Основы построения чертежа конспект

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: выполнить чертеж основы плечевого изделия в масштабе 1:4.

  • Обучающие:
    • формирование знаний о системах конструирования одежды и умения применять их на практике;
    • формирование навыков по выполнению чертежа плечевого изделия, пользуясь инструкционной картой.
    • развивать внимание, логическое мышление, пространственное и наглядно-образное мышление;
    • интерес к предмету.

    I этап. Организационный момент (2-3 мин.)

    II этап. Контроль знаний и умений. Подготовка к усвоению нового материала (5-8 мин.)

    – Что такое конструирование?
    – Какие изделия называются плечевыми?
    – Для чего нужны мерки?
    – Для чего необходимы прибавки?
    – Какие мерки записывают полностью, а какие в половинном размере?

    III этап. Формирование знаний и умений (10-12 мин.)

    Постановка задачи урока: Выполнить чертеж основы плечевого изделия в альбоме в М 1:4.

    Расчетно-графические методы построения чертежей швейных изделий

    Основные этапы построения:

    1. Построение сетки чертежа.
    2. Построение спинки.
    3. Построение переда.

    Учащиеся, пользуясь инструкционной картой, пошагово вместе с учителем выполняют чертеж плечевого изделия (Приложение 2). Учитель выполняет построения на доске в натуральную величину, а учащиеся, пользуясь масштабной линейкой закройщика, в альбоме.

    По завершении построения сетки чертежа (Приложение 1), необходимо акцентировать внимание учащихся на важности правильного построения этого этапа, назвать и показать расположение основных линии сетки на чертеже и на манекене – по горизонтали:

    – линия верха; линия груди; линия талии; линия бедер; линия низа;
    – по вертикали: линия середины переда, линия бока, линия середины спинки.

    V этап. Контроль знаний и умений

    Проверка чертежей, анализ ошибок допущенных в практической работе (5 мин.)

    VI этап. Выставление оценки в журнал и в дневник (3 мин.)

    Расчеты для построения чертежа основы плечевого изделия

    Для построения чертежа необходимы следующие мерки:

    Сш = 18 см Ди = 85см Пг = 4см
    Сг = 40 см Шп = 13 см Пб = 2см
    Сб = 44 см Дтс = 36 см


    3) развивать пространственное мышление и воображение у детей.

    4) научить строить чертеж платья по своим меркам.

    Ход урока.

    1. Организационный момент: (2 мин.)

    - проверка явки учащихся;

    - проверка готовности учащихся к уроку;

    (записать тему урока в тетради)

    - доведение до учащихся плана урока

    2. Актуализация знаний учащихся: (5 мин.)

    - Какие мерки нужны для построения чертежа платья?

    - Что значит цельнокроеное платье?

    - Как правильно снимают мерки?

    - Назовите антропометрические точки и их местонахождение на теле человека

    3. Изложение нового материала: (12 мин.)

    Знакомлю с построением и оформлением чертежа швейного изделия;

    Знакомство с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа платья;

    Конспект урока по технологии Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

    4. Для закрепления задаю наводящие вопросы: (5 мин.)

    - Какие конструктивные линии составляет контур чертежа спинки?

    - Чем отличается спинка от полочки?

    - В каком масштабе будем строить чертеж и почему?

    5. Практическая работа. (50 мин.)

    Дети смотрят на проектор, читают, проговаривают и строят чертеж (Приложение 1).

    1. В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от неё горизонтальную линию.

    Это будет линия плеча. Из той же точки В провести вниз вертикальную вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди.

    Девочки, у вас затекла спина, устали мышцы, мы с вами сделаем несколько упражнений.

    1. потянулись (вдох, выдох), встали на цыпочки.

    2. руки на пояс и повороты туловищем влево, вправо.

    3. ноги шире плеч – наклоны к левой и к правой ноге, вдох-выдох при наклонах.

    4. потянулись (вдох, выдох, встали на цыпочки)

    6. Вопросы для закрепления (4 мин)

    - Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?

    - От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

    - Что такое прибавка? Где она дается?

    7. Подведение итогов урока: (3 мин.)

    Выставление оценок, уборка рабочих мест.

    Весь материл - в документе.

    Содержимое разработки

    «Построение основы чертежа плечевого изделия

    Раздел. Конструирование плечевого изделия

    Цели урока:

    1) Познакомить с построением и оформлением чертежа швейного изделия;

    2) Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа платья;

    3) развивать пространственное мышление и воображение у детей.

    4) научить строить чертеж платья по своим меркам.

    Методическое оснащение урока: рисунки моделей платья с цельнокроеным рукавом; чертеж платья в М 1:1; линейка, чертежные инструменты и принадлежности, мультимедийный кабинет.

    Дидактическое обеспечение: инструкционная карта для расчета и построения чертежа; материалы для закрепления знаний учащихся.

    Ход урока

    1. Организационный момент: (2 мин.)

    - проверка явки учащихся;

    - проверка готовности учащихся к уроку;

    (записать тему урока в тетради)

    - доведение до учащихся плана урока

    2. Актуализация знаний учащихся: (5 мин.)

    - Какие мерки нужны для построения чертежа платья?

    - Что значит цельнокроеное платье?

    - Как правильно снимают мерки?

    - Назовите антропометрические точки и их местонахождение на теле человека

    3. Изложение нового материала: (12 мин.)

    Знакомлю с построением и оформлением чертежа швейного изделия;

    Знакомство с приемами расчета конструкции, правилами и

    последовательностью выполнения чертежа платья;

    4. Для закрепления задаю наводящие вопросы: (5 мин.)

    - Какие конструктивные линии составляет контур чертежа спинки?

    - Чем отличается спинка от полочки?

    - В каком масштабе будем строить чертеж и почему?

    5. Практическая работа. (50 мин.)

    Дети смотрят на проектор, читают, проговаривают и строят чертеж (Приложение 1).















    ЗАРЯДКА (5 мин.)

    Девочки, у вас затекла спина, устали мышцы, мы с вами сделаем несколько упражнений.

    1. потянулись (вдох, выдох), встали на цыпочки.

    2. руки на пояс и повороты туловищем влево, вправо.

    3. ноги шире плеч – наклоны к левой и к правой ноге, вдох-выдох при наклонах.

    4. потянулись (вдох, выдох, встали на цыпочки)

    6.Вопросы для закрепления (4 мин)

    - Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?

    - От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

    - Что такое прибавка? Где она дается?

    7. Подведение итогов урока: (3 мин.)

    Выставление оценок, уборка рабочих мест.

    САМОАНАЛИЗ УРОКА

    Урок – презентация

    Тема: Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

    Цели урока:

    1) Познакомить с построением и оформлением чертежа швейного изделия;

    2) Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа платья;

    3) развивать пространственное мышление и воображение у детей.

    4) научить строить чертеж платья по своим меркам.

    1. Раздел. Конструирование плечевого изделия

    2. Урок комбинированный – практикум, начинается с опроса домашнего задания.

    Объяснение темы проходит в расчете формул по своим меркам для построения чертежа, в текущей части – практическая работа учащихся по ИКТ, в заключительной части урока подводится итог и закрепление темы по вопросам.

    3. Класс хорошо подготовленный, работали активно, усвоили прошедшую и новую тему урока.

    4. Задача – главная задача, научить учащихся читать и строить чертеж, выполнять

    5. Организационная часть – 2 мин.

    Повторение домашнего задания – 5 мин.

    Объяснение новой темы с выполнением практических приемов – 12мин.

    Для закрепления задаю наводящие вопросы - 5 мин.

    Практическая работа учащихся – 50 мин.

    Закрепление материала – 4 мин.

    Подведение итогов – 3мин.

    6. Основной момент – практическая работа.

    7. Методы обучения по виду словесный, наглядный, по способу осуществления индуктивный – от частного к общему

    8. Форма обучения – закрепление материала теоретически.

    9. Во время урока использовала доску, учебные плакаты, мультимедийный кабинет.

    10. На уроке был дифференцированный подход к учащимся.

    11.Контроль усвоения знания осуществляется во фронтальном опросе, в выполнении практических приемов, закреплении материала.

    12. Работоспособность на уроке была хорошей, обеспечивалась за счет того, что были учебные плакаты, и ИКТ.

    13. Цель была поставлена на получение знания, я считаю, что с целью мы справились, девочки закрепили свои знания на теории в заключительной части урока.

    14. При ответе домашнего задания отвечали оживленно, быстро. При выполнении практических приемов затруднений не было. При закреплении темы отвечали хорошо.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    План-конспект урока по технологии

    Класс 6 24. 02. 16

    Раздел: Конструирование и моделирование швейных изделий. Черчение и графика

    Тема: Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4

    Цель: Совершенствование и развитие конструкторских навыков и способностей в процессе построения чертежа прямой юбки.

    обучения - совершенствование правильных приемов при построении чертежа (последовательность, алгоритм); формирование технических и технологических знаний и умений (работа с масштабом, чтение чертежа, графические умения и навыки);

    развития - развитие самостоятельности и творческих способностей при построении чертежа, развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать и принимать к сведению материал, полученный при построении чертежей в 6 классе;

    воспитания - воспитание навыков культуры труда, внимания при расчетах формул, бережного отношения к инструментам и материалам, умения осуществлять самоконтроль к результатам работы;

    профориентации - познакомить с профессиями дизайнера, художника-модельера, модельера-конструктора, модельер-технолог.

    Методы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, метод мозгового штурма

    Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуально-групповая

    Тип урока: изучение нового материала

    Объект труда: построение основы чертежа прямой юбки

    Межпредметные связи: ИЗО, математика

    I. Организационный момент - 3 мин.

    - Здравствуйте! Меня зовут − Ландыш Дамировна. Я студентка, Казанского национального исследовательского технологического университета, прохожу практику в вашей школе. Сегодня буду вести у вас занятия. Давайте проверим явку.

    II. Повторение пройденного материла - 7 мин.

    - Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке? Что необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия? Какие мерки необходимо знать для построения чертежа поясного изделия? Ответы учащихся.

    III. Изложение нового материла - 20 мин.

    - Сегодня мы с вами займемся построением основы чертежа прямой юбки. Прежде чем приступить скажите мне, все знают кто такой дизайнер одежды? Чем он занимается? (Ответы учащихся) А все ли знают задачу модельера-конструктора при создании одежды? Давайте более подробнее разберем.

    1 слайд: Дизайнер одежды – это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни.

    3 слайд: Модельер - это специалист по изготовлению моделей oдежды, создатель экспериментальных образцов, которые определяют образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Запись в тетради.

    4 слайд: Профессиональные качества и требования модельера.

    6 слайд: - В профессии модельера есть следующие специализации:

    Художник - модельер работает с эскизами: создает новые силуэты и формы моделей, придумывает возможные варианты отделки и в деталях рисует конструкцию новой вещи.

    Модельер – конструктор разрабатывает чертежи и крой, а также меняет особенности одежды согласно эскизу.

    Модельер – технолог разрабатывает и подбирает актуальные способы пошива одежды, и продумывает возможные способы обработки тканей, упрощающих процесс производства.

    Модельер – дизайнер работает с эскизами, прорабатывает детальные рисунки новых моделей одежды.

    - Все эти специальности составляют профессию дизайнера. В массовом производстве часто бывает, что весь перечень обязанностей выполняет один специалист - дизайнер.

    - Цель нашего занятия – понять последовательность построения, построить в тетради чертеж юбки по своим меркам в масштабе 1:4 для того, чтобы построить выкройку юбки.

    В учебнике представлен расчет по формулам (таблица 3), построение и чертеж юбки на страницах 44-49, этот же чертеж вы видите на плакате (рисунок 3).

    Для студентов технического вуза первым и очень важным предметом в изучении является инженерная графика. Именно она обучает человека черчению и чтению разнообразных схем и объектов, а также написанию букв. Курс инженерной и компьютерной графики проходят все будущие инженеры и от ее успешного прохождения зависит дальнейшее освоение технических дисциплин в университете.

    Инженерная графика виды

    Требования к чертежам деталей

    К рабочим чертежам деталей предъявляются требования, которые устанавливаются согласно ГОСТ 2 .109−73. Согласно ему, каждый элемент требуется чертить на отдельном листе бумаги с соблюдением формата. При этом технический чертеж инженерной графики, согласно современным методичкам, должен содержать в рамке и целом:

    • Достаточное число изображений (виды, сечения, перспективы, разрезы), которые смогут раскрыть форму деталей.
    • Необходимые размеры как главные, так и вспомогательные.
    • Сведения о материале изготавливаемой детали.
    • Требования технического характера.

    Инженерная графика

    После установления количества изображений и выбора главного вида необходимо рациональное заполнение чертежа по основам инженерной графики. Решить вопрос в лекциях помогает выбор правильного масштаба рисунка согласно ГОСТ 2 .301−68.

    При наличии внутренних расточек, которые делают в том числе при хонинговании, на продольном разрезе изображать ее в примере следует для того, чтобы наибольший диаметр располагался фронтальным и справа. Отверстия для соединения деталей наносятся на сборочные чертежи, где деталь является составной частью изделия.

    Условности и упрощения

    Выполнение чертежей сложных деталей представляет достаточно объемную и трудоемкую работу. Поэтому на чертежах допускается ряд упрощений без потери важной информации:

    Инженерная графика чертежи

    1. Вычерчивание половины вида допускается в том случае, если деталь полностью симметрична. Половина вида рисуется сверху, а другая слева.
    2. Соединение между собой половин вида и разреза. Симметричные разрезы допускают соединение половины вида и половины разреза с разграничительной линией в виде оси симметрии.
    3. Вычерчивание больше половины вида необходимо производить в тех случаях, когда одно из ребер детали совпадает с осью симметрии. Также это актуально, когда на половине изображения трудно задать размеры в перспективе.
    4. Введение в плоскость разреза отверстий и выступов, которые не попадают в секущую плоскость. Если на торцах цилиндрических и конических деталей имеется секущая плоскость и она не проходит через ось ни одного из имеющихся отверстий. Тогда одно отверстие условно вводят в плоскость разреза.
    5. Определение рифления на чертеже можно указывать с упрощениями. Оно сопровождается надписями с указанием вида рифления и номер стандарта, который определяет его размеры.

    Помимо указанных выше упрощений в различных видах инженерной графики, также допускается сопряжение разных размеров элементов с учетом смещения на такой угол, при котором подобная разница будет заметной. Отображение отверстий в ступицах шкивов или ступенчатых колес нужно чертить лишь контуры на эскизах.

    Нанесение размеров

    Термин размер означает числовое значение угловой или линейной величины в заданных единицах. Числовые значения являются стандартными и подбираются из ряда предпочтительных чисел. Размеры чертежа модели должны указываться соответствующими числами и размерными линиями согласно ГОСТ 2 .307−68.

    Чтобы указать размеры прямолинейного отрезка, линию следует проводить параллельно ему. Указание длины дуги окружности требует нанесения концентрично окружности, а указание размера угла сопровождается нанесением дуги с центром при вершине заданного угла.

    Основы инженерной графики

    Ограничивающие размерные линии стрелки должны упираться острием в соответствующие линии фигуры. Иногда наносятся точки, где обязательно перед размерным числом радиуса следует ставить букву R.

    В случае наличия нескольких параллельных линий необходимо избегать их пересечения между собой. Размерные линии не могут являться продолжением контура или оси. Допустимо проводить такие линии с обрывом вне зависимости от того, полностью изображена окружность или нет.

    Поверхности вращения всегда должны обозначаться с указанием диаметров. Их нужно наносить на продольных разрезах и видах. Размещение отверстий устанавливается размерами, определяющими положение их центра.

    Проекции геометрических тел

    Для элементов деталей

    Наносимые на чертеж размеры делятся на линейные и угловые. Первые составляют большую часть числовых характеристик деталей. По назначению практические размеры деталей могут быть:

    Инженерная графика

    • Сопряженные определяют форму сопрягаемой поверхности одной детали относительно другой.
    • Свободные характеризуют положение свободных, не сопрягаемых между собой поверхностей.
    • Конструктивные обуславливаются расчетом и условиям работы каждого элемента в определенной конструкции.
    • Технологические могут обеспечиваться при применении типовых технологических методов обработки каждой отдельной детали.

    Выбор размеров обосновывается геометрией форм, составляющих деталь. Анализ структуры детали определяет порядок построения проекций, простановки размеров формы элементов и их вероятного расположения.

    Любое из простых тел можно изобразить при помощи двух проекций геометрических тел инженерной графики прямоугольного типа. Если нанести на геометрическое изображение тел размеры, то будет достаточно одной проекции на параллельную оси вращения плоскость, в том числе для случая тел вращения.

    Размещение на чертеже

    Быстрое и правильное чтение чертежа сопровождается правильным выполнением размещением на поле чертежа. Каждое изображение должно иметь те элементы деталей, для выявления каких они были сделаны. Размеры одного элемента должны группироваться на том участке, где такой элемент показан наиболее понятно.

    Рабочие чертежи рекомендуют использовать группу конструкторских баз, куда относят основную и вспомогательную. Первая отвечает за задание положения самой детали, а вторая определяет задачу положения соединяемых деталей.

    Сложный разрез на чертеже

    Именно от них при обработке и контроле ведется замер детали.

    В определенных случаях не все элементы могут потребовать отсчета от одной готовой базы, поскольку их размеры удобно отсчитывать от вспомогательных баз в связке с основными. Использование таковых помогает замерять размеры элементов и непосредственно без таблиц и промежуточных вычислений для упрощения контроля.

    Обозначение резьбы

    Резьбы подразделяются на общие и специальные. При этом для первых выделяют крепежные и ходовые разновидности. Важно отметить, что метрическая резьба выполняется с крупным шагом и мелким, который может быть представлен в нескольких вариациях.

    Так, для диаметра 20 миллиметров крупный шаг всегда 2 с половиной миллиметра, а мелкий варьируется от 0,5 до 2 миллиметров. Потому крупный не указывают, а мелкий обязательно обозначается. Здесь всегда участвует наружный диаметр, который наносится любым указанным в стандартах способом, который подходит по условиям работы с чертежами.

    Соединения частей, принадлежащих машинам и конструкциям, исполняют при помощи стандартных крепежных болтов по типу гаек, винтов или шпилек. Такие детали изображены на чертеже полностью или упрощенно. В первом случае, размеры подбираются согласно стандартам, а во втором по условным соотношениям, исходя из диаметра. Правила изображения крепежных элементов находятся в соответствующих стандартах.

    Читайте также: