Волшебные сказки 3 класс конспект
Обновлено: 03.07.2024
Цели: познакомить с особенностями волшебной сказки; учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок и работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке).
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять плана урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста, находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслить понятия добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, какие идеалы воспевает народная сказка.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг, прочитанных учащимися летом, магнитная азбука.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
Учитель Германова В.А.
Основные цели :
1) сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;
3) развивать творческое мышление учащихся.
Планируемые результаты :
-личностные: сформируются чувства справедливости, сопереживания, умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения.
-метапредметные: вести диалог, пользоваться книгой для ответа на возникшие вопросы.
-предметные: различать виды сказок, видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план
Оборудование :
компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация 1, презентация 2, карточки и тест для самостоятельной работы, иллюстрации к сказкам, цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная), мягкая игрушка-заяц .
1. Мотивация к учебной деятельности .
На доске два шага учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке.
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы читали сказки.)
− Вспомните ваши любимые сказки. (…)
− Как вы думаете, почему их так называют?
− Сегодня вы обязательно откроете для себя что-то новое, узнаете то, чего не знали. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)
-А ещё к нам на урок пришел игрушечный зайчик. Он хочет понаблюдать за вами и определить, кто из вас является самым терпеливым учеником.
− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)
− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)
− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.) Слайд 2
− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.) Слайды 3,4,5
- Сегодня мы говорим о народных сказках, а какие ещё вы знаете сказки? (литературные или авторские) Слайд 6
− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.) Слайд 7
- Попробуйте распределить по группам сказки, которые вы видите Слайд 8, 9
− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.)
Предлагается работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.
- Отгадайте о каких сказках эти стихи .
Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке
По тропе, шагая бодро
Сами воду тащат ведра.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
А дорога – далека,
А корзинка- не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок
Ах ты, Петя- простота.
Не послушался Кота.
Выглянул в окошко.
Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
и остался с носом.
- Узнайте сказку по картинке и поставьте в кружок её номер.
(Детям раздаются карточки и листки с названием сказок)
− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки. (Запись на доске)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
− Кто не нашёл волшебную сказку?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)
− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)
3. Выявление места и причины затруднения .
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)
− Какой шаг учебной деятельности мы сделали? ( 1 Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? ( 2.Сами откроем новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)
− Правильно! Вы должны вывести признаки − законы волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)
− Определим план наших действий. На столе у вас лежат вопросы , на которые мы будем искать ответы и записывать их в тетрадь. Поможет нам в этом вторая презентация и иллюстрации к сказкам.
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
5. Реализация построенного проекта
− Давайте обобщим. Сформулируйте и запишите первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке (Д−4). Читаем вслух и отвечаем устно. (Правильный ответ 2.)
3в.− А теперь ответьте на третий вопрос . (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)
− Ответьте на четвертый вопрос . (Части сказки) (Зачин, троекратное повторение, концовка.)
− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)
− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)
− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3. .)
− Скажите, вам всё понятно?
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.)
− Ответьте на пятый вопрос. (Что делает герой, чтобы достичь какой-то цели?) (Преодолевает препятствия.)
− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
− Ответьте на шестой вопрос. (Что происходит во время пути?) (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)
− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)
− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.
− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?
− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
− Посмотрите на запись в тетради и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)
− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?
-А теперь предлагаю вам посмотреть презентацию по волшебным сказкам .
6. Первичное закрепление во внешней речи .
– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на конкретной сказке.
Проверка выполнения проводится фронтально.
7. Самостоятельная работа .
- Выполните тест, проверяющий знание волшебных сказок . (Вопросы на слайде)
− У кого возникли затруднения при работе с тестом?
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)
9. Рефлексия учебной деятельности .
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, что такое сказка.
Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я сегодня был терпелив.
Я доволен своей работой на уроке.
- И я довольна вашей работой, и зайчик видел, что вы были сегодня терпеливыми.
Домашнее задание :
Запишите свои собственные примеры волшебных сказок и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на признаки волшебных сказок .
Предметные: учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.
Метапредметные:
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.
Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.
1. Организационный момент .
− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
- Давайте вспомним домашнее задание. (участие детей в игре радиотеатра)
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы научились пересказывать подробно и выборочно.)
− А какие произведения вы читали? (Мы читали сказки.)
− Вспомните ваши любимые сказки. (Баба Яга, «Падчерица и мачехина дочка и т.д.) Дети называют полюбившиеся сказки.
− Как вы думаете, почему их так называют?
− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)
− Что это за качество человека? (…)
− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)
− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)
− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)
− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)
− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.)
− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.)
(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)
− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.
На доске - названия сказок:
− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки.
У вас на парте лежит карточка со схемой, закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
− Кто не нашёл волшебную сказку?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)
− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)
− Правильно! Вы должны вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.)
− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.
− Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)
5. Реализация построенного проекта
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)
Каждая группа даёт свой ответ.
− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску постепенно (по шагам).
− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.
− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)
− О чём шла речь? (О построении сказки.)
Вывешивается второй признак.
− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)
− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)
− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)
− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.
− Скажите, вам всё понятно?
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.)
Вывешивается третий признак.
− Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)
− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
− Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)
− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)
Вывешивается четвёртый признак.
− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.
− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?
− Посмотрите на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
Вывешивается пятый признак.
− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)
− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки.
− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?
На доске появляются схема с правильным ответом– дети сверяют со своим ответом.
− Итак, верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на сказке, которую вы читали дома. Проверка выполнения проводится фронтально.
7. Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по образцу.
После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки
− У кого вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?
− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− Поэтому я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные сказки, стихи, рассказы?
− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, что такое сказка.
- Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я доволен своей работой на уроке.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.
Домашнее задание:
Волшебные сказки особенности
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. Какая борьба присутствует в сказках?
(Борьба добра со злом.)
С каких слов начинается сказка?
Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
- Чем заканчиваются сказки?
(У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
Сколько и какие части можно выделить в сказке?
. (Зачин, действие, концовка.)
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки.
(Волшебные числа. Число 3.)
−. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия?
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути.
(Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
. А что еще делает волшебную сказку волшебной? Что помогает героям в пути:
Волшебные существа, волшебные предметы. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
Необычные герои . Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна - лягушка.
Волшебные предметы . Примеры: скатерть - самобранка, ковёр - самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.
Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.
4) умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.
Предметные: учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.
Метапредметные:
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки - светофор, раздаточный материал, презентация к уроку.
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?
− А какие произведения вы читали?
− Вспомните ваши любимые сказки.
Дети называют полюбившиеся сказки.
− Как вы думаете, почему их так называют?
− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать?*план действий)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
− Вспомните определение сказки. (Сказка - это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)
− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)
− Как обычно строится сказка? (Начало – действие- кульминация - конец.)
− Итак, что вы повторили?
(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)
− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.
На доске - названия сказок:
− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки.
У вас на парте лежит карточка со схемой , закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
− Кто не нашёл волшебную сказку?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)
− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)
− Правильно! Вы должны вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.)
− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.
− Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)
5. Реализация построенного проекта
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)
Каждая группа даёт свой ответ.
− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску постепенно (по шагам).
− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.
− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)
− О чём шла речь? (О построении сказки.)
Вывешивается второй признак.
− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)
− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)
− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)
− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.
− Скажите, вам всё понятно?
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки.
Вывешивается третий признак.
− Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)
− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
− Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)
− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)
Вывешивается четвёртый признак.
− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.
− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?
− Посмотрите на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
Вывешивается пятый признак.
− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)
− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки.
− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?
На доске появляются схема с правильным ответом- дети сверяют со своим ответом.
− Итак, верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на сказке, которую вы читали дома. Проверка выполнения проводится фронтально.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки
− У кого вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?
− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− Поэтому я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные сказки, стихи, рассказы?
− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
- Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
- У вас на партах лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка - сомнение, красная карточка - отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, что такое сказка.
Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание:
Читайте также: