Конспект урока и а крылов любопытный

Обновлено: 06.07.2024

1) познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова, расширить представления детей о басне, обогащать словарный запас;
2) воспитывать любовь к чтению;
3) развивать мышление, речь, память.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации басен, кроссворд.

1. Вступительное слово

Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.

Давно, 2,5 тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни, открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.

Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении, позднее этим басням придали стихотворную форму: Барбий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.

2. Рассказ о И.А. Крылове

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крыловские крылатые слова.

- А что вы знаете о Крылове?

2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.

- А теперь давайте вспомним некоторые басни И. Крылова, и, может быть, вы засмеетесь, а, может быть, загрустите и задумаетесь.

3. Инсценировка басен

4. Конкурс знатоков

4.1. Кто сказал эти слова

4.2. Басня-путаница

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.

На тысячу ладов тянул, переливался,

Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и драться.

Что там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа!

Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их, что только брызги засверкали!

Прощай, хозяйские горшки.

- Из каких басен прозвучали строки?

- Каким басням принадлежат крылатые слова?

4.4. Кроссворд

1. На ту беду … близехонько бежала.
2. Проказница Мартышка, Осел, Козел да Косолапый Мишка затеяли сыграть …
3. Знать она сильна, что лает на Слона.
4. Голубушка, как хороша,
Ну, что за шейка, что за глазки …
5. Вороне где-то Бог послал кусочек …
6. По улицам … водили.
7. Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали.
8. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …

5. Заключение

Басни И.А. Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков мира.

И.А. Крылов прожил долгую жизнь, работая библиотекарем. О себе он писал:

Разработан методически урок в 4 классе. К уроку так же предостовляется презентация. Урок полон чувств и эмоций.

ВложениеРазмер
urok_chteniya.docx 18.38 КБ
urok_chteniya.docx 18.38 КБ
urok_chteniya_4_v.pptx 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Задачи: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, интерес к литературе как части общей культуры.

Оборудование для учителя: Учебник, презентация, мультемедийная доска

Оборудование для учащихся:

Здравствуйте ребята сегодня проведу у вас урок чтения ,зовут меня Мария Владимировна

Ребята скажите мне что такое сказка?

А что такое басня?

А какие басни вы знаете?

(Выставка книг с баснями)

Обратите внимание на басни которые написал Крылов

Обратите внимание на портрет .Что можно сказать об этом человеке?

А сейчас откройте учебник на странице 38

И.А. Крылов знаменитый писатель давайте прочитаем чтение по рядам

А сейчас расскажите мне что вы узнали об этом писателе?

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке?

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Ребята подберите к синонимы к выражениям

Попасться на удочку,

Подберите антонимы к словам бодрый, бережливый

Чтение медленное, быстрое,ещё быстрее, по рядам

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Первичное чтение учителем

Повторение чтения учащимися

Ребята скажите так чем отличается сказка от басни?

А какой в сказках бывает медведь?

Чем похожа басня на сказку?

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Давайте ещё раз прочитаем

Почему название зверей в басне пишутся с большой буквы?

А сейчас прочитаем басню про себя и отметьте ребята действующих лиц в басне

Каким вы себе представиле медведя?

Как вы будете читать его слова?

Каким вы себе представили мужика?

Как вы будете читать?

А в басне есть ещё одно действующее лицо

Ребята вы догадались кто это?

Почему Медведь задумал жить такими же трудами как мужик?

Давайте прочитаем басню по ролям

В чём причины неудач Медведя?

О каких человеческих качеств заставляет задуматься читателей этой басни автор?

Чем похож Медведь из этой басни на медведей из народных сказок?

Ребята скажите так что такое басня?

Что вам нравится больше всего в басне?

Заключительное слово учителя.

Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “. Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка открытого урока в 4 классе

Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение имеющихся знаний по теме, урок открытия новых знаний

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить знакомство с художественным жанром–басней;

обобщить знания детей о творчестве Крылова И.А.;

добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей;

научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали(поучения)

Развивающие:

развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;

умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету; –использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации,а именно моральных норм, формировать потребность чтения как средство к познанию мира.

Оборудование к уроку:

Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лариса Ивановна. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ребятки, у нас сегодня гости на уроке, повернитесь и подарите свои улыбки гостям. Спасибо. Присаживайтесь.

- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Я очень люблю эти уроки! Кому ещё нравятся эти уроки? А что вам нравится на этих уроках?

-Ребята, а что бы вы хотели, чтобы урок получился интересным, творческим? Начните свой ответ с этих слов .. СЛАЙД 2 –Сегодня мне хотелось бы…

- Дети , а вот чтобы у нас всё получилось на уроке, что нам необходимо? Что мы должны делать? … Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания, выразительно читать, отвечать на вопросы, работать с произведением

-Ребятки, мы с вами нацелили себя на серьёзную работу. Сегодня на уроке мы: повторим важное и нужное, откроем новые знания, оценим себя и сделаем выводы. Пусть у нас с вами всё сегодня получится.

Как вы понимаете эту пословицу? - Действительно, каждый день мы чему-то учимся, становимся умнее, мудрее

К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём мы стали мудрее за этот урок.

Актуализация знаний.

- Ребята, с какими произведениями вы знакомились на прошлых уроках, которые помогали вам увидеть свои недостатки и, смеясь, с ними расстаться? (басня)

Послушайте стихотворение Петра Вяземского и скажите о ком оно:
- Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

-О ком эти строки?

- Вы узнаёте кто это?

- Да, это Иван Андреевич Крылов – великий русский писатель. Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Его творчество высоко оценил А.С.Пушкин. Он назвал Крылова: “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Ребята, вспомните, что вы знаете о баснях?

- Что такое басня? Кто скажет определение этому жанру литературы?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.

-А кто герои басен Крылова?

( В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей.)

-Ребята, а какое строение имеет басня, как называются её части?

(рассказ и мораль)

- Какие недостатки есть у людей?

– Чему учат нас басни?

3. Знакомство с новой басней. Словарная работа.

-Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с новой басней Крылова. Прочитайте название басни.

- Вам знакомо это слово?

А где можно узнать , что означает это слово?

СЛАЙД 12, слайд 13

- Откройте учебники на стр 40 и шёпотом прочитайте басню.

- Ребята, встретились вам незнакомые слова в басне? Какие? Нашли вы объяснение этим словам?

4. Физкультурная минутка. слайд 14

- Дети, я вам предлагаю послушать басню в исполнении актёра Валентина Гафта, постарайтесь представить персонажи, их характеры, следите за текстом

- Понравилась вам басня в актёрском исполнении?

6. Инсценировка басни.

- Давайте мы прочитаем басню по ролям. - Сколько у нас героев в басне? Кто у нас герои, как их зовут? А есть ли здесь слова автора? Кто желает? (Делаю выбор сама, на голову детям шляпки)

- Старайтесь так прочитать, чтобы голосом показать своего героя

7. Работа с учебником.

Слайд 16 иллюстрация

Ребята, сейчас мы в группах поработаем с текстом басни. Образуйте группы, ребята с 3-их парт подсядьте к 1 и 2 парте , 1 парты повернитесь ко 2.

Задание 1 группе:

Назовите героев басни. Охарактеризуйте их. (два приятеля, один из которых Любопытный, три часа он потратил на посещение знаменитой Кунсткамеры и с восхищением рассказывает о разного рода букашках. Второй приятель ироничен, добродушен

Задание 2 группе:

Укажите выразительные средства, которые использует автор. (эпитеты: природа торовата, крохотной коровке, булавочной головке. Сравнения: Одни как изумруд, другие как коралл! Что гору встретил. Риторические восклицания: Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа торовата! С помощью этих предложений герой выражает свои чувства- восторг, удивление.

Рассмотрите иллюстрацию к басне, найдите и зачитайте слова, которые подходят к иллюстрации.

Задание 3 группе:

Вспомните из каких частей состоит басня? В каких словах выражена мораль басни? Кто из героев произносит эти слова? В чём мудрость басни, чему она нас учит?

Слайд 17 крылатое выражение

Ребята, сделаем вывод : - Автор показывает людей, которые сосредотачивают свое внимание на незначительных мелочах, а главное не замечают, высмеивает такие качества, как ограниченность, недальновидность, узость мышления . Благодаря басне "Любопытный" стала крылатой фраза: "Слона-то я и не приметил. " , это и есть мораль этой басни.

8. Работа в группах.

- Ребята, вы уже знаете многие басни Крылова, давайте вспомним их.

- Сейчас я читаю мораль басни, а вы отвечаете, в какой басне была такая мораль.

Слайд 18 лебедь, рак…

Слайд 19 ворона и лисица

3. “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).

Слайд 20 волк и ягнёнок

4. “Ты все пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).

Слайд 21 стрекоза

соедините героев различных басен, составьте пары, которые звучат в названиях басен

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!

- Ребята, рассаживаемся по своим местам.

9. Подведение итогов урока

- Вот и подходит к концу наш урок.

Слайд 22 пословица

А вы стали мудрее? В чём?

- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни.

- Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова “…книгой мудрости самого народа”.

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!

10. Домашнее задание.

- Вы видите, ребята, у нас сегодня необычный урок. Вот я хочу вам задать необычное д\з. Ребятки, посмотрите, у меня в руках кубик, на нём не точки, не цифры, а слова. Я буду этот кубик подкидывать, вращать и выпадает у меня кубик с гранью, на которой написано-

- объясни, какой урок мудрости нам преподносит Крылов на примере другой басни

- нарисуй иллюстрацию и представь её в классе

- предложи басню к инсценировке и подготовь её

- Ребята, оцените свою работу на уроке,

нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха.

- Вы все молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке , вы показали хорошие знания басен И. Крылова. Молодцы! Вы были прекрасными слушателями, великолепными исполнителями. Я думаю, что этот урок надолго останется в вашей памяти. Будьте любознательными, а не любопытными. Мне было всё понятно, я стала мудрее, а вы? (опускаю свой смайлик в кармашек)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, интерес к литературе как части общей культуры.

Задачи: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, интерес к литературе как части общей культуры.

Планируемые результаты обучения:

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).

Оборудование для учителя: Учебник, презентация, мультемедийная доска

Здравствуйте ребята сегодня проведу у вас урок чтения ,зовут меня Мария Владимировна

Ребята скажите мне что такое сказка?

А что такое басня?

А какие басни вы знаете?

(Выставка книг с баснями)

Обратите внимание на басни которые написал Крылов

Обратите внимание на портрет .Что можно сказать об этом человеке?

А сейчас откройте учебник на странице 38

И.А. Крылов знаменитый писатель давайте прочитаем чтение по рядам

А сейчас расскажите мне что вы узнали об этом писателе?

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке?

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Ребята подберите к синонимы к выражениям

Попасться на удочку,

Подберите антонимы к словам бодрый, бережливый

Чтение медленное, быстрое,ещё быстрее, по рядам

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Первичное чтение учителем

Повторение чтения учащимися

Ребята скажите так чем отличается сказка от басни?

А какой в сказках бывает медведь?

Чем похожа басня на сказку?

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Давайте ещё раз прочитаем

Почему название зверей в басне пишутся с большой буквы?

А сейчас прочитаем басню про себя и отметьте ребята действующих лиц в басне

Каким вы себе представиле медведя?

Как вы будете читать его слова?

Каким вы себе представили мужика?

Как вы будете читать?

А в басне есть ещё одно действующее лицо

Ребята вы догадались кто это?

Почему Медведь задумал жить такими же трудами как мужик?

Давайте прочитаем басню по ролям

В чём причины неудач Медведя?

О каких человеческих качеств заставляет задуматься читателей этой басни автор?

Чем похож Медведь из этой басни на медведей из народных сказок?

Ребята скажите так что такое басня?

Что вам нравится больше всего в басне?

Заключительное слово учителя.

Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “. Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Читайте также: