Повседневная служба распорядок жизни и быт экипажа судна конспект

Обновлено: 05.07.2024

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием. На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

· Судовое штатное расписание;

· Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

· Расписание по заведованиям;

· Расписания по швартовым операциям;

· Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

· Расписание по судовым тревогам;

· Другие судовые расписания.

Судовое штатное расписание является основным судовым финансово-распорядительным документом, который разрабатывается, согласовывается с ведущими службами и вводится в действие судовладельцем для каждого типа судов.

Судовое штатное расписание с учётом требований международной конвенции по минимальному составу утверждает численный состав экипажа, способный, по мнению судовладельца, обеспечить нормальную эксплуатацию судна, указывает список конкретных должностей, устанавливает должностные ставки и надбавки к ним.

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна разрабатывается старшим помощником капитана в соответствии с требованиями международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и утверждается капитаном судна.

В расписании по безопасности должны предусматриваться меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажа на борту судна, поведение экипажа во время нападения, чтобы не стать жертвой насилия, порядок и средства оповещения, источники информации и помощи.

Расписание по заведованиямопределяет лиц экипажа судна, ответственных за надёжную работу, должное техническое обслуживание и постоянную готовность к действию судовых технических средств и оборудования, сохранность судового имущества и рациональный расход средств материально-технического снабжения.

На расписании по заведованиям основывается организация учёта и хранения на судне материальных ценностей. Расписания по заведованиям составляется и корректируются старшим помощником капитана старшим механиком и утверждаются капитаном судна.

Расписания по швартовым операциямпредусматривают различные варианты швартовок судна, а также расстановку лиц командного состава и рядового состава на палубе и в машинном отделении в период швартовых операций и плавания судна в районах и местах повышенной навигационной опасности (вход и выход из порта; шхеры; узкости;каналы; проливные зоны и т.д.).

Расписания по швартовым операциям, технологические карты и схемы разрабатываются старшим помощником капитана с учётом технической оснащённости судна, соблюдения правил техники безопасности и охраны труда и утверждаются капитаном судна.

Распорядок жизни экипажа, его размещение и правила поведения на судне,а также другие вопросы повседневной службы устанавливаются соответствующим судовым расписанием. Расписание предусматривает порядок комплектования и условия пользования судовыми спасательными, дежурными и рабочими шлюпками (катерами), хранения и осмотров индивидуальных спасательных гидротермокостюмов, систему осмотра служебных, жилых помещений и помещений общего пользования, порядок доступа в отдельные запираемые на ключ помещения, график работы лиц, входящих в состав службы быта, обеспечения санитарного состояния судна и другие стороны деятельности судового экипажа.

Расписание разрабатывается старшим помощником капитана и утверждаются капитаном судна.

Расписания по судовым тревогам основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Их вывешивают на видных местах в обще­доступных помещениях судна. При составлении расписаний по судовым тревогам руководствуются следующими основными руководящими документами:

- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (SOLAS - 74) с поправками;

- Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения - МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973/78 г. (MARPOL -73/78) с поправками;

Расписания по судовым тревогам составляются и корректируются старшим помощником капитана и утверждаются капитаном судна.

1. В расписании по тревогам должны содержаться подробное описание общесудового сигнала тревоги, предписанного правилом 3/50, а также действия членов экипажа и пассажиров по этому сигналу. В расписании по тревогам должно быть также указано, каким образом будет дана команда об оставлении судна.

2. В расписании по тревогам должны быть указаны обязанности различных членов экипажа, включая:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;

- подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;

- общую подготовку других спасательных средств;

- использование средств связи;

- комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;

- специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и водоотливных средств.

3. В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и готовности к немедленному использованию.

4. В расписании по тревогам должны быть указаны заместители лиц, занятых на наиболее ответственных участках, которые могут оказаться выведенными из строя, учитывая при этом, что аварийные различные ситуации могут потребовать действий различного характера.

5. В расписании по тревогам указываются обязанности членов экипажа по отношению к пассажирам в случае аварии. Эти обязанности должны включать:

- наблюдение за тем, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно надеты спасательные жилеты;

- вывод пассажиров к местам сбора;

- обеспечение порядка в коридорах и на трапах, а также общее регулирование движения пассажиров;

- обеспечение подачи в спасательные шлюпки и плоты запаса одеял.

6. Расписание по тревогам должно быть составлено старшим помощником капитана и утверждено капитаном до выхода судна в море. Если после составления расписания происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения в расписание по тревогам изменений, капитан должен либо внести в него исправления, либо составить новое расписание. Экземпляры расписания должны вывешиваться на ходовом мостике, машинном отделении, жилых помещениях судового экипажа.

7. Форма расписания по тревогам для пассажирских судов должна быть одобренного типа.

При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партий (группы), утверждаемое капитаном. Расписание ежедневно корректируется старшим помощником капитана с учетом наличия членов судового экипажа на борту судна и состава вахты и вывешивается на видном месте у трапа. Лица, включенные в расписание, должны быть извещены о их обязанностях в случае тревоги.

Устанавливаются следующие расписания по судовым тревогам:

· Расписание по общесудовой тревоге (в том числе по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и т.д.);

· Расписание по шлюпочной тревоге при оставлении судна;

Для отработки практических навыков судового экипажа по действиям в аварийных ситуациях на судах должны регулярно проводиться учебные тревоги (учения) по борьбе с пожаром, водой, по оставлению судна.

Порядок проведения тревог, подаваемые сигналы, расстановка и действия людей, осуществление организационно-технических мероприятий и принимаемые при этом действия (меры), предусмотрены соответствующими международными конвенциями и национальными нормативно-распорядительными документами. Тренировки и практические учения экипажа должны проводиться с учётом их требований и рекомендаций.

Другие судовые расписания.Капитан судна в целях безопасности, если сочтёт нужным, может вменить дополнительные обязанности отдельным лицам, либо всему экипажу, по осуществлению определённых, по его мнению наиболее эффективных мер на случай нахождения судна в опасном для плавания районе (навигационные опасности, зона военных действий, районы неблагополучные в отношении незаконной миграции местного населения и т.д.), или на случаи пребывания судна в экстремальных условиях (шторм, обледенение, выпадение химических или радиационных осадков и другие), либо на любой другой непредвиденный случай (остановка главного двигателя, подвижка груза, необходимость осуществления спасательных операций и другие).

Каждый член экипажа судна должен иметь каютную карточку - выписку из Расписания по тревогам, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге.

Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой каж­дого члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты. Формат каютной карточки 210x197 мм.

У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из каждой пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора пассажиров по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой закреплены пассажиры кают по шлюпочной тревоге; иллюстрированная краткая инструкция по приемам надевания спасательных жилетов с указанием места их постоянного хранения и пользованию спасательными кругами.

Каютные карточки должны быть выполнены на русском и анг­лийском языках (или на другом языке, если судно занято пере­возкой пассажиров одной национальности). Формат каютной карточки пассажиров 297 x 420 или 210 x 297 мм.

Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно, вывешивается на видном месте у трапа, оно определяет обязанности и действия состава стояночной аварийной партии (группы) по борьбе с пожаром, водой, утечкой газа и т.п.

Каютная карточка (образец) Обязанности по тревогам Судовой номер:__28____ Место сбора:__СП 4 КОРИДОР САН. КАЮТЫ Каюта №______
Виды тревог Обязанности по тревогам
Общесудовая тревога СП 4 Коридор сан. каюты. Санитар
При пробоине СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При пожаре СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При прорыве аммиака Санитар. Действую по по приказанию
При оставлении судна Плот №12 Доставляю на плот продовольствие и воду
Тревога “Человек за бортом” Санитар. Действую по по приказанию

Старший помощник капитана:_______________________________________________

1) Капитан– лицо, командующее судном.

2) Старший помощник капитана – лицо комсостава, следующее по должности после капитана, на которое возлагается командование судном в случае неспособности капитана командовать судном.

3) Помощник капитана – означает лицо комсостава, квалифицированное в соответствии с положениями Конвенции ПДМНВ.

4) Старший механик – старший по должности механик, ответственный за силовую установку и эксплуатацию и техническое содержание механических и электрических установок на судне;

5) Второй механик – механик, следующий по должности после старшего механика, на которого возлагается ответственность за силовую установку и эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок судна в случае неспособности старшего механика нести такую ответственность.

6) Механик– лицо комсостава, квалифицированное в соответствии с положениями Конвенции.

7) Лицо рядового состава – член экипажа судна, не являющегося лицом командного состава.

· Капитан - осуществляет на судне единоличную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей должности.

Обеспечение безопасности экипажа, судна и его груза является главной обязанностью капитана судна, невыполнение которой влечет за собой его ответственность.

Капитан обязан досконально знать свое судно, он должен осуществлять еженедельный обход всех жилых, служебных, рабочих, санитарных помещений судна, включая кладовые, помещения для отдыха экипажа и курительные помещения.

При смене капитана сдача и прием судна производятся по указанию судовладельца. Прием и сдачу судна капитан осуществляет лично.

· Старший помощник капитана (СПКМ) замещает капитана в его отсутствии на судне, он является и начальником Службы эксплуатации судна и возглавляет руководство вахтенной службой на мостике судна.

· Второй помощник капитана – несет ответственность за несение установленной навигационной вахты; эффективное выполнение обязанностей руководителя Службы быта; эффективное выполнение обязанностей руководителя Медико-санитарной службы судна, включая поддержание судна в должном санитарном состоянии, заведует электронавигационными приборами, а также судовой канцелярией;

· Третий помощник капитана – непосредственно подчиняется старшему помощнику капитана, при необходимости 3 ПКМ заменяет 2 ПКМ.

3 ПКМ несет ответственность за: эффективное замещение 2 ПКМ в необходимых случаях; несение установленной навигационной вахты; эффективный контроль над судовым пожарным оборудованием на палубе и в жилых помещениях; эффективный контроль за судовыми спасательными средствами.

§ Четвертый помощник капитана – 4 ПКМ несет ответственность за, документы экипажа, а также за подготовку документов на приход в порт и на выход из порта.

§ Старший механик относится к старшему командному составу судна, непосредственно подчиняется капитану и является его заместителем по технической эксплуатации.

§ Электромеханик-подчиняется старшему механику и является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа. ЭМХ отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние всего судового электрооборудования.

§ Боцман подчиняется старшему помощнику, является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа и руководителем работ по корпусной части.

Боцман обеспечивает техническое обслуживание и надлежащее содержание:

1. Корпуса палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных и приемных труб, рангоута, такелажа, трапов и штормтрапов.

2. Рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств с их техническими средствами (кроме механической и электрической частей этих средств.)

3. Спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и др. технических средств своего заведования.

1. Выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств.

2. Составлять план работ по корпусной части и представлять его на утверждение старшему механику.

3. Принимать участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

4. Вести установленную документацию по своему заведованию.

Судовые службы

Вахтенная служба (вахта) на судне является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте.

Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы – на старшего помощника капитана и старшего механика.

Служба эксплуатацииобеспечивает безопасное судовождение, а также выполнение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна.

Служба эксплуатации включает:

Штурманскую службу в составе всех помощников капитана; СПКМ является одновременно и начальником штурманской службы;

Служба технической эксплуатацииобеспечивает техническую эксплуатацию судовых технических средств и корпуса судна.

Служба технической эксплуатации включает:

1) Судовых механиков и помощников механика;

2) Судового электромеханика;

4) Членов рядового состава палубной и машинной команды.

Служба бытаобеспечивает обслуживание экипажа судна.

На грузовых судах служба быта включает следующих специалистов:

1. Шеф-повар, 2.Второй повар (повар/пекарь) 3.Буфетчик

Распорядок дня. Часы работы и отдыха судового экипажа.

Распорядок дня. Вахтенное расписание.

07:00 Подъём
07:30 Завтрак
08:00-09:45 Рабочее время
09:45-10:00 Перерыв
10:00-12:00 Рабочее время
12:00-13:00 Обед
13:00-14:30 Рабочее время
14:30-14:45 Перерыв
14:45-15:30 Рабочее время
15:30-16:00 Чай
16:00-17:00 Рабочее время
19:30-20:00 Ужин

00:00-04:00 12:00-16:00 2 ой помощник капитана
04:00-08:00 16:00-20:00 3 ий помощники капитана
08:00-12:00 20:00-24:00 4 ый помощник капитана

Основные положения.

Форма “Часы Периода Отдыха – Овертайма” создана на основе правил

Конвенции МОТ (ILO 180) – “Часы Работы” - и Коллективного Трудового Договора для флота Компании. Некоторые суда, такие как суда третьих сторон, могут работать согласно требований ПДМНВ 95.

Использование комбинированной формы уменьшает время, необходимое на заполнение документации на часы работы и Овертайма.

Это также позволит посылать этот отчет в Компанию для контроля требуемых периодов отдыха. Этот контроль часов отдыха офисом требуется Нефтяными Компаниями.

Часы работы, согласно правилам конвенции МОТ (ILO 180).

Каждый член экипажа должен иметь минимум 10 часов отдыха в течение любого 24 - часового периода и 77 часов в течение любого 7-дневного периода.

Часы отдыха могут быть разделены не более чем на два периода, один из которых должен быть длительностью, по меньшей мере, 6 часов, и интервалы между двумя такими двумя последовательными периодами не должны превышать 14 часов.

В отношении ситуаций, когда моряк, о котором идет речь, обеспечивает безвахтенное обслуживание машинного отделения, тогда он должен иметь адекватный компенсирующий период отдыха, если нормальный отдых потревожен вызовами на работу.

Ничто в этой Конвенции не лишает капитана полномочий потребовать от члена экипажа выполнять работы любой продолжительности в случае угрозы безопасности судну, людям на борту или грузу либо в целях оказания помощи другим судам или людям в море. В соответствии с этим, капитан может прервать очередной период отдыха, необходимый в обычных условиях, до тех пор, пока нормальные условия не будут восстановлены. Как только нормальная ситуация будет восстановлена, члены экипажа, выполнявшие работу в течение их периода отдыха, должны получить адекватные периоды отдыха.

Как правило, эти часы работы сверх нормальных условий должны быть записаны как “часы отдыха”.

На судне устанавливается следующий примерный распорядок дня (см. табл. 1).

Капитану предоставляется право применительно к конкретным условиям работы судна изменять вышеприведённый распорядок дня.

Таблица 1. Распорядок дня на судне

Распорядок дня

Судовое время, часы, мин.

Основными расписаниями по организации службы на судах являются:

- расписание по заведованиям;

- расписание вахт и судовых работ;

- распорядок дня на судне;

- расписание по приборкам;

- расписание по тревогам.

Все расписания (за исключением штатного) составляет старший помощник капитана (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате – капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию. Расписания утверждает капитан судна.

ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО СУДНА

ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ

Все суда можно классифицировать по нескольким основным признакам.

По назначению:

- транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские);

- промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие);

- научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические);

- учебные и спортивные;

- специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные);

- судоремонтные (плавмастерские, подъёмные краны и доки);

- служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные);

- спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры);

- технические (грунтовозы, дноуглубители).

По району плавания:

- морские (дальнего, неограниченного, прибрежного);

- внутреннего плавания (речные, озёрные);

- смешанного плавания (река – море).

По способу движения:

По типу главного двигателя:

- теплоходы (двигатель внутреннего сгорания);

- пароходы (паровая машина);

- турбоходы (паровая турбина);

- газотурбоходы (газовая турбина);

- дизель-электроходы (электрические установки, получающие энергию от двигателя внутреннего сгорания);

- электроходы (электрические установки, получающие энергию от турбины), атомоходы (атомная энергетическая установка).


Рис. 4. Самоходные суда различного назначения.

По способу поддержания на воде:

- на подводных крыльях;

- на воздушной подушке;

По типу движителя:

- с крыльчатым движителем;

- водомётным или роторным движителем;

По материалу корпуса:

- из лёгких сплавов;

По архитектурно-конструктивному типу:

- одно – и двухкорпусные;

- одно – и многопалубные;

- с кормовым, средним и промежуточным расположением машинного отделения.

По количеству валов:

- двухвальные и т.д.

СУДОВЫЕ РАСПИСАНИЯ

На судне устанавливается следующий примерный распорядок дня (см. табл. 1).

Капитану предоставляется право применительно к конкретным условиям работы судна изменять вышеприведённый распорядок дня.

Таблица 1. Распорядок дня на судне

Распорядок дня

Судовое время, часы, мин.

Основными расписаниями по организации службы на судах являются:

- расписание по заведованиям;

- расписание вахт и судовых работ;

- распорядок дня на судне;

- расписание по приборкам;

- расписание по тревогам.

Все расписания (за исключением штатного) составляет старший помощник капитана (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате – капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию. Расписания утверждает капитан судна.




ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО СУДНА

ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ

Все суда можно классифицировать по нескольким основным признакам.

По назначению:

- транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские);

- промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие);

- научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические);

- учебные и спортивные;

- специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные);

- судоремонтные (плавмастерские, подъёмные краны и доки);

- служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные);

- спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры);

- технические (грунтовозы, дноуглубители).

По району плавания:

- морские (дальнего, неограниченного, прибрежного);

- внутреннего плавания (речные, озёрные);

- смешанного плавания (река – море).

По способу движения:

По типу главного двигателя:

- теплоходы (двигатель внутреннего сгорания);

- пароходы (паровая машина);

- турбоходы (паровая турбина);

- газотурбоходы (газовая турбина);

- дизель-электроходы (электрические установки, получающие энергию от двигателя внутреннего сгорания);

- электроходы (электрические установки, получающие энергию от турбины), атомоходы (атомная энергетическая установка).

Глава XV. ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА, ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ, РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ЭКИПАЖА СУДНА И ОСОБЫЕ ПРАВИЛА | Распорядок дня


ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА, ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ, РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ
ЭКИПАЖА СУДНА И ОСОБЫЕ ПРАВИЛА


Распорядок дня

487. На судне устанавливается следующий типовой распорядок дня:

Для лиц, не несущих вахт и работающих в службе (группе) технического обслуживания, на ходу отводится для приема пищи время завтрака с 7.30 до 8.00, обеда с 12.00 до 12.30, вечернего чая с 15.30 до 16.00.

Капитану в необходимых случаях предоставляется право применительно к конкретным условиям работы судна изменять указанный распорядок дня по согласованию с судовым комитетом профсоюза.

График работы повара, буфетчика и дневального утверждается капитаном.

Пользование судовыми шлюпками

488. На каждой судовой шлюпке, отходящей от борта, должен быть командир, назначенный из лиц командного состава, и моторист на моторных шлюпках.

Командир и моторист должны иметь соответствующую квалификацию (права).

Шлюпка должна быть укомплектована положенным числом гребцов и иметь установленное снабжение.

Все лица, находящиеся на шлюпке, должны иметь при себе индивидуальные спасательные средства.

Спуск шлюпок на воду и их использование допускаются только по разрешению капитана или лица, его заменяющего.

489. Командир шлюпки отвечает за:

(01) укомплектование ее предметами снабжения в соответствии с правилами Регистра СССР;

(02) соблюдение норм грузоподъемности шлюпки;

(03) соблюдение порядка лицами, находящимися в шлюпке, и наличие в ней индивидуальных спасательных средств;

(04) соблюдение правил МППСС, местных и портовых правил.

490. Командир шлюпки имеет право отойти от борта судна только с разрешения вахтенного помощника капитана и обязан по возвращении шлюпки доложить ему о прибытии.

491. Судовая шлюпка должна нести Государственный флаг Союза ССР.

492. Настоящим Уставом судовые помещения подразделяются на служебные, жилые и общего пользования.

К служебным относятся помещения, предназначенные для размещения и обслуживания технических средств, медицинского обслуживания, хранения грузов и судовых запасов, выполнения различных судовых и ремонтных работ, помещения пищеблока, а также пассажирские помещения.

К жилым помещениям относятся помещения, в которых размещается судовой экипаж.

К помещениям общего пользования относятся помещения, предназначенные для приема пищи, отдыха, проведения культурно-массовых мероприятий и санитарно-гигиенические.

493. Экипаж судна размещается в жилых помещениях согласно установленному для каждого типа судна расписанию.

494. Для поддержания порядка и соблюдения условий гигиены старший помощник капитана совместно с судовым врачом производит систематический осмотр жилых помещений команды и помещений общего пользования.

495. Запрещается хранение в жилых помещениях взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и опасных в пожарном отношении веществ и материалов, а также пользование электронагревательными приборами.

При уходе из жилых помещений члены экипажа обязаны выключать освещение и вентиляторы.

496. Ключи от кают хранятся у лиц, занимающих их; второй комплект ключей с занумерованными бирками должен находиться на хранении в месте, определенном старшим помощником капитана. Доступ во все запираемые помещения судна должен быть обеспечен в любое время суток согласно положениям Наставления по борьбе за живучесть судна.

497. Во время тревог, осмотров и проверок каюты и другие жилые помещения должны быть прикрыты, но не закрыты на замок.

498. Кают-компания на судне является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи лицами командного состава.

Старшим лицом в кают-компании является капитан, а в его отсутствие - старший помощник капитана.

499. В каждом отдельном случае с разрешения капитана или старшего помощника капитана в кают-компанию могут быть приглашены в качестве гостей лица, не принадлежащие к составу экипажа судна.

Для приглашений, имеющих официальный характер, должно быть испрошено разрешение капитана.

500. На судах в специально отведенных помещениях или в столовой команды организуют уголки (клубы), в которых проводятся культурно-массовая работа, игры и развлечения.

501. Красный уголок (клуб) находится в ведении заведующего, избираемого общим собранием членов судового экипажа. Весь инвентарь и имущество красного уголка (клуба) является судовым инвентарем и находится на ответственном хранении заведующего красным уголком (клубом).

502. В кают-компании и в столовых, а также в красном уголке (клубе) и в других помещениях общего пользования всякие развлечения, игры, демонстрация фильмов, музыка и танцы должны быть прекращены не позднее 23 часов, за исключением случаев, когда по разрешению капитана установлено иное время.

Обеспечение санитарного состояния судна

503. Весь экипаж судна должен выполнять санитарные правила в части содержания в чистоте судовых помещений, личной гигиены, опрятного содержания коек, белья, одежды и обуви.

504. Порядок уборки помещений и палуб определяется старшим помощником капитана совместно с судовым врачом с учетом требований Санитарных правил для морских судов СССР. Уборка производится экипажем в соответствии с обязанностями, установленными настоящим Уставом и правилами перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и обслуживания пассажиров на судах и в портах Министерства морского флота СССР, а также правилами внутреннего распорядка.

505. Для содержания судна и всех помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями производятся ежедневные утренние уборки и не реже одного раза в месяц санитарный аврал.

Санитарный аврал производится под руководством старшего помощника капитана и судового врача.

506. Ежедневные уборки в кают-компании и в столовых должны заканчиваться ко времени подачи завтрака.

На пассажирских судах к этому времени должна быть закончена уборка пассажирских палуб. Классные помещения, салоны, проходы, внутренние трапы, умывальники и гальюны убираются командой пассажирской службы под общим наблюдением помощника капитана по пассажирской части.

507. Смена постельного белья членов экипажа должна производиться регулярно.

Стирка белья и рабочей одежды экипажа должна производиться в судовых прачечных, а где их нет - в специально отведенных старшим помощником капитана местах.

Порядок приема пищи

508. Прием пищи всеми лицами судового экипажа производится в установленное распорядком время.

Перед раздачей пищи судовой врач, а на судах, где нет врача, - старший помощник капитана снимает пробу приготовленной пищи.

509. Для приема пищи лицами командного состава на судне оборудуется кают-компания. На судах, где нет кают-компании, отводятся столы для командного состава в общей столовой экипажа или в пассажирском обеденном салоне. Для судовой команды оборудуются столовые.

510. Весь экипаж судна должен являться в кают-компанию или столовую для приема пищи в точно установленное время в чистой и опрятной одежде.

В часы, не отведенные по распорядку дня, прием пищи разрешается лицам, находившимся на вахте или исполнявшим неотложные судовые работы или служебные поручения.

511. В кают-компании все лица садятся за стол для приема пищи с разрешения капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана. Окончившие прием пищи встают из-за стола с разрешения капитана (старшего помощника капитана).

512. Пища в каюту подается лишь капитану по его требованию, а также больным по указанию врача или, в его отсутствие, старшего помощника капитана.

513. Старшим лицом, отвечающим за порядок в столовой команды, назначается боцман.

514. На судне запрещается:

(01) курить в не отведенных для этого местах, а также во время тревог и учений;

(02) выносить какие-либо вещи с судна без разрешения вахтенного помощника капитана;

(03) перевозить на судне без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа;

(04) отвлекать неслужебными разговорами лиц, несущих вахту;

(05) держать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры либо закрывать их цветными шторами;

(06) выбрасывать за борт мусор, пищевые отходы и откачивать нефтепродукты и загрязненную ими воду;

(07) играть в азартные игры.

515. Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только по разрешению капитана или старшего помощника капитана.

Наблюдение за безопасностью проведения указанных мероприятий должно возлагаться на одного из помощников капитана.

Читайте также: