Конспект мотивы трагического одиночества
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ОТКРЫТОГО УРОКА
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА
2015-2016 учебный год
Тема урока:
МОТИВЫ ОдиночествА в лирике М.Ю. Лермонтова.
Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со временем его создания и личностью поэта.
Формирование навыков художественного чтения и анализа произведения.
Воспитание любви к поэзии, музыке, живописи, чувства национальной гордости.
Развитие монологической речи учащихся.
Обучение аналитическому чтению.
Развитие навыков анализа разных лирических произведений.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Тема урока и эпиграфы
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
И как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Книги о творчестве М.Ю Лермонтова.
урок изучения нового материала. Урок исследование (анализ лирических стихотворений).
Формы работы уч-ся:
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска.
I . Организационный момент.
1. Приветствие. Здравствуйте.
- Сегодня на уроке мы представим Вам литературно-музыкальную композицию по творчеству М. Лермонтова.
- Мы будем говорить о жизни Михаила Лермонтова, его творчестве.
- Мы постараемся выявить главную мысль одиночества : о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.
- Итак, мы начинаем урок чтени я.
Слово учителя :
На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества .
Запись в тетради темы урока
- Давайте вначале вспомним, на что мы должны обращать внимание при выразительном чтении стихотворения:
Проведем блиц-опрос:
Год рождение Лермонтова?
(М.Лермонтов родился в 1814 году.)
Кто занимался воспитанием Лермонтова?
(Воспитанием Лермонтова занималась его бабушка.)
- После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
Так началась всенародная слава Лермонтова.
- Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
- Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?
( 1 – 1837) (2 – 1840)
- С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?
( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска 15 июля)
- Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пятигорске.)
- С каким произведени Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря на множество друзей.
На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-политическая обстановка, исторические события.
Вспомните, какие события личной и общественной жизни оказали влияние на М.Ю. Лермонтова?
Почему поэт предстаёт перед нами одиноким?
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта. Также на личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные
Какие стихотворения, поэта, соответствующие теме одиночества вы можете назвать?
ОДИНОЧЕСТВО
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем.
«Время создания – время учёбы поэта в пансионе или Московском университете. Стихотворение написано в форме внутреннего монолога.
Одиночество страшно, но становится ещё более страшным, так как лирический герой, сравнивая себя с воздушным царём, видит уходящие годы, свой конец. Завершается стихотворение пророческими словами:.
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём.
Учитель .
Оставило ли равнодушными вас это стихотворение?
Оно не может оставить равнодушным читателя: равнодушным здесь предстаёт общество, в котором живёт лирический герой. именно об этом трагическом одиночестве звучат последние слова.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Что объединяет эти произведения?
Обратите внимание на иллюстрации. Оправдано ли наше обращение к ним?
Работа с картиной И.И. Шишкина
- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему?
(На картине северная природа, небо, скалы, сосна)
Так же неповторима и эта сосна на голом утёсе ( репродукция картины или слайд).
- Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).
- Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать , описывая сосну. Запишите их в тетрадь (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)
- Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж стихотворению Лермонтова? Докажите, используя текст. (Видно, что снег сыпучий, потому что мороз сильный; север дикий – вершина голая, безжизненная; и только сосна стоит одиноко).
- Какие цвета помогли художнику передать величие, торжественность северной природы, её беспробудный сон? (Это холодные цвета: белый, синий, голубой, зеленоватый, черный).
СОН (В ПОЛДНЕВНЫЙ ЖАР. )
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Наизусть читает ученик.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
-Отчего больно, трудно лирическому герою? В чём для него преодоление трагедии?
Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру и возникает необычная попытка преодолеть это противостояние: смерть-сон поможет войти в эту гармонию, стать частью вселенной.
Почему в этом стихотворении чувствуется утверждение жизни?
В этом стихотворении присутствует вечно зелёный дуб- символ жизни
Учитель :
на слова стихотворения написано несколько романсов, так как оно очень напевное. Музыкальность достигается особенностью стиха.
Общее задание. Рефлексия.
А наши учащиеся сделают выводы в тетради.
Ученики читают свои выводы
1 Тема одиночества остаётся одной из главных в ранней и зрелой лирике М.Ю. Лермонтова. она связана с личностью поэта его конфликтом с обществом, властью, романтическим методом.
2.От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу
3Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние на живопись и музыку (Примеры)
Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_odinochestva_v_lirike_lermontova.docx | 54.67 КБ |
lermontov._listok_utes.pptx | 823.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”
Цель урока: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.
Задачи урока: дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, “Листок”); развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент.
2. Повторение для усвоения нового материала.
Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)
2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)
3. Работа со словом.
- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)
- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)
- Каково значение слова одиночество ? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)
Слайд: Один чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;
Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
Работа с эпиграфом.
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…
- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)
- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”
ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.
- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии
- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.
Работа с поэтическими произведениями.
- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе. Но перед этим, давайте вспомним некоторые термины, необходимые нам для правильного анализа стихотворений
7. Терминологический опрос
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (композиция)
Необычайный порядок слов в предложении.(инверсия)
Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли. (антитеза)
Повторение однородных согласных звуков (аллитерация)
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (эпитет)
Перенесение человеческих черт на предметы и явления.(олицет)
Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов. (метафора)
- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?
- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей)
- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)
- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)
- Похожи они или совсем разные? (Разные)
- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)
- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)
- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение)
Творческое задание: подумайте, как можно помочь старому утёсу? Что бы вы предложили, чтобы он не грустил?
Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)
1) Анализ стихотворения.
- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими ? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)
- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)
Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.
- Почему чинара не хочет приютить странника?
- Какой основной мотив стихотворения?
-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины, чинара – высокомерна, молода, избалована)
-откуда дубовый листок ? (с севера)
-где растёт чинара (на юге)
Как вы думаете всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?
На чьей стороне симпатии читателя? (на стороне пыльного листка, тоскующего по родине.)
- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.)
Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?
Какие вы бы создали образы, если бы писали стихотворение на тему одиночества? (тучи, облака, волны, листья, цветы)
9. Творческая работа (Синквейн)
- А как поняли его вы? Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах. Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка-два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Дай исцелую твою лысеющую голову
Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.
Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Мыслящих и чувствующих людей не осталось:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…
с наполовину выбритой солнцем головой!
Полжизни прошло, теперь не вырвешься…
Оковала земля, окаянная.
В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.
Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.
Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:
Будет любовь или нет? Какая —
Большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
Должно быть, маленький,
Как больной с кровати,
Теперь и он и новые два
Мечутся отчаянной чечеткой.
Стоглазое зарево рвется с пристани.
Видите – спокоен как!
Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.
Истоки мотива одиночества
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.
Лирический герой и общество: осознание одиночества
Мотивы одиночества в любовной лирике
Мотив одиночества в пейзажной лирике
Читайте также: