Конспект по теме спряжение глаголов

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная

I. Организационный момент. Рефлексия.

Я пришла на урок с хорошим настроением, т.к урок русского языка – мой любимый урок, и я стараюсь привить эту любовь вам. К нам пришло много гостей поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой. Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

1. Работа со словарем.

Как вы можете дать лексическое значение слова “глагол”?

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.

- Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

(1 слайд)- Рассказать нам об этом может “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля: “ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке”.

(2 слайд) 2.Минутка чистописания

Поставь слова в форму 3 лица множественного числа: живет – живут, поёт – поют (1вариант), чертит – чертят, кричит – кричат. Выдели у слов окончания, запишите

– ат, -ят с узелком на память, а зачем мы должны запомнить это сочетание мы узнаем позже.

(3 слайд) 3.Словарная работа.

- Послушайте толкование словарных слов, замените одним словарным словом, записать отгаданное слово.

— Сиять ярким, искристым прерывистым светом

(с в е р к ать). Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь). Человек, который совершает поездку на каком-либо транспорте (пассажир). Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарником, или дорожка в саду, в парке (аллея).

  • На какие 2 группы можно разделить слова?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Как называется изменение имен существительных по падежам и числам?
  • Как изменяются глаголы?

4. Минутка разбора

Разобрать слова по составу: 1 вариант: имя существительное м.р.,ед.ч, одуш., 2 вариант: глагол несов. вида в н.ф., состоит из 6 букв.

Проверка. Оцените себя.

III. Этап проверки домашнего задания

1. Игра “Спроси соседа о глаголе”. Работа в парах.

Дома вы готовили вопросы для своего соседа, задайте их (развитие устной научной речи, карточки с вопросами учащиеся готовят друг для друга дома.)

IV. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.

(4 слайд)1.Орфографическая минутка. Самостоятельная работа.

Внимание! Внимание!
Получено sms-послание.
Получите распечатку,
Отыщите опечатку.

Абъявление.

Открывается каток. Приходите катаца, смеяца, занимаца спортом.
Дед Марос.

(у каждого на парте объявление)

- Что странного в этом объявлении?

- Исправьте ошибки, объясните орфограммы.

- (5 слайд)Проверьте, так ли у вас, оцените себя

V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Определите тему урока после прочтения шифровки

вологалгеинежярпсамет (прочти наоборот)(7 слайд)

Попробуйте обозначить цели урока. ( предложения учеников)

Чем же мы будем заниматься на уроке…

(8 слайд) 2.Продолжи предложение:

Имя прилагательное - изменяется (по родам , падежам и числам)

Имя существительное - склоняются ( изменяются) по числам, падежам

А глагол - ? ( изменяется по ...)

3. Работа в парах -

Найти ответ на вопрос: Как называется изменение глагола по лицам и числам? в учебнике на странице 92-93. Принимаются предложения от пар, задаются взаимовопросы на понимание суждения другого.

Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе

Долго им пришлось идти,
Чтоб спряжение принести.
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.

Сегодня мы узнаем, что такое спряжение и будем учиться спрягать глаголы.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Самостоятельная работа.

Изменить глагол идти по лицам и числам, т.е. …, а у доски самостоятельно глагол кричать.

  • Что мы делали?
  • Что значит спрягать?
  • Что изменяется у глагола при спряжении?

(10 слайд) 2.Проблема: Зачем надо знать спряжение глаголов?

(11 слайд) 32. Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим. Держим. Напрягаем.
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

VII. Этап закрепления изученного материала.

1. Составление таблицы. Работа в группах по 4 человека.

Мы на солнышке лежали,
Вместе песню распевали.
И составили таблицу
Изменения по лицам.

(Работа в четверках, учитель параллельно составляет таблицу на доске)1)Заполни таблицу, выполни задание только 1 части. 1. Сделай вывод. Поставь ударение.

Единственное лицо
1 л. я пою лежу
2 л. ты
3 л. он(а)
Множественное лицо
1 л. мы
2 л. вы
3 л. они

2) Изменение глаголов по лицам и числам называется_________________________________.

Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от__________________________.

(12 слайд) В 1 столбике у нас окончания 1 спряжения – это личные окончания глаголов 1 спряжения. Назовите их.

  • Сможем ли мы допустить ошибку в окончаниях у глаголов?
  • Почему?

(13 слайд) А теперь заполните 2 часть таблицы.

Проверим: Изменение глаголов по лицам и числам называется( спряжение)

Глаголы бывают(1 и 2 спр.) Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от( окончания)

У глаголов одного и того же спряжения ударные безударные окончания одинаковые, спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.

А как определить окончание глагола в безударном положении мы узнаем на следующих уроках.

VIII. Этап применения изученного материала.

(14 слайд) 1. Работа по определению спряжения.

Давайте вернемся к объявлению, найдите глаголы в личной форме, определите спряжение (открывается, приходите).

Как определили спряжение?

Вспомним задание на минутке чистописания, как было распределено задание?

2. Комментированное письмо. (Учебник страница 92, упражнение 1)

Упражнение 1. Запиши в две группы: 1) глаголы 1-го спряжения, 2) глаголы 2-го спряжения.

ведем, жгут, говорят, льют, смотрят, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, слушаешь, уважают, получаете, привыкают, изучим

IX. Этап обобщения и систематизации изученного материала.

1. Построение “дерева темы”

У нас в классе выросло дерево, но оно необычное – это дерево спряжения глаголов, но на нем чего –то не хватает.

Раз это дерево спряжения глаголов, то на нем должны быть указаны личные окончания глаголов, их нет, значит, мы укажем. У меня слова подсказки, определяем окончания и указываем место на дереве. (Читаешь, рисует, решаем, рассказываете, жгут, говорят, льют, смотришь, дарим, кричат, любит, летите)

Чтобы дерево наше не завяло, мы должны ухаживать за ним, т.к. оно необычное, то и уход - выучить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Вы хорошо работали и задания не будет.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданием, проектор, ноутбук, интерактивная доска

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Урок русского языка.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать.

2. Самоопределение к деятельности –

У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

-Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин –великий русский поэт)

-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)

Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий? ( завоет, заплачет, зашумит, застучит)

- Что это за часть речи ? (глагол)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … ( глагол !)

3. Повторение знаний о глаголе:

- Что вы знаете о глаголе?

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глагол изменяется по числам.

4. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный

5. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо

НА ДОСКУ ПРИКРЕПИТЬ

( По мере того как дети отвечают на доске появляется : ГЛАГОЛ – что делать? что сделать? Н.Ф. – число – вид – лицо).

4. Каллиграфическая минутка.

Какой звук в этих глаголах ( завоет , заплачет, зашумит, застучит) встречается чаще других? (з)

Сегодня мы вспомним написание буквы з.

Запишите ____________ , глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит

Разберем эти глаголы по составу .( Проверить и оцените себя) 1 ученик у доски.

- С одним из глаголов я составила предложение давайте его запишем:

Застучала под окошком звонкая капель.

-разобрать по членам предложения и синтаксически устно ( Оцените себя)

3.Словарная работа. (Из урока на интерактивной доске)

- записать слова: везде, сверху, снизу( объяснить, определить какая часть речи)

- Приходит весна и приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж пополнится новыми сведениями о глаголе.

- А о чем конкретно мы будем говорить, вы узнаете, если прочитаете эту запись на интерактивной доске:

Вычеркните каждую вторую букву и тогда сможете прочитать тему нашего урока

Ответ: спряжение глаголов.

-Сегодня на уроке вы познакомитесь со спряжением глаголов. Узнаете, что значит проспрягать глагол.

6. Изучение нового материала.

1) Работа по учебнику Упр.163 (Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения).

- Как можно определить лицо глагола? ( по местоимению)

- В каком времени употреблены глаголы? (настоящем)

- Выделите окончания и скажите, почему изменились окончания глаголов?

2) Прочитайте правило стр.80

- Глаголы какого времени имеют форму лица? (настоящего и будущего)

- Что изменяется у глагола при изменении его по лицам? ( его личное окончание)

Физминутка

3) Устная работа по вопросам учебника стр.81 упр.164 (на интерактивной доске)

_ Что называется спряжением глагола?

4) Выполнение упр.65 – Прочитайте задание. Как вы будете действовать?(изменим глаголы по лицам и числам, т.е.проспрягаем)

- 1 ученик у доски, все в тетрадях: ед.ч мн.ч.

1 л. (я) подарю (мы) подарим

2 л. (ты) подаришь (вы) подарите

3 л. (он) подарит (они) подарят

7. Закрепление изученного.

- в рабочей тетради стр.____, упр._____.

8. Рефлексия

- Поставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания: __ идёт, __ побежим, __пишу, __делали, __ простят.

- У всех ли глаголов вы смогли определить лицо? (нет) Почему? (прош.вр.)

- На какие вопросы учебника мы сегодня ответили?

- Оцените свою работу на уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось…

9. Дом. задание: стр.78 упр.161.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Спряжение глаголов. Урок русского языка 4 класс Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 ст.ФАСТОВЕЦКОЙ Батищева Оксана Александровна

Тринадцатое апреля Классная работа

Какие слова помогли автору передать разнообразие действий? Завоет Заплачет Зашумит Застучит

Что вы знаете о глаголе? Часть речи Что делать? Что сделать? Н.ф. Изменяется по числам Имеет вид: совершенный и несовершенный Имеет 1,2,3 лицо

Спряжение глаголов - это изменение глаголов по падежам изменение глаголов по числам изменение глаголов по родам и числам изменение глаголов по числам и падежам изменение глаголов по родам и лицам изменение глаголов по числам и лицам

Поставьте к глаголам местоимения, определите лицо, число, выделите окончания. ___идёт , ___ побежим, ___пишу , __делали , ___ простят

ТЕСТ 1. Сколько временных форм имеют глаголы? а) 2 б) 3 в) 4 2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме. а) прошедшего времени; б) настоящего времени; в) будущего времени. 3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? а) Что делает? что делают? б) Что сделает? что будет делать? в) Что делал? что делали? 4. Выбери глаголы будущего времени. а) пробежала в) прилетит д ) запищат б) воркует г) напишу е) сфотографирует

ПРОВЕРЯЕМ 1. б) 3; 2. б) настоящее время; 3. в) что делал? Что делали?; 4. в) прилетит; г) напишу; д ) запищат; е) сфотографирует

ИТОГ УРОКА На какие вопросы учебника мы ответили? Оцените свою работу на уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось…

Домашнее задание с. 78 упр. 161

1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о? а) …втобус, в…сток, б…гаж; б) в…кзал, г…реть, к…стёр; в) м…роз, …ллея, ур…жай. 2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а? а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина; б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира; в) к…пуста, к…рабль, ст…лица. 3. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и? а) д…ректор, ул…ца, сев…р; б) п…нал, б…лет, уч…ник; в) уж…н, р…сунок, ж…лище.

ПРОВЕРЯЕМ б) в о кзал, г о реть, к о стер; б) к а стрюля, р а стение, кв а ртира; в) уж и н, р и сунок, ж и лище.

СПАСТИ Я Ты Он Мы Вы Они спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут

ЛЕТЕТЬ Я Ты Он Мы Вы Они лечу летишь летит летим летите летят

I спряжение II спряжение ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ -У -ЕШЬ -ЕТ ЕМ ЕТЕ УТ -У -ИШЬ -ИТ ИМ ИТЕ ЯТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ Т М ТЕ -УТ (-ЮТ) ШЬ Т М ТЕ -АТ (-ЯТ)

1 спряжение 2 спряжение качает пишет клюют ругаются кричит молчат читаешь ворчит балуется говорим поёт грустите верят

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. 2) Определи тип спряжения.

Обозначает название предметов Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение

Обозначает действие предметов Имя прилагательное Глагол Местоимение Имя существительное

Глагол Обозначает признаки предметов Местоимение Имя прилагательное Имя существительное

Укажи лишнее слово Подлежащее Глагол Имя существительное Местоимение Предлог Имя прилагательное

Укажи слова, состоящие: из приставки, корня, суффикса и окончания: Приставка Прибежал Потянет Проверка Посадка Промёрз

Укажи глаголы 2 спряжения: Следят Наступает Стоишь Долбит Слепит молчишь

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера.


Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание.


Урок русского языка "Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения".4 класс

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов.


Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов".


"Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение " (русский язык 4 класс)

Закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.



Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».

Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.


Спряжение глагола определяется по:

  • форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);
  • по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).

Ко II спряжению относятся:

К I спряжению относятся:

  • все глаголы на -итъ, кроме брить, стелить, зиждиться ;
  • семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть
    и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.;
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать,слышать, дышать
    и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.
  • все остальные глаголы (на -оть, -атъ, -ять и др.)
  • три глагола на -итъ: стелить,брить, зиждиться .

11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.

К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:

I и II спряжения глаголов. Личные окончания

Лицо

I спряжение

II спряжение

Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.

Единственное число

Множественное число

Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).

Единственное число

Множественное число

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Различайте глаголы!


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить различать глаголы I и II спряжения.

Задачи:

  • дать представление о I и II спряжении глаголов;
  • познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
  • сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
  • формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
  • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
  • развивать связную речь учащихся; логическое мышление, память;
  • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она

Страна царя Глагола.

-Мы с вами отправляемся в страну царя Глагола. Сегодня познакомимся с двумя его сыновьями. И поможет нам в этом весь глагольный народ. Итак, готовы?
3. Минутка чистописания.

1. Ж ж

2. аж еж жи жд

3. оживают чувствуют льёт сажаем бежишь

(1 и 2 строчки закрыты)

- Прочитайте слова третьей строчки.

- Что в них общего?

-Узнайте букву, которую мы будем писать. Эта буква находится в глаголе 3 лица, множественного числа, в корне слова и обозначает согласный, парный, звонкий, всегда твёрдый звук. (Буква Ж)

Запись 1 и 2 строчки.

- Укажите лицо и число.

4. Словарная работа.

- Перед вами зашифрованное с помощью геометрических фигур слово.

- Какие ещё значения может иметь это слово?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Как вы понимаете её?

5. Создание проблемной ситуации.

- Определите лицо и число глаголов.

- Почему глаголы стоят в одной и той же форме, а окончания у них разные?

- Хотите раскрыть эту тайну?

- Тогда мне понадобится ваша помощь.

6. Новый материал.

1. Рассказ учителя

– И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи.

- Что же они придумали, мы узнаем, если проспрягаем глаголы. (Глаголы написаны на доске.)

- Выделите личные окончания глаголов первого столбика.

- Выделите личные окончания глаголов второго столбика.

- Пришли сыновья к царю и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении своего государства на два разных царства.

7. Физкультминутка.

(Если глагол I спряжения – приседаем, если глагол II спряжения – наклон вперёд)

Идёшь, шумишь, шуршите, поёшь, плывут, звенят, лежит, растём, кричите, горишь, цветёт, говорим.

8. Задания царя Глагола.

1 задание.

- Напишите глаголы в два столбика по спряжениям. Выделите окончания.

(задание выполняется с комментированием)

Бегаешь, чистим, светит, играем, шумит, греешь, слышишь, летают, спешат, плывут.

2 задание.

Упражнение №58 стр.79

I вариант – выписать глаголы I спряжения

II вариант – выписать глаголы II спряжения

3 задание.

- Какое время года стоит на дворе?

- Какие чувства вы испытываете при наступлении весны?

- Спишите текст, Вставьте подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Все мы___________ чувство радости при наступлении весны. Снег___________ с полей. Солнце щедро___________ свои тёплые лучи на землю. ______________ чудесная погода. В воздухе____________ голоса птиц.

- Какой частью речи являются вставленные слова?

- Укажите лицо, число, спряжение глаголов.

8. Итог урока.

- Какое открытие сегодня на уроке вы для себя сделали?

- Какие глаголы относятся к I спряжению?

- Какие глаголы относятся ко II спряжению?

9. Домашнее задание.

Упражнение №59 стр. 80.

Тема: I и II спряжение глаголов. (Урок русского языка в 4 классе)

Цель: научить различать глаголы I и II спряжения.

дать представление о I и II спряжении глаголов;

познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;

сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

развивать связную речь учащихся; логическое мышление, память;

воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она

Страна царя Глагола.

-Мы с вами отправляемся в страну царя Глагола. Сегодня познакомимся с двумя его сыновьями. И поможет нам в этом весь глагольный народ. Итак, готовы?
3. Минутка чистописания.

2. аж еж жи жд

3. оживают чувствуют льёт сажаем бежишь

(1 и 2 строчки закрыты)

- Прочитайте слова третьей строчки.

- Что в них общего?

-Узнайте букву, которую мы будем писать. Эта буква находится в глаголе 3 лица, множественного числа, в корне слова и обозначает согласный, парный, звонкий, всегда твёрдый звук. (Буква Ж)

Запись 1 и 2 строчки.

- Укажите лицо и число.

4. Словарная работа.

- Перед вами зашифрованное с помощью геометрических фигур слово.







- Какие ещё значения может иметь это слово?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Как вы понимаете её?

5. Создание проблемной ситуации.

- Определите лицо и число глаголов.

- Почему глаголы стоят в одной и той же форме, а окончания у них разные?

- Хотите раскрыть эту тайну?

- Тогда мне понадобится ваша помощь.

6. Новый материал.

1. Рассказ учителя

– И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи.

- Что же они придумали, мы узнаем, если проспрягаем глаголы. (Глаголы написаны на доске.)

- Выделите личные окончания глаголов первого столбика.

- Выделите личные окончания глаголов второго столбика.

- Пришли сыновья к царю и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении своего государства на два разных царства.

7. Физкультминутка.

(Если глагол I спряжения – приседаем, если глагол II спряжения – наклон вперёд)

Идёшь, шумишь, шуршите, поёшь, плывут, звенят, лежит, растём, кричите, горишь, цветёт, говорим.

8. Задания Царя Глагола.

- Напишите глаголы в два столбика по спряжениям. Выделите окончания.

(задание выполняется с комментированием)

Бегаешь, чистим, светит, играем, шумит, греешь, слышишь, летают, спешат, плывут.

Упражнение №58 стр.79

I вариант – выписать глаголы I спряжения

II вариант – выписать глаголы II спряжения

- Какое время года стоит на дворе?

- Какие чувства вы испытываете при наступлении весны?

- Спишите текст, Вставьте подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Все мы___________ чувство радости при наступлении весны. Снег___________ с полей. Солнце щедро___________ свои тёплые лучи на землю. ______________ чудесная погода. В воздухе____________ голоса птиц.

-развивать познавательную активность, самооцеку, интерес к предмету; умение анализировать.

-воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах, в группах.

Предметные: уметь определять грамматические признаки глагола, уметь определять спряжение глагола с ударным окончанием.

Личностные: уметь проводить самооценку.

-Регулятивные УУД:определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- Познавательные УУД: уметь ориентироватьсяв своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроках.

-Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

I .Мотивация к учебной деятельности.

-По весёлым картинкам назовите правила русского языка.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Расшифруйте анаграммы. Запишите слова.

ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА

Проверка: идти, аллея, герой, заря

-Какое слово лишнее в этом ряду? ( идти , потому что глагол)

-О какой части речи пойдет речь?

-Сегодня вы узнаете о нем что-то новое, но сначала надо вспомнить все, что вы уже знаете.

Читайте также: