Высказывания и операции над ними конспект
Обновлено: 01.07.2024
План учебного занятия по теме: Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции.
- сформировать у обучающихся представление об алгебре высказываний и логических операций с ними.
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
- воспитывать интерес к предмету, настойчивость, целеустремленность;
- воспитывать уважение к предмету;
- способствовать воспитанию самоорганизации и самоконтроля.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте;
- метапредметные – навыки анализа логической структуры высказываний;
- личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.
Решаемые учебные задачи :
Тип урока: комбинированный урок (дискуссия, лекция (изучение нового материала), мультимедиа, практикум, самостоятельная работа).
Формируемые общие компетенции (ОК):
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация), практические.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация.
Время на проведение занятия: 1 учебный час
- Организация начала занятия – 2 минуты.
- Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности –3 минуты.
- Актуализация знаний обучающихся – 5 минут.
- Изложение нового материала – 20 минут.
- Закрепление учебного материала – 10 минут.
- Задание на дом – 3 минуты.
- Рефлексия – 2 минуты.
Организация начала занятия (2 минуты)
Здравствуйте ребята, садитесь. Запишите тему урока. - Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции.
Актуализация знаний обучающихся (5 минут)
Как вы думаете, можно ли научить техническое устройство (в частности компьютер) логически мыслить? ( Только если запрограммировать варианты решений, само по себе техническое устройство принимать решения не может .- Будет хорошо, если мнения ребят разделятся)
Что по вашему является высказыванием? Что такое логика?
Изложение нового материала – (20минут)
Знание логики необходимо при разработке алгоритмов и программ, так как в большинстве языков программирования есть логические операции.
Алгебра логики имеет сходство с работой электрических переключательных схем. Электрический переключатель либо пропускает ток (истина), либо не пропускает (ложь).
Оперируя логическими переменными, которые могут быть равны только 0 или 1, алгебра логики позволяет свести обработку информации к операциям с двоичными данными. Именно аппарат алгебры логики положен в основу компьютерных устройств хранения и обработки данных.
Объектами алгебры логики являются высказывания.
Алгебра логики — это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними. (слайд 2)
Давайте задумаемся над смыслом слова высказывание. Что означает: человек высказывает свое мнение?
Высказывание — это повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно. (слайд 2)
Побудительные и вопросительные предложения высказываниями не являются.
В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими переменными.
При этом если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей (А = 1), а если ложно — нулём ( В = 0).
Из простых высказываний с помощью логических операций строятся сложные (составные) высказывания.
Логическая операция — способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний. (слайд 3)
Основные логические операции:
1. Отрицание (инверсия, логическое НЕ) (слайд 4)
Смысл операции: результат меняется на противоположный (вместо истины — ложь, вместо лжи — истина).
воспитывать культуру общения в ходе групповой и фронтальной работы.
Организационный момент (5 минут)
Актуализация опорных знаний (15 минут).
Фронтальный опрос по вопросам:
Что изучает логика? Какие ученые внесли вклад в развитие логики?
Что изучает математическая логика?
Какие ученые внесли вклад в зарождение и развитие математической логики?
Какое значение принесла математическая логика в середине 20 века?
Где находит применение математическая логика?
Работа с презентацией: сопоставить этапы развития математической логики и фамилии ученых, работавших в это время.
Огастес де Морган – шотландский математик и логик. Основные труды: по математической логике и теории рядов; к своим идеям в алгебре логики пришёл независимо от Дж. Буля. С его именем связаны известные теоретико-множественные соотношения (законы де Моргана).
П.С. Порецкий, по специальности астроном, первым в России стал заниматься вопросами математической логики. Его труды стали значительным вкладом в развитие этой науки. Порецкий построил теорию качественных умозаключений (логика классов), получившую признание в мировой науке.
Работы Чарльза Пирса по логике занимают выдающееся место в философии 19 в. Наиболее важные результаты были получены в логике, где он высказал ряд новых идей, касающихся исчисления высказываний, теории следования, методов разрешения в логике предложений, логики отношений, логических парадоксов, логической семантики, многозначной логики и др. Пирс внес значительный вклад в теорию вероятностей.
Яблонский С.В. работал над проблемами, связанными с синтезом логических устройств. Среди результатов важное место занимают его работы о тестировании электрических схем.
Мотивация знаний (5 минут)
Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь? ( в самолете)
Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)
Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число? (в любом)
Когда человек бывает в комнате без головы? (когда он высунул голову в окно)
Все эти задачи являются логическими, то есть от нашего умения мыслить мы может прийти к правильному решению.
А как человек мыслит? Какие бывают формы мышления? Что в нашей речи является высказыванием, а что - нет?
Изучение нового материала (40 минут)
Обратите внимание - слово ЛОГИКА записано в сочетание со словом АЛГЕБРА.
Что же изучает алгебра?
Алгебра изучает числа, числовые величины, числовые выражения, а также правила выполнения действий над ними.
Что изучает логика?
Логика – (от древнегреч. logoz - слово, мысль, понятие, рассуждение) - наука о законах и формах мышления.
Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.
Высказывание – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними
Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких высказываний может быть получено новое суждение
И тогда, давайте попробуем понять, чем же занимается алгебра логики!? Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями.
Алгебра высказываний (алгебра логики) – раздел математической логики, изучающий логические высказывания и способы установления их истинности или ложности с помощью алгебраических методов.
Основы данной алгебры были положены английским математиком Джорджем Булем в 19 веке, также называли булевой алгеброй.
Высказывание – это форма мышления, связное повествовательное предложение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно.
Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.
Примеры (определите, какие предложения являются высказываниями и их истинность):
Дважды два равно четырем (истинное высказывание).
Река Волга впадает в Японское море (ложное высказывание).
Площадь отрезка меньше длины куба (связное повествовательное предложение, о котором нельзя сказать истина оно или ложь).
Является ли х=3 корнем уравнения х 2 -5х+6=0? (не повествовательное предложение).
Меньше один в является два при (несвязное предложение).
Слава российским студентам! (не повествовательное предложение).
35 (ложное высказывание).
Вещественное число х меньше 2 (Не высказывание, несмотря на свою повествовательность, связность и осмысленность. В нем содержится переменная и при разных значениях переменной возможно получение истинного или ложного высказывания. Объекты такого типа являются обобщением понятия высказывания и их мы будем изучать позже).
Высказывания могут быть простыми и составными.
Истинность простых высказываний определяется на основании здравого смысла. Истинность составных высказываний определяется с помощью алгебры высказываний.
В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствие логические переменные, обозначаемые латинскими буквами.
В дальнейшем нас будет интересовать не то, о чем идет речь в высказывании (его содержательная часть), а лишь какое значение истинности (истина или ложь) оно имеет.
Если высказывание истинно, то ему соответствует значение логической переменной 1, если ложно – 0.
Тогда: A = 0, B = 1
Над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания.
Логические операции над высказываниями
В русском языке (как и в любом другом) из простых связных повествовательных предложений с помощью некоторых стандартных связок (конструкций) можно образовать новые (составные) повествовательные предложения. В алгебре высказываний этим конструкциям соответствуют логические операции.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Высказывания в алгебре логики и логические операции над ними
Элементами логических рассуждений являются высказывания.
Простое высказывание – это повествовательное предложение, которое или истинно, или ложно.
Число 100 делится на 25 без остатка (истинно).
Рим – столица Франции (ложно).
Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями. Простые высказывания обозначаются заглавными буквами латинского алфавита.
Действия логических операций задаются таблицами истинности.
Эти таблицы содержит все комбинации значений истинности простых высказываний, и для каждой такой комбинации указывается значение истинности сложного высказывания.
К основным логическим операциям над высказываниями относятся: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, импликация, сложение по модулю 2, эквивалентность, стрелка Пирса, штрих Шеффера.
Когда высказывание А истинно, то ложно; когда А ложно, истинно.
Высказывание — утверждение, относительно которого можно сказать истинно (1, истина, true) оно или ложно (0, ложь, false).
Высказывания обозначаются заглавными латинскими буквами %%A, B, C, . %% или буквами с индексами %%A_1, B^2, C', . %%.
Примеры
Следующие предложения являются высказываниями:
Причем высказывания %%A_1, A_3%% — ложные, а %%A_2, A_4%% — истинные.
Следующие предложения не являются высказываниями:
Мы не можем сказать о любом из высказываний %%B_1, B_2, B_3%% истинно оно или ложно. Например, в предложении %%B_3%% буква %%x%% — переменная. Если поставить какое либо значение вместо нее, например 8, то получим истинное высказывание.
Операции над высказываниями
Сложные высказывания построены из более простых, используя следующие логические знаки $$ \land, \lor, \rightarrow, \leftrightarrow, \overline<>, $$ которые имеют соответствующие названия: конъюнкция (логическое И), дизъюнкция (логическое ИЛИ), импликация (логические следование), эквиваленция (логическое равенство) и отрицание (логическое НЕ).
Пусть %%A%% и %%B%% — некоторые высказывания.
Конъюнкция
Конъюнкцией высказываний %%A%% и %%B%%
называется новое высказывание, обозначаемое %%A \land B%%, которое является истинным тогда и только тогда, когда высказывания %%A%% и %%B%% истины. Читается как %%A%% и %%B%%.
Рассмотрим произвольные высказывания %%A%% и %%B%% и полученное из них высказывание %%A \land B%%. Высказывания %%A, B%% могут быть как ложными, так и истинными. Возможны следующие варианты:
- %%A%% ложно, %%B%% ложно;
- %%A%% ложно, %%B%% истинно;
- %%A%% истинно, %%B%% ложно;
- %%A%% истинно, %%B%% истинно;
В каждом их этих случаев, вычислив значение конъюнкции высказываний %%A \land B%%, получим следующую таблицу, которая называется таблицей истинности.
%%A%% | %%B%% | %%A \land B%% |
---|---|---|
%%0%% | %%0%% | %%0%% |
%%0%% | %%1%% | %%0%% |
%%1%% | %%0%% | %%0%% |
%%1%% | %%1%% | %%1%% |
Где %%1%% обозначает истинное высказывание, %%0%% — ложное высказывание.
Операцию конъюникции можно распространить и на несколько высказываний. Пусть %%A_1, A_2, . A_n%% — высказывания. Тогда высказывание %%A_1 \land A_2 \land . \land A_n%%, являющееся конъюнкцией высказываний %%A_1, A_2, . A_n%%, будет истинным тогда и только тогда, когда все высказывания будут истинными.
Дизъюнкция
Дизъюнкцией высказываний %%A%% и %%B%%
называется новое высказывание, обозначаемое %%A \lor B%%, которое является ложным тогда и только тогда, когда высказывания %%A%% и %%B%% ложны. Читается как %%A%% или %%B%%.
Таблица истинности для дизъюнкции выглядит следующим образом.
%%A%% | %%B%% | %%A \lor B%% |
---|---|---|
%%0%% | %%0%% | %%0%% |
%%0%% | %%1%% | %%1%% |
%%1%% | %%0%% | %%1%% |
%%1%% | %%1%% | %%1%% |
Аналогично конъюнкции, операцию дизъюнкции можно распространить и на несколько высказываний. Пусть %%A_1, A_2, . A_n%% — высказывания. Тогда высказывание %%A_1 \lor A_2 \lor . \lor A_n%%, являющееся дизъюнкцией высказываний %%A_1, A_2, . A_n%%, будет ложным тогда и только тогда, когда все высказывания будут ложными.
Импликация
Импликацией высказываний %%A%% и %%B%% называется
Таблица истинности для импликации выглядит следующим образом.
%%A%% | %%B%% | %%A \rightarrow B%% |
---|---|---|
%%0%% | %%0%% | %%1%% |
%%0%% | %%1%% | %%1%% |
%%1%% | %%0%% | %%0%% |
%%1%% | %%1%% | %%1%% |
Эквиваленция
Эквиваленцией высказываний %%A%% и %%B%%
Таблица истинности для эквиваленции выглядит следующим образом.
%%A%% | %%B%% | %%A \leftrightarrow B%% |
---|---|---|
%%0%% | %%0%% | %%1%% |
%%0%% | %%1%% | %%0%% |
%%1%% | %%0%% | %%0%% |
%%1%% | %%1%% | %%1%% |
Также эквиваленцию можно выразить через импликацию и конъюнкцию, тогда
$$ A \leftrightarrow B = (A \rightarrow B) \land (B \rightarrow A) $$
Покажем это, используя таблицы истинности.
%%A%% | %%B%% | %%A \leftrightarrow B%% | %%A \rightarrow B%% | %%B \rightarrow A%% | %%(A \rightarrow B) \land (B \rightarrow A)%% |
---|---|---|---|---|---|
%%0%% | %%0%% | %%1%% | %%1%% | %%1%% | %%1%% |
%%0%% | %%1%% | %%0%% | %%1%% | %%0%% | %%0%% |
%%1%% | %%0%% | %%0%% | %%0%% | %%1%% | %%0%% |
%%1%% | %%1%% | %%1%% | %%1%% | %%1%% | %%1%% |
Как видно из таблицы истинности столбцы %%A \leftrightarrow B%% и %%(A \rightarrow B) \land (B \rightarrow A)%% имеют одни и те же значения при одинаковых наборах значений %%A%% и %%B%%, что говорит о равенстве этих двух формул.
Отрицание
Отрицанием высказывания %%A%%
Читайте также: