Конспект мастер класса для педагогов из соленого теста куклу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект

мастер класса по теме

Мастер класс ориентирован на учителей начальных классов, воспитателей детских садов.

· раскрыть актуальность темы;

Ожидаемый результат: изготовление куклы ханты участниками мастер класса и применение полученных знаний в педагогической деятельности.

Ход мастер - класса:

Этапы работы мастер - класса

Методы и приемы

1. Организационный момент

сбор участников, размещение их в кабинете, решение организационных вопросов

2. Представление ведущего

3. Раскрытие актуальности темы мастер-класса.

4. Практическая работа:

· Технология изготовления куклы ханты

Одновременный показ и изготовление куклы, схемы технологической последовательности изготовления куклы

6. Обмен впечатлениями

7. Подведение итогов мастер - класса

Выводы, обобщения, рефлексия

Материалы и инструменты.

Изготовление куклы:

1. Солёное тесто;

3. Подкладной лист большой - 15 шт;

4. Лист маленький – 15 шт;

5. Ёмкость с водой – 15шт;

6. Салфетки для рук – 15щт;

7. Картонный лист - 15шт;

8. Листочки и ручки на каждого участника мастер класса

ТСО: интерактивная доска, ноутбук.

Дидактические материалы:

I. Представление педагога

Приветствие участников мастер класса.

У солёного теста есть ряд преимуществ:

· Соль и мука недорогие и доступные продукты.

· Тесто очень пластичный материал, легко отмывается и не оставляет следов.

· Это безопасный для детей материал, экологически чистый продукт, никакой химии, безопасен при попадании в рот.

· Поделки из солёного теста можно сушить и в духовке, и на воздухе(в наших жарких помещения, на трубах).

· Краска пристаёт любая.

· Поверх краски можно покрывать лаком – дольше храниться.

Перед тем как мы начнём работать, возьмите листы напишите, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер класса?

II. Раскрытие актуальности темы мастер-класса.

В мире существует множество различных пластичных материалов для лепки: глина, масса для лепки, пластилин, пластика, воск и т.д. Одно из древнейших среди них – соленое тесто. Современный человек, пожалуй, не задумывается о том, какую роль в его жизни играют такие простые компоненты, как мука, соль и вода. Да и, наверное, ни к чему искать какой-то особый смысл в повседневных вещах, тем более, что в нашей жизни они присутствуют в достаточном количестве.

Между тем когда-то люди испытывали в них дефицит, более того, с трепетом относились к ним, использовали как объекты подношений богам, верили в их магическую силу; эти простые продукты выступали и в роли денег, из-за них воевали, обладать ими значило обладать властью. Например, соль в древности была сродни золоту, причем в прямом смысле этого слова – сколько весила соль, столько же за нее давали и золота. А какова была ее роль в торговле и политике! Стоит вспомнить хотя бы то, что Великая Французская революция началась из-за налога на соль, да и в российской истории известно такое событие, как соляной бунт, который начался как протест против высоких налогов на этот продукт.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду – лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. Именно тогда были подмечены пластические свойства теста и человечество начало не только готовить из этих компонентов, но и творить. До наших дней дошли декоративные изделия времен античности. Для древних греков, римлян и египтян фигурки из теста были не просто красивыми безделушками, их использовали в религиозных целях, они олицетворяли связь с божествами. К ним относились с трепетом, отводили им почетное место в доме, верили в их магическую силу. Технику создания фигурок передавали из поколения в поколение, а секреты ее тщательно хранили.

Солёное тесто использовали для лепки еще и в Древнем Египте, в странах Восточной Европы, в Германии и скандинавских странах, Китае, в Греции и Испании, и даже в Эквадоре, лепили из солёного теста и славянские народы. Лепка из соленого теста у славян — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Славяне не раскрашивали изделия из солёного теста, считали, что изделия должны иметь цвет, характерный для выпечки, что придаёт изделию особенно выразительный вид. У каждого народа были праздники, связанные с тестом. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что популярность соленого теста носила мировой характер.

Слайд 5

Существовал на Руси и такой интересный праздник как день поклонения Даждьбогу – поклонение хлебу, еще одна традиция, связанная с хлебом. Это своего рода аналог Святого Христова Воскресения или Пасхи. Также как сейчас на Пасху, в тот день пекли куличи. Праздник был очень светлым, радостным, свидетельствовал о милости, дарованной богом-отцом, прародителем людей. Хлеб в тот день имел особое символическое значение, означал победу жизни над смертью, добра – над злом. Впрочем, это не просто красивая традиция, можно сказать, что это часть культуры Древней Руси – поклонение хлебу, поэтому поделки из солёного теста были так почитаемы.

Во многих местностях России традиция лепки из теста передавалась из поколения в поколение. Причем в каждой губернии лепили фигурки определенного вида, которые имели специфические названия, например в Архангельске это были козули, в Центральной России и Сибири – коровки…По тому, как расписаны эти фигурки, можно было определить, где они были изготовлены. Для того чтобы они дольше хранились и были защищены от мышей и насекомых, тесто делали очень соленым. Лепка из солёного теста прекращалась только тогда, когда начинались войны. Почему? Потому что не было в достатке материала для лепки, т.е. муки и соли.

Слайд 7

Слайд 8

Соленое тесто – это экологически чистый материал, который практически не пачкает руки, и с ним легко работать. Существует достаточно много различных рецептов соленого теста. Мы используем следующий:

1 стакан мелкой соли;

Вода (количество по необходимости)

Муку и соль перемешать, влить холодную воду медленно, хорошо вымесить тесто. Тесто должно получиться достаточно плотным и тугим. Если оно оказалось мягким, добавить еще немного соли, смешанной с мукой, и еще раз тщательно вымесить. Готовое тесто положить в полиэтиленовый пакет.

1. Все солёные изделия не выносят влаги, поэтому их нельзя хранить во влажных и сырых помещениях, на кухне, в ванной комнате.

2. Иногда сначала необходимо вылепить отдельные детали и немного подсушить их, а только потом изготовить все остальное.

3. Детали изделия можно склеить, смочив, прилегающие друг к другу поверхности водой.

4. Изделия из соленого теста хрупкие, соответственно с ними следует бережнее обращаться.

5. Если тесто прилипает к рукам, в него необходимо добавить немного муки смешанной с солью.

Слайд 12, 13

В прошлом веке соленое тесто как материал для лепки было забыто, и только в последние 20 лет этот вид декоративно-прикладного искусства начал возрождаться и с каждым годом приобретать все большую популярность. Соленое тесто – это замечательный материал для лепки вместе с детьми с самого раннего возраста. Можно не бояться, что ребенок возьмет в рот тесто: оно безвредное, к тому же невкусное, и вряд ли ребёнок захочет снова повторить свой эксперимент. Из соленого теста можно создавать красивые и оригинальные вещи, которые придадут уют вашему дому, сделают интерьер вашей квартиры неповторимым и станут отличными подарками для знакомых. Число почитателей лепки из солёного теста с каждым годом все больше увеличивается, организуются различные кружки лепки из теста, проводятся семинары, мастер-классы. Возможно, этот вид творчества так популярен потому, что символизирует достаток и благосостояние. Кроме того, изделия из соленого теста экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции. В жизни наших предков было то, чего порой так не хватает нам современным людям, – почитание предков, соблюдение традиций и обычаев. Возможно, используя технику солёное тесто на занятиях, нам удастся возродить эту традицию и у нас.

IV. Практическая часть. Лепка куклы ханты.

V . Обмен впечатлениями

Представьте свои куклы ханты в нескольких словах (какое бы имя вы дали своей кукле, какая она у вас получилась по характеру).

VI . Подведение итогов мастер - класса

VII . Рефлексия:

Рефлексия участников мастер-класса. Участникам мастер класса раздаются листочки с вопросами.

Ответьте на вопросы:

1. Оправдал ли мастер класс ваши ожидания?

2. Что узнали полезного для себя?

3. Что хочется отметить?

4. Что дало вам участие в мастер-классе?

5. Чем вы можете поделиться, чему можете научить своих ребят?

6. Какие вопросы или проблемы появились в ходе мастер-класса?

7. Напишите тему следующего мастер класса

Используемые источники информации

3. h ttp :// fictionbook . ru / author / litagent _ ripol / solenoe _ testo _ podelki _ igrushki _ suveniriy / read _ online . html ? page =2

Куколок было решено сделать много, а после занятия подарить их нашим мамам, в знак благодарности за то, что они нам пели замечательные песни-колыбельные.

Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать любовь и интерес к семейным ценностям и культурному наследию народа.

- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).

- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках из под киндер-сюрпризов;

- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.

- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.

Словарная работа: народная кукла-пеленашка, колыбель, оберег, мастерская, мастер и мастерица.

Материал: подготовленное заранее соленое тесто, яйца из-под киндер-сюрпризов, стеки, доски для лепки, пуговицы, бусины, семена гороха и фасоли, маленькие бантики, узкие ленточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.

Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые березы.

У корней пушистой елки

Спит ежонок, нос в иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнездышке бельчонок,

В теплой хатке спит бобренок.

На подушке из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина…Спим…

Воспитатель: А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?

Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.

Воспитатель: (показывает детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.) Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.

Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.

Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком,а играй этой куколкой".

А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"

Воспитатель: (показывает детям современную запеленатую куклу) А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?

Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,

Воспитатель: И настоящего малыша, если его завернуть в пеленку.

Воспитатель: Завтра у нас с вами открытое занятие по Колыбельной песне, а что же можно подарить вашим мамам, которые придут к нам завтра на занятие? Как вы думаете?

Дети: Давайте подарим пеленашке.

Воспитатель: Хорошая идея! Только где нам их взять?

Воспитатель: Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Подойдите ко мне ко мне, я вас накрою русским платком, скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.

Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна.

Пусть свершится чудо!

Нас к себе впусти!

Воспитатель: Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!

Объяснение технологии лепки

Воспитатель: Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

Воспитатель: Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.

Воспитатель: А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!

Воспитатель: А куда положим мы наших пеленашек?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: Да, предлагаю превратить яйцо от киндер-сюрприза в колыбельку. Для этого я разделю яйцо на 2 части, мы их покроем фольгой и прикрепим проволоку, чтобы колыбельки можно было подвешивать и качать : из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете, нашим мамам понравятся куколки?

Витя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Рита, что ты запомнила сегодня?

Предлагаю поиграть с нашими пеленашками и спеть им колыбельные песенки.

Мастер-класс по лепке из соленого теста

Мастер-класс по лепке из соленого теста Соленое тесто для лепки представляет собой пластичный и очень податливый материал из муки, соли и воды. В этом сочетании он может принимать.

Автор: Бондаренко Зоя Ивановна
Используя различные приемы и техники, уже известные детям и новые, изготовить из солёного теста "Куклу" и украсить ее. Занятие проводилос в спокойной обстановке, с использование музыки, игровых ситуаций, в соответствии с ФГОСТами.

Быстрые ссылки


пригласи друга

Удостоверение

© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6

t1610380821aa.jpg

- развивать память, внимание, кругозор учащихся;

- развивать коммуникативные качества, умение работать в коллективе;

- мотивировать учащихся к познанию и творчеству.

- воспитывать интерес к совместному творческому процессу;

- с пособствовать повышению эстетической культуры учащихся.

Возраст участников : 7-9 лет

Методы и приёмы обучения:

метод словесный – рассказ, беседа;

наглядный метод – ПК, проектор,экран, аудио, готовые изделия, образцы;

практический метод – изготовление новогодних игрушек;

методы стимулирования учебной деятельности - презентация, рефлексия;

Музыкальный ряд: аудио- подборка новогодних мелодий, инструментальных композиций

Оборудование и материалы для педагога: ПК, проектор, экран - для показа презентации, готовые изделия, распечатка готовых образцов игрушек

Оборудование и материалы для учащихся: соленое тесто, скалки, трафареты, штампы, фломастеры, стеки, баночка с водой, краски акриловые, контур, кисти, губка, клей, декор, термо-пистолет, ленточки.

План занятия:

I . Организационный этап

1.1 Приветствие учащихся

1.2 Игровой момент (паутинка пожеланий)

II . Основной этап

2.3 Инструктаж по ТБ

2.4 Практическая работа

III . Итоговый этап

3.1 Подведение итогов работы

3.3 Уборка рабочего места

Ход занятия

Организационный этап.

1.1 Приветствие учащихся

Добрый день, ребята! Я очень рада приветствовать всех вас на мастер-классе.

1.2 Игровой момент

Вот в такой доброй и теплой обстановке мы и начнем наш мастер-класс!

II . Основной этап.

(Рекомендация для педагогов, использующих данный конспект мастер-класса, подготовить тематическую презентацию, которая поможет нам понять этапы работы и погрузиться в праздничную, творческую атмосферу ).

2.3 Инструктаж по ТБ

Проводится инструктаж по ТБ для участников мастер-класса.

2.4 Практическая работа

Участники мастер класса приступают к практической части, под руководством педагога.

Игрушки делаются поэтапно, поэтому лучше, если сами игрушки делать в первой части мастер-класса (45 минут; 1 занятие), затем, когда игрушки высохли (2-3 дня) приступить ко второй части мастер-класса -росписи и декорированию игрушек (90 минут; 2 занятия).

III Итоговый этап.

3.1 Подведение итогов работы

Ребята, вот мы и сделали наши замечательные игрушки, которые обязательно украсят наш предстоящий праздник, елку, также можно подарить игрушки родным и близким. Ребята, у кого есть дома особенная новогодняя игрушка для елки? (ответы детей). Может, у вас в семье есть интересные истории или традиции празднования Нового года? (ответы учащихся)

По завершению работы, педагог раздает анкеты обратной связи участникам мастер-класса, подводит итоги проделанной работы. Просмотр готовых изделий.

Педагог предлагает участникам мастер-класса поместить изображения разных смайликов, заранее подготовленных на нарисованную елку (на классной доске нарисована елка) тем самым участники покажут какие эмоции, и настроение они получили от мастер-класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная практическая работа с использованием инструкционной карты.

Тип урока – изучение нового материала.

Объект работы: соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал: образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувенира.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, проектор, стек, каркас для изделия.

Профориентация: профессия декоратор, художник-дизайнер.

Этапы урока:

Организационный момент (1 мин).

Актуализация знаний (1 мин).

II. Изучение нового материала (5 мин).

III. Практическая работа (11 мин).

V. Рефлексия, закрепление нового материала (1 мин).

VI. Подведение итогов урока (1 мин).

I. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок технологии. Меня зовут Елена Владимировна.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде чем приступить к уроку, посмотрите, все ли есть с инструменты и материалы у вас на столах.

II. Актуализация знаний. (слайд 2,3)

Ребята, что вы видите на слайдах.

Как вы думаете, какая же тема будет урока?

А какая цель нашего урока?

Ш. Изучение нового материала.

Девизом нашего урока будет пословица: (слайд 4)

Из истории… (слайд 5)

Солёное тесто для лепки появилось много веков назад, и сейчас невозможно с точностью сказать, кто именно был первооткрывателем. Ещё в Древнем Риме, Древнем Египте и Древней Греции использовали различные рецепты солёного теста для изготовления религиозных статуэток. В Скандинавии и Германии уже несколько веков делают рождественские сувениры, используя этот материал. У индейских племён, такие фигурки приобретали мистический смысл, а в Китае, начиная, приблизительно с 16-17 веков лепили марионеток.

На Руси было принято дарить поделки из солёного теста на Новый год (отмечался тогда 1 сентября) и на свадьбы в знак сытости, плодородия и благополучия.

В настоящее время, большую популярность приобрели вещи, сделанные своими руками, особенно если они ещё и экологически чистые.

Появились мастера, достигшие небывалых высот в лепке из солёного теста, их руки творят настоящие шедевры.

(слайд 7). Лепить из теста очень интересно и достаточно просто. Самое главное, приложить немного терпения и фантазии

Тестопластика не потребует почти никаких материальных затрат, ведь всё что потребуется, это соль, мука и вода.

При работе на уроках технологии, необходимо соблюдать ТБ, памятка у каждого из вас она находится на столе, а также памятка какие инструменты и приспособления нам будут необходимы сегодня на уроке.

Давайте зачитаем эти правила по технике безопасности.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски, красители.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек или нож для резки пластилина.

А теперь давайте рассмотрим, как правильно подготовить тесто к работе. (слайд 8)

ТЕХНОЛОГИЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА вы видите на слайде

Ознакомление учащихся с приготовление теста.


2 стакана муки;1 стакан соли; 250 грамм воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.


Полученное тесто можно окрасить (слайд 9). Для этого подойдут натуральные красители из соков (свекольного, морковного и другого), которые по качеству ничуть не уступают настоящим краскам. Также для окрашивания теста могут быть использованы акриловые краски, акварель и гуашь.



После изготовления изделия, его необходимо высушить. (слайд 10)

Существует несколько способов сушки:

Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Практическая работа. Изготовление сувенира, с использованием инструкционной карты. (слайд 11)

Читайте также: