Конспект мотивы трагического одиночества

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОТКРЫТОГО УРОКА

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

«МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА

2015-2016 учебный год

Тема урока:

МОТИВЫ ОдиночествА в лирике М.Ю. Лермонтова.

Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со временем его создания и личностью поэта.

Формирование навыков художественного чтения и анализа произведения.

Воспитание любви к поэзии, музыке, живописи, чувства национальной гордости.

Развитие монологической речи учащихся.

Обучение аналитическому чтению.

Развитие навыков анализа разных лирических произведений.

Воспитание нравственных качеств учащихся.

Тема урока и эпиграфы

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

И как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

Книги о творчестве М.Ю Лермонтова.

урок изучения нового материала. Урок исследование (анализ лирических стихотворений).

Формы работы уч-ся:

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска.

I . Организационный момент.

1. Приветствие. Здравствуйте.

- Сегодня на уроке мы представим Вам литературно-музыкальную композицию по творчеству М. Лермонтова.

- Мы будем говорить о жизни Михаила Лермонтова, его творчестве.

- Мы постараемся выявить главную мысль одиночества : о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.

- Итак, мы начинаем урок чтени я.

Слово учителя :

На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества .

Запись в тетради темы урока

- Давайте вначале вспомним, на что мы должны обращать внимание при выразительном чтении стихотворения:

Проведем блиц-опрос:

Год рождение Лермонтова?

(М.Лермонтов родился в 1814 году.)

Кто занимался воспитанием Лермонтова?

(Воспитанием Лермонтова занималась его бабушка.)

- После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?

Так началась всенародная слава Лермонтова.

- Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?

- Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?

( 1 – 1837) (2 – 1840)

- С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?

( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска 15 июля)

- Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пятигорске.)

- С каким произведени Лермонтова мы знакомились в 8 классе?

Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря на множество друзей.

На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-политическая обстановка, исторические события.

Вспомните, какие события личной и общественной жизни оказали влияние на М.Ю. Лермонтова?

Почему поэт предстаёт перед нами одиноким?

Печально я гляжу на наше поколенье

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта. Также на личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные

Какие стихотворения, поэта, соответствующие теме одиночества вы можете назвать?

ОДИНОЧЕСТВО

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно,

Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,

Но той же старою мечтой,

И вижу гроб уединенный,

Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселится,

Чем о рождении моем.

«Время создания – время учёбы поэта в пансионе или Московском университете. Стихотворение написано в форме внутреннего монолога.

Одиночество страшно, но становится ещё более страшным, так как лирический герой, сравнивая себя с воздушным царём, видит уходящие годы, свой конец. Завершается стихотворение пророческими словами:.

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моём.

Учитель .

Оставило ли равнодушными вас это стихотворение?

Оно не может оставить равнодушным читателя: равнодушным здесь предстаёт общество, в котором живёт лирический герой. именно об этом трагическом одиночестве звучат последние слова.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Что объединяет эти произведения?

Обратите внимание на иллюстрации. Оправдано ли наше обращение к ним?

Работа с картиной И.И. Шишкина

- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему?

(На картине северная природа, небо, скалы, сосна)

Так же неповторима и эта сосна на голом утёсе ( репродукция картины или слайд).

- Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).

- Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать , описывая сосну. Запишите их в тетрадь (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)

- Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж стихотворению Лермонтова? Докажите, используя текст. (Видно, что снег сыпучий, потому что мороз сильный; север дикий – вершина голая, безжизненная; и только сосна стоит одиноко).

- Какие цвета помогли художнику передать величие, торжественность северной природы, её беспробудный сон? (Это холодные цвета: белый, синий, голубой, зеленоватый, черный).

СОН (В ПОЛДНЕВНЫЙ ЖАР. )

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Наизусть читает ученик.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

-Отчего больно, трудно лирическому герою? В чём для него преодоление трагедии?

Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру и возникает необычная попытка преодолеть это противостояние: смерть-сон поможет войти в эту гармонию, стать частью вселенной.

Почему в этом стихотворении чувствуется утверждение жизни?

В этом стихотворении присутствует вечно зелёный дуб- символ жизни

Учитель :

на слова стихотворения написано несколько романсов, так как оно очень напевное. Музыкальность достигается особенностью стиха.

Общее задание. Рефлексия.

А наши учащиеся сделают выводы в тетради.

Ученики читают свои выводы

1 Тема одиночества остаётся одной из главных в ранней и зрелой лирике М.Ю. Лермонтова. она связана с личностью поэта его конфликтом с обществом, властью, романтическим методом.

2.От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу

3Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние на живопись и музыку (Примеры)

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова.

ВложениеРазмер
motiv_odinochestva_v_lirike_lermontova.docx 54.67 КБ
lermontov._listok_utes.pptx 823.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

Цель урока: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

Задачи урока: дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, “Листок”); развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

2. Повторение для усвоения нового материала.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

3. Работа со словом.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение слова одиночество ? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд: Один чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;

Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Работа с эпиграфом.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе. Но перед этим, давайте вспомним некоторые термины, необходимые нам для правильного анализа стихотворений

7. Терминологический опрос

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (композиция)

Необычайный порядок слов в предложении.(инверсия)

Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли. (антитеза)

Повторение однородных согласных звуков (аллитерация)

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (эпитет)

Перенесение человеческих черт на предметы и явления.(олицет)

Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов. (метафора)

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей)

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение)

Творческое задание: подумайте, как можно помочь старому утёсу? Что бы вы предложили, чтобы он не грустил?

Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)

1) Анализ стихотворения.

- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими ? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

- Почему чинара не хочет приютить странника?

- Какой основной мотив стихотворения?

-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины, чинара – высокомерна, молода, избалована)

-откуда дубовый листок ? (с севера)

-где растёт чинара (на юге)

Как вы думаете всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?

На чьей стороне симпатии читателя? (на стороне пыльного листка, тоскующего по родине.)

- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.)

Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Какие вы бы создали образы, если бы писали стихотворение на тему одиночества? (тучи, облака, волны, листья, цветы)

9. Творческая работа (Синквейн)

- А как поняли его вы? Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах. Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка-два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Дай исцелую твою лысеющую голову

Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Ораненных, загнанных ланями,

Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека.

Два аршина безликого розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголке вышита.

Мыслящих и чувствующих людей не осталось:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

с наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…

Оковала земля, окаянная.

В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.

Мною опять славословятся

мужчины, залежанные, как больница,

и женщины, истрепанные, как пословица.

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Будет любовь или нет? Какая —

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Как больной с кровати,

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой.

Стоглазое зарево рвется с пристани.

Видите – спокоен как!

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.

Истоки мотива одиночества

Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:

Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Мотивы одиночества в любовной лирике

Мотив одиночества в пейзажной лирике

Читайте также: