Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях борьба добрых и злых сил

Обновлено: 05.07.2024

Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Основные знания: в сказке добро всегда побеждает зло.

Основные термины и понятия: положительный герой; отрицательный герой.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; книги сказок А.С. Пушкина; карточки-тесты, карточки с индивидуальными заданиями, опорные карточки, оценивающие жетоны.

Урок заключительный по теме.

Тип урока: комбинированный.

Индивидуальная работа: на протяжении всего урока следить за соблюдением основных норм литературного произношения отдельными учащимися.

Организационный момент:
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!

II. Вступительная часть.

1) Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки!

2) Ребята, многие люди в мире знают этого человека (показываю портрет). Давайте ещё раз назовём имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений!

- Это великий русский поэт А.С. Пушкин.

- А какие сказки А.С. Пушкина мы с вами знаем?

- Сказка о рыбаке и рыбке.

- Сказка о золотом петушке.

- Сказка о царе Салтане.

- Сказка о попе и работнике его Балде.

Дети получают жетоны.

- А какую сказку Пушкина мы с вами прочитали?

- Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях.

- Какое домашнее задание вы должны были подготовить?

- Выразительное чтение отрывка по ролям.

- Все открыли учебники на месте своего отрывка. (На месте отрывков в учебнике закладки.) Кто готов отвечать, поднимите руку.

- Итак, читаем. Пожалуйста, свой отрывок читают …. Все остальные внимательно слушают.

Дети читают, получают жетоны.

- Очень хорошо, с домашним заданием справились. Теперь перейдём к теме нашего урока, которая записана на доске.

На доске: Добро и зло в сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

- Давайте вспомним значение слов “добро” и “зло”.

Дети объясняют своими словами, как они понимают значение слов, затем учитель подводит итог при помощи карточек (значение слов – по словарю С.И.Ожегова), которые вывешивает по одной при помощи магнитов на доску.

Учитель просит одного из учащихся прочитать карточку, а другого – повторить.

- Хорошо, ребята. Теперь разберёмся, кто у нас в сказке добрый, а кто злой.

- Давайте вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

- Главные герои – царица и царевна.

Учитель просит давать полные ответы, а также просит высказывать свое мнение других учащихся.

- На карточках слова, значение которых мы сейчас повторим – они понадобятся нам для дальнейшей работы:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?

- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.

- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?

Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

- Правильно! Давайте при помощи сигнальных карточек повторим положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость;

Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.

Учащиеся при помощи сигнальных карточек показывают, согласны они с мнением учителя или нет.

- Перед вами карточки белого цвета, на которых эти слова, и два фломастера – черный и красный. Подчеркните, пожалуйста,

- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.

Одна из них и представляет добро, а другая зло.

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

- А почему царица злая, что же плохого она делает?

- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.

- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.

Учащиеся находят нужный отрывок текста.

- Дорогие мои мальчики и девочки! На сказки А.С.Пушкина написано много музыкальных произведений (опера Римского-Корсакова “Золотой петушок”). Музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.

Учащиеся слушают 1-й отрывок и определяют, какой героине соответствует характер музыки (царица-мачеха).

- Слушаем второй отрывок. (Учащиеся слушают.) А эта музыка по характеру подходит царице-мачехе? Докажите!

Учитель просит высказать свое мнение нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая, добрая, приятная.

- Ребята, скажите, чем заканчивается наша сказка?

- Королевич Елисей нашёл свою невесту, царевна ожила, и они вместе едут домой. Царица злая умерла от злости, а царевна с Елисеем празднуют свадьбу.

- Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем закончилась сказка.

Учащиеся читают отрывок.

- Что же победило в сказке – добро или зло?

В сказке победило добро.

К доске крепится карточка: Добро всегда побеждает зло.

- Какой конец у нашей сказки?

У сказки хороший, счастливый конец: добро победило зло.

- Послушайте два музыкальных отрывка и скажите, какой из них подходит к радостным событиям в конце сказки.

Учащиеся слушают, определяют и выбирают подходящую мелодию.

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

- Итак, ребята, что же мы с вами делали на уроке?

- Читали, отвечали на вопросы, слушали музыку.

- А что мы узнали на уроке?

- Что в сказке есть главные герои: царица и царевна; что герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); что в сказке добро борется со злом; что добро всегда побеждает.

- Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки?

- Добро всегда побеждает.

Учитель может предложить варианты ответа, если учащиеся затрудняются ответить, например, “В сказках сталкиваются добро и зло. Что побеждает?”.

- Молодцы, правильно. Давайте ещё раз все вместе повторим:

Добро всегда побеждает зло.

- Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.

Учащиеся работают, учитель по ходу работы просит прокомментировать, какой цвет дети выбрали для оформления и почему.

- Очень хорошо, молодцы! Ребята, на доске записаны слова из сказки Пушкина “Сказка о золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

- Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.

III. Подведение итогов.

- Молодцы! Сегодня все поработали на славу. Спасибо за работу!

Учитель озвучивает оценку и награждает учащихся “стихотворными” отметками.

IV. Домашнее задание.

- Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно, отгадать, какому герою принадлежат слова, и выучить отрывок наизусть. У каждого – свое задание.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием, если что-то непонятно, уточняют у учителя.

- Каких же героев - положительных или отрицательных - больше в сказке? А какие люди окружают вас? Назовите их положительные черты.

- Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Виды учебной деятельности:

Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста; Репродуктивиая: осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов;

Продуктивная , творческая : устное словестное рисование царицы-мачехи, царевны, выразительное чтение;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока : текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

Организационный момент. (Приветствие учащихся.).

Слово учителя.

Цель нашей работы - раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Проверка домашнего задания.

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое - Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло - противоположные понятия.

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Объяснение нового материала.

Работа с текстом.

Ученики: Добро - Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания - устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают ):

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Белолица

Стройна

Черноброва

Поведение,

Горда

Красавица-душа

характер

Ломлива

Милая

Своенравна

Ревнива

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

Белый

(зависть)

Красный

Румяный

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Ученики: Ненависть, зависть.

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

-Ребята, и царица, и царевна - внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Анализ художественного произведения.

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза. Проводится физкультминутка для учащихся.

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

Выразительное чтение учащимися отрывка.

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики; Есть иконы, в горнице чисто, светло.

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народносказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло - одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Учащиеся зачитывают строки:

“ Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

Физкультурная минутка:

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись — вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ

РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ

ДОБРЫХ И ЗЛЫХ СИЛ

Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Анализ текста сказки. Пролог

Чтение первых 12 строк пролога.

1. С каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.

3. Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия.)

4. Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

6. Какую интонацию нужно задать при чтении?

7. Какой ритм чтения будет уместным?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Охарактеризуйте интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и царевной.

Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених — царевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.

Почему же зеркальце разбито?

Что же замышляет царица?

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей.

Весть царевну в глушь лесную

И, связан ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

В чем, скажи, виновна я?

Чернавка оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая молодую соперницу мертвой.

Во дворце — переполох, все царство взволновалось:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

На поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

У БОГАТЫРЕЙ

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Царевна решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у ворот, — пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался, понимая, что это добрая гостья.

Пушкин далее показывает, как старательна героиня:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых богатырей.

На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать.)

В следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может:

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно.

Но другому я навечно отдана.

Богатыри не обиделись на отказ царевны. Попробуем составить характеристики героинь:

Царица-мать Царевна-падчерица Царица-мачеха

любящая скромная гневная

нежная нежная злобливая

добрая добрая эгоистичная

сердечная сердечная черствая душой

умная умная хитрая

Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие сказки переносит нас во дворец, где злая царица уже знает, что красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

Иль царевну погубить.

Что же на этот раз придумала коварная красавица?

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая трагичная сцена сказки — это получение яблока царевной и ее смертельный сон. Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является защитником девушки:

Ходит по двору, клюкой

Ох, ты, дитятко девица

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Пес предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о недобрых намерениях черницы.

(Чтобы создать завывающие, тревожные звуки, этим поэт настораживает читателя: хочется подсказать царевне о надвигающейся беде.)

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь.

Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна мертва.

1. В какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2. Когда это происходит второй раз?

3. Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.

2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.

3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.

4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.

5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.

6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.

8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим. [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.

14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.

15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.

16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.

19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.

20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.

21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.

22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.

24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.

25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.

26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.

27.Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Знание истории создания, содержания и героев сказки;

Владение элементами анализа текста;

Составлять план произведения;

Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.

Слайд 3.

Эпиграф урока: Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет. Шота Руставели

Портрет А.С. Пушкина.

Рефлексия настроения.

Доброе утро. Здравствуйте! Мы говорим здравствуйте, и этим желаем всем присутствующим счастья, здоровья и благополучия.

Слово учителя. Слайд 4.

Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?

Обратимся к словарям.

«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

(Да, добро и зло – противоположные понятия).

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

5. Объяснение нового материала.

1) Работа с текстом.

( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).

Учитель: слайд 10…..

-Сможем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

( Ну конечно, мы легко сможем определить героев, которые приносят людям только зло от тех, которые приносят пользу, помогают друг другу)

Учитель: открываем учебник на странице 95 и начинаем знакомство.

Прежде чем начнем читать нашу сказку по ролям, мы познакомимся с устаревшими словами, которые мы встретим при чтении:

Читайте также: