Конспект урока наша страна россия

Обновлено: 03.07.2024

1.Формировать уважительное отношение к культуре родной страны -России.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к любви и преданности своей Родины.

2. Расширять кругозор обучающихся об окружающем мире, обогащать словарный запас детей.

3. Расширить представление о символах Российского государства: флаге, гербе, гимне.

4. Учить детей культурному поведению во время внеклассного мероприятия, работать в группах.

5.Развивать творческое воображение детей на занятии.

Материалы и оборудование:

1.Презентация Power Point

2.Глобус, карта России

1.Организация начала занятия.

2.Актуализация знаний.

Представьте, что мы с вами сегодня сели в самолёт, который полетел над нашей огромной страной с запада на восток.

- Что же мы смогли бы увидеть за эти почти десять часов полёта?

В самолёте нам лететь,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

- А если мы поднялись бы на космическом корабле, смогли бы вы узнать очертания нашей страны?

3. Работа по теме классного часа.

1) Российская Федерация.

- Вспомните официальное название нашей страны ( Российская Федерация).

Это добровольное объединение равноправных территорий и народов. Двадцать одна республика входит в состав России. Вот их названия в алфавитном порядке:

Адыгея Алтай Башкирия (Башкортостан) Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Марий Эл Мордовия Северная Осетия — Алания Татарстан Тува (Тыва) Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия Саха (Якутия)

2) Россия – многонациональная страна.

Россия — многонациональное государство. В ней проживают представители более 100 разных народов.

- Что значит народ, нация?

Народом или нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью.

- Какие народы проживают на территории России?

Самый многочисленный народ — русские. Из почти ста пяти­десяти миллионов жителей России на их долю приходится почти 3/4. В прошлом они оседло жили на лесных равнинах и занимались в основном сельским хозяйством: выращивали хлеб, огородные растения, разводили домашних животных.

Вместе со славянскими народами на берегах Волги и её притоков живут и другие народы, исконная родина которых — степь. Это татары, башкиры . В прошлом они пасли домашний скот на необъятных степных просторах.

В центре России, на её севере и северо-востоке живут другие народы. Это марийцы, мордва, удмурты, карелы, коми, ханты и манси . В прошлом они жили в лесах, занимались земледелием, охотой и рыболовством, сбором ягод и грибов.

Множество народов живёт на Северном Кавказе. Это кабардинцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы . Все они славятся своим гостеприимством.

В Сибири и на Дальнем Востоке России живут якуты, буряты, алтайцы и многие другие народы. Основной хозяйственной деятельностью края были и остаются охота, рыболовство, оленеводство и добыча пушнины.

Совместная жизнь таких разных народов, как и в семье, невозможна без взаимного уважения, умения ладить друг с другом.

Каждый народ чтит свои традиции, обычаи, имеет свои верования, которыми он дорожит. Самое главное в совместной жизни — научиться с уважением относиться к традициям каждого народа.

- Знаете ли вы, какой язык является государственным в нашей стране?

Россия — многонациональная и многоязычная страна, но так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский.

Послушайте, что сказал о русском языке Михаил Ломоносов – всемирно известный учёный, академик, ректор университета: Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных.

5. Символы России.

- Каждая страна имеет свои символы. Какие символы вы знаете. (Флаг, герб, гимн)

- Определите флаг России.

Белый, синий и красный — это цвета флага России.

Подбор цветов не случаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной — красивой. Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Белый цвет — особый, божественный.

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнышка рассвет.

Цвета российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории, о прошлом нашей Родины.

- Вспомните, на каком континенте расположена Россия.

На континенте Евразия, Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

- На каком символе России отразилась эта особенность? (На гербе России).

Верно, наш герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.

Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.

Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток.

Обрати внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона.

- Что означает этот герб в гербе?

Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы.

Москва является… (столицей России).

Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея) присутствует на государственном гербе страны.

- Где вы могли видеть герб России?

На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы. И в дальнейшем в повседневной жизни герб постоянно будет твоим спутником.

Когда вам исполнится четырнадцать лет, и вы как граждане России получите паспорт, там, на обложке и внутри, есть оттиск — золотой орёл на красном фоне.

- Вспомните, что такое гимн?

Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Гимн исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях.

Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года.

- Сейчас мы прослушаем гимн России. Вспомните, как надо слушать гимн?

Отдавая дань уважения, люди встают, а военные выполняют воинское приветствие.

Сейчас мы встанем и исполним первый куплет и припев гимна России.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.

- По каким произведениям вы знаете Сергея Михалкова?

Мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину.

Помимо государственных символов у России есть ещё и народные символы. Послушайте песню и определите, о каком символе России в неё рассказывается.

- Как вы думаете, почему именно это деревце стало символом России?

Испокон веку такие неофициальные символы России, как березы, считались покровительницами и родоначальницами всего живого. Это во многом отразилось и на повседневной жизни народа. Грамоту часто писали именно на бересте, дом освещался не чем иным, как березовой лучиной.

Сок этого дерева был не только очень вкусным, но и лечебным. Содержащееся в нем количество витаминов существенно укрепляло иммунитет и здоровье. Ну и как же без русской бани? Без нее-то и Россию нельзя представить. А туда ходили именно с березовыми вениками, которые считались лучшими для всех оздоровительных целей.

Весной, когда все оживало, распускалась и береза. Древнерусское название одного из весенних месяцев — березозол - тоже неразрывно связано с цветением этого символического растения.

Холодными студеными зимами, когда за окнами завывала вьюга, русские люди растапливали печь берёзовыми поленьями. Даже на сегодняшний день они признаны и считаются лучшими, если речь идет о растопке печи. Берёза помогала и помогает людям и по сей день.

Никогда в России это изящное дерево не потеряет своей ценности в глазах русского народа. Березы будут все так же любимы. Их будут воспевать в песнях и стихах, а великие художники в очередной раз возьмутся за кисть, чтобы передать ценителям всю их красот.

4. Рефлексия.

- Как называется краткое изречение, в котором отражается народная мудрость. (Пословица)

- Соедините две части и прочитайте русские пословицы о родной стране.

Одна у человека родная мать, … одна у него и Родина. Где кто родится, … там и пригодится. Матушка Волга … и широка и долга. Народы нашей страны … дружбой сильны. Нет в мире краше … Родины нашей.

В завершении нашего классного часа послушайте слова великого русского поэта Фёдора Тютчева.


Конспект урока по окружающему миру "Наша страна - Росиия" знакомит первоклассников с понятиями "Родина", "Россия"."Россияне", "государственная символика", "гимн России", "флаг России", "Герб России". При проведении урока возможно использование карточек электронного образовательного ресурса учи.ру.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Линия УМК Н.Ф. Виноградовой

Разработала:

учитель начальных классов

Сырова Вера Викторовна

Комсомольский муниципальный район

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: систематизировать знания о родной стране, о столице России – Москве; познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.

Задачи урока:

- формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и гордости за свою страну, национальность; продолжать развивать навыки учебного сотрудничества.

Предметные: знать название родной страны, её символику и название столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям народов разных национальностей.

Познавательные: изучить объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять совместную деятельность в группах.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию; эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны, имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение основных моральных норм, развитие мотивов учебной деятельности и внутренней позиции учащегося.

На доске (надписи): Россия, Российская Федерация, Москва, Президент РФ В.В. Путин, Россияне – граждане России

Тот герой, кто за Родину горой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Краше Родины нет ничего.

I. Организационная часть урока.

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснуться и вставать!

Учитель приветствует детей и просит проверить готовность к уроку.

"Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!"

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Учитель наводит детей на этапы урока:

подвести итог урока.

- Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте пословицы.

На доске написаны пословицы:

Тот герой, кто за Родину горой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Краше Родины нет ничего.

- О чем пословицы, которые вы прочитали?

- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?

- Что общего у этих пословиц?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор? (о России, о Родине)

- Зачем нам нужно изучать нашу Родину?

III. Актуализация опорных знаний и умений.

- Как называется государство, в котором мы живём? (Россия, Российская Федерация)

- Какая большая и красивая страна, в которой мы живём!

- Как называются люди, живущие в России? (Россияне)

- А мы с вами россияне? Почему? (Мы живем в России)

- Как называется главный город нашей Родины?

- Какие национальности проживают на территории России? Чем они отличаются друг от друга?

Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

IV. Изучение нового материала.

Работа с учебником с.13

Знакомство с государственной символикой России.

- Какие похожие по смыслу слова мы употребляем, когда говорим о Родине? (РОССИЯ, РУСЬ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, ГОСУДАРСТВО.)

- Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

- Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.

Знакомство с гербом Российской Федерации.

- Рассмотрите на экране герб России. Кто изображен на нем?

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный. (Александр Трифонов)

Герб России – двуглавый орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы: на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображён на печатях, паспортах, денежных знаках.

Знакомство с флагом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета.

- А что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак,

Доблестный трехцветный наш Российский флаг! (Инесса Агеева)

Знакомство с гимном Российской Федерации.

- Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Автор музыки современного гимна Александр Васильевич Александров. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн звучит на крупных торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград победителям. Гимн нужно исполнять и слушать стоя.

Звучит гимн России. Ребята слушают стоя

Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам.
Будем всех сильнее в мире. Будем мир мы защищать, (поднимают прямые руки и скрещивают над головой)
Будем маму обнимать. (обнимают себя руками)
На носочки встанем, (поднимаются на носочках)
Солнышко достанем. (тянутся вверх)
До пяти считаем, Приседают пять раз.

Дружно приседаем. Ура! Кричат, подняв руки вверх.

VII.Знакомство со столицей нашей Родины – городом-героем Москва.

Работа с учебником с. 15-21

- Что такое столица? (главный город страны, государства)

- Какой город столица нашей Родины? (город-герой Москва)

- Кто был в Москве?

- Как называется главная площадь Москвы? (Красная площадь)

- Красная – значит красивая. На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады. Люди со всего мира, приезжая в Москву, хотят полюбоваться в первую очередь Красной площадью. Говорят, Красная площадь – сердце Москвы. А Москва – сердце России.

- Как вы понимаете эти слова?

- Во главе нашей страны – президент. Как зовут Президента Российской Федерации? (Владимир Владимирович Путин)

Рассматривание достопримечательности г. Москва (иллюстрации в учебнике)

VIII. Закрепление изученного материала

Работа с электронным ресурсом учи.ру.

Работа с рабочей тетрадью. (Задания на стр. 62-63)

IX. Оценивание работы учащихся

- Оцените свою работу в тетради. Если вам было всё понятно, и вы самостоятельно выполнили задания, закрасьте кружок зеленым цветом. Если вам требовались некоторые разъяснения при выполнении заданий, закрасьте кружок желтым цветом. Если вы испытывали трудность и выполнили задания только с помощью своей группы, закрасьте кружок красным цветом.

- Теперь оцените работу на уроке своей группы в целом. Если вам было интересно на уроке, вы с удовольствием отвечали на вопросы учителя, выполняли задания карточек и творческое задание, поднимите улыбающийся смайлик, если вам было не очень интересно, вы не участвовали в работе класса, поднимите сомневающийся смайлик.

X. Итог урока

- Какие же открытия каждый из вас сделал для себя сегодня?

- Что было сложным на уроке?

- Что удивило вас на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Как называется наша страна?

- Как называются люди, живущие в России?

- Как называется главный город России?

- О каких основных символах нашего государства вы узнали?

- Как зовут Президента России?

- Какой вывод урока мы может сделать? (Учитель подводит детей к выводу: наша страна самая красивая, большая и богатая, самая многонациональная).

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала .

  • Создать условия для ознакомления с новым материалом;
  • подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
  • способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;
  • работать над развитием речи;
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Класс разделён на 3 группы.

  1. Орг. момент
  • -Давайте подарим друг другу улыбки и начнем урок с хорошим настроением. На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова ясно работает.

Тема : Наша страна - Россия

Учитель: Ребята, а с чего, по-вашему начинается Родина?

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Как называется то место, где вы родились и выросли?

Учитель: Для многих из вас Октябрьский – маленькая родина. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Это страна, которая тянется к востоку от Европы до самого Тихого океана, она такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Если сесть на поезд, то понадобиться почти неделя, что бы проехать от её западных до восточных границ.

Чем богата Россия?

Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!

Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.

Учитель : А как назвать всех людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей

Ученик читает наизусть стихотворение В. Степанова “Российская семья”

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

Что вы ещё знаете о нашей стране? Родине?

Страна – это множество людей.

У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце- столица, самый главный город. Назовите его.

Учитель: Верно, город-герой Москва – столица нашей Родины.

1группа – о Москве

2 группа – о Кремле

3 группа – о Спасской башне

Я вам даю 1 минуту, что бы посовещаться и выбрать того, кто нам расскажет.

Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю. В Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни стен Кремлевских и башни, защищавшие Москву от врагов. У каждой башни своя тайна, своя история.Сначала стены Кремля были деревянные, но под воздействием снега и дождя долго продержаться не смогли. Затем они были сделаны из белого известняка, но они то же оказались непрочными. И только много лет спустя были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Новый кирпичный Кремль строился более 10 лет. Его стены и башни сохранились до сих пор. Стены Кремля образовали треугольник. На каждой стороне треугольника по семь башен, а всего их 19 и все они разные.

3) Спасская башня

На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней, находятся большие часы с золотыми цифрами. Во всем мире люди, увидев привычный и знакомый силуэт Спасской башни, на разных языках уверенно говорят: “Москва!”. Весь мир каждый день слушает бой часов на Спасской башне. С давних пор в Москве звучат Кремлевские куранты. Бой курантов передаётся по радио в 6 часов утра и в 12 часов дня.

Как только солнышко взойдёт, всю землю озаряя.

Нам сразу голос подаёт Страна моя родная.

Звенят куранты в ранний час, на башне луч играет…

Москва на зорьке всякий раз привет нам посылает.

(ЗВУЧИТ БОЙ КУРАНТОВ)

Учитель Любила древняя Русь колокольный звон. А в Кремле безмолвно дремлет Царь-колокол, творение русских мастеров, какого еще никогда не бывало, весом около 12000 пудов, т.е. свыше 200 тонн.

- Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём под этой берёзкой.

Учитель: Мы говорим – Родина, а как ещё можно назвать нашу страну

(Русь-матушка, Отечество, Наша Родина, наше отечество – матушка Росси.

А как вы думаете, почему её так зовут?

Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?

(Одна у человека мать, одна у него и Родина;

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей ;

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.

Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.

К. Д. Ушинский писал: “ Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России.

Как вы думаете, что это за символы? Это гимн, герб и флаг.

Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл.

Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.

-А вы видели герб? Где?

Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира

Учитель : Овчаренко Лилия Васильевна

Тема : Наша страна - Россия.

-формировать у учащихся представление о России как Родине, о символике РФ, о Москве как столице нашей родины.

-формировать умение формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

-формировать умение работать с учебником.

- формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-развивать мотивы учебной деятельности,

-формировать активную жизненную позицию.

Тип урока: ОНЗ

Формы организации :

традиционные: беседа, работа с учебником, ознакомительное чтение, работа с таблицей

нетрадиционные: работа в парах, работа в образовательном пространстве учителя

Оборудование:

индивидуальное: карточки для работы в парах, тетради на печатной основе, разрезной материал, нетбуки

общеклассное: ПК, презентация для доски

1. Организационный момент.

-Давайте подарим друг другу улыбки и начнем урок с хорошим настроением. На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова ясно работает.

2. Постановка проблемной ситуации.

Учитель читает стихотворение, на мультимедийной доске презентация.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? О какой стране? Давайте сформулируем тему нашего урока.

Открываю тему урока

Сегодня на уроке мы организуем экскурсию! Но экскурсию не простую, а виртуальную!

Но, чтобы вести разговор, нам надо спланировать нашу работу. Чему нам нужно научиться на уроке? Какие цели и задачи мы перед собой поставим. ( Сегодня мы на уроке мы ближе познакомимся с Россией, нашей Родиной, где мы все живем.)

Должен ли человек знать про свою страну? Почему?

Давайте обратимся к карте. Посмотрите внимательно на карту, на глобус. Вот какая территория нашей страны. Что вы знаметили? (Она больше остальных)

3. Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

Россия самая большая страна в мире. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Ее территория так велика, что требуется почти неделя чтобы проехать от ее западных границ до восточных.

Как же называют людей, которые живут в России? (россияне)

А теперь давайте обратимся к учебнику и найдем нашу тему (с. 13)

Так что же является главными символами России? (Герб, гимн, флаг)

Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Флаг – триколор

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Рассмотрите изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.

Игра "Собери флаг"

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

белый цвет — благородство и откровенность;

синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Кроме флага и герба у нашей страны есть торжественная песня, в которой прославляется Россия. Эта песня называется гимн. Текст этой песни у вас на с. 14. Давайте прослушаем гимн России.

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда !

(звучит гимн России)

Физкультминутка.

Встанем дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелеными степями, а теперь поднимемся нагору! посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьем ключевой воды с родника и сядем, отдохнем под этой березкой.

Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице, своей школе, к своим родителям. Мы говорим - Родина, а как еще можно назвать нашу страну. (Русь-матушка, Отечество, Наша Родина)

Родиной мы ее зовем, потому что мы в ней родились, здесь мы говорим родным нам языком, и все для нас родной.

Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили отцы и деды наши.

Матерью - потому что она вскормила нас свои хлебом, вспоила своми водами, выучила своему языку, и как мать защищает нас от врагов.

Закончите пословицу: "Человек без Родины - что соловей без песни "

- Ребята,в начале урока вы прочитали, что в нашем государстве есть главный город. Какой город является столицей Росии?

О Москве мы можем узнать из текста на с. 15.

Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется? (президент)

Кто является президентом России?

Сейчас мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию. А совершить ее нам поможет наша техника - нетбуки. Но перед этим, я хочу объяснить вам слова, которые вы услышите во время виртуальной экскурсии.

Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (или другой формы) брусками приблизительно одинаковой формы и размера.

памятник - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества.

собор - главный храм города или монастыря.

метро - городская железная дорога

холоп - раб из местного населения.

бояре - высший слой феодального общества

музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

часовня - небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.

мавзолей - памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве.

бойницы - узкое отверстие в бруствере или в оборонительных стенах, или выемка в окопе. Служит для ведения огня из укрытия по заданному направлению.

Фильм о Москве. до 04.05 смотреть

Как вы понимаете поговорку "Москва - всем городам мать"

Хочу обратить ваше внимание на еще 2 достопримечательности.

Царь-колокол - одна из достопримечательностей Москвы, расположенной вблизи Красной площади.

Царь-колокол поражает своими гигантскими размерами, самый большой металлический колокол в мире, весит 200 тонн, и он был отлит из бронзы русскими мастерами. Он ни разу не звонил, т.к. во время пожара от него откололся кусок.

Чуть дальше - другой памятник искусства - Царь-пушка. Вся пушка - 40 тонн, ядра лежащие возле нее, декоративные. Царь-пушка предназначена для стрельбы картечью и обороны Кремля, но из-зи своего веса, громадности из нее ни разу не стреляли.

Физкультминутка для глаз.

Следим за пальчиком - вправо-влево, вверх-вниз, по кругу вправо, по кругу влево, стреляем глазками.

4. Итог урока

Наша экскурсия подходит к концу. Мне очень хочктся верить, что она не прошла впустую. Предлагаю вам выполнить задание в нетбуке "Соединить картинку и название достопримечательности".

Цель: формирование патриотических чувств, чувства гордости,уважения по отношению к своей стране.

1. Формировать первоначальные представления детей о родной стране, ее названии, столице.

2. Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране.

1. Развивать свободное общение с детьми и взрослыми (умение конкретно отвечать на вопросы, развивать выразительную речь, воспитывать культуру общения).

1. Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

-географическая карта мира;

-развитие игровой деятельности;

1. Организация

"Какое замечательное сегодня утро. У нас сегодня гости, давайте улыбнемся гостям, поздороваемся. Давайте улыбнемся друг другу. "

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Художественное слово

Сегодня наше занятие начнем со стихотворения

«Как велика моя страна,

Как широки просторы.

Озера,реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Каждый день-как подарок нежданный,

Каждый день и хорош, и пригож.

Поезжай за моря-океаны,

Беседа с детьми

-Ребята, как вы думаете, о чем написал поэт в своем стихотворении? (Ответы детей)

-Правильно. О нашей стране. А вы знаете, как называется наша страна? (Ответы детей)

-Все верно, Россия. А как называют всех людей, живущих в России? (Ответы детей)

-Давайте найдем на карте мира нашу страну. Посмотрите какая она большая, самая большая страна в мире.

Ребята, вы знаете что в России много городов, а один из них является столицей России-это самый главный город России. Как называется наша столица (Ответы детей)

-А сейчас я приглашаю вас совершить экскурсию в столицу нашей страны- Москву. Поедем (Ответы детей)

Создание проблемной ситуации

Выбираем транспорт, на котором поедем в Москву

Дети делятся на две команды, собирают пазлы с изображением природы. Вопросы о природе России.

Музыкальная физминутка

У моей России длинные косички (руками показать косички)

У моей России светлые реснички (пальчиками показать реснички)

У моей России голубые очи (пальчиками показать на глазки)

На меня Россия ты похожа очень (ладошки на щеки поворот головы в разные стороны)

Солнце светит (руки вверх)

Ветры дуют (покачали руками в стороны)

Ливни льются над Россией (руки вниз-изображать дождь)

В небе радуга цветная (руки вверх и развести в стороны)

Нет земли красивей (руки вперед и развести в стороны)

Игровая ситуация

Рассказ о Москве, сопровождается показом иллюстраций основных достопримечательностей.

Рефлексия

Возвращаемся из Москвы домой.

Дети рассказывают что нового они узнали, что больше всего понравилось, запомнилось.

Детям вручаются памятные сувениры.

Читайте также: