Значение физической культуры для здоровья человека обж 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

В презентации рассказывается о том, как можно и нужно укреплять свое здоровье.

ВложениеРазмер
"Роль физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья" 1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья. Здоровье -это достояние не только человека ,а всего общества. Значение физической культуры для человека Физическая культура –это вид общей культуры ,сторона деятельности по освоению, поддерживанию ценностей в сфере физического совершенствования человека. Занятия физической культурой- это прежде всего профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти болезни требуют длительного лечения. Но, увы , оно не всегда ведет к выздоровлению . Значительно большой эффект дает их профилактика .

Что такое физическое здоровье? Физическое здоровье - это полноценное функционирование всех систем организма, ощущение хорошего самочувствия, запас сил и бодрости. Что такое душевное здоровье? Душевное здоровье – это состояние благополучия, при котором человек бодр и радостен, может продуктивно и плодотворно работать.

СПОРТ профессиональный Зачем человеку нужно заниматься спортом? Спорт укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным, выносливым, закаляет организм. Занятия спортом поднимают настроение. любительский

Спорт воспитывает характер человека. Занятие спортом укрепляет силу воли, дисциплинирует людей. "ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ!" "В здоровом теле - здоровый дух"

Ежедневно выполняйте физические упражнения, развивайте силу воли. 2. Не допускайте появления лишнего веса. 3. Будьте активными. 4. Занимайтесь закаливанием солнцем, воздухом и водой. 5. Преодолевайте лень. Путь к здоровью.

1. Юрий Власов – самый знаменитый в мире штангист травмировал позвоночник. Отнимались ноги, были сильные головные боли. Но ежедневными физическими упражнениями и волей он поставил себя на ноги.

2. В питании знайте меру. Нельзя есть очень много сладкого, мучного. Ешьте больше овощей, рыбы.

3. Движение составляет основу жизни. Утренняя зарядка выводит организм из сонного состояния. Улучшается кровоснабжение тканей, дыхание становится более глубоким, укрепляется сердечная мышца.

4. Закаливание предохраняет человека от простуды, улучшает сон, аппетит, повышает настроение.

Закаливание воздухом , водой, солнечными лучами ; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих процедур. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года , состояния здоровья , климатических и географических условий места жительства . Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки .Они проводятся в любое время года не зависимо от погоды. Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой- катание на коньках, лыжах , а летом –игрой в мяч.

1.Каждый день делай зарядку. Сразу после сна. 2.После зарядки обязательно обливайся или обтирайся холодной водой или принимай душ. 3.Больше бывай на свежем воздухе. Играй в подвижные игры. 4.Тренируй силу рук и ног (силовые упражнения, отжимания, подтягивания). 5.Заведи простейший спортивный инвентарь (перекладину, мяч, маленький мяч для рук). 6.Запишись в спортивную секцию. Памятка начинающему укреплять здоровье.

Соблюдаю ли я режим дня? Делаю ли я утреннюю зарядку? Нравятся ли мне уроки физкультуры? Обтираюсь ли я холодной водой? Могу ли я 10 раз отжаться от пола? ДА – 3 НЕТ - 1 Тест "Физическое развитие"

5 – 8 очков – физическое развитие слабое; 9 – 12 очков – физическое развитие среднее; 13 – 15 очков – физическое развитие хорошее. Как вы будете укреплять свое здоровье? Составьте для себя задание на предстоящую неделю и напишите его на листочках.

О чем вы сегодня узнали на уроке? Мы узнали о роли спорта в укреплении здоровья. Спорт укрепляет __________, воспитывает _____________, делает человека ____________, закаляет ______________. здоровье характер сильным организм

Лесенка знаний А Б В Ничего не понял Всё понятно, было интересно Хочу узнать больше

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор ГБОУ РХГИ

_________ Садыкова Г.Х.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Основы безопасности жизнедеятельности + Биология

Дата: 22.09.2018г.

Тип урока: традиционный.

Предмет : Основы безопасности жизнедеятельности.

Вид урока: комбинированный.

Время: 1 учебный час ( 45 минут )

Место: Кабинет 2007 ОБЖ.

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, переносной проектор, интерактивная доска.

Межпредметные связи: Основы безопасности жизнедеятельности + Биология.

Планируемые результаты:

- давать определения понятий;

- последовательность выполнения мероприятий;

Познавательные

- запоминания материала, познавательный интерес к предмету;

Регулятивные

- определить цель занятия;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;

- делать выводы о качестве проделанной работы;

- осуществлять рефлексию своей работы;

личностные (личностные УУД):

- понимание значимости двигательной активности для здоровья человека ;

- понимание значимости физической культуры для здоровья человека.

- формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ.

Провёл : Преподаватель – организатор ОБЖ Азнагулов Рузан Айсович

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Дать обучающимся понятие о значении двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Задачи урока:

Цель урока:

Дать обучающимся понятие о значении двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Познакомить обучающихся с значением двигательной активности для здоровья человека

Познакомить обучающихся с значением физической культуры для здоровья человека

Развивающая задача :

Развить кругозор обучающихся, логическое мышление и творческие способности обучающихся путем решения проблемного вопроса.

Развитие умения обучающихся самостоятельно оценивать обстановку и принимать решение.

Воспитание у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.

I. Вступительная часть. (8 минут) * Организационный момент. 1 мин.

* Актуализация опорных знаний . — 2 мин. 30 сек.

* Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала. — 4 мин.

* Проблемный вопрос. — 30 сек.

II. Основная часть. (32 минут)

* Что такое двигательная активность? — 5 мин.

* Для чего необходима физическая культура? —5 мин.

* Знакомо ли вам слово гиподинамия ? — 5 мин.

* Активное движение – это здоровый образ жизни. — 10 мин.

* Закрепление материала. — 2 мин.

* Обобщение и систематизация изучаемого материала. — 4 мин.

III. Заключительная часть. (5 минут)

* Актуальность урока. — 4 мин.

* Домашнее задание, прощание — 1 мин.

I . Вступительная часть. (8 минут)

Строевые упражнения на месте.

Объявление темы урока. Учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач. Презентация. Слайд № 1 - 3

Класс строится в две шеренги,

доклад дежурного, приветствие.

Подготовка обучающихся к работе на занятии.

Актуализация опорных знаний

Презентация. Слайд № 4; 7

Начнем наш урок с простого, но мудрого умозаключения, к которому пришли еще

жизнь – это движение; без движения нет жизни.

Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом – выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание). Главное помнить - ничего в жизни не даётся даром. И мускулистое, гармонично развитое тело, и лёгкая походка, и способность долго не утомляться в трудной работе – всё это достигается путём тренировок и требует постоянных усилий для своего поддержания.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

ЗОЖ и социальные факторы -50%.

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

Включение обучающихся в деловой ритм.

Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала

А сейчас давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке.

Презентация. Слайд № 8 - 9

1. Что такое утомление?

Утомление - это состояние организма, вызванное физической или умственной работой, при котором понижается его работоспособность. Ощущение усталости является одним из признаков утомления.

2. В чем заключается профилактика утомления?

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого обучающегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности .

Обучающиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.

Выяснение степени усвоения, задаваемого на дом материала, определение пробелов в знаниях и их коррекция.

Используется метод контроля фронтальный опрос.

Презентация. Слайд № 10

Почему космонавтам приходится выполнять в период полёта очень большой объем специальных физических упражнений?

Обучающиеся внимательно слушают преподавателя.

Организация внимания обучающихся.

Основная часть. (32 минут)

Презентация. Слайд № 3; 5 - 6

Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, каково значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека?

Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете при изучении этой темы на уроке.

Обучающиеся записывают название темы занятия.

Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает обучающихся на изучение нового материала.

Что такое двигательная активность?

Презентация. Слайд № 11

Двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.

Работа любой клетки организма осуществляется за счет накопленной энергии. В развивающем организме клетка запасает энергии больше, чем тратить, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.

В раннем детском возрасте физические упражнения не только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью. Движения стимулируют выработку веществ, обладающих морфиноподобным действием – эндорфинов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее воздействие на организм; они также сокращают избыток адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Презентация. Слайд № 12

Проявление аффекта бывает:

- Физическим - телесное расстройство.
- Умственным - расстройства ментальной, интеллектуальной деятельности. Нарушение памяти на текущие события.
- Эмоциональным - неадекватная эмоциональная реакция.
- Поведенческим – неконтролируемая ситуация (драка, или другие противоправные деяния).

Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика наблюдающего за футбольным или хоккейным матчем.

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся записывают в тетради определение двигательной активности.

Преподаватель обращает внимание на значение двигательной активности.

Для чего необходима физическая культура?

Презентация. Слайд № 13

Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Самое благоприятное время для ее выработки — подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически нет объективных

препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.

Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. Занятия физической культурой — лучшая мера профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.

Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.

В школах два урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры научить правильным экономным движениям при ходьбе, беге, прыжках, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся записывают в тетради необходимость физической культуры.

Преподаватель обращает внимание на необходимость физической культуры.

Физкульт -минутка : «Зайчики, Колечки,

Презентация. Слайд № 14 - 16

Зайчики - показываем два пальчика;

Колечки – большим и указательным пальцем делаем колечко;

Пилот – правую руку прикладываем в лоб.

Обучающиеся внимательно слушают и выполняют движение преподавателя.

Выполнение игровых упражнений для расслабления мышц спины, пальцев и эмоциальной разгрузки.

Знакомо ли вам слово гиподинамия ?

Презентация. Слайд № 17

Этот термин встречается и в научной литературе, и в газетах, а происходит от греческих слов hypo – вниз и dinamo – сила, т.е, пониженная, недостаточная физическая нагрузка, малоподвижность, характерная особенность образа жизни лентяев или очень больных людей. А болеют чаще те, кто занят работой, не требующей физических усилий.

В результате малоподвижного образа жизни ослабляется деятельность сердца, возникают сердечно-сосудистые заболевания; нарушается обмен веществ, а в итоге – избыточный вес, ожирение, что становится ответным ударом по сердцу; преждевременно дряхлеет, дегенерирует мышечная ткань — это уже дистрофия; излишне возбуждается и изнашивается центральная нервная система. А все это в целом приводит к снижению защитных свойств организма, иммунитета, устойчивости к

инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падает работоспособность и человек преждевременно стареет. Развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, сахарный диабет. Как по Вашему, кто страдает от болезней больше, мужчины или женщины?

Если затраты энергии на 1 кг массы тела (пропорциональны величине физической нагрузки) при вождении самолета принять за 100 %,

то при мытье посуды они составляют - 131 %,

при стирке мелких вещей — 224 %,

при глажении — 237 %.

Подсчитано, что работа санитарки в больнице сопровождается не меньшей затратой энергии, чем работа токаря или сварщика.

Презентация. Слайд № 18

Практические советы.

1. Движения должны доставлять удовольствие.

2. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность, занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой.

З. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время.

5. Заставляйте себя ходить пешком.

6. Подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница.

С раннего возраста нужно начинать день с утренней зарядки. Это нужно для того, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию. Но это не спортивная тренировка, где требуется работа с максимальными нагрузками.

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся записывают в тетради необходимость практических советов.

Преподаватель обращает внимание на значение термина гиподинамия.

– это здоровый образ жизни.

Презентация. Слайд № 19 - 24

Итак, тело человека создано для движения .

Движение – необходимое условие развития вашего молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с настроением, с эмоциональным состоянием человека. Оно снимает напряжение, положительно влияет на нервную систему.

Обучающиеся рассказывают о походах, экскурсиях и о пользе на здоровье, впечатлениях о родной природы

Преподаватель обращает внимание на значение родной природы и любовь к Родине.

Справочный раздаточный материал

Презентация. Слайд № 25 – 26

Ребята, сейчас вы будете работать с раздаточным материалом и наглядным пособием.

1) На современном этапе развития цивилизации какие нагрузки и активность отрицательно влияют на здоровье?

2) Какие занятия необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к полноценной взрослой жизни?

3) Что должен каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья и в каком размере выполнять необходимый объём работ?

самостоятельно работают со справочным раздаточным материалом и наглядным пособием.

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются справочный раздаточный материал и наглядное пособие для эффективного восприятия нового материала.

Обобщение и систематизация изучаемого материала

Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.

Ребята, ответьте на вопросы теста.

Предлагает рассказать, что нового обучающиеся узнали на уроке.

1) На современном этапе развития цивилизации эмоционально- психические нагрузки и резко пониженная физическая активность отрицательно влияют на здоровье.

психические нагрузки и резко пониженная физическая активность

отрицательно влияют на здоровье.

2) Систематические занятия физической культурой необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к полноценной взрослой жизни.

3) Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное в процессе трудовой деятельности выполнять необходимый объём работ.

работают со своими тетрадями и отвечают на вопросы теста.

Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу.

Самостоятельная работа с тетрадями.

Используется метод контроля

(письменная проверка знаний

III. Заключительная часть. (5 минут)

Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос.

1. Какова цель нашего занятия?

2. Достигли ли мы ее?

3. Я помогал однокласснику – он помогал мне

(чего было больше? почему?)

4. Что нового вы сегодня узнали?

5. Вам понравилось занятие?

Преподаватель помогает обучающимся провести рефлексию. Знакомит с оценками за работу на уроке.

высказывает свое мнение по данному вопросу.

отвечают на поставленные преподавателем вопросы, слушают, анализируют, делают выводы, оценивают себя.

Решение проблемного вопроса.

Домашнее задание. Прощание.

Презентация. Слайд № 27

Составьте индивидуальный план занятий физической культурой и спортом на неделю с учётом учебной нагрузки

спортом на неделю и месяц с учётом учебной нагрузки, домашних дел и др

и домашних дел. Благодарит учеников за урок.

записывают домашнее задание.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Список литературы.

3. Интернет ресурсы;

4. Авторская презентация,

5. Фотографии для презентации взято из архива .

Влияние физических упражнений на основные системы организма.

• косульникова Валентина Николаевна

• 25 ноября 1957 г. р

• МБОУ-о- лицей №33 г. Иваново

• учитель физической культуры

• Высшая квалификационная категория.

• 8 915 827 3688 Контактный телефон.

Косульникова в. н. -конспект

теоретического урока по физической культуре

для учащихся 7 класса лицея №33 г. Иваново

Влияние физических упражнений на основные системы организма.

Задачи урока :

1. Ознакомить с основными системами организма.

2. Рассказать о влиянии физических упражнений на основные системы организма.

3. Повторить названия основных органов организма.

4. Воспитывать интерес к урокам физической культуры, активность

учащихся, дисциплинированность.

Тип урока : комбинированный.

Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Место проведения: класс.

Инвентарь, оборудование: интерактивная доска.

Время проведения: 9.50-10.35

Работа по формированию знаний школьников должна быть усилена методами наглядной агитации.

Обычно для этого используют стенды с выставленными диаграммами техники выполнения различных упражнений,

таблицами нормативов двигательной подготовленности школьников разного возраста, примерными планами построения самостоятельных занятий физическими упражнениями и т. д.

Урок, выполненный и проведенный в форме презентации на современном этапе обучения имеет большую агитационную силу,

легко воспринимается и запоминается.

Многие учащиеся впоследствии проявляют интерес и пробуют отдельные темы теоретической части физической культуры сдавать в виде презентаций.

Смена слайдов осуществляется учителем вручную.

Использование ИКТ целесообразно для повышения эффективности подачи материала, повышение мотивации учащихся и уровня наглядности.

№ слайда Деятельность учителя Деятельность ученика

Подготовительная часть - 7 мин.

Ребята! Если Вы хотите иметь красивую фигуру, правильную осанку, креп-

кие мускулы, занимайтесь

физическими упражнения -ми.

У людей, имеющих всё это,

отлично работают внут –ренние органы. Поэтому у них и хорошее самочувствие

и бодрое жизнерадостное настроение.

Какие внутренние органы Вы знаете?

Для того чтобы осознанно

и правильно укреплять свой организм, необходимо знать,

как физические упражнения влияют на его рост и разви -тие.

Проверка явки на урок учащихся и готовности их

к уроку.

Рассказывает, объясняет, задает вопросы,

предлагает записать основные органы организма.

Дежурный ученик подаёт команды- «Становись!

Класс, равняйсь!

Приветствуют учителя, садятся,

Внимательно слушают, осмысливают и отвечают на вопросы,

делают записи в тетради.

Основная часть -34 мин.

Ознакомить с основными системами организма,

рассказать о влиянии физических упражнений на основные системы организма. Узнать основные системы организма и как влияют

физические упражнения на основные системы организма.

Слайд № 1 Рассказывает, что у каждой системы свое предназначение. Однако все они взаимосвязаны, и чем слажанней работают, тем у человека лучше здоровье. Внимательно смотрят,

слушают, осмысливают и

переписывают в тетрадь

основные системы организма.

Слайд № 2 Рассказывает, что опорно-двигательную систему сос-тавляют скелет и мышцы.

В скелете человека примерно 200 костей, которые соединены между собой подвижными сус-тавами.

Мышцы прикрепляются к костям непосредственно или с помощью сухожи-лий.

Кости приводятся в движе-ние сокращением прикреп-ленных к ним мышц.

Мышцы по названиям объединяются в группы-

мышцы шеи, мышцы плеча, спины, брюшного пресса и т. д.

Занятия физическими уп-ражнениями повышают мышечную силу, под их воздействием утолщаются мышечные волокна, уве-личиваются мышцы в це-лом. Внимательно смотрят,

слушают, осмысливают и

записывают в тетрадь из чего состоит опорно-двигательная система.

Слайд № 3 Рассказывает, что пищева-рительная система сос-тоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, пищевари-тельных желез (слюнные, поджелудочная, печень и др.)

Пищеварение необходимо для роста и восстановле-ния организма, поддер-жания умственной и физи-ческой работоспособности, а также температуры тела. Пища содержит разнооб-разные питательные вещества, необходимые для жизни человека.

В пищеварительной сис-теме они переходят в растворимые вещества, которые легко всасывают-ся в кровь и разносятся ею по всему организму.

Регулярные занятия физи-ческими упражнениями, игры на свежем воздухе, кроссы в лесопарковой зоне оказывают тонизиру-ющее, укрепляющее, сти-мулирующее воздействие на органы пищеваритель-ной системы и на весь организм в целом. Для улучшения пищеварения полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, растяжение.

слушают, осмысливают и

записывают в тетрадь из чего состоит пищеварительная система.

Слайд № 4 Рассказывает, что крове-носная система состоит из сердца и кровеносных со-судов. Сердце своими сок-ращениями проталкивает кровь по сосудам ко всем органам и тканям, где про-исходит непрерывный об-мен веществ. Чем лучше работает сердце, тем качественней организм обогащается кислородом и освобождает от вред-ных веществ и углекис-лого газа ткани.

В процессе занятий фи-зическими упражнениями происходит утолщение стенок сердца, увеличение его размера и веса. Значительное воздействие на работу кровеносной системы оказывают такие физические упражнения, как кросс, ходьба на лы-жах, езда на велосипеде, туристические походы.

Многие школьники часами просиживают за письмен-ным столом, телевизором, за компьютером, что очень вредно для растущего ор-ганизма. Сердце и сосуды быстро реагируют на не-достаток движений, в ре-зультате нарушается рабо-та сердца и сосудов, внут-ренних органов в целом, падает работоспособность, ухудшается умственная деятельность.

слушают, осмысливают и

записывают в тетрадь из чего состоит кровеносная система

Слайд № 5 Рассказывает, что наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС, или пульсом, является доступным средством контроля за работой сердечно-сосу-дистой системы. Пульс в состоянии покоя в норме у здорового человека ритмичный, без перебоев:

у мальчиков 70-75 уд. /мин (ударов в минуту,

у девочек 75-80 уд. /мин.

Показывает, что пульс можно измерить на запястье, виске.

Любая физическая наг-рузка, даже самая незначи-тельная, вызывает учаще-ние пульса.

Чем больше нагрузка, тем чаще пульс.

Проверить состояние сердца в покое и после нагрузки можно, подсчи-тав количество ударов за 15 с, положив руку на одну из зон пульсации.

Работа сердца считается хорошей, если пульс после физической нагрузки восстанавливается за 5-10 мин. до своего показателя в покое.

Занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством укрепления сердца и сосудов.

Важным показателем состояния здоровья и ра-боты системы кровообра-щения является артери-альное давление (АД). Измерить его можно спе-циальным прибором-

Хороший показатель АД-120/60 мм рт. ст.

Внимательно смотрят, слу-шают, осмысливают.

Пробуют найти и подсчитать количество ударов за 15 секунд.

Слайд № 6 Рассказывает, что дыхательная система при-нимает участие в обеспе-чении организма кислоро-дом, выводит из организма углекислый газ.

В дыхательной системе большую роль играют легкие, которые осущест-вляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью.

Важным показателем функций дыхательной системы является жиз-ненная емкость легких (ЖЕЛ). Она определяет-

ся максимальным количеством воздуха, которое может выдохнуть человек после максималь-ного вдоха.

Измерить ЖЕЛ можно прибором, который называется спирометром.

При выполнении физи-ческих упражнений резко возрастает потребность работающих мышц и мозга в кислороде. В покое через легкие проходят 6-7 лит-ров воздуха за 1 минуту,

а при выполнении таких упражнений как бег, пла-вание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, - до 120-130 литров за 1 минуту. Благодаря физическим упражнениям увеличива-ются размеры грудной клетки, ее подвижность, возрастает ЖЕЛ, что позволяет успешнее выполнять упражнения, особенно на выносливость.

Внимательно смотрят, слу-шают, осмысливают.

Слайд № 7 Рассказывает, что выделительная система очищает организм от про-дуктов распада и удаляет лишнюю воду. Здесь боль-шую роль играют почки – парные органы, лежащие в брюшной полости по обеим сторонам позвоноч-ника на уровне поясницы. Качественная работа сис-темы выделения очень важна для организма.

Физические упражнения помогают системе выде-ления справляться с очи-щением организма. При занятиях увеличивается кровоток, ускоряются обменные процессы во всех системах, повышается потовыделение, быстрее происходит восстановле-ние организма

Внимательно смотрят, слу-шают, осмысливают.

Слайд № 8 Рассказывает, что

нервная система делится на центральную, к которой относятся головной и спинной мозг, и перифери-ческую (нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека).

Нервная система разде-ляется на соматическую, обеспечивающую регу-ляцию двигательного ап-парата, и вегетативную, регулирующую протека-ние процессов обмена веществ, работу внутрен-них органов. Благодаря ей осуществляется согласова-ние поведения человека и его реакций, поддержива-ется постоянная связь ор-ганизма с окружающей средой.

Для хорошего функцио-нирования этой системы рекомендуется заниматься бегом на свежем воздухе, плавание в открытых водоемах и т. п.

Все это поможет улучшить состояние нервной систе-мы, оздоровить работу всех органов и систем. Очень полезны для нерв-ной системы закаливаю-щие процедуры. Внимательно смотрят,

слушают, осмысливают и записывают в тетрадь

из чего состоит нервная система.

Слайд № 9 Рассказывает, что

эндокринная система участвует в регуляции функций всех клеток и тканей организма. Благодаря различным железам внутренней сек-реции эндокринная систе-ма вырабатывает и выде-ляет в кровь особые хими-ческие вещества – гормо-ны. Они могут тормозить или ускорять рост организ-ма, половое созревание, физическое или психичес-кое развитие, деятельность внутренних органов.

Занятия физическими упражнениями (утренняя зарядка, спортивные игры, туристические походы) помогают стабилизировать работу эндокринной сис-темы. В процессе занятий увеличивается кровоток, обогащение организма кислородом, активизиру-ются обменные процессы организма, улучшается настроение и аппетит. Внимательно смотрят,

Закпльючительльнрая частль-4 минр.

Проверить знание изученного материала.

Ответить на вопросы учителя по просмотренной презентации.

Слайд № 10 Предлагает ответить на вопросы по просмотренной

1. Назовите основные системы организма.

2. Как физические упраж-нения влияют на пищева-рительную, нервную, дыхательную системы?

3. Какое доступное сред-ство контроля за работой сердечно-сосудистой сис-темы вы знаете?

Отвечают на вопросы и записывают в дневник домашнее задание-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль и значение физической культуры для укрепления здоровья человека.

Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни

Физическая культура влияет на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека. С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья. В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире. Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека. Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества. Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье. Повышения тонуса центральной нервной системы; улучшения процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности; усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина; развития мышечной системы; совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений; улучшения кровообращения мышечных волокон; нормализации обмена веществ в организме; совершенствования регуляции функций органов.

Значение физической культуры.

Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно - сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление. Физические упражнения благотворно влияют на деятельность дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких, более продуктивному использованию кислорода из вдыхаемого воздуха. Систематические занятия оказывают позитивное влияние на костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата. Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение.

Организм человека при выполнении физических упражнений реагирует на нагрузку ответными реакциями — активизируется деятельность всех органов и систем, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры весьма полезно для общего укрепления здоровья человека. Улучшается общая физическая подготовленность человека и как результат организм, когда нагрузки переносит легко. У занимающегося физическими упражнениями человека чаще хорошее самочувствие, настроение и сон. При регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, и таким образом человек находится в хорошей форме в течение длительного времени.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают огромную помощь в ограждении молодежи от дурных привычек. Ученые установили, что человек прибегает к вредным привычкам в результате неправильной организации собственного досуга, нестабильности эмоционально-волевой сферы личности. Занятия спортом, снимая проблему бесцельного времяпрепровождения, являются важным фактором вытеснения комплексов неполноценности, придают молодому человеку уверенность в себе, повышают его способность активно противостоять влияниям "дурной" компании.

Ведущая роль физической культуры в предупреждении и компенсации вредных привычек имеет под собой доказательное нейрофизиологическое обоснование. Учеными установлено, что в мозге человека постоянно синтезируются естественные наркотические вещества (опиаты), которые модулируют его состояние и определяют протекание всех психических процессов. Использование алкоголя, никотина, искусственных наркотиков ограничивает, а при длительном приеме полностью подавляет биосинтез опиатов, что и приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости. Систематическая двигательная активность и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений стимулирует образование в мозге человека нейропептидов - так называемых гормонов "радости", эндорфинов и энкефаминов. Эти опиаты нормализуют, перестраивают деятельность нервных центров, снимают боль и неприятные ощущения, поднимают настроение и даже создают состояние эйфории. Это делает использование наркотиков совершенно бессмысленным, т.к. молодой человек может получить психическое наслаждение от естественной и безвредной для него спортивной деятельности. В связи с этим становится понятным, почему физические упражнения являются действенным фактором не только для предупреждения, но и снятия наркотической зависимости.

В настоящее время физическая культура стала основой в формировании здорового образа жизни человека, который следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Именно регулярные занятия физической культурой формируют правильное отношение к своему телу, способствуют активности в различных областях жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: формирование специальных знаний, практических умений и навыков использования средств физической культуры для определения изменений в функционировании систем организма под воздействием физических нагрузок.

Общеобразовательные:

1.Обучить практическим навыкам проведения функциональных проб.

2. Уметь применять полученные знания регулирования физической нагрузки при занятиях физическими упражнениями.

3.Совершенствовать умения владения техническими приемами баскетбола.

Оздоровительные:

1.Развивать физические качества (скоростно-силовые качества, силовая выносливость, двигательно-координационные качества)

Воспитательные:

1.Воспитывать морально-волевые, нравственные качества (настойчивость, упорство, инициативность, толерантность, общительность)

2.Формировать у учащихся устойчивый интерес и положительную мотивацию к занятиям физической культурой.

Место проведения урока: спортивный зал МАОУ СОШ №8 им. А.Г. Махнева, кабинет информатики.

Оборудование: Спортивный инвентарь, техническое обеспечение урока, протоколы, ручки.

Время проведения: 90 минут.

Учитель: Добрый день! Сегодня наш урок состоит из двух частей:

1 часть предполагает актуализацию теоретических знаний по истории физической культуры, о функциональных системах организма и обучение практическим навыкам проведения функциональных проб. Эта часть урока будет проводиться в кабинете информатики.

2 часть урока будет направлена на воспитание физических качеств и применение полученных теоретических сведений на практике – в ходе выполнения физических упражнений.

Сейчас вашему вниманию предлагается небольшое путешествие в прошлое. По окончанию путешествия Вам нужно будет ответить на вопрос.

490-й год до нашей эры. Огромная Персидская империя угрожает Греции и великому городу Афины. Судьба всех афинян поставлена на карту. Для спасения Греции командир Мильтиад и его армия должны победить персов во главе с Датисом в битве под Марафоном. Ни одна греческая армия ни разу не побеждала персидскую. И воины Мильтиада готовились к худшему.

На небольшой равнине на востоке Греции разразилась битва, определившая судьбу западной цивилизации. С одной стороны армия персидской империи, самой могущественной на тот период. С другой стороны армия Афин, которую возглавил греческий полководец Мильтиад Младший. Это было противостояние военного гения и численного превосходства. Битва за будущее Греции и доминирующее положение в древнем мире. Столкновение двух цивилизаций, противостояние Востока и Запада на равнине близ Марафона. Марафо́нская битва — сражение между войсками Афин и армией персидского царя Дария, произошедшее 12 сентября 490 г. до н. э. недалеко от греческого селения Марафон. Этот важный эпизод греко-персидских войн закончился победой греков. Благодаря Марафонской битве удалось остановить продвижение Персидской империи в Европу.

Согласно легенде, в древней Греции. Греческий воин Филиппид в 490 г. до н.э. после битвы при Марафоне пробежал не останавливаясь от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть "Радуйтесь, афиняне, мы победили!" и упал замертво.

Ответьте на вопрос: Почему воин возвестивший радостную весть о победе упал замертво?

Учитель: Воин умер от чрезмерной физической нагрузки на организм. Его сердце не выдержало физическую нагрузку равную 42 км., что составляло расстояние от места сражения под г.Марафон до Афин.

Учитель: Исходя из вышесказанного сформулируйте тему урока?

Учитель: Коррекция темы. В конце нашего урока мы с вами проверим , необходим ли контроль и регулирование физической нагрузки во во время занятий физическими упражнениями .

Итак: Физическая нагрузка - это слайд № 7

Теоретический материал с демонстрацией слайда №9,слайд №10(про дыхание) Влияние Ф/Н на ССС и дыхательную.(Кононова В.)

Учитель: Величина нагрузки измеряется параметрами объёма и интенсивности. Определения объема и интенсивности .слайд №8.

Если не контролировать Ф\Н ,то в результате чрезмерной Ф/Н возникает утомление. Как вы знаете из своего жизненного опыта различают умственное и физическое. Умственное утомление- проявляется в снижении продуктивности интеллектуального труда, ослаблении внимания. Чем характеризуется физическое утомление? Ответы детей

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является ЧСС. Для проведения индивидуального контроля используются простейшие функциональные пробы с регистрацией ЧСС. Пульс дает оперативную и важную информацию о деятельности ЧСС.

Сейчас ваши одноклассницы расскажут вам как провести простейшие функциональные пробы:

Проба РУФЬЕ. -Мочалова Е.(уч.7-9кл. стр.71)

Учитель: О возможности организма противостоять недостатку кислорода дают пробы с задержкой дыхания.

Проба Штанге, Генча (стр.69 7-9кл.) Саратов М.

Учитель: Предлагаем выполнить пробу.

Вывод: Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние ф.у на организм, правильно планировать и регулировать ф.н и предупреждает состояние переутомления.

На следующем уроке наши эксперты определят насколько правильно распределена физическая нагрузка на уроке, и насколько ваше сердце готово принять эту нагрузку.

Читайте также: