Конспект природа зимой 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Задачи урока :

Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях; познакомить ребят с особенностями неживой и живой природы в зимний период.

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, памяти и связной устной речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока:

1. Мобилизующая часть урока.

- Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь соседу по парте. Тихонько сядьте.

- Давайте, передадим друг другу свое тепло и с хорошим настроением приступим к работе!

- Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:

2. Повторение пройденного.

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, какие бывают профессии, разгадав приготовленный кроссворд.

- Какую профессию, вы считаете самой важной? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из стихотворения:

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала-

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла как пеленкой,

Запушила снежным пухом-

Стало всюду пусто глухо.

Не звенит река волною

Под одеждой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

- О каком времени года это стихотворение?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Ребята, мы отправимся с вами на экскурсию в зимний лес и узнаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы. Будьте очень внимательны! Мы узнаем с вами много нового и интересного.

4. Работа по теме урока.

На доске слайды с изображением зимы.

Класс делится на три команды (по рядам). Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя! (Гололедица, снег, метель, мороз, снегопад, изморозь, похолодание, уменьшение продолжительности дня).

(В помощь картинки или слайды зимы)

Неживая природа зимой.

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.

-Знаете ли вы, сколько зимних месяцев?

-Кто может их назвать по порядку?

(карточки на доску)

-Какие явления в неживой природе происходят зимой? (снегопад, изморозь, гололедица)

-А еще какие природные явления вы знаете? (метель, вьюга)

-Знаете ли вы народные приметы?

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ: (слайды)

1. Синица к избе – зима на дворе.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

- Найдите те явления, которых зимой не бывает.

(работа в парах)

Гололедица, потепление, снег, метель, набухание почек, мороз, снегопад, таяние снега, изморозь, похолодание.

-Давайте отдохнем. Тихо встаньте около парт.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во двору у снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

6. Работа по теме урока (продолжение).

Живая природа зимой.

-А сейчас мы поговорим о том, как зима отразилась на жизни растений и животных.

-Как зимуют деревья?

-Как зимуют кустарники и травы?

-Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.

- Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы)

-О какой связи можно здесь сказать?

В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и назовем тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

белка медведь лисица сорока дятел

еж заяц барсук волк клест

(Дети выходят по очереди и выбирают картинки)

- Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа?

- Ребята нам приготовили доклады о некоторых животных.

О ком нам расскажет Настя, вы узнаете из загадки:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Послушайте еще одну загадку:

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Спасибо! Давайте еще поговорим о птицах.

- Назовите птиц, которых можно встретить зимой у нас в Приморском крае?

- Почему птицы улетают в теплые края?

- Чем человек может помочь птицам в зимнее время года?

(Звучит музыка)

- Тихонько встаньте. Будьте очень внимательны!

- В кабинете потерялись ….

- Я буду называть …., а вы должны найти глазами и хлопнуть в ладоши.

8. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на 135 странице.

-Приготовьте простой карандаш.

-Справа на картинке вы видите животных, а слева их следы. Нужно определить, где, чьи следы.

За правильный ответ ученику дается снежинка.

1) В какое время года спит медведь?

2) Назовите зимние месяцы.

3) Как называется обильное выпадение снега?

4) Назовите птиц, которых можно увидеть зимой?

5) Каких животных увидеть в это время года нельзя?

6) Как называется корка льда на дороге?

7) Как белки готовятся к зиме?

- Поднимите снежинки.

-Посмотрите, у нас с вами получилось!

10. Проверка знаний. Тест.

- Перед вами лежат листочки. Возьмите их в руки.

- Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то прямая плюс, а если не согласны, то минус.

1. Еж зимой впадает в спячку.

2. Зимой набухают почки.

3. Ноябрь – зимний месяц.

4. Грачи улетают на юг.

4. Зимой можно увидеть ласточку.

6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.

5. Снегири прилетают зимой.

6. Барсук зимой впадает в спячку.

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, справились с заданием!

11. Домашнее задание.

- Учебник с. 130-135.

- Рабочая тетрадь с. 51-53, №1-5.

12. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как зимуют различные животные?

- Что вам запомнилось на уроке? Были ли затруднения?

- Урок окончен! Спасибо!

Циклограмма совместной деятельности в средней группе Образовательные области Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро 1. 2. Труд 3. Социализация 4. Здоровье Самостоятельная деятельность.

1.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 130-133.

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учеб.пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. с. 12

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Назовите их. (Декабрь, январь, февраль.)

Пословица гласит: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В народе гласили: Январь – году начало, а зиме половина.

В пословице говорится: Вьюги да метели под февраль прилетели.

Когда начинается зима?

Зима наступает по календарю 1 декабря. Но многие учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в данный денёк низковато подымается на небе, а день в году самый короткий.

А зима в природе каждый год начинается в различные сроки.

Что видоизменилось в природе с наступлением зимы?

Какие зимние явления мы замечаем в неживой природе?

Что возможно проследить зимой в живой природе?

Сейчас мы отправимся в гости к довольно замечательному времени года. Я вас приглашаю в гости к зиме. Отправившись к зиме, мы проведём исследования за переменами в живой и неживой природе в это время года.

Попробуйте вспомнить, какая бывает природа? Природа бывает живая и неживая.

Что мы относим к живой и неживой природе?

Человек, животные, растения – это живая природа. Солнце, звёзды, вода, воздух, камешки - неживая природа.

Зима – это самое холодное время года. Солнце зимой на небосклоне занимает самое невысокое состояние. Дни становятся короткими, а ночи длинными. Тельце птицы хитроумно устроено, и весомую роль в нём играют перья. Большие перья на крыльях могут помочь птице летать, перья птицы защищают тело и придают ему форму. Пух под перьями греет тело. Перья хвоста дают возможность птице содержать равновесие, создавать повороты, остановки.

Леденеют грунт и водоёмы. Приходят холода. Территория покрывается снежным покровом.


Рассмотрим различные снежинки.

Прежде задумывались, что cнегопад – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды имеют все шансы замерзнуть градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не перевоплотятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царствует мощный мороз, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики очень маленьких объемов. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время вырастают и в конце концов делаются изящными звёздочками. Они объединяются в хлопья и падают на землю.

А какими изящными и различными бывают снежинки! Звезда, ёж, пластинка, игла, крупа, столбик… Всё это снежинки разной формы. Чаще всего видятся снежинки-звёздочки с шестью лучами. Но они имеют и три, и двенадцать лучей.

В это время мы можем наблюдать туман, снегопад, лед, иней, гололедицу, изморозь, вьюгу. Это зимние явления природы.

Зимой случается холодная погода. Cнегопад в это время сухой, сыпучий. Но бывают и оттепели. Cнег подтаивает, делается мокроватым и просто лепится.

Показавшаяся на время теплой погоды вода и растаявший cнег леденеют. На дорогах появляется гололёд. В это время пешеходам и автовладельцам автомашин надобно быть более аккуратными.

Достаточно часто зимой на деревьях и проводах появляется лохматая снежная бахрома. Это изморозь. Потрясающе изящным делается всё кругом! Тем более прекрасно в это время в лесу и в парке.

Зима – сложный этап в жизни растений и животных.

В данный момент мы взглянем, как зима сказалась на жизни растений.

Попробуйте вспомнить, на какие группы разделяются все растения? Деревья, кусты, травки.

Лиственные растения еще осенью скинули листья. Но кое-где на ветках есть побуревшие листочки. Тем более большое количество их на дубе. На множества растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму остаются плоды.

Как зимуют хвойные растения?

Основная масса хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Лишь только лиственница зимой стоит без листвы. На хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

Как зимуют травянистые растения?

Остаются зелёными не только хвойные растения, но и кое-какие травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.

Что значит cнег для данных растений?

Cнег для данных растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

Учёные измерили температуру воздуха над снежным покровом и под снежным покровом и проверили, что под снежным покровом жар выше на 17-20°С.

Тут мы можем видеть связь живой природы и неживой.

На какие группы делятся животные? Животные, птицы, рыбы, насекомые.

А теперь мы побеседуем о том, что случается с птицами, насекомыми, рыбами зимой.

Каких птиц возможно увидеть зимой?

На какие группы разделяются птицы?

С приходом морозов в небе нередко можно увидеть своры птиц. Это оставляют наши края пернатые, улетая в тёплые края. Перелётные птицы чувствуют дефицит в еде.


Впрочем, кое-какие виды птиц остаются. Их называют зимующие. Есть необычные птицы, которые прилетают в среднюю полосу России зимовать. А есть и решительно изумительные, которые как раз в морозы выводят на свет потомство.

От мороза пернатых выручает корм. Вследствие этого птицы, которые остались зимовать, обязаны промышлять среди снегов для себя пропитание.

Это могут быть семечки растений, ягоды, маленькие животные, мертвечина, пищевые отбросы на городских помойках. У нас в стране в пределах семидесяти видов зимующих птиц.

Перечислить наименования всех зимующих птиц буквально нельзя. Возможно только предположить перечень самых распространённых и популярных видов.

Снегири - красивые зимующие птицы рода вьюрковых числятся оседлыми. Они проживают в хвойных и смешанных лесах, потому что главным их кормом считаются семечки ели, сосны, ягод, в частности, рябины, и почки деревьев.


В городках и сёлах нередко на рябинах возможно увидать 5-6 данных красногрудых красавчиков.

Клёст живёт в хвойных лесах. Нос у клестов адаптирован к питанию семенами шишек, вследствие этого верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Эти птицы выводят собственных птенцов зимой, т.к. зимой для них большое количество корма.


Синица – это ловкая шустрая пташка. Она не улетает на зимовье в тёплые края. Гнездо, как правило, организует в дуплах деревьев. Зимой кушает всё: и крошки хлеба, и овощи варёные. Но более всего предпочитает несолёное сало.


И всё же птицы зимой зачастую недоедают. Вы сможете посодействовать птицам пережить тяжёлое время, сделав для них кормушку и подкармливать их.

Мы большое внимание уделили птицам, пора припомнить о животных. Что изменяется в их жизни с приходом зимы? Как животные адаптируются к переменам температуры?

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей работает надёжной обороной от мощных холодов и ненастья. Гнездо белка возводит в дуплах деревьев или же в развилках ветвей. В зимнее время, когда довольно холодно, белки по лесу не носятся, а скрываются в гнёздах. Беличье гнездо именуется гайно. Шар из ветвей высоко на ёлках. В нём раз или же два выхода, а изнутри стены выстланы мхом.

К зиме белочка готовит съестные запасы. На еду и про запас она отбирает наилучшие плоды.


Летом и осенью белка сушит грибы сама. Случается, что сотни и в том числе и тысячи грибков белка насушит за лето.


До того, как прилечь в берлогу, косолапый мишка путает собственные следы. Берлогу, выкопанную где-либо под корнями дерева, он выстилает травкой, сухим папоротником ещё до первого снегопада. Ложится косолапый мишка головой к пролазу, прикрывает морду лапой и дремлет. В это время он еды не ест, а живёт за счёт скопленного жира.

Молвят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит ветхая грубая кожа, а молоденькая тёплая нуждается в согревании. От этого косолапый мишка и облизывает подошвы жарким языком, причмокивая губками. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

В случае, если медведя пробудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает довольно небезопасен. Его называют медведь–шатун.

Зимой возможно увидеть, как лиса нюхает cнег. На самом деле по запаху под снежным покровом она отслеживает мышей, проворно копает фронтальными лапками cнег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время мощных метелей и ненастья она отыскивает пристанище, свёртывается в клубочек и прикрывается хвостом.


Задние лапы у зайцев посильнее фронтальных. Бегает он по рыхловатому снегу на собственных опушенных лапах очень просто. Спит чутко с раскрытыми глазами, только на минутку их закрывая. Во время мощных метелей и снегов скрывается в неглубоких ямках, в кустиках, ложится в ямку со скока, дабы не оставлять следов.

Как зимуют рыбы?

Ледяной коркой покрыл холод пруды, речки, озёра.

В глубочайшем затишье на речном дне дремлют рыбы. В самых основательных пространствах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без перемещения.

Непросто зимой рыбам. Воздух не протекает сквозь лёд в воду. Рыбам становится непросто дышать и они имеют все шансы погибнуть. Поэтому зимой во льду делают проруби.

Для того чтобы вода в проруби быстро не подмерзала, в неё кладут пучки травы и сверху присыпают снежным покровом. Сквозь cнег и траву воздух отлично протекает в воду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Окружающий мир

Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи: сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе;

сформировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях природе

воспитывать интерес к соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни;

воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Введение в тему.

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости. А к кому, вы узнаете, отгадав загадку:

Замела я всё вокруг

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

(зима) Слайд 1, 2

- Почему решили, что это зима?

(замела, из царства вьюг, морозна, бела)

Актуализация знаний, определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Во время путешествия мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные, насекомые. Сначала Царица Зима хочет проверить, готовы ли вы к путешествию. Она предлагает вам посмотреть на экран и определить, правильно ли распределены картинки по группам?

- Теперь мы можем отправляться в зимнее царство!

Открытие новых знаний.

1.Зимние месяцы.

В зимнем царстве нас встречают зимние месяцы. Ребята, назовите их.

(декабрь, январь, февраль)

Краткий рассказ учителя о зимних месяцах. ( Слайды 4, 5, 6)

( Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.

Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.

Холодная зима — жаркое лето.)

2.Неживая природа зимой.

Как вы думаете, когда наступает зима?

(зима начинается 1 декабря)

- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко находится на небе, а день самый короткий в году.

-Ребята, идя из дома в школу, вы наблюдаете изменения в природе. Вспомните, какая бывает природа?

(живая и неживая)

- Что относится к неживой природе?

(солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

-Что относится к живой природе?

(растения, животные, человек)

- Как изменилась неживая природа с приходом зимы?

Слайд 7. Учитель обобщает:

- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.

- Какие явления природы мы можем наблюдать зимой? (Ответы детей)

В это время года мы можем наблюдать зимние явления - снегопад, иней, вьюгу, метель, пургу, оттепель, гололедицу, изморозь, сосульки. ( Слайд 8)

4.Зимняя жизнь растений.

Зима – трудный период в жизни растений и животных

На какие группы делятся все растения?

(деревья, кустарники, травы) Слайд 9

Какие бывают деревья?

(лиственные и хвойные)

Сравните лиственные и хвойные деревья. Слайд 10. Сделайте вывод о том, как они зимуют.

(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как-бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)

Действительно, лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.

Работа по учебнику в парах

Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.

Какую роль выполняет снег для этих растений?

(снег для этих растений тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) ( Слайд 11 )

5.Секреты животного мира.

На какие группы делятся животные?

(звери, птицы, рыбы, насекомые)

-Животные по-разному приспосабливаются к жизни зимой.

-Давайте посмотрим на схему и расскажем, как они это делают? ( Слайды 12-16 )

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка, слайд 17)

Катя Гнездо у белки в дупле. Внутри свое жилище она застилает мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы белочка затыкает их лишайником или хвостом. Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. На зиму она заготавливает до 600 граммов сухих грибов. А также орехи, желуди, зерна, сухие ягоды. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Саша Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь, слайд 18 )

Руслан Медведь зимой спит в берлоге. Осенью и летом жира нагуляет и отдыхает в тёплой берлоге.

Говорят, что медведь зимой лапу сосёт. На самом деле он её просто лижет. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Медведь облизывает лапы горячим языком, причмокивает губами. Вот и кажется, что он лапу сосёт. Иногда от сильного холода, голода или стрельбы медведь просыпается и до конца зимы не засыпает, а бродит по лесу. И уж лучше с ним, голодным и злым не встречаться.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц, слайд 19 )

Катаев Заяц на зиму меняет свою шубку с серой на белую, чтобы быть менее заметным на снегу. Весь день проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы, спит не закрывая глаз. Заяц большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун отменный. Во время погони может пробежать за 1 час 70 километров.

Зимой заяц питается веточками осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызает кору.

В деревне кур крадёт. (Лиса, слайд 20 )

Валера: Мыши — основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить -
Знай, что это …
(Лось, слайд 21 )

Антон Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг. Лесники заботятся о лосях зимой. Они заготавливают для них сено, оставляют соль.

Работа по учебнику в парах

Проверка со слайда № 22

6.Жизнь птиц зимой.

Слайды 23-27

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?

Почему они улетают?

(Они испытывают недостаток в пище.)

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Назовите перелётных, зимующих птиц.

А теперь интересные сведения о зимующей птице клёст.

Клёст — зимующая птица. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, так как именно зимой для них много корма.

Чем питаются птицы зимой?

(пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника- то, что осталось на полях;

ягоды рябины, семена клёна, шишки, жёлуди, орехи)

И всё же зимой птицы нередко голодают. Как вы ребята сможете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 29)

(надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их)

Какую пользу приносят птицы?

(поедают насекомых, которые наносят урон лесу; своим пением оживляют лес)

Что произойдёт, если не будет птиц?

(нарушится природное равновесие)

7. Как зимуют рыбы.

Максим Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

8. Как зимуют насекомые.

Просмотр видеоролика.

9.Образ жизни людей зимой. Слайды 31-34

Ребята , а как меняется жизнь людей с приходом зимы?

(люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье)

Как зимой укреплять здоровье?

(витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)

Какие правила дорожно-транспортной безопасности в зимний период вы знаете?

Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть внимательным!

V .Вторичное закрепление.

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

(листопад, снегопад, гроза, метель, мороз , дождь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололедица , ливень, вьюга, изморозь, роса.

2) Работа парами на карточках:

составить слова, названия животных, из букв.

- Расшифруйте слова . Кто из них впадает в спячку?

1) КЕЛАБ 2) ДЕДМЕВЬ 3) УСКБРА

ШЬЫМ КОЛВ ДЕДМЕВЬ

МОКЯХ БАНКА СЛОЬ

ЯЦАЗ АСЛИ КЁИЖ

Проверка со слайда (35-36).

VI .Рефлексия. Итог урока.

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?

(становится холоднее, день становится короче, идёт снег, солнце тускло светит, не греет, мороз, идёт снегопад, бывают метели, вьюги, гололёд, оттепель)

Какие изменения просходят с приходом зимы в живой природе?

(многие животные впадают в спячку, некоторые питаются запасами, рыбы спят подо льдом, птицы улетают на юг или зимуют возле жилья человека.

В учебнике на стр.133 прочитаем вывод сегодняшней темы.

Скажите, какова была тема нашего урока?

Какие цели мы поставили в начале урока?

Добились ли мы результата?

Сегодня мы побывали в гостях у зимы.

Что узнали нового, чего раньше не знали?

Ребята, возьмите снежинки: весёлую, если вам было интересно и прикрепите на счастливое облако, грустную, если вам было неинтересно на уроке и прикрепите на грустную тучку.

Оценивание уч-ся.

Ребята, мы должны проводить Зимушку-Зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний.

Цели:

  • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе, с жизнью растительного и животного мира;
  • развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

  • картинки с изображением зверей и птиц,
  • наборы рисунков следов животных,
  • маски скворца и цапли,
  • сигнальные карточки;
  • мультимедийный проектор; компьютер; экран

Содержание и ход урока

Слово предоставляется дежурным синоптикам.

  • Сегодня __ января ___ года.
  • День стоит. (ясный, пасмурный)
  • Небо. (голубое, серое, чистое)
  • Осадки. (дождь, снег)
  • t° воздуха.
  • Долгота дня.
  • День прибавился на.

1.Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Какой сейчас месяц по календарю?

Учитель: Что можно сказать об январе?

Дети: Январь – начало года.

Учитель: Что такое год?

Учитель: На какие четыре части делится год?

Дети: Времена года: лето, осень, зима, весна.

Учитель: С чем связана смена времён года?

(Выбрать правильный ответ – сигнальные карточки.)

1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.

2. Наступление времён года зависит от деятельности человека.

Вывод: Смена времён года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.

2.Слушание стихотворения

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Учитель: О каком времени года это стихотворение?

Учитель: Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь покрыла снегом дома, деревья, замостила озёра и реки. Всё белым – бело.

3. Объявление темы и целей урока.

Учитель: Вспомните, какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

4.Повторение

4.1.Признаки зимы в неживой природе.

(Солнце, растения, грибы, звёзды, воздух, вода, камни, животные, человек)

Учитель: -Как вы думаете, когда наступает зима?

Дети: Зима начинается тогда, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Учитель: Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Давайте вспомним явления природы, которые происходят зимой.

С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________. Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________. Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ____________. Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - ____________, на дорогах - __________. На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________.

4.2.Растения зимой.

Учитель: Как повлияли изменения в неживой природе (о которых мы только что говорили) на жизнь растений?

  1. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья, так как зимой на холоде и при малом количестве света в них не образуется живое вещество, нужное для роста, а листья просто не нужны – они умирают.
  2. Хвойные (вечнозелёные) деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья (хвоинки) постепенно, по мере роста новых листьев. Хвоинки покрыты жироподобным налётом. Так они защищены от мороза. Сосна меняет хвою один раз в два – три года, а ель – в пять – семь лет.
  3. Все травы в основном отмирают. Но некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница живут и зимой под снегом и немножко растут. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
  4. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17 – 20°

4.3.Птицы зимой.

Учитель: Мы привыкли к частым переменам времён года и не задумываемся, что много людей на земле никогда не видели зимы, не знают, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые, птицы. А, впрочем, послушайте сами.

(Дети исполняют сценку.)

Цапля: Здравствуй, Скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик – пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни зимы.

Учитель: Ребята, а почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Дети: Скворец и цапля – перелётные птицы.

Учитель: Почему птицы улетают от нас на юг?

Вывод:Отсутствие пищи – основная причина отлёта птиц в тёплые страны.

Учитель: Все ли птицы улетают от нас в тёплые края?

Дети: Многие птицы у нас зимуют.

Учитель: Как называются эти птицы?

Учитель: Почему некоторые птицы не улетают от нас?

Вывод: К жизни в природе зимой лучше приспособлены всеядные птицы, т.к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают – они жизнеспособнее.

  • Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. Это единственная птица, которая зимой выводит птенцов. (Клёст)
  • Это кочующие птицы. Они имеют ярко-красную грудь клюв короткий толстый, конической формы, чёрного цвета. Птицы особенно любят рябину. (Снегири)
  • Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. (Поползень)
  • А вот эта птичка поёт, как будто комар пищит. Это самая маленькая птичка в лесу. По хохолку, точно по короне, ей и название дали. (Королёк)
  • Эти птицы имеют пёструю окраску. По дереву они передвигаются по спирали и постукивают, долбя кору. Они уничтожают много насекомых. Их называют санитарами леса. (Дятел)

Учитель: Для птиц зимой страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Учитель: Чем человек может помочь зимующим птицам?

Дети: Необходимо подкармливать птиц.

4.4. Звери зимой

Учитель: Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь зверей?

Учитель: Как изменилась жизнь зверей с приходом зимы?

Дети: Меньше стало корма, некоторые животные впадают в спячку; лиса, заяц надевают тёплые шубки

Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с жизнью зверей зимой я предлагаю вам посмотреть устный видеофильм.

  1. Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за резвая зверюшка?
    Щёлкает орехи мелко,
    Ну, конечно, это …
    Белка.

В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно. К зиме белка делает съестные припасы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

  1. Не барашек, и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая - для лета,
    Для зимы – другого цвета.
    Заяц.

Зимой заяц стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызёт тоненькие веточки.

  1. Хозяин лесной просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой.
    Медведь.

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.

  1. В стране лесной живёт портной,
    Не сшил одёжки ни одной.
    А в чём секрет? Какой ответ?
    Иголки есть, а ниток нет.
    Ёжик.

Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.

  1. За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало –
    Нет ни дыма, ни пожара.
    Лиса.

Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замёрз, и спит. Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

Учитель: Идёт зима. Укоренилось мнение, что зимой ничего интересного увидеть нельзя, так как всё спит. Жизнь замерла полностью. Но это не так. Жизнь зимой не останавливается. Об этом может рассказать белая скатерть, которая покрыта различными следами. По ним можно прочитать, кто здесь был.

На снегу следы – как книжка
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка,
Пляшут все, а ты читай!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с правилами охраны природы зимой и узнать особенности жизни зверей и птиц в зимнее время.

Планируемые результаты:

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

формировать понимание практической значимости данной темы для собственной жизни.

Метапредметные:

Познавательные:

развивать познавательные процессы;

развивать умения работать с информацией, представленной в разных видах.

Регулятивные:

учить определять тему урока, под руководством учителя;

развивать умение работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные:

учить отвечать на вопросы учителя

воспитывать уважение к другим и к мнению одноклассников

закреплять знания учащихся об охране окружающей среды;

познакомить учащихся с правилами охраны природы зимой.

Тип урока: изучение нового знания

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

- Меня зовут Ирина Михайловна. Наш урок я хотела бы начать с необычного приветствия. Приготовьте ваши ручки.

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Желаю вам отличного настроения и замечательного настроя.

Настрой на урок

Коммуникативные (умения устанавливать рабочие отношения)

II. Актуализация знаний

- Я вам предлагаю собрать пазлы.

- У каждой группы свой пазл. Правильно собрав его, у вас получится слово.

- Первая группа, какое слово у вас получилось? (ПРИРОДЫ)

- Вторая группа? (ЗИМОЙ)

- Третья группа (ОХРАНА)

- Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке?

- Верно, охрана природы зимой. СЛАЙД 1

Выполнения задания. Отвечать на вопросы учителя.

Определять тему и задачи урока.

Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

III. Постановка учебной задачи

- А разве зимой надо охранять природу?

- Какие цели вы поставите перед собой на урок?

- Ребята, а теперь закройте глаза. Я буду читать вам рассказ, а вы попробуйте представить себе картину того, о чем я говорю.

«Заботливой хозяйкой пришла к нам зима. В тяжелые снеговые шубы нарядила зима ели да сосны. Даже о веточках не забыла – дала им пуховые варежки.

Заискрилось все вокруг, засверкало.

- Что вы себе представили? СЛАЙД 2

Здравствуйте, ребята! Я эколог научного центра. Обращаюсь к вам за помощью, так как вы находчивые и сообразительные. Наши ученые-исследователи создали эскизы рисунков по правилам охраны природы зимой, но не смогли придумать правильные названия к этим правилам.

Читайте также: