Звучащие картины 4 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: обобщить знания обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
повторение и обобщение полученных на предыдущих уроках знания о жанрах русской народной песни;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитие творческих способностей.
Личностные:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование потребности в самовыражении и самореализации, мотивов достижения результата.
Метапредметные УУД :
Познавательные :
ориентироваться в своей системе знаний и умений, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
умение строить речевое высказывание;
выполнять логический анализ объектов с целью выделения признаков выбор наиболее эффективных способов для выполнения поставленной задачи
Регулятивные :
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- оценка и осознание того, что уже усвоено.
Коммуникативные :
- слушать и понимать речь других;
- высказывать свои мысли , вступать в беседу, оформлят ь свою мысль в устной речи - донести свою позицию до других:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Формы организации учащихся : индивидуально-коллективная
Методы и технологии : дискуссия, метод исследования, создание проблемной ситуации.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, шумовые инструменты.
Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.
Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная: формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.
Содержимое разработки
Конспект урока по музыке
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: беседа.
Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.
Образовательная: познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.
Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная: формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.
Планируемые результаты:
Предметные: умение воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства; развитие художественного вкуса и интереса к музыке и живописи разных эпох и народов.
Личностные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи, развитие ассоциативно-образного мышления и воображения, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.
Основные понятия: звучащие картины, музыкальное произведение, музыка, живопись.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Приемы: использование аудиозаписей и видеозаписей.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, колонки, аудиозапись, видеозапись.
Лютня - старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, который имеет от 4 до 14 парных струн. Лютня редко была солисткой, чаще её использовали в роли аккомпанирующего инструмента.
ПОСЛУШАЙ "Менуэт" Г.К.Конради
Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент. Музыканта, играющего на гитаре, называют. Верно, гитарист.
Теперь ты знаешь, что ТАМБУРИН - это небольшой барабан с тарелочками, а также танец, который исполняли с этим инструментом.
- формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.
Планируемый результат: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.
На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.
Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,
На всех языках говорят, говорят миллионы ребят
У-ся: Доброе утро!
У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.
У-ся: Доброе утро!
У-ль: Доброе утро!
Все: Доброе утро!
У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.
У-ся: Вариации на тему рококо.
У-ль: Назовите автора музыки
У-ль: Что такое вариации?
У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.
У-ль: Что означает – рококо?
У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.
У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?
У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.
(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)
У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?
У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?
У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?
(работа по таблице)
У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.
У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?
У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.
У-ль: Что эти интонации придают музыке?
У-ся: Русский характер.
У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?
У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)
У-ль: Кто солирует на виолончели?
У-ся: Мстислав Ростропович.
У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.
С некоторыми из них мы уже знакомились.
- Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске)
- Что такое сюита?
У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.
У-ль: Помните идею создания сюиты?
После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.
У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.
(Рисунок стр.79, учебник)
У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?
У-ся: Серый, мрачный, таинственный.
У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.
У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)
У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.
У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?
У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.
У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?
У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.
У-ль: Какой инструмент звучал?
У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?
У-ся: Песни трубадуров.
У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?
У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?
Пусть это задание будет домашним.
Тест-викторина
Что такое сюита?
Что такое интермедия?
Как в сюите называется интермедия?
(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)
Читайте также: