Конспект урока с анализом по русскому языку 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка

учитель Козина Ольга Александровна

Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить

наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;

сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

формировать навык грамотного написания слов;

развивать память, внимание, мышление, речь;

воспитывать интерес к предмету;

создать условия для формирования УУД:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

I. Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок,

- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.

-Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.

-Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

1.На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

-Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

-Какое значение может иметь слово “состав”? Слайд 4

-В словаре Ожегова сказано: состав – это: Слайд 5

-Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

-Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Ответы учащихся)

- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.

2.Таблица (начало – конец урока) Заполняет каждый ребёнок

III . Актуализация пройденого

-Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне.

Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так

и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же

это за часть? (Корень)

-Кто знает, как она называется? (Приставка)

-Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)

-А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

-Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)

IV . Минутка чистописания.

-Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь).

– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)

– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

V . Словарная работа: г о р о д , г о т о в и т ь , ж е л а т ь , р и с о в а т ь ,ш ё л

- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.

VI Закрепление изученного.

1. Состав слова (памятка в учебнике).

2. Устная работа (ответы на вопросы)

-Что мы должны знать по теме урока?

-Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

-В какой последовательности выполнять разбор по составу.

- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

3.Разбор одного слова по составу (используя памятку).

4.Работа по учебнику. ( № 533, 534; правило с. 106)

5. Повторение о предложении. Слайды 6–9

– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.

Слайд 10 (Меткая пословица научит мудрости)

– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).

6. Повторение об однокоренных словах.

– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу.

Водитель, водичка, водить

Пёсик, песок, пёс

Газетный, газ, газовый

Листок, лисичка, лисонька

Горе, горевать, пригорок

(Записывают: водичка, песок, газетный, листок, пригорок)

7. Работа с тестом 1

-А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Открытие нового знания.

Разбор слова по составу надо начинать с :

7. Приставка служит для образования новых слов.

Какое слово у нас получилось? Слайд 13

-ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.

VI I . Итог урока.

- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

-Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

-Спасибо. Ребята, а кто из вас для се6я решил поставленные задачи?

- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

VIII . Рефлексивный момент.

-Ребята, а кто может сказать о себе также:

“ Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.

-Как чувствовали себя на уроке?

-Заполните таблицу “Конец урока”.

IX . Домашнее задание.

- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

придумайте и запишите 7–10 слов к схеме ………..

Аспектный анализ

урока русского языка

учителя Козиной Ольги Александровны

(роль компьютерных технологий в формировании УУД)

Форма урока

Урок обобщения и систематизации материала с использованием мультимедийной технологии на всех этапах урока

Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

формировать навык грамотного написания слов;

развивать память, внимание, мышление, речь;

воспитывать интерес к предмету;

создать условия для формирования УУД:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Этапы урока

I . Организационный момент.

Мотивация к работе, правильной посадке.

(работа по словарю Ожегова)

III . Актуализация полученных ранее знаний. Повторение пройденного о строении слова.

Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. (Р)

Работа с разными источниками информации (П)

Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться. (Л)

Умение обосновывать свои суждения. (П)

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р)

(Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного ряда, для повторения материала)

V . Словарная работа (включение нового словарного слова в письменную речь учащихся).

VI .Закрепление изученного.

Обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала (работа по учебнику, повторение об однокоренных словах, открытие нового знания – слово знатоки, его значение узнают из сети Интернет)

(формирование вывода по данной теме)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)

(Использование интерактивной доски, компьютера. Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего.)

Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения (П).

Работа с разными источниками информации (П)

(Использование интерактивной доски, компьютера. Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего.)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять задания (Р)

Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового оформления произведения. (П)

Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)

Способность к контролю, самоконтролю и коррекции (Р)

VIII . Рефлексивный момент

Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)

Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения (К)

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы (Р)

IX . Домашнее задание (на выбор: традиционное и творческое)

Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)

(Компьютер помогает учителю объяснить творческое задание, делает доступным изучаемый материал)

Роль компьютера на уроке:

- работает для учителя и учащихся на всех этапах урока;

- обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, анализировать, делать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации;

- учителю - компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор, аниматор повышающий уровень усвоения материала учащимися;

- компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению детей.

• Развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.

Предметные :

учащиеся научатся составлять предложения из группы слов, оформлять предложение на письме;

аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, писать по памяти предложения, видеть орфограммы в словах

• ценить взаимопомощь и взаимную поддержку друзей,

• внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

Универсальные учебные действия:

• умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

• умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

• умение извлекать информацию из учебника, текстов;

• находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

• умение слушать и понимать других;

• умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование: учебник русского языка В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 класс часть 2, тетрадь, карточки с заданиями (вагончики, ромашки, кроссворд, CD-диск с приложением к учебнику.

Ход урока.

I.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!

2. Актуализация знаний

Учитель диктует по три слова, дети стараются запомнить и записать. Победит тот, кто сможет записать все 12 слов правильно.

(весна, солнце, улица, наступила, яркое, светит, листочки, зеленые, птица, звонкие, песни, поют)

Дети проверяют свои работы самостоятельно по образцу учителя на доске.

-Молодцы! Память у вас хорошая!

3. Формулировка темы урока, постановка цели.

Что вы записали в тетрадях? (слова)

Что из слов можно составить?

(устно составляют предложения)

Кто из вас вспомнит, что такое предложение?

Кто из вас сможет назвать тему урока?

4. Обобщение и систематизация знаний

Кроссворд

Туристы шагают с рюкзаками. Вот и мы с вами соберем свой рюкзак.

Посмотрим, что понадобится в этом путешествии? Отгадаем загадки и заполним кроссворд.

1 На лице цветет

От радости растет (улыбка)

2. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто – (песня)

3. Крепка не лестью, а правдой и честью. (дружба)

4. Она и города берет. (смелость)

5. Что дороже денег? (здоровье)

И не зря ведь есть у нас

Ведь она от века

Украшенье человека. (доброта)

Прочитайте ключевое слово: березка. Что вы знаете о березке?

Работа по учебнику стр. 118 упр. 198 (работа в группе)

Определите, сколько предложений в тексте. Дайте название тексту.

Расставьте вагоны по порядку, чтобы получился связный текст.

(Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит. С. Маршак)

Найдите и прочитайте распространенное предложение.)

На нашем скором поезде отправляемся путешествовать дальше.

Загудел паровоз и вагончики повез:

-Чу, чу, чу! Далеко я укачу!

Вагончики зеленые: бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук!

6. Обобщение и систематизация знаний (продолжение работы)

Посмотрите в окно вагона и придумайте предложение о том, что вы видите.

(Одно из предложений записывается)

Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец предложения?

Сократите предложение до трех слов. До двух слов.

(каждое сокращенное предложение записывается только учителем)

Какое предложение получилось? (нераспространенное)

Из чего оно состоит?

Подчеркните в своем предложении главные члены.

Поезд нас довез до ромашковой полянки.

8. Домашнее задание

Рабочая тетрадь с. 58 упр. 125

- А кому еще надо поработать, повторить правила?

Анализ урока урока русского языка во 2 классе.

Тема урока : Предложение – единица языка и речи. Повторение и обобщение

Тип урока : Комбинированный.

Вид урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Урок проведён по традиционной технологии с использованием ИКТ.

Задачи урока :

• Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;

• Закрепить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном предложениях;

• Развивать умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;

• Развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.

Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформировавшихся их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.

Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат взаимосвязаны.

В ходе урока были учтены возможности данного класса. Выбранная структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. В течении всего урока учитель побуждал к активному усвоению знаний, развивал познавательный интерес.

Этому способствовала форма проведения урока, наглядные пособия, задания занимательного характера, дидактические игры.

Учитель старался на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу детей.

Работа в группах помогла ребятам поднять самооценку, создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а игра сняла напряжение и усталость.

Отклонений от намеченного плана урока не было. Активность ребят на уроке, знания по данной теме помогли успешной реализации задуманного.

Самооценка тоже сыграла немаловажную роль в этом уроке, каждый смог оценить свои силы.

Проведенная рефлексия на уроке показала, что у ребят хорошее настроение.

Данная разработка урока позволяет в игровой форме обобщить тему. Занимательные, игровые моменты активизируют познавательную деятельность учащихся. Смена различных видов деятельности повышает умственную активность. Использование ИКТ - технологии позволило повысить мотивацию учащихся, самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

Цель урока была достигнута, план реализован, расчётное время этапов урока совпало с реальным временем.

В течение урока соблюдались санитарно- гигиенические нормы:

• смена видов деятельности и их рациональное сочетание; соблюдение рабочей позы учащихся

Анализ урока русского языка во 2 классе по теме

Цель посещения: применение игр и игровых упражнений на уроках русского языка для улучшения успеваемости.

Тема урока : Проверка парных согласных в корне слова

Цель: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком, выделять орфограмму, определять её место в слове, подбирать проверочные слова, применять правило проверки орфограммы.

Задачи:
Познавательные:
• формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
• составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике
Регулятивные:
• формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
• формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
• формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы
Личностные:
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:
• воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
• формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.

Тип урока : закрепление знаний.

Формы организации познавательной деятельности : коллективная, индивидуальная и групповая.


Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

а) проблемный метод – создание проблемной ситуации (определение темы урока, нахождение и проверка орфограмм);

б) частично- поисковый (доказательство написания звонкого или глухого согласного);

в) творческий метод ( составление предложений);

г) инновационный метод (презентация).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались задания проблемного и развивающего характера: доказать, сопоставить, подобрать, прокомментировать.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

Урок начинается с организационного момента и постановки учащимися учебной задачи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап (основной) - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученному.

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Учащиеся находили орфограммы с парными согласными в конце слова, подбирали проверочные, разгадывали загадки, составляли предложения. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, коллективная, самостоятельная, работа у доски.

В рамках здоровьесбережения на урока проводилась физкультминутка с музыкальным сопровождением:

На уроке каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль.

Знания учащихся были оценены объективно. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к позитивному настрою в работе, определяются личные цели, которые потом сопоставляются с конечными результатами, что способствует осознанной самооценке своей деятельности на уроке. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Применялись следующие виды воздействия:

- зрительные (компьютерная презентация).

Цель этапа подведения итогов урока - вызвать у учащихся чувство удовлетворения от сделанной работы, научить самоанализу и самооценке. Весь урок был направлен на активизацию познавательной деятельности детей, ученики переключались с одного вида деятельности на другой. Восприятие учебного материала шло через слуховые и зрительные органы чувств.

На протяжении всего урока учащиеся не просто упражнялись в правописании слов с парными согласными, но и наблюдали за использованием слов с данной орфограммой в различных речевых ситуациях: в разговоре, в тексте. Это способствовало установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется (личностное УУД, смыслообразование).

ВЫВОДЫ: учитель владеет методикой проведения современного урока русского языка с использованием современных методов и технологий. Знает возрастные особенности детей, особенности их восприятия, внимания, памяти, что позволяет продуктивно организовать работу класса, эффективно использовать время урока.

В целом вся работа на уроке направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить, самостоятельно открывать знания. Думаю, что поставленные цели на данном уроке достигнуты, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Применение игровых заданий позволило поддерживать интерес в течение всего урока, формировать позитивную мотивацию к предмету и данному уроку.

Рекомендации: для улучшения успеваемости с учётом возраста детей применение игр и игровых упражнений на уроках русского языка рекомендовать на каждом уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по русскому языку во 2 классе

Тема: Разделительный мягкий знак. (Изучение нового)

Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.

Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. Повторить звукобуквенный анализ слова, деление слов на слоги, выделение грамматической основы в предложении.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.

Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.

(запись на доске)

чьи чья чье чью чи чя че чю

- Определите закономерность в написании данного ряда.

- На какие бы две группы вы разделили данные буквосочетания?

- Каких буквосочетаний при написании не должно быть?

- Запишите данный ряд буквосочетаний в тетрадь.

Словарно – орфографическая работа.

- Прочитаем записанные на доске слова орфографически правильно:

Учитель, мальчик, тетрадь, карандаш, девочка.

- Сейчас я заменю слова иллюстрациями. С новой строки запишите слово, иллюстрация к которому отсутствует. (учитель)

- Запишите слово, состоящее из трех слогов с безударной гласной в 1 и 2 слоге. (карандаш)

- Запишите слово с сочетанием чк. (девочка)

- Запишите слово, состоящее из двух слогов, в котором мягкость согласного обозначает ь знак. (тетрадь)

- Поставьте в записанных словах ударение, подчеркните безударные гласные.

- Что общего у записанной группы слов? (словарные слова, относятся к имени существительному)

- На какие бы две группы вы разделили записанные слова? По какому признаку? (одушевленные и неодушевленные; с мягким знаком и без мягкого знака)

Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком и с ь знаком для обозначения мягкости согласных звуков.

Изучение нового материала.

- Какую роль выполняет мягкий знак в записанных вами словах? (обозначает мягкость согласного)

- А в каких случаях ь знак будет разделительным? Давайте обратимся к примерам. Прочитайте:

пю – пью бет – бьет чи – чьи семя – семья

- В каких случаях мы прочитали слова, а в каких – только слог?

- Что случится со словами, если убрать ь знак?

- Между какими буквами стоит мягкий знак?

- как мы его называем в таком случае?

- Сделайте вывод: (разделительный ь знак пишется перед буквами е, е, ю, я и показывают, что согласный звук не сливается с гласным)

Перед е, е, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

- Верно, ли мы сделали вывод? Давайте обратимся к учебнику стр. 139. Прочитайте правило, приведите примеры.

Закрепление изученного материала.

- Звукобуквенный анализ слова вьюга (один ученик работает на невидимой части доски)

- Проверка по доске.

- Ребята, кто сможет объяснить, что такое вьюга? (снежная буря)

- А сейчас немного поиграем. Встаньте, пожалуйста. Если я назову слово, в котором ь знак – показатель мягкости согласного – вы выполняете наклоны вперед; если называю слово с разделительным ь знаком – приседаете; если называю слово без мягкого знака – хлопаете в ладоши. (слова записаны на карточках, учитель их показывает)

дикабр, снижынки, вюга, хлопя, снек, метел

- Вас что – то удивило в записи слов?

- Давайте исправим ошибки, объясним встретившиеся орфограммы.

- Какой темой объединены все слова?

- Как вы понимаете значение слова хлопья? Хлопья чего могут быть? (хлопья – пушистые комья чего – нибудь; хлопья – размягченные зерна как пищевой продукт)

- Объясните значение слова метель. (сильный ветер со снегом)

- Какой вы представляете зиму?

- Чтобы ярче представить картину зимы я попрошу вас закрыть глаза и мысленно нарисовать иллюстрацию к прочитанному. (музыка)

Хорошо в зимнем л(е, и)су! Дерев(ь)я стоят в серебристом инее. Хорош(и,ы) ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен каждый звук. На вечернем небе зажглис(ь) звездоч(ь)ки. Они освещ(а, я)ют зеленоватым светом вес(ь) лес.

- Какую картину зимнего леса вы представили, слушая этот текст?

- У вас на партах лежит текст, с которым мы сейчас работали. Работаете в парах. Вставьте на карточке пропущенные орфограммы, объясните их правописание.

- Ребята, а ведь о том, какая зима, можно узнать еще и из пословиц и поговорок. Приведите примеры (это задание предусматривало домашнее задание предыдущего урока).

Проверка домашнего задания.

- Прошу вас привести примеры подобранных вами пословиц и поговорок о зиме, указывая встретившиеся орфограммы.

- Одновременно я приглашаю на невидимой части доски поработать двух обучающихся:

А) Выписать из текста второе предложение, выделить основу.

Б) Списать слова, разделить их на слоги, подчеркнуть разделительный ь знак: коньки, сосульки, январь, вьюга, метель.

- Итак, какую роль выполняет ь знак в словах? Приведите примеры.

Проверочная работа. Распределительный диктант.

- Любите отгадывать загадки? Сейчас будете распределять отгадки в два столбика. В первый столбик будете записывать слова с разделительным ь знаком, во второй – где мягкий знак показатель мягкости согласного.

А) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Б) Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжий вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

В) Осенью кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают, там и гниют. (листья)

Г) Сладкоежек исцелит замечательное зелье,

Даже Карлсон и тот, полагался на … (варенье)

Д) Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но, солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Е) Розовая спинка, на спинке щетинка

Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)

Ж) Словно царскую корону, носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга. (олень)

З) На поляне возле елок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (муравьи)

И) Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

К) Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)

- Проводим взаимоконтроль по образцу:

А) листья, варенье, свинья, муравьи;

Б) снегирь, медведь, сосулька, олень, декабрь, коньки.

- Дома я попрошу вас подобрать стихотворение о зиме, в котором бы встречались слова на изученную орфограмму. Записать его на альбомный лист, на месте орфограмм оставить пробелы. Оформить иллюстрацией.

Читайте также: