Подготовленная речь риторика 3 класс конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Подготовленная речь, приёмы подготовки. (3 класс, урок 6)

Ι. Актуализация знаний.

Беседа . Работа по учебнику.

– Прочитаем изречение на с. 34:

б) с осуждением ритора, который неудачно выступил с речью.

Когда суть дела обдумана заранее,

слова последуют без затруднений.

– Как можно назвать обдуманную речь? (подготовленная или неподготовленная)

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

– На этом и следующих уроках мы будем учиться приёмам подготовки устного выступления.

Ι I . Самоопределение к деятельности.

– Прочитаем сведения на с. 40.

– На что же похожа подготовленная речь?

– Приёмов подготовки к устному высказыванию существует много.

– Рассмотрим первый из них (на с. 40).

Подумай: с какой целью, о чём, что ты будешь говорить?

Что главное ты хочешь сказать?

ΙΙΙ. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

- Прочитайте задание к упражнению 37.

- Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

- Зачем звери пришли к огненно-красной ящерице? (за советом, как спастись от злого человека)

- Почему ящерица не сразу ответила на поставленный вопрос?

- Как вы думаете, помог данный совет зверям?

- Прочитайте задание к упражнению 38.

- Кому ты будешь говорить? (ученикам, учителям)

- С какой целью? (заинтересовать ребят, жюри)

- О чём ты будешь говорить?

- Что главное ты хочешь сказать? (почему я люблю эту книгу)

- Ребята, запишите свои ответы в тетрадь.

- Ребята, вспомните, какие слова называются ключевыми? Какую роль они играют в тексте? ( Ключевые слова (или опорные) – очень важные слова в тексте, которые называют имена героев, их основные действия, место, время, где происходят события. По ключевым словам можно догадаться, о какой сказке или о каком рассказе идёт речь. Ключевые слова помогают пересказать текст.)

- Приведите примеры ключевых слов из басен, сказок или рассказов?

ΙV. Закрепление изученного материала.

- Что такое подготовленная речь?

- С какими приемами подготовки мы познакомились? (Хором)

- Письменно выполните задание 41. (один ученик у доски)

Пересказ текста по опорным словам.

V. Рефлексия.

– Что особенно запомнилось на уроке?

– Что вызвало наибольшие затруднения?

– Как вы думаете, почему?

– Чем важен сегодняшний урок для вас?

V Ι. Итог урока.

– Как вы думаете, почему риторы часто записывают при подготовке к выступлению ключевые слова, словосочетания и предложения?

V Ι I . Домашнее задание.

Упражнение 42 (письменно). Подготовить рассказ для выступления на следующем уроке.

Тема урока : Подготовленная речь. Приемы подготовки.

Подготовила и провела

Рабинович Светлана Савельевна,

Учитель риторики

Задачи урока :

- познакомить с приемом подготовки устного выступления – репетиция выступления;

- активизировать умение использовать изученные ранее приемы подготовки устного выступления;

- развивать лингвистические компетенции в определении существенных смысловых значений текста;

- формировать риторические умения в построении текста;

- формировать установку на ответственное отношение к устному слову;

- развивать компетенции в устной речи;

- формировать умение работать с текстовым материалом, подаваемым в нетрадиционной, интерактивной форме, с применением компьютерных технологий.

- изучение приемов подготовки устного выступления (определение цели говорения, обозначение ключевых слов, подготовка иллюстраций, составление схемы, плана);

- активизация терминов – опорные (ключевые) слова, устная речь, основная мысль.

Урок проводится в интерактивном компьютерном классе с использованием интерактивной доски, на которой по ходу урока демонстрируются слайды. Слады включают в себя изучаемые термины, иллюстрации, задания, отображают ответы детей.

Ход урока

Учитель приветствует учеников, обозначает тему урока (Подготовленная речь. Приемы подготовки.) с опорой на слайд №1 презентации.

По ходу урока в сопровождении презентации (Слайд №2, №4,№8, №10, №13) учитель закрепляет с учениками знание приемов подготовки устной речи, изученных ранее и умение применять эти приемы в речевой практике.

Слайд №2 – учитель предлагает детям вспомнить и назвать первый изученный прием подготовки устной речи (Определение цели и сути говорения)

Слайд №3- учитель ставит проблемную задачу по определению существенных признаков текста.

Происходит обсуждение учителем и учениками выбранных словосочетаний и обоснований выбора.

Слайд №4 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать второй изученный прием подготовки устной речи (Подбор ключевых (опорных) слов)

На слайде презентации– пустая рамка, которую в ходе обсуждения ключевых слов с учениками учитель заполняет названными словами. Учитель заносит обсуждаемые с детьми слова на слайд №5, после чего демонстрирует слайд детям.

Учитель предлагает детям задание, обратное предыдущему (Слайд №6,7) : на слайде размещены ключевые слова из известных произведений. Ученикам предлагается по ключевым словам определить название детского литературного произведения. После того, как ученики называют произведение, учитель демонстрирует иллюстрации из этого произведения на экране.

Слайд №8 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать третий изученный прием подготовки устной речи (Подготовка иллюстраций).

Слайд №9 - Учитель предлагает, используя прием подготовки иллюстраций, составить рассказ по серии картинок, размещенных на слайде №9. На это отводится время – 2-3 минуты для подготовки рассказа.

Ученики отвечают по очереди (2-4 ученика).

Слайд №10- учитель предлагает детям вспомнить и назвать четвертый изученный прием подготовки устной речи (Составление схемы)

Учитель демонстрирует схему метро (слайд №11) для рассматривания и схему проезда в Прогимназию, по которой предлагает составить рассказ (слайд №12). Учитель обращает внимание на отдельные компоненты схемы, на которые важно отметить при составлении рассказа.

Физминутка. Упражнение для развития произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации движений. Учитель предлагает детям выполнить движения:

Правая рука вверх – глаза на кончики пальцев;

левая рука в сторону – глаза на кончики пальцев;

правая рука в сторону – глаза на кончики пальцев;

левая рука вниз – глаза на кончики пальцев

Слайд №13 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать пятый изученный прием подготовки устной речи (Составить план).

Учитель раздает ученикам листы, на которых напечатан текст (Приложение №1). На интерактивной доске (слайд №14) представлен план этого текста. Учитель предлагает детям определить, правильно ли составлен план текста. Сам. работа.

По результатам самостоятельной работы проводится опрос, анализ выполненного задания, обмен мнениями.

Знакомство с последним (шестым) приемом – репетицией выступления (слайд №15).

Учитель ставит перед детьми проблемный вопрос: Для чего необходима репетиция выступления? На что важно обратить внимание в процессе репетиции выступления? (поза, мимика, темп речи, тон речи)

Подведение итогов урока :

- Какой прием подготовки речи вы сегодня узнали?

- Какие приемы вы теперь знаете?

- Что интересного было для вас на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока риторики в 3-м классе по теме: "Доброе и вежливое общение" (Программа "Школа 21 века ")

Доможирова Наталья Викторовна , учитель начальных классов

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

открывать значение слова вежливость;

подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Оборудование:

учебник Т.А.Ладыженской “Детская риторика”, 3-й класс;

тест “Оцени свою вежливость”;

словари русского языка по этике., словари синонимов и антонимов.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Какие средства общения вы знаете? (Работа по цепочке)

(Дети говорят, что "улыбка")

– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет.

– Улыбнитесь друг другу.

– Как стало на душе? (Радостно)

III. Постановка учебной задачи

– А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем.

1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.

Ответы детей:

– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

– Он всем грубил, так как был избалованным. – Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

IV. Открытие детьми нового знания

– Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)

– Что такое вежливость? (Ответы детей.)

– А вот как думают друзья Гены-крокодила.

– Какой тебе ответ больше понравился?

– Как бы ты ответил (а) на вопрос Гены?

– А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.

Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

– Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините. )

– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.

V. Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.

первая группа – подобрать синонимы к слову вежливый

вторая группа – подобрать антонимы

третья группа – составить из данных слов словосочетания

вопрос
взгляд
жест
поступок
вид

2. Проверка работы (по одному ученику от группы)

– Какое слово или словосочетание непонятно?

(На партах – карточки со словами из словаря синонимов.)

– Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?

– А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.

3. Игра “Посмотри, подумай”.

– У меня затерялись 3 лепестка.

– Куда их прикрепить, может они лишние?

– Посмотрите и подумайте.

образованный знающий грамотный

(Ответы детей.)

Вывод: Они лишние. Это другие качества личности.

4. Игра “Дары Вежливости”.

– Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.

Красота , злость, уродство, доброта , приветливость , обида, улыбчивость , угрюмость, спокойствие , оскорбление, уважение , огорчение

– Можно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества.)

VI. Самостоятельная работа. Тест “Оцени свою вежливость”

Оцениваем баллами: “да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.

– Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!

– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.

VII. Домашнее задание. Ваши родители по этому тесту оценят вашу вежливость

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

– Что нового узнали про себя или для себя?

– Как понимаете смысл этих слов?

Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:
– Этот человек умеет сам себя воспитывать.

Цель урока: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

открыть значение слова вежливость;

подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

- Начинаем урок риторики, а значит, отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу Красноречия.

- Чему учит наука риторика? ( Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать)

- Правильно, и с каждым уроком мы поднимаемся выше по ступеням этого дворца.

2. Актуализация знаний

- Какие средства общения вы знаете? ( работа по цепочке)

- Особенно высоко ценится в общении улыбка.

У человека все предназначено для самого себя:

Ноги – ходить, глаза – смотреть, голова – думать, …

Улыбка предназначена – другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

- Улыбнитесь друг другу.

а) произнесите скороговорку правильно, отчетливо, с улыбкой

Нужно все скороговорки переговорить,

И тогда так заговоришь,

Словно реченька зажурчишь.

б) с интонацией совета

в) прочитайте за одну минуту слова, с помощью которых можно охарактеризовать человека.

Красивый, улыбчивый, угрюмый, злобный, приветливый, тактичный, невежливый, доброжелательный, дерзкий, отзывчивый.

-А теперь только те, которыми можно описать по-настоящему доброго человека.

- Всегда ли добрый человек - вежлив?

- А вежливый человек – добр?

- Так какая задача нашего урока?

3. Открытие детьми нового знания

- Что такое вежливость?

- А вот как думают друзья Гены-крокодила

Телевидение поручило крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Гена решил взять интервью у своих друзей. У каждого из них он спрашивал, что такое вежливость. И вот что они ему ответили. ( Слайд № )

- Какой вам ответ больше понравился?

- Как бы вы ответили на вопрос Гены?

- А вот как дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

- Какие же вежливые слова рождают тепло души? (спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините…)

4. Первичное закрепление

Два ученика выполняют работу на доске.

У вас на партах лежат конверты, со словами.

Вам надо разложить их в 2 столбика.

1 столбик называется: вежливый.

2 столбик называется: невежливый.

Работа с толковым словарем

Значение слов: вежливый, невежливый

- Как в русском языке называется эта пара слов? (антонимы)

- А что такое синонимы?

При проверке работы – на экране слайд с объяснением значения, использованных слов (из толкового словаря)

На какой вопрос отвечают слова в 1 столбике? ( Какой?)

(Это имена прилагательные)

Во 2 столбике? (Что?) (Это имена существительные)

Составьте из данных слов словосочетания

- С помощью вежливых слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела, поступки.

- Ребята, а сейчас давайте подумаем с вами, как можно поступить в следующих ситуациях.

- Хорошо ли поступили ребята?

- Как поступили бы вы?

1. Дима и Миша были в гостях у Саши. Мише понравилась маленькая машинка Саши, и он незаметно для Саши положил её в свой карман и унёс домой.

2. Оле купили очень дорогую и красивую игрушку. Всем ребятам она хвасталась ею, но играть никому не дала, боялась, что сломают.

3. Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже показалось весело возить куклу по саду и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?

Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.

Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение.

- Можно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества)

- Как бы это выражение произнесла Фея Доброты и Вежливости?

- А как Колдунья Зла и Грубости?

Мы сегодня много говорили о вежливости, давали свои определения.

Давайте ещё раз посмотрим, а как объясняется это слово в толковом словаре:

Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом ваши родители. Таким образом, вы оцените свою вежливость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"

Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос.


тематическое планирование уроков риторики (2 класс,программа "Школа 2100")


Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан.


Открытый урок Риторики в 1 классе. "Что такое текст?"
Что такое вежливость? -урок риторики 3 класс
Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо.

Читайте также: