Машиностроение план конспект 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Даминева Альфия Фатыховна

Населенный пункт: село Чесноковка

Технологическая карта урока

Учебный предмет: География

Тема урока: Машиностроительный комплекс. Факторы размещения и география отраслей.

9 класс

Цель: познакомить обучающихся с факторами, влияющими на размещение машиностроения, их влияние на географию отраслей; формировать ключевые компетенции: информационные (работа с разными источниками информации) и предметные (умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий); формировать профориентационную направленность, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

- познакомить учащихся с машиностроительными предприятиями Оренбургской области

Используемая технология: ИКТ-технология, проблемное обучение

Тип урока: комбинированный

Обеспечение урока: ИД SmartBoard, мультимедийная презентация, учебник, атлас 9 класс

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задание (повторение пройденного материала)

3. Определение темы и цели урока

4. Изучение новой темы

6. Итог, домашнее задание

- Вспомним:

- Какой МОК мы изучили? (ТЭК)

- 1 обучающийся - на доске достоинства и недостатки разных типов электростанций

- 6 обучающихся выполняют тест - письменно.

3. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: А точнее кто даст ответ?

Учитель: задача № 1 узнать особенности отрасли (структуру);

задача № 2: выявить факторы размещения отрасли.

В настоящее время наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые есть у вас дома (телевизор, автомобиль, компьютер, телефон, микроволновка, насос, утюг)

Что же такое, по вашему мнению, машиностроительный комплекс?

Слайд . Учащиеся пишут определение комплекса.

2.Состав, значение и роль машиностроения.

Машиностроение – отрасль чрезвычайно сложная по своей структуре. Прочитайте отрасли, входящие в состав комплекса. Стр 148 рис 67.

Начертите эту схему и запишите его отрасли.

Существует несколько классификаций отраслей машиностроения

Начертите эту схему и запишите его отрасли.

Поскольку продукция машиностроения очень разнообразна, на размещение его предприятий влияет много факторов:

1)Приборостроение, электроника, радиотехника - наукоемкое машиностроение
2)Тяжелое машиностроение называют также металлоемкое машиностроение

3)Работа по созданию машин это очень сложное дело, велики затраты человеческого труда, затраты материалов, сырья, энергии. Большинство отраслей являются трудоемкими отраслями.

Итак, какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособной, а предприятие не было убыточным?

Работа с таблицей 3 Приложения с. 274

В ходе изучения заполняют таблицу

Электроника, авиакосмическая, приборостроение

Москва, СПб, Екатеринбург
и др. Наукограды — Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.

Комментарий учителя: - Мы можем гордиться достижениями Российского ВПК!

Для определения следующих факторов размещения МСК выполним практическую работу.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находится в определенной зависимости.

Москва, Казань, Самара и др

металлоемкость (тяжёлое м/с)

пр-во горно-шахтного оборудования

Екатеринбург, Челябинск, Иркутск, Красноярск и др.

Вывод: наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров – условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла - условие для размещения металлоемкого машиностроения.

Роль следующих факторов давайте разберем на примере заданий ГИА:

При выборе места для размещения предприятия большое значение имело наличие на территории области особой экономической зоны и квалифицированной рабочей силы.

Какая еще географическая особенность области способствует успешному развитию данного производства?

Калининград, Калуга, Ульяновск и др.

Автомобилестроение

Российское автомобилестроение

Мировые бренды

География

Шушары (Санкт-Петербург) 15 тыс в год

Таганрог, Каменка (Санкт-Петербург)

Москва, Калуга 150 тыс в год

Крайслер (Джип Чероки)

Москва (бывший ЗиЛ)

Нижний Новгород, Воронеж, Набережные Челны, Санкт-Петербург

2231000

2) 23 августа 2012 г. в Прокопьевске (Кемеровская область) запущен единственный в России завод по производству комплектующих для карьерных самосвалов БелАЗ-75570 грузоподъёмностью 90 тонн. В 2013 г. планируется строительство производственного комплекса по сборке большегрузных автомобилей. Планируемый объём выпуска — 250 автосамосвалов в год.

Укажите осо­бен­ность хозяйства Ке­ме­ров­ской области, кроме раз­ви­той металлургии, ко­то­рая определила выбор места для со­зда­ния нового производства, о ко­то­ром говорится в тексте.

Пояснение.

В Ке­ме­ров­ской области на­хо­дит­ся КУЗБАСС — круп­ней­ший угольный бас­сейн России. Пре­об­ла­да­ет открытая до­бы­ча угля, где не­об­хо­ди­мы карьерные самосвалы.

Пояснение.

1. В Крас­но­дар­ском крае про­из­во­дят много зерна, дру­гой сельскохозяйственной продукции, нужна техника, производимая здесь же, на месте, по­это­му и раз­ви­то производство сель­ско­хо­зяй­ствен­ной техники.

2. В Крас­но­дар­ском крае хо­ро­шо развито сель­ское хозяйство, нужно много тех­ни­ки для сбора урожая; сельскохозяйственная тех­ни­ка крупногабаритная, при­во­зить её из­да­ле­ка невыгодно. Вот по­че­му указанное в тек­сте производство расширяется.

Потребительский

тракторостроение, сельскохозяйственное м/с

Ростов-на-Дону, Красноярск, Краснодар (комбайны)

Физ. минутка

Работа у ИД. Установите соответствие между названием отраслей машиностроения, примерами центров и факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий.

Тема урока: География машиностроения России.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: метод учебного сотрудничества.

Технологии: изучение нового материала с использованием информационных технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества, педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Цели: сформировать представление о размещении машиностроения в РФ, главных центрах машиностроения.

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование критического мышления.
  • Овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации.
  • Создание условий для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
  • Закрепление навыков работы в группе.
  • Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала, умение применять географические знания в повседневной жизни.
  • карта Машиностроения,
  • мультимедийное оборудование, учебники, атласы, рабочие тетради Сиротина

Информационная карта урока:

1) Как связано машиностроение с АПК? (Комбайны, тракторы).

2) Как связано машиностроение с транспортным комплексом? (Транспортные средства – автобусы, ж/д транспорт, морские суда, самолеты).

3) Связь машиностроения и ТЭК? (Горюче-смазочные материалы, нефтяные вышки, горнодобывающее оборудование).

4) Назовите предметы потребления, которые изготавливают предприятия машиностроения. (Бытовая техника, аппаратура, стиральные машины, утюги).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме; создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся

Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы.

Тема: Машиностроение. География машиностроения.

Цели и задачи:

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме; создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся

Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный,

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, тетради, атлас, презентация.

Организационный момент

приветствие и эмоциональный настрой учащихся на работу

учебная организация учащихся: наличие учебников, тетрадей и т.д.

Актуализация знаний

I. Повторение

Опрос домашнего задания:

Значение лесной промышленности в хозяйстве России

Доля лесной промышленности в отраслевой структуре хозяйства России. Сравнение с другими странами.

Какова лесистость России. Какая порода лидирует в лесозаготовках страны?

Перечислите крупнейшие лесопромышленные комплексы России.

Расскажите о проблемах и перспективах развития лесного комплекса в нашей стране. Перспективы развития отрасли в вашем районе.

II. Изучение нового материала

1. Состав и особенности комплекса.

2. География машиностроения.

3. Проблемы отрасли.

4. Факторы размещения отраслей

5. Специализация, её виды в машиностроительном комплексе.

- Перечислите продукты машиностроения, которые есть у Вас дома (около 5).

-За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%.

Машиностроение - это лидер экономики страны. Почему?

Что означают формулы 1:2:4, 1 : 0.98 : 1.

Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года?

Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.

Что же такое машиностроение?

Определение - учебник, с.44.(в тетрадь)

4) Машиностроение – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения? (машины нужны многим отраслям)

-Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. с. 45, рис. 1314).

Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростан­ций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для ук­ладки асфальта и т. д.

Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелеко­палки, сенокосилки.

ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности.

Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 - это темпы развития экономики страны, 2 -в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 - новые и новей­шие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее.

Например, в 1990 г. это соотношение было 1 : 0,98 : 1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

1. Низкие темпы роста машиностроения;

2. 4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

Низкие темпы обновления продукции;

Низкое качество машин;

- Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных за­водов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмич­но, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?

При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:

Наукоёмкость

- Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность)
опираются на научную базу - НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемки­ми.

Вопрос: Определите географию наукоемких производств.

Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами — в Подмосковье: Зеле­ноград, Жуковский, Обнинск, Королев.

Военно-стратегический

Удалены от границ, закрытые города (Саров, Новоуральск, Снежинск и т.д.).

Трудоёмкость

- Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точ­ное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты ква­лифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).

Вопрос: Определите географию трудоемких производств.

Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в ев­ропейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.

Металлоёмкость

Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз - на Урале (Екатеринбург, Челябинск).

Ориентация на потребителя

Ориентированы на потребителя, если продукцию сложно транспортировать (большой вес, крупные размеры). . Например, морское судостроение размещается в портах, а
зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе - Ростов-на-Дону.

Транспортный

На транспортных магистралях.

Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.

Практическая работа

б) Назовите центры этих отраслей машиностроения.

3. Специализация и кооперирование

- Одними из форм организации производства являются специализация и кооперирование.

Запись в тетрадь

Специализация - это выпуск предприятием однородной продукции. Это необхо димое условие повышения эффективности работы промышленности.

Обратная сторона этого процесса - кооперирование, т. к. специализация подразу­мевает тесные связи между предприятиями-смежниками - кооперационные связи.

Запись в тетрадь

Кооперирование - это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.

III. За­крепление

- Какие отрасли машиностроения производят трудоемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастрое­ние, станкостроение.)

Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телеви­зоры, самолеты, станки.)

Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? (Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)

- Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемко-

го машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифициро­ванных кадров - условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла - условие для размещения металлоемкого машиностроения.)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Географии "Машиностроительный комплекс"

Определить значение и состав машиностроительного комплекса.

Изучить проблемы машиностроения и пути их решения.

▪ Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;

▪ Познакомить учащихся с географией машиностроительного комплекса

▪ Продолжить развитие абстрактного и аналитико-синтезирующего мышления учащихся;

▪ Совершенствовать работу с картой, образовательными ресурсами ( атлас, учебник).

▪ Совершенствовать умения проектировать.

▪ Вспомнить понятия из ранее изученных тем.

▪ Продолжить формирование умения читать и анализировать тематические карты и составлять характеристику отрасли машиностроения, используя разнообразные источники географической информации

▪ Развивать информационные умения учащихся.

▪ Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схема-конспект, устанавливать причинно-следственные связи);

▪ Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, самостоятельное видение проблемы);

▪ Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы

▪ Развивать память, речь, мышление, воображение.

▪ Развивать творческие способности учащихся.

▪ Совершенствовать умения решать практические задачи.

▪ Целенаправленное обеспечение условий для разностороннего развития личности каждого ученика с учётом его природных способностей. ( развитие самостоятельности, инициативы, творчества).

▪ Развивать умения самостоятельно искать географическую информацию

▪ Совершенствовать работу по нравственному воспитанию учащихся.

▪ Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему нас миру, любовь к Родине.

▪ Воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.

▪ Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью;

▪ Адаптация материала на личность уч-ся, с помощью учебника, иллюстраций, атласа;

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Двое учащихся отвечают у доски на поставленные учителем вопросы. Четверо учеников работают по индивидуальным карточкам.

Изучение нового материала.

1.Машиностроение-сердцевина хозяйства страны.

2. Тесные внутри- и межотраслевые связи.

3.Специализация и кооперирование в машиностроении.

4.Факторы размещения машиностроения.

5.География машиностроительного комплекса на примере отдельных отраслей.

6.Перспективы развития машиностроения.

Практическая работа в группах

§ 11, записи, на к.к. обозначить главные районы машиностроения.

Инструктаж по выполнению.

I.Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?

Цели нашего урока:

Определить значение машиностроительного комплекса России.

Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.

Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.

Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.

Главная задача МСК - обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы.

Связи машиностроения : МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим,агропромышленным,инфраструктурным.

Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения. ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения.

- Машиностроительный комплекс играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.
Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день. Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” - это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.Какие машины здесь имелись в виду? Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации. Различают машины: энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала ( обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций). Как видите, машин и отраслей их производящих - очень много. Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?”

состав машиностроительного комплекса



Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: - энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ.

Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили?

Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация).

А как нам получить готовый продукт?

Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т.е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в тетрадь.

Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства.




наукоемкость - размещение машиностроительных предприятий, выпускающих ЭВМ, роботов, радио- и телеаппаратуру и т.д., ориентируется на научный потенциал;

военно-стратегический - предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия;

трудоемкость - (большие затраты и высокая квалификация труда) присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск);

металлоемкость - (потребление значительной части черных и цветных металлов) - размещение машиностроительных заводов, выпускающих металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование, ориентируется на металлургические базы. На Урале (Екатеринбург) расположены заводы тяжелого машиностроения

-специализация и кооперирование:

Машины состоят из множества деталей, которые изготавливаются на нескольких специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают кооперационные связи: в разных районах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, которые состоят из групп заводов-поставщиков деталей и оборудования для сборочных заводов;

Поскольку перевозка машин и их деталей осуществляется на большие. стояния и в разных направлениях машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Машиностроение развито во всех экономических районах, т. к. его продукция пользуется повсеместным спросом. Кроме того, имеется продукция, по размерам и весу малопригодная для транспортировки, которая может производиться только в районах потребления. Например, тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерновые комбайны- на Северном Кавказе (Ростов- на Дону).

Проблемы развития машиностроения .:

А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей,

Б) узкая специализация, т.к. основная часть продукции имеет оборонное значение;

В) огромные различия роста отдельных отраслей,

Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции;

Д) низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин

ΙV. Практическая работа. Работа в группах

Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения

I. группа: трудоемких производств ( Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)

II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)

- Найти центры этих отраслей.

- Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.

III группа Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)

V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание § 11, записи, на к.к. обозначить главные районы машиностроения.

Читайте также: