Конспект по биологии 9 класс мутация

Обновлено: 02.07.2024

Обеспечить достижение предметных результатов обучения: давать определение понятий: изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная). Норма реакции. Мутагены

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между терминами и их определениями, развитие навыков самых исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий по готовому плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.

Обеспечить достижение личностных результатов обучения: познавательный интерес к биологии. Осознание важности научных исследований для развития науки. Представления о наследственности и изменчивости как неразрывно связанных процессов. Понимание причин высшего некоторых признаков и свойств организма. Принятие гибридологического метода изучения наследственности как главного методы генетики, дающего возможность анализировать наследование отдельных признаков и свойств. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Формы, методы: наглядные, словесные, практические, проблемные методы.

Технология: проблемного обучения

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

Система понятий: изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная). Норма реакции. Мутагены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ анализ урока.doc

Анализ урока

I. Введение в урок

Создание психологического настроя

Формирование мотивов учения

II. Оснащенность урока

Доска, карты, плакаты, дидактический материал, ТСО

Целесообразность использования средств наглядности

III. Содержание урока, формы реализации

Соответствие методической структуры урока целям

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

Эстетическое воздействие урока

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм

Работа по расширению осведомленности учащихся (использование доп. литературы)

Наличие практической деятельности учащихся

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

Привитие навыков самообразовательной деятельности

IV. Психологические аспекты урока

Смена видов деятельности на уроке

Учет времени активного внимания

Учет объема оперативной памяти на слух и при письме

Использование различных видов памяти /образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной/

V. Оценка деятельности учащихся

Степень активности учащихся

Организованность и дисциплина

Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно доказывать тезис (правило)

Умение работать у доски с картой, схемой, прибором

Навыки самостоятельной деятельности

VI. Охрана труда на уроке

Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха)

Наблюдение за посадкой учащихся

Проведение динамической паузы

VII. Взаимодействие ученика и учителя

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

Наличие обратной связи с учащимися

Наличие индивидуальной работы с учащимися

Организация коллективной деятельности

Обеспечение доброжелательного психологического климата

VIII. Итоги урока

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

Домашнее задание: объем, посильность, вариантность

Использование воспитательных возможностей оценки

Сумма баллов: ______68___ Процент от макс:85_________ Оценка урока: __5_

Выводы и предложения ________________________________________

Выбранный для просмотра документ классификатор.docx

Вспомни и закончи предложения:

В большинстве случаев модификационная изменчивость …

Групповая изменчивость – это…

Придел изменчивости признаков – это…

Комбинативная изменчивость – это…

Генотипическая изменчивость – это…

Определённая изменчивость – это…

Объясни понятие мутации используя п.37 и результат запиши в рабочую тетрадь.

Установи виды мутаций используя п. 37 и дополнительный материал, ответ запиши в виде простой схемы в рабочую тетрадь.

1. Вид хромосомной мутации, когда участок хромосомы прикрепляется к другой хромосоме, негомологичной ей.

2. Мутации, являющиеся двигателем эволюционного процесса, помогающие выжить живому организму.

3. Мутация, когда в генотипе или отсутствует какая-либо хромосома, или, наоборот, присутствует лишняя.

4. Частный случай геномной мутации.

5. Одна из форм наследственной изменчивости.

6. Модификационная изменчивость.

7. Наследственная изменчивость.

8. Хромосомы, принадлежащие ранее другой линии предков.

9. Одна из форм наследственной изменчивости, в результате которой возникают изменения в наследственном материале.

10. Хромосомная мутация, когда отрывается концевая часть хромосомы и все гены, находящиеся в этой части, теряются.

12. Хромосомная мутация, когда хромосома разрывается в двух местах, и получившийся фрагмент, повернувшись на 1800 , снова встраивается в место разрыва.

13. Мутации, имеющие значительное изменение в структуре хромосом, затрагивающее несколько генов в пределах этой хромосомы.

14. Мутации, приводящие к гибели организма.

15. Хромосомная мутация, когда происходит удвоение какого-либо участка хромосомы.

16. Хромосомная мутация, когда хромосома утрачивает свою среднюю часть.

17. Всеобщее свойство живых организмов приобретать отличия от особей, как других, так и своих особей.

18. Мутации, возникающие при замене нуклеотидов в пределах одного гена на другие нуклеотиды.

Аргументируй важность изучения генетики человека используя жизненный опыт, дополнительную литературу и результат в рабочую тетрадь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование знаний о мутации как генотипической форме наследственной изменчивости; о её типах; об их материальных основах, умения объяснить изменчивость на основе цитологических и генетических знаний; экология и окружающая среда как часть борьбы за здоровый образ жизни.

-развивающие (продолжить развитие сравнительно-аналитических умений, навыков самостоятельной работы с разными источниками информации)

-воспитательные (донести до учащихся актуальность проблемы возникновения мутаций в природе, необходимость их изучения как факторов, влияющих на развитие органического мира и, в частности, на генетическое благополучие человечества)

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Приёмы: Работа с презентацией, учебником, схемами, таблицами, обобщение, сравнение, анализ.

Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. (слайд 1)

Что такое фенотип?

Что такое генотип?

Что такое изменчивость?

Какая изменчивость называется модификационной?

Что такое норма реакции?

Что такое новообразование? Привести примеры.

3. Актуализация знаний

Представьте, что мы с вами в Дрезденской картинной галерее. Перед нами фантастическое полотно нидерландского художника ХИЕРОНИМУСА БОСХА (слайд 2)

Но вглядитесь в изображение, кто это?

«…Есть бытие, но именем каким

его назвать? Ни сон оно, ни бденье;

Созданье ли болезненной мечты

Что является носителем информации? (хромосомы – гены). Роль – передача наследственных свойств.

Клетка – хромосома – ген – признак.

Ген – фермент – признак.

Способности человека тоже объясняет генетика – работа гена.

Иоган Себастьян Бах – композитор XVIII века, один из большой семьи, где 11 поколений обладали музыкальными способностями.

В Англии в графстве Шрюсбери известны наследственные случаи брахидактилии – короткопалости – 14 поколений подряд.

Династия дома Габсбургов обладали отвислой нижней челюстью – рот оставался открытым – этот признак передавался с 14 века – Император Карл XVI век Альфонс испанский XIX век.

Иногда это наследование нарушается, возникают новые признаки.

4.Определение целей и задач урока. (слайд 4)

5.Формирование новых знаний.

Учащиеся вспоминают схему прошлого урока о видах изменчивости, с краткими комментариями. (слайд 5)

Наследственная изменчивость – свойства организма приобретать новые признаки в процессе онтогенеза и передавать их потомству.

Наследственная изменчивость – основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию. Механизмы наследственной изменчивости разнообразны. К наследственной изменчивости относят такие изменения признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений.

Основной вклад в наследственную изменчивость вносит генотипическая изменчивость; существует также и цитоплазматическая изменчивость. Генотипическая изменчивость в свою очередь слагается из мутационной и комбинативной изменчивости.

Комбинативная изменчивость – важнейший источник того бесконечного наследственного разнообразия, которое наблюдается у животных организмов. В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение живых организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов

Что такое мутации?

Мутации – случайно возникшие, стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части и отдельные гены.

Термин дал в 1901 г. генетик Де Фриз. В результате обобщения своих наблюдений в 1901 г. он создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:

Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходов.

Мутации наследственны, т.е. стойко передаются из поколения в поколение.

Мутации не образуют непрерывных рядов, не группируются вокруг среднего типа, они проявляются качественными изменениями.

Мутации не направлены – мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков в любом направлении.

Одни и те же мутации могут возникать повторно.

Мутации возникают случайным образом. Частота возникновения мутаций у различных организмов различна. Полезные генные – 1 раз на сотню тысяч случаев. 1:100 000 – не часто! У млекопитающих в организме примерно 100 000 генов, то каждая особь несет вновь мутацию

Мутации можно классифицировать:

- по месту их возникновения - они делятся на генеративные (возникшие в половых клетках. Они не влияют на призна­ки данного организма, а проявляются только в следую­щем поколении.) и соматические (мутации, происшедшие в соматических клетках. Изменяется признак только части тела. Не наследуются у животных, но могут наследоваться у растений за счет вегетативного размножения).

- по влиянию на жизнеспособность особей -на полезные, вредные и нейтральные

- по характеру их появления:

А) спонтанные — мутации, возникшие естественным путем под действием факторов среды обитания,

Б) индуцированные — мутации, искусственно вызванные действием мутагенных факторов.

- по типу аллельных взаимодействий:

А) доминантные и рецессивные• (мутации, не проявляющиеся у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняющиеся в популяции и образующие резерв наследственной изменчивости).

Основными видами мутаций являются: геномные, хромосомные и генные мутации.

Геномные мутации

Это мутации, возникающие в результате ошибок при мейозе и митозе, и ведущие к изменению числа хромосом. К ним относятся полиплоидия и гетероплодия

Хромосомные мутации

Это перестройки хромосомы. Многие из хромосомных мутаций доступны изучению под микроскопом. Пути изменения структуры хромосом разнообразны. Участок хромосомы может удвоиться или, наоборот, выпасть. Он может переместиться на другое место и т.д. Рассмотрим основные типы хромосомных мутаций. Хромосомные мутации приводят к изменению функционирования генов. Перестройки могут осуществляться как в пределах одной хромосомы – внутрихромосомные мутации, так и между негомологичными хромосомами – межхромосомные мутации.

Синдром Вольфа-Хиршхорна Этот синдром встречается значительно реже – 1 случай на 100 000 рождений. Обусловлен он делецией одного из сегментов короткого плеча четвертой хромосомы. Проявления этого заболевания разнообразны: задержка развития физической и психической сферы, микроцефалия, характерная клювовидная форма носа, косоглазие, расщелины неба или верхней губы, маленький рот, пороки внутренних органов

дубликация – удвоение одного и того же участка хромосомы

инверсия – поворот участка хромосомы на 180 o Обычно инверсии не оказывают влияния на внешние признаки организма и не приводят к патологиям. Существует, однако, предположение, что у женщин с инверсией определенного участка девятой хромосомы вероятность выкидыша при беременности возрастает на 30 %.

утрата – отрывается и утрачивается концевая часть хромосомы

Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами

ыделяют два вида транслокаций. Реципрокные – это обмен двух хромосом определенными участками. Робертсоновские – слияние двух хромосом с коротким плечом (акроцентрических). В процессе робертсоновской транслокации короткие участки обеих хромосом утрачиваются. Реципрокные транслокации приводят у людей к проблемам с деторождением. Иногда такие мутации становятся причиной невынашивания беременности или ведут к появлению на свет детей с врожденными патологиями развития. Робертсоновские транслокации достаточно часто встречаются у человека. В частности, если транслокация происходит с участием хромосомы 21, у плода развивается синдром Дауна, одна из самых часто регистрируемых врожденных патологий

Их называют точковые мутации – наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. Существуют различные виды генных мутаций, связанных с выпадением, добавлением или перестановкой оснований в гене. Генные мутации, возникающие в гаметах, передаются всем клеткам потомков и влияют на дальнейшую судьбу популяций.

Причины мутаций. (слайд 20)

1 . Нарушение процессов репликации ДНК, рекомбинации, деления (мейоз).

Точковые – изменение структуры ДНК (замена нуклеотида, выпадение его, изменение локуса).

2. Мутагенные факторы среды.

Что порождает мутацию? Физический мутаген (ионизирующее излучение – гамма лучи, ядерные частицы, ультрафиолетовое излучение – 20-е годы в России). Химический мутаген (иприт, формальдегид, пироксид водорода – усиливают мутации в 1000 раз). Биологические (вирусы, их действие, токсины, вакцины).

Свойства мутагенов: универсальны, не направлены, усиливают мутации в 100 раз в любых малых дозах.

Дети в Европейских странах наследовали конечности-ласты, или они совсем отсутствовали у новорожденных – на ранних стадиях беременности матери принимали лекарство талидомид.

Фенилкетонурия – отсутствие фермента, отвечающего за углеводный обмен 14 генов. Ген переводит фенилаланин в тирозин + трифосфоропиридипонуклеотид + О2 + фракции белка.. Меняется последовательность аминокислот в цепочке – бледность кожи, голубые глаза, умственная отсталость. Если больного посадить на диету – без фенилаланина – все в порядке.

В Брянской области пострадавший от Чернобыльской АЭС – количество уродств увеличилось в 6 раз.

Мировая статистика свидетельствует, что ежегодно в мире среди новорожденных детей 5% имеют наследственные дефекты. Широко распространены нарушения обмена веществ аминокислот (фенилкетонурия), серьезные дефекты нервной системы и психики (слабоумие, эпилепсия, шизофрения), физические уродства (глухота, немота, слепота), нарушение половой сферы – бесплодие.

Как оградить человечество от мутагенов?

Забота об экологии планеты.

Прекращение испытаний ядерного оружия в 3-х сферах.

Оздоровление среды обитания человека

Программа “Геном человека” – познавательное значение и польза для
медицины.

Значение мутаций

Мутационные исследования широко используется в эволюционной биологии для изучения происхождения рас и народностей.

Геномные мутации хромосомные перестройки и генные мутации — причина многих наследственных заболеваний и врождённых уродств.

Мутации в одних условиях вредными или нейтральными, могут оказаться полезными в изменившихся условиях. Наибольшее значение для эволюции имеют генные мутации.

Мутации – прекрасный материал для процесса эволюции.

Мутации – создают материал для работы селекционеров.

Мутации, возникающие у людей – это источник несчастий, они приводят к гибели эмбрионов, появлению больного потомства и неизлечимых заболеваний.

6.Закрепление: пройденной темы.

Задание: Составить таблицу характеристики видов мутаций.

Проверка задания (слайд 23).

Опрос по пройденной теме:

Начали мы урок с Босха (демонстрация репродукций).

Мутации — случайные изменения генетического материала, проявляющиеся в возникновении новых признаков или свойств организма.

  • возникают внезапно;
  • возникают у отдельных особей;
  • могут быть рецессивными или доминантными;
  • одна и та же мутация может повторяться.

Каждая мутация вызывается действием факторов внешней среды, которые в большинстве случаев точно определить невозможно.

white-fallow-deer-3192013_640.jpg

Выделяют генные мутации (вызваны изменением гена, т. е. нарушением последовательности нуклеотидов в ДНК), хромосомные (связаны с изменением структуры хромосом) или геномные (обусловлены изменением числа хромосом в кариотипе).

Мутационная изменчивость создаёт новые гены или изменяет уже имеющиеся, тем самым обогащая генофонд популяции.

Мутация каждого отдельного гена в природе возникает редко. Но количество генов в генотипе большое (у высших форм, например, их десятки тысяч). Особей в популяции много, и существует она продолжительное время. В результате оказывается, что каждая популяция насыщена мутациями. По оценкам учёных, у некоторых видов от \(10\) до \(25\) % гамет несут мутации.

Мутационная изменчивость играет важную роль в процессе эволюции. Сами по себе мутации не приводят к развитию популяции или вида, но они служат источником, материалом для их эволюции.

Доминантные мутации сразу попадают под действие отбора. Рецессивные мутации сразу не проявляются фенотипически. Постепенно накапливаясь в популяции, они появляются в гомозиготном состоянии и тоже оказываются под давлением отбора. Если мутация повышает приспособленность организма к среде обитания, она сохраняется, а если понижает — удаляется.

Мутационная изменчивость широко применяется в селекции. В экспериментальных условиях для получения мутаций используют мутагенные факторы — радиационное облучение, химические вещества и т. д. Так, всё разнообразие сортов декоративных растений создано на основе спонтанных или индуцированных мутаций.

Читайте также: