Звучащие картины 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_300497bd.jpg

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить знания обучающихся.

Планируемые результаты:


Предметные:
 повторение и обобщение полученных на предыдущих уроках знания о жанрах русской народной песни;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
 развитие творческих способностей.
Личностные:

- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование потребности в самовыражении и самореализации, мотивов достижения результата.
Метапредметные УУД :
Познавательные :
 ориентироваться в своей системе знаний и умений, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
 умение строить речевое высказывание;
 выполнять логический анализ объектов с целью выделения признаков выбор наиболее эффективных способов для выполнения поставленной задачи
Регулятивные :
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- оценка и осознание того, что уже усвоено.
Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свои мысли , вступать в беседу, оформлят ь свою мысль в устной речи - донести свою позицию до других:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.


Формы организации учащихся : индивидуально-коллективная


Методы и технологии : дискуссия, метод исследования, создание проблемной ситуации.


Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, шумовые инструменты.


Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.

Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.

Воспитательная: формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.

Содержимое разработки

Конспект урока по музыке

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: беседа.

Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.

Образовательная: познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.

Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.

Воспитательная: формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.

Планируемые результаты:

Предметные: умение воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства; развитие художественного вкуса и интереса к музыке и живописи разных эпох и народов.

Личностные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи, развитие ассоциативно-образного мышления и воображения, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.

Основные понятия: звучащие картины, музыкальное произведение, музыка, живопись.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Приемы: использование аудиозаписей и видеозаписей.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, колонки, аудиозапись, видеозапись.

Лютня - старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, который имеет от 4 до 14 парных струн. Лютня редко была солисткой, чаще её использовали в роли аккомпанирующего инструмента.

ПОСЛУШАЙ "Менуэт" Г.К.Конради

Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент. Музыканта, играющего на гитаре, называют. Верно, гитарист.


Теперь ты знаешь, что ТАМБУРИН - это небольшой барабан с тарелочками, а также танец, который исполняли с этим инструментом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ль: Назовите автора музыки

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

С некоторыми из них мы уже знакомились.

- Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске)

- Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Тест-викторина

Что такое сюита?

Что такое интермедия?

Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Читайте также: