Замена ремня привода водяного насоса генератора конспект

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

по предмету профильный труд (технология)

тема «Система охлаждения ДВС. Замена и регулировка натяжения

Мастер производственного обучения

Агеенко Максим Павлович

Конспект урока по предмету профильный труд (технология)

тема «Система охлаждения ДВС. Замена и регулировка натяжения

Тип урока : комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция технологических знаний и умений).

Методы обучения : устный опрос; рассказ; демонстрация наглядных пособий; показ приёмов работы; упражнения учащихся; работа с учебником; практическая работа.

Материально-техническое обеспечение: оборудование учебной мастерской; учебные плакаты; технологические и операционные карты; комплект инструментов для ремонта; учебник, справочный методический материал.

I. Организационно-подготовительная часть .

- Проверка готовности учащихся к уроку

II. Теоретическая часть .

1. Повторение пройденного материала

Вопросы.

К чему приведет пробуксовка или выход из строя ремня привода водяного насоса?

К перегреву двигателя. На отдельных автомобилях к не стабильной зарядке АКБ или полному её разряду.

2. Изложение нового материла

- проверка натяжения ремня привода водяного насоса системы охлаждения ;

- натяжения ослабленного ремня привода водяного насоса системы охлаждения ;

- снятие и установка ремня привода водяного насоса системы охлаждения.

Проверка натяжения ремня привода водяного насоса системы охлаждения. Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса и генератора осуществляется по прогибу ремня при приложении к нему определенного усилия. Натяжение ремней проверяют при помощи линейки и рейки.

При измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на линейку с определенным усилием, измеряют величину прогиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым.

Величины прогиба ремней привода жидкостного насоса и генератора должны составлять на двигателях ВАЗ 10. 15 мм при усилии натяжения 100 Н, а на других рассматриваемых двигателях — 8. 9 мм при усилии 100 Н.

Натяжения ослабленного ремня привода водяного насоса системы охлаждения. Для натяжения ослабленного ремня необходимо ослабить гайки крепления генератора к натяжной планке и кронштейну блока цилиндров соответственно. Затем с помощью монтажной лопатки отжимают генератор от блока, добиваясь необходимого натяжения ремня, и фиксируют положение генератора предварительной затяжкой гайки крепления его к планке. После проверки натяжения ремня производится окончательная затяжка гайки крепления генератора к планке и остальных гаек крепления генератора.

При регулировке натяжения ремня необходимо иметь в виду, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет нагреваться и это приведет к его износу и расслоению. В то же время при чрезмерном натяжении ремня происходит ускоренный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.

Замасливание ремня устраняется после его снятия путем протирки ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Снятие и установка ремня привода водяного насоса системы охлаждения. Снятие и установка ремня привода водяного насоса и генератора производятся следующим образом. Для снятия ремня необходимо ослабить крепления генератора, как описано выше, прижать генератор с помощью монтажной лопатки к блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива.

Установку ремня производят в обратном порядке. После установки ремня проверяют его натяжение и при необходимости производят регулировку натяжения.

При обрыве ремня производится установка нового ремня и проверка его натяжения в описанном выше порядке.







Описание бронетранспортёра

Бронетранспортер БТР-70 боевая колесная плавающая бронированная машина, вооруженная 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ в башенной установке.

Броневой корпус

Вооружение

Люлька служит основанием для крепления пулеметов, откатников, коробкодержателя ПКТ, гильзозвеньесборника для стреляных гильз и лент, гильзозвеньеотводов, механизмов перезаряжания и ограждения стрелка.

Приборы наблюдения

Обогрев включается для трех приборов ТНГЮ-115 одновременно с помощью выключателя, находящегося на регуляторе температуры РТС-27-ЗА.

Специальное оборудование

Рентгенметр ДП-ЗБ предназначен для измерения мощности доз гамма-излучения ( уровня радиации) в местах расположения выносного блока прибора.

Силовая установка


Предохранительный клапандалее

Полезные ссылки

Замены ремня привода водяного насоса

Для замены ремня привода водяного насоса:

— ослабить крепление генератора и снять со шкива коленчатого вала ремни генератора;

— ослабить крепление натяжного ролика ремня компрессора и снять ремень со шкива коленчатого вала;

— ослабить крепление натяжного ролика ремня водяного насоса , вынуть шплинт, сдвинуть валик вперед до отказа и завернуть ремень;

— установив новый ремень, выполнить перечисленные операции в обратной последовательности.

При ТО № 1:


— проверить состояние и натяжение ремней привода водяных насосов и при необходимости отрегулировать натяжение ремней;

— смазать подшипники водяных насосов до появления свежей смазки из контрольного отверстия . Смазку, вышедшую из контрольного отверстия водяного насоса, удалить во избежание порчи ремней;

— смазать подшипники натяжных роликов ремней привода водяных насосов, для чего снять заглушку с торца шкива, заложить смазку и поставить на место заглушку;

— смазать подшипники вала вентилятора ;

— очистить и смазать нижний конец валика, входящий в отверстие ведомой шестерни редуктора;

При ТО № 2:

— проверить состояние пробок заправочных горловин системы охлаждения, действие их клапанов и исправность прокладок;

— проверить состояние поверхностей радиаторов и их крепление, при необходимости продуть их сжатым воздухом;

— проверить состояние резиновых муфт привода вентилятора;

— проверить затяжку крепления крестовин вентиляторов, ступиц вентиляторов, крестовин кожухов вентиляторов, корпусов подшипников вентиляторов, резиновых муфт привода, редукторов к кронштейна м.

Через одно ТО № 2 ( через каждые 12 000 км пробега) заменить масло в редукторах приводов вентиляторов, для чего:

— открыть крышки люков над вентиляторами;

— вынуть кожуха с вентиляторами в сборе обоих двигателей;

— отстегнуть защелки и вынуть кожуха воздухоотводов ;

— вывернуть пробку заправочного ( контрольного ) отверстия из каждого картера;

— поочередно вывернуть пробки сливных отверстий из картеров, предварительно подставив под них посуду, и слить масло;

— поставить на место пробки сливных отверстий и затянуть их до отказа.

Предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и, если необходимо, регулировать его.

Особенно тщательно проверять натяжение ремней в первые 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.

Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее и недостаточное натяжение к преждевременному выходу из строя.

Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз
Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз

Нормально натянутые ремни при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должны прогибаться: ремень водяного насоса - на 7-12 мм (рис. 1),

ремень компрессора - на 4-6 мм на короткой ветви (рис. 2),

Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз

ремни привода генератора - на 10-15 мм (рис. 3).

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение. Проверку натяжения ремней рекомендуется производить с помощью устройства типа КИ-8920.

Натяжение ремня водяного насоса регулировать прокладками.

Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз

Для натяжения ремня отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять одну-две регулировочные прокладки (рис. 4). Прокладки поставить на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, завернуть гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки.

Затем проверить правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня новым все прокладки поставить между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулировать натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора регулировать натяжным устройством.

Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз
Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз

Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства (рис. 5) на половину оборота,

гайку болта-натяжителя (рис. 6) на два оборота.

Как заменить и натянуть ремни привода генератора и водяного насоса автомобиля Камаз

Вращая болт-натяжитель (рис. 7), отрегулировать натяжение ремня.

После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120-150 Нм (12-15 кгс-м) и гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм (1-2 кгс-м).

При большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.

Натяжение ремней генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.

После регулировки надежно закрепить генератор.

При увеличенной вытяжке или обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.11-240, -740.13-260, -740.14-300

Снятие ремней

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.11-240, -740.13-260, -740.14-300

С помощью ключа на 17 и накидного ключа на 17, ослабляем гайки крепления передней и задней опор генератора

Ослабляем болт 1 (рис.) крепления планки и болт 2 крепления планки к генератору

Повернув генератор вниз, снимаем ремни со шкивов 3, 5 и 6

Установка ремней

Устанавливаем ремни в ручьи шкивов 3, 5 и 6

Перемещая генератор вверх, с помощью монтажной лопатки, затягиваем болты 1, 2 крепления планки генератора

Правильно натянутый ремень, при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс), должен иметь прогиб 15-22 мм

Затягиваем гайки крепления передней и задней опор генератора.

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.30-260 (740.30-3902001РЭ)

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.30-260 (740.30-3902001РЭ)

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей с расположением вентилятора выше оси коленчатого вала показано на рисунке 9

Натяжение ремня привода гидромуфты 11 регулируется перемещением натяжного ролика 6

Натяжение ремня 10 привода генератора и водяного насоса выполняется следующим образом:

- ослабляем гайку 9 крепления генератора;

- ослабляем болты 7 и 8, крепления планки генератора;

- переместив генератор, натягиваем ремень;

- затягиваем гайку 9, болты 7 и 8

После регулировки проверяем натяжение:

- правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб – 6-10 мм.

При приложении усилия F = (44,1±5)Н ((4,5±0,5)кгс) на середину ветви АБ ремня величина прогиба L должна быть 6-10 мм (рисунок 9)

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.30-260 автобусной комплектации

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.30-260 автобусной комплектации

Регулировка проводится с помощью изменения положения генератора 1 (рис. 10) в следующей последовательности:

- ослабляем болты 9, 13, гайку стопорную 10 и гайку 12;

- перемещаем генератор 1 с помощью натяжного болта 11;

- затягиваем болт 9, 13, гайку стопорную 10 и гайку 12

После регулировки проверяем натяжение:

- правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб – 6-10 мм

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.50-360, -740.51-320

Регулировка и натяжение ремней приводов генератора и водяного насоса двигателей КАМАЗ-740.50-360, -740.51-320

Регулировка натяжения поликлинового ремня 2 (рисунок 11) привода генератора и водяного насоса для двигателей с расположением вентилятора по оси коленчатого вала выполняем следующим образом:

- ослабляем болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления натяжного болта;

- перемещением гайки 6 обеспечиваем необходимое натяжение ремня и гайкой 7 фиксируем положение генератора;

- затягиваем болты 5, 8 и 11 и затягиваем гайку 10

После регулировки проверяем натяжение:

- правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб – 6-10 мм

Замена ремня привода генератора и водяного насоса УАЗ 31519

1. Снимите ремень привода ТНВД (см. "Замена ремня привода топливного насоса высокого давления (ТНВД)").

Замена ремня привода генератора и водяного насоса УАЗ 31519

Рис. 4.7. Регулировка ремня привода генератора и водяного насоса: 1 – шкив генератора; 2 – шкив водяного насоса; 3 – болт перемещения натяжного ролика; 4 – ремень привода агрегатов; 5 – шкив коленчатого вала; 6 – натяжной ролик; 7 – болт крепления натяжного ролика на оси

2. Ослабьте затяжку болта 7 (см. рис. 4.7) крепления натяжного ролика, переместите регулировочным болтом натяжной ролик вниз, насколько это возможно, и снимите ремень привода генератора и водяного насоса.

3. Установите новый ремень в порядке, обратном снятию, и отрегулируйте его натяжение (см. "Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и водяного насоса").

Видео про "Замена ремня привода генератора и водяного насоса" для УАЗ 31519

Замена ремня генератора и гура уаз хантер змз 409 ремень привода гур уаз патриот Замена ремней генератора на ЗМЗ 402

b8182026-5bf2-46bd-89df-c7538830db34

Приводной ремень, используемый в автомобилях, приводит в движение вспомогательные агрегаты ДВС. За счет вращения коленчатого вала передает крутящий момент, обеспечивая работу навесного оборудования. Приводной ремень имеет свой ресурс, разную длину, разное количество ручейков и зубцов.

Функция приводного ремня

Замена приводного ремня: когда проверять и как заменить

Приводной ремень необходим для передачи крутящего момента от коленчатого вала, благодаря которому вращаются вспомогательные агрегаты. Передача момента осуществляется за счет трения (поликлиновой ремень) или зацепления (зубчатый ремень). От ременного привода задействовала работа генератора, без которого невозможен заряд АКБ и поддержание постоянного напряжения бортовой сети. Компрессор кондиционера и насос ГУР также работают за счет ременного привода. В отдельных случаях на водяной насос также приводится от зубчатого ремня (двигатель 1.8 TSI VAG).

Срок службы приводных ремней

Благодаря конструктивным особенностям (эластичность и гибкость) средний ресурс ремня составляет 25 000 часов работы или 80 000 км пробега. На практике срок службы ремня может отличаться в ту или иную сторону, в зависимости от следующих факторов:

  • качество ремня;
  • количество агрегатов, приводящихся в движение одним ремнем;
  • износ шкива коленвала и других агрегатов;
  • способ установки ремня и правильная натяжка.

Регулярная проверка приводных ремней

Периодическая проверка на натяжку ремня должна осуществляться ежесезонно. Диагностика ремня выполняется при выключенном двигателе. Уровень натяжки проверяется нажатием пальца, при этом прогиб не должен быть больше 2 см. При визуальном осмотре выявляется факт наличия или отсутствия трещин. При малейшем повреждении ремень необходимо заменить, иначе он в любой момент может порваться.

Также проверка ремня осуществляется в отдельных случаях:

  • недостаточный заряд АКБ;
  • руль (при наличии гидроусилителя) стал туго вращаться, особенно в холодную пору;
  • кондиционер слабо холодит;
  • при работе вспомогательных агрегатов доносится скрип, а при попадании воды на ремень происходит его проворачивание.

Когда и как нужно менять приводной ремень

Замена приводного ремня: когда проверять и как заменить

Приводной ремень необходимо менять согласно регламенту, указанным заводом-изготовителем, либо при наличии вышеуказанных факторов износа ремня. Минимальный ресурс ремней — 50000 км, износ при меньшем пробеге говорит о люфте одного из приводных шкивов или о плохом качестве ремня.

В зависимости от модификации двигателя и конструкции привода вспомогательных агрегатов, поменять ремень самостоятельно. Разница состоит в типе натяжения:

Также, агрегаты могут приводиться в движение одним ремнем, либо индивидуально, например: автомобиль Hyundai Tucson 2.0 оснащается кондиционером и насосом гидроусилителя, на каждый из которых приходится по индивидуальному ремню. В движение ремень насоса ГУР приводится от шкива генератора, и кондиционера от коленвала. Натяжение ремня кондиционера осуществляется роликом, а генератора и насоса ГУР — болтом.

Процесс замены приводных ремней на примере Hyundai Tucson:

  • двигатель должен быть выключен, селектор КПП должен стоять в режиме “P” или на 5 передаче с включенным ручным тормозом;
  • переднее правое колесо нужно снять для доступа к шкиву коленвала;
  • для доступа к шкиву КВ необходимо снять пластиковый пыльник, защищающий ремни от попадания грязи;
  • под капотом первым достается ремень насоса ГУР, для этого нужно ослабить крепление и подвести насос ближе к двигателю;
  • ремень генератора снимается путем ослабления крепления, аналогично насосу ГУР;
  • последним снимается ремень на компрессоре кондиционера, здесь натяжение производится роликом, который крепится болтом сбоку, и в зависимости от силы затяжки болта регулируется натяжение ремня; достаточно слегка открутить болт и ремень ослабнет;
  • установка новых ремней производится в обратной последовательности, пыльник поставить обратно в последнюю очередь после проверки работы ремней.

Особое внимание уделите качеству изделий, старайтесь приобретать оригинальные запчасти, во избежание риска преждевременного износа.

Как натянуть, подтянуть или ослабить приводной ремень

Замена приводного ремня: когда проверять и как заменить

На том же примере:

  • ремень кондиционера натягивается роликовым механизмом при помощи бокового болта, который движет ролик вперед-назад; для натяжения болт провернуть по часовой стрелке, для ослабления против часовой (прогиб нового ремня не более 1 см);
  • ремень генератора натягивается специальным длинным винтом, при закручивании его генератор отодвигается назад, создавая натяжку, в обратном направлении ремень ослабляется
  • для затяжки или ослабления ремня насоса ГУР нужно ослабить болт крепления узла, выбрать необходимое натяжение и затянуть болт, если недостаточно натяжения — воспользуйтесь монтировкой и упритесь между двигателем и насосом, отодвигая насос вперед по ходу движения авто.

Почему ремень начал свистеть

Замена приводного ремня: когда проверять и как заменить

Свист ремня происходит по следующим причинам:

  • при движении на ремни попала вода, произошло проворачивание относительно шкива;
  • неисправность подшипников генератора или насоса ГУР, повышают нагрузку на ремень;
  • недостаточное натяжение или наоборот;
  • некачественное изделие.

Если ремни находятся в хорошем состоянии, но периодически возникает писк — рекомендуется приобрести спрей-кондиционер, который стягивает ремень, продлевая ему срок службы.

Вопросы и ответы:

Когда нужна замена приводного ремня? Это можно определить по внешнему состоянию ремня. Изношенный элемент будет иметь множественные мелкие трещины, а в некоторых случаях он может быть истрепан.

Когда менять натяжитель приводного ремня? Появилась ржавчина и трещины, износился подшипник (будет свистеть во время работы), сместились фазы газораспределения (ремень заметно ослаб).

Нужно ли менять приводной ремень? Обязательно. Этот элемент обеспечивает связь коленвала с газораспределительным механизмом и генератором. Если ремень порвется, мотор не будет работать, а в некоторых случаях при этом согнутся клапаны.

Читайте также: