональная насыщенность.
- Использование специальных художественных приёмов, изобретательных и выразительных средств языка.
- Полемичность.
- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления? ( Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа).
- Почему поэт объединяет 1 и 2 стихотворение псалма в одной строфе? (Чтобы с первых строк прояснить тему оды)
- Что, по мнению Державина, являет главной причиной злоупотреблений? (Нарушение законов и взяточничество).
- Обратимся к 4 строфе.
-Что становится предметом обличения поэта и какие грехи бичуются в библейском тексте? (Поэт предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду: мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям)
Око , ока, мн. очи, очей и (старин. редко) Очеса, очес, ср. (книжн. -поэт. , ритор. устар. и нар. -поэт. ). Глаз. Он потупил грозны очи. Пушкин.
Очеса к земле преклонены. Жуковский.
Мзда - награда, плата, вознаграждение. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
Зыблет - Колыхать, колебать, качать. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
Внемли - (поэт. устар.книж.) Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.
-. Не видя слез, не внемля стона. Пушкин. Внемли с улыбкой голос мой. Пушкин. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
- В чем различие между библейским толкованием и видением поэта? (Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом).
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры
- Как перекликается сегодняшняя тема и слова А.С.Пушкина? Выразите своё мнение, отношение к высказыванию поэта о творчестве Державина
- Тем не менее, к чему призывает поэт в последней строфе? Почему? (Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти).
- Отличается ли такая интерпретация от библейского текста? (В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует, таким образом, в данном случае поэт, подобно всем христианам, прочитывает ветхозаветный текст через призму новозаветных истин).
- Благодаря какому приему ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы? (Благодаря антитезе царь – раб):
- Что значит правый? (Ходящий прямым путем)
Лукавый - 1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. 2. в знач. сущ. лукавый, лукавого, м. Бес, дьявол, сатана, нечистый Лукавый попутал. Происходит от лучить, отщеплять, означает изворотливый. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
- К чему призывают последние строфы библейского стиха? (призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд)
- Как этот призыв реализуется в произведении Державина? (Последняя строфа содержит в себе призыв к неизбежной каре земных властителей).
Данный видеоурок посвящён Гавриилу Романовичу Державину. Мы поговорим об известном русском поэте Гаврииле Романовиче Державине; познакомимся с его творчеством; узнаем, какое значение его творчество имело для русской литературы.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Г. Р. Державин — поэт и гражданин"
Сегодня на уроке мы:
- поговорим об известном русском поэте Гаврииле Романовиче Державине;
- познакомимся с его творчеством;
- узнаем, какое значение его творчество имело для русской литературы.
Известный русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 года в семье небогатых помещиков.
В родовом поместье Державиных Сокуры Казанской губернии прошло его детство.
Родители его – секунд-майор Роман Николаевич и Фёкла Андреевна – сами образованием похвалиться не могли, но детей своих учили и воспитывали в соответствии с требованиями века.
Мальчик только смог закрепить своё знание немецкого языка. А также стать первым учеником по рисованию и черчению.
Каким-то образом родители Державина забыли определить сына в службу, и вот в 1762 году ему пришлось отправляться в казармы. Двенадцать лет он проходит воинскую науку от простого солдата. Что и говорить – эти годы были самыми печальными в его жизни. Единственной отрадой молодого человека становятся карты. Однажды он проиграл шулеру деньги, с трудом собранные матерью. Пришлось самому брать уроки у нечестных игроков, но проигранные деньги вернул.
Однако скоро Державин получает значительную должность в Сенате. В 1778 году он женится на Екатерине Яковлевне Бастидон.
Брак оказался очень счастливым. В своих стихах жену Державин называет Пленирой.
Я тут сказал,- Пленира!
Тобой пленен мой дух,
Ты дар всего мне мира.
Под влиянием друзей, Николая Александровича Львова, Василия Васильевича Капниста и Ивана Ивановича Хемницера, поэт всё более отступает от высокого стиля в своих стихах. И если первые его стихотворения – это не более, чем подражание Ломоносову, то теперь уже Державин имеет свой голос, свою манеру в произведениях.
Цари менялись, менялись и должности, но одно оставалось неизменным: честность и благородство Державина. В иные времена ему и писать некогда было за делами государственными. Овдовев, поэт вскоре женился на Дарье Алексеевне Дьяковой. Ее в своих стихах он величал Миленой.
Сокровищ мне не надо:
Богат, с женой коль лад;
Богат, коль Лель и Лада
Мне дружны, и Услад.
В 1803 году 60-летний Державин получил полную отставку. Почти все время он проводил в имении Званка Новгородской губернии. 8 июля 1816 года он поэт умер. Похоронен Гавриил Романович Державин в Хутынском монастыре, расположенном недалеко от Новгорода.
Незадолго до смерти, в январе 1815 года, Державин был приглашен на экзамен в Царскосельский лицей. 72-летний поэт утомился долгим экзаменом, но терпеливо слушал.
Лицеисты читали его стихи. И вдруг один из них начал вдохновенно читать стихи собственного сочинения:
Навис покров угрюмой нощи…
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Всю свою жизнь Державин буквально сражался с чиновной глупостью, чванством, злоупотреблениями властью и положением, нежеланием трудиться добросовестно, казнокрадством. И сколько раз пришлось ему столкнуться с высокопоставленными чинушами, о которых он смело писал:
Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами:
Где надо действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Поэт, по убеждению Державина, должен быть свободен в своём творчестве. Он должен писать так, как велит ему его сердце. В противном случае песня не получится, как не получится она у пойманной птички:
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать её рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: "Пой, птичка, пой!
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Автор скромно признает, что всеми своими талантами он обязан Богу:
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Перед высшими не лебезил, всегда стоял за правду. И не для возвеличивания себя, а для пользы дела:
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
При всем том не был сухим, чёрствым человеком – признавал и радости жизни:
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
И в конце стихотворения Державин, намекая на Священное писание, предлагает осудить его тому, кто сам никогда не грешил:
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Данная презентация поможет познакомиться с личностью поэта Г.Р.Державина; определить новаторства в стихотворческой деятельности поэта; развивать навыки устной и письменной речи; испольуя слова "гражданин", "отечество", продолжать воспитывать в учащихся патриотические чувства, чувства собственного достоинства.
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ. РАЗМЫШЛЕНИЕ ПОЭТА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СУД Ь БЕ.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
МОБУ СОШ 11 г.Сергиев Посад
Учитель русского языка и литературы
201 4 -201 5 учебный год.
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭЗИЕЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА;
ОПРЕДЕЛИТЬ НОВАТОРСТВА В СТИХОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЭТА .
ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭЗИЕЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА;
- ОПРЕДЕЛИТЬ НОВАТОРСТВА В СТИХОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЭТА ;
- ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ;
Проверка ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ
РУССКИЕ С НЕБОЛЬШОЙ ПРИМЕСЬЮ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ
КОМЕДИИ, ОДЫ, ТРАГЕДИИ
ДРАМЫ, САТИРЫ, ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ЭЛЕГИИ
РУССКИЕ СЛОВА РАЗГОВОРНОГО ЯЗЫКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРОСТОНАРОДНЫХ И МАЛОГО ЧИСЛА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
ЭПИГРАММЫ, ЭКЛОГИ, ПЕСНИ, БАСНИ, ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ
ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ
ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ
РУССКИЕ С НЕБОЛЬШОЙ ПРИМЕСЬЮ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ , ОДЫ, ТРАГЕДИИ
ДРАМЫ, САТИРЫ, ЭКЛОГИ , ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ЭЛЕГИИ
РУССКИЕ СЛОВА РАЗГОВОРНОГО ЯЗЫКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРОСТОНАРОДНЫХ И МАЛОГО ЧИСЛА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
КОМЕДИИ , ЭПИГРАММЫ, ПЕСНИ, БАСНИ
Согласны ли вы с утверждением?
ОДА – торжественное стихотворение, посвященное какому-то событию или герою.
Расскажите наизусть отрывок из
Расскажите об авторе
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ.
1. Происхождение рода Державиных.
От знаменитого татарского мурзы Багрима, который в 15 веке прибыл в Москву для службы русскому князю.
Один из потомков Багрима получил прозвище ДЕРЖАВА и стал служить в Казани. От него пошел род Державиных, постепенно обедневших.
2. Державин родился в Казани в 1743 году, учился в Казанской гимназии, а затем был призван на военную службу рядовым. Державин служил в Преображенском гвардейском полку и лишь спустя 10 лет после начала службы получил первый офицерский чин. Когда в 1765 году умер М.В.Ломоносов, Державину было двадцать два года.
3. После участия в подавлении Пугачевского восстания Державин становится сенатором, затем назначается губернатором в Тамбов, позже – личным секретарем Екатерины Второй.
На протяжении жизни Державин занимает самые различные должности в Сенате и Совете при высочайшем дворе, но в 1803 году по своему желанию уходит в отставку. Особым качеством Державина была его прямота: он был искренен с властителями и не боялся говорить им правду в глаза.
Он считал, что именно в этом – долг гражданина.
ПРИЗНАНИЕ Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид: Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел. Не собой блистал я - богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям,- Добродетельми казались Мне они равны богам.
Если за победы громки Я венцы сплетал вождям,- Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух,- Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен,- Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом, жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.
Слова, которые могли бы стать девизом Державина?
УМ И СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЬЕ БЫЛИ ГЕНИЕМ МОИМ .
ГЕНИЙ – ВЫСШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ.
Стихотворение можно воспринимать как иносказание:
свободного человека насильно заставляют петь, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.
Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: Пой, птичка, пой!
Река времён в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается –
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
Гаврила Державин
. Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака. .
Каково главное отличие в принципах работы Державина от Ломоносова?
Выучить наизусть стихотворение Дрежавина.
1 Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина урок литературы в 7 классе
3 Цели Подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа. Подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа. Подчеркнуть живость и естественность стиха поэта. Подчеркнуть живость и естественность стиха поэта.
4 Крупнейший поэт второй половины 18 века В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед. В.Г.Белинский В.Г.Белинский
7 Вельмож представляет иначе А я, проспавши до полудни, А я, проспавши до полудни, Курю табак и кофий пью, Курю табак и кофий пью, Преобращая в праздник будни, Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою. Кружу в химерах мысль мою. То плен от персов похищаю, То плен от персов похищаю, То стрелы к туркам обращаю; То стрелы к туркам обращаю; То возмечтав, что я Султан, То возмечтав, что я Султан, Вселенну устрашаю взглядом. Вселенну устрашаю взглядом. Кого имел в виду Г. Державин? Кого имел в виду Г. Державин?
8 Г.А.Потемкин - фаворит императрицы
9 Смелые строки Или музыкой и певцами, Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух; И пляской веселю мой дух; Или о всех делах заботу Или о всех делах заботу Оставя, езжу на охоту Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов; И забавляюсь лаем псов; Или над невскими брегами Или над невскими брегами Я тешусь по ночам рогами Я тешусь по ночам рогами И греблей удалых гребцов. И греблей удалых гребцов. Что поразило читателей оды, познакомившихся с этими строками?
12 Служил при трех монархах: ЕкатеринеII Павле I
13 Александр I Почему все самодержцы отказывались от службы Почему все самодержцы отказывались от службы Г.Р. Державина? Г.Р. Державина?
Читайте также:
- Конспект урока с анализом по русскому языку 2 класс
- Споры об онегине в русской критике конспект урока
- Конспект занятия по физкультурно спортивной направленности
- Название и запись трехзначных чисел 204 2 класс петерсон конспект урока
- Конспект урока по литературному чтению 2 класс школа россии знакомство с учебником