Пунктуация и орфография 8 класс конспект урока
Обновлено: 28.06.2024
2. Беседа по тексту
– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока. Слайд.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?
3. Повторение
Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.
Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.
4. Работа по учебнику: § 20, упр. 145.
– Каково назначение знаков препинания?
Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми
5. Словарная работа
– Для чего служит письменная речь? Для общения. Каким словом еще называется общение?
6. Работа с текстом
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")
Анализ функций знаков препинания в данном тексте.
Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.
7. Работа с текстом
– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, какие знаки выделительные, какие – разделительные?
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить чтобы . передать свою мысль другому ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить, и умнее станешь, и тебя все сразу станут понимать, а это – хорошо.
М. Горький.
– Выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль высказывания М. Горького – это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза.
– Подумайте, какие родственные слова у слов препинание, запятая? (Препятствие, запинаться). Действительно, в создании термина знаки препинания отразилось понимание их как знаков остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении письменной речи
Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.
8. Рекламная пауза
– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.
9. – Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:
10. Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.
12. Слайд. Расставить знаки препинания.
Идя потихоньку напевал.
Идя, потихоньку напевал. Идя потихоньку, напевал.
Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многогранности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (Д. Лихачев)
– От чего зависит постановка знаков препинания?
– Правила пунктуации – пунктограммы. Объясните знаки препинания в высказывании Д. Лихачева.
– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Можно ли объяснить постановку знаков препинания пунктуационными правилами?
– Такие знаки препинания называются факультативные.
Я люблю далекий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костер вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджег – города,
Пламя зарева со мной – навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, – и горим!
– Объясните значение тире в стихотворении Бальмонта.
– Попробуйте расставить знаки препинания в стихотворении М. Цветаевой.
Зверю берлога,
Страннику дорога,
Мертвому дроги,
Каждому свое.
– Зачем М. Цветаева использует тире в своем стихотворении?
13. Выводы по уроку
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
^ ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить и обобщить знания учащихся о применении знаков препинания.
• уточнить правила фонетического и морфемного разбора слов.
• диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста.
^ ТИП УРОКА : повторение и обобщение изученного материала.
аромат прелес..ный
голубой прекрас..ный
двенадцать поз..ний
зап..вать песню врач..
зап..вать лекарство доч..
загл..деться горяч..
библ..тека вскач..
д..лина спряч..ся
^ ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
• Подчеркните орфограммы и объясните основную мысль высказывания. Выделите грамматическую основу последнего предложения.
• Если книга — дорога к знаниям, то что является целью этой дороги? (новые знания, интересная информация, обогащение лексикона).
• Какими частями речи выражена грамматическая основа в последнем предложении?
• Объясните постановку тире. Сделайте схему этого предложения.
• Напишите транскрипцию слова относиться , разберите это слово по составу, обозначьте морфемы.
• Определите вид, возвратность, спряжение этого глагола.
• Найдите имя прилагательное в этом высказывании, определите его разряд.
^ 4. Работа в тетради
Спишите с доски слова, подчеркните в них орфограммы, вспомните правила написания этих слов (комментированное письмо). На каждый вид орфограммы придумайте свои примеры (по цепочке).
(О б р а з е ц: ар о мат — безударная гласная о в корне, не проверяемая ударением, слово запоминается ( в о кзал, к а ртофель ).
^ 5. Работа с учебником
• Ответьте, пожалуйста, какие нормы литературного языка вы знаете? (орфоэпические, орфографические, пунктуационные).
• Что такое орфография? (раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).
• Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки).
• Какова роль пунктуации в литературной речи? (знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл письменной речи).
^ 7. Работа с деформированным текстом
• Прочитайте на доске текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания.
Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова.
( ^ По С. Борисову )
• Проверка готового текста (у доски работает ученик со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по одному предложению, по цепочке).
• Ребята, какими знаками препинания вы завершили предложения? (Это знаки завершения.)
• Какими знаками разделяли прямую речь и слова автора, однородные члены предложения? (Это знаки разделения.)
• Какими знаками препинания выделяли придаточные предложение, вводные слова? (Это выделительные знаки.)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению знаков препинания по их функциям; организации и проведения объяснения синтаксических условий употребления знаков препинания. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Метапредметные:
Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель спрашивает, почему важно изучать русский язык; организует проверку домашнего задания
1. Упр. 2 — пересказ текста.
III. Актуализация знаний
— Каковы основные функции языка, в том числе русского?
— Назовите официальные языки ООН.
— В каких сферах международного общения применяется русский язык?
— Каков главный источник развития русского языка?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам
— С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?
— Почему устная и письменная речь должна соответствовать нормам литературного языка?
2. Работа по учебнику
2. Упр. 5 — обсуждение вопросов и заданий, выразительное чтение стихотворения.
3. Изучение таблицы (с. 10), обсуждение вопросов после таблицы.
- Какие знаки препинания вы знаете?
- Какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? Как знак препинания влияет на интонацию предложения? Покажите это на примере четверостиший из упр. 5.
- Какие знаки препинания стоят внутри предложения? Что может разделять запятая? Двоеточие? Тире?
- Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении?
Комментарии
4. Закрепление материала и проверка понимания темы (упр. 7).
- Найдите в тексте упражнения предложения с разделительными запятыми. (Обращает внимание на словарные слова, приведенные в рамках; устно разбирает с классом орфографические случаи.) Выпишите их, графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения которых служат знаки препинания.
По этому же принципу проводит работу с предложениями: 1) со знаками выделения, 2) знаками выделения и разделения.
3. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 11).
— Объясните лексическое значение слов.
— Составьте с ними предложения.
V. Закрепление изученного материала
1. Практическое задание
— Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите группы, к которым они принадлежат.
1) Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки.
3) Сибирская тайга — бесценное творение природы.
4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.
Комментарии
Знаки завершения — точки в предложениях 1—4; знаки разделения — запятая в предложении 1, тире в предложениях 2 и 3; знаки выделения — запятая в предложении 2, запятые в предложении 4.
2. Работа по учебнику
(Упр. 9 — письменное выполнение.)
Работа с четверостишием Е. Баратынского.
И вот сентябрь! Замедля свой в..сход
С..яньем хладным солнце блещ..т
И луч(?) его в з..рцале зы(б,п)ком вод
(Не)верным зол..том тр..пещ..т
Ученики списывают четверостишие с доски, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания. Над разделительными знаками препинания надписывают букву р, над выделительными - в.
Графически обозначают условия употребления знаков препинания
VI. Подведение итогов урока
(Упр. 6 — устное выполнение.)
- На какие три группы делятся знаки препинания по своему назначению?
- Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения?
- Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют?
Читайте также: