Обж 5 класс первая помощь при различных видах повреждений краткий конспект

Обновлено: 05.07.2024

Основы безопасности жизнедеятельности

Ознакомление учащихся с понятиями: первая помощь при различных видах повреждений: ссадины, потертости, раны.

Развитие логического мышления, навыков работы с научным текстом, коммуникативных навыков, навыков практического применения полученных знаний.

Воспитание культуры грамотной работы с текстом, стремления вести здоровый образ жизни, дисциплинированности.

Умение правильно оказывать первую помощь при различных видах повреждений

Понимание значения терминов первая помощь при различных видах повреждений: ссадины, потертости, ранения.

Умение находить информацию в научном тексте, работать в паре, группе, в экстремальной ситуации.

Понимание значения умения оказывать первую помощь при различных видах повреждений.

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал;

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД познавательные коммуникативные регулятивные

Самоопределение к деятельности и актуализация знаний

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок

Отвечают на приветствие учителя, контролируют готовность к уроку. Смотрят, друг другу в глаза, улыбаются, желают удачи.

Умение организовывать и планировать учебное сотруднче-ство с учителем.

  1. Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе по его мере необходимости.

Отвечают на вопросы

Определение темы урока. Целеполагание.

Знание правил личной гигиены

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

  1. Формулировка темы и цели урока, мотивация учебной деятельности

Помогает учащимся сформулировать тему урока. Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Предлагает задания и побуждает к формулированию учебных целей и задач

Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь Ставят перед собой цели.

Проявление познавательных интересов и активности в данной области

Целеполагание как постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Предлагает выполнить задание

Предлагает самостоятельно изучить способы оказания первой помощи в учебнике

Соотнесите виды повреждений с их признаками

Изучают материал учебника

Усвоение видов повреждений, их признаков

Усвоение способов оказания первой помощи

Контроль за процессом деятельности и ее результатом

Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, главного и второстепенного

Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал.

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Предлагает отработать практические навыки оказания первой помощи в парах

Работают в парах по инструкции

Умение оказать первую помощь

Развитие коммуникативных навыков. Организация собственной учебной деятельности.

6. Динамическая пауза

Предлагает выполнить разминку

Углубление сформированных компетенций

8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Итак, что надо учитывать при оказании первой помощи при повреждениях?

Как обрабатывается рана при ссадинах? Смазываем ли мы ее зеленкой? Почему? А чем надо смазывать ее?

Задает домашнее задание

Заполнить таблицу в учебнике на стр.

Отвечают на вопросы

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью

9. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Побуждает учащихся к рефлексии, формулировке выводов

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- У вас на столе есть карта для оценки своей работы . Как бы вы оценили свою работу?

Предлагаю вам продолжить фразу:

- Сегодня я узнал …

- Сегодня я научился

Формирование адекватной самооценки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

План - конспект Цель урока: Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение накладывать повязки, жгут, иммобилизац.


Методическая разработка интегрированного урока ОБЖ и английского языка для учащихся 5 класса по теме "Первая медицинская помощь при различных видах повреждений"

Данный урок разработан в соответствии с программой интегированного курса ОБЖ на английском языке для учащихся 5 класса. Цели урока: 1.формировать лексические навыки говорения; 2.развив.

урок по биологии 8 класс на тему "Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета".

Урок разработан по новым стандартам (фгос). Данный урок предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на уроке организуется его мот.


Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"

Интегрированный урок по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока: сравнить сердечно.


Урок-практикум по биологии на тему "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

Урок-практикум по биологии на тему:"Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений" Цель: систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”Об.

Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы".
"Оказание первой помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата", биология, 8 класс

Оказание первой помощи при различных травмах и состояниях – это неотложный порядок действий до оказания медицинской помощи, который направлен на устранение фактора, несущего угрозу жизни или здоровью пострадавшего, на снятие боли и на сведение к минимуму риска осложнений.

1. Раны

Если рана сильно кровоточит, то сначала надо остановить кровотечение. Рану сверху накрыть чистой марлей, перевязать всю рану бинтом. Если в распоряжении имеется настойка йода, спирт этиловый, то кожу вокруг раны сначала дважды или трижды протереть марлей или ватой, смоченной этим раствором.

2. Ушибы

При ушибе необходимо наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег или лед в целлофановом пакете) на ушибленное место.

3. Растяжения связок

При растяжениях связок необходимо наложить тугую повязку, холод.

4. Вывихи

При вывихе надо создать конечности максимальный покой. Вправлять вывихи должен только медицинский работник.

5. Переломы

При переломах наложить шину (например, из доски, фанеры, палок, картона), зафиксировать два ближайших сустава. При открытых переломах, перед тем как наложить шину, надо наложить стерильную по­вязку на рану. Даже при подозрении на перелом фиксация конечности обязательна.

6. Ожоги

При термическом ожоге надо устранить причину, вызвавшую ожог, про­мыть место ожога холодной водой (при ожоге без нарушения целостности ожоговых пузырей), наложить стерильную повязку, при возможности положить снег, лед или иной холод на 15-20 минут.

В случае химического ожога необходимо обильно промыть место ожога холодной водой или моло­ком, мочой, мыльной водой, слабым раствором питьевой соды.

7. Отморожения

При отморожении необходимо медленное и постепенное согревание пострадавшего (перенос в теплое помещение), наложение повязок, обильное теплое питье (чай, кофе), принуждение к движению.

8. Электротравмы

При электротравме необходимо соблюдая меры личной безопасности, пре­кратить действие тока на организм (например выключить рубильник, вывернуть предохранительные пробки на щите, оттянуть провод сухой деревянной палкой, сухой веревкой или оттащить пострадавшего, используя при этом диэлектрические перчатки или подручные изолирующие средства: сухую веревку, палку, доску, прорезиненный плащ, резиновый коврик). На область ожога наложить сухую повязку, обеспечить пострадавшему полный покой и вы­звать врача.

В случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса необходимо расстегнуть одежду, начать искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения.

9. Обморок

В случае обморока необходимо уложить пострадавшею в горизонтальное положение, приподнять ноги, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, лицо обрызгать холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт или уксус на ватке, натереть этими средствами виски, надавить болевую точку под носом или помассировать ее.

10. Тепловой (солнечный) удар

При тепловом (солнечном) ударе перенести пострадавшего в тень, рас­стегнуть одежду и уложить с приподнятой головой, наложить на голову холодный компресс, напоить холодной водой. Применить холодное обертывание (например, мокрой простыней). При необходимости про­вести наружный массаж сердца и искусственную вентиляцию легких.

11. Отравления

При пищевом отравлении, отравлении разными ядами необходимо удалить вещества, вы­звавшие отравление (промывание желудка, обильное питье, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцами).

При отравлении алкоголем очистить полость рта от рвотных масс. Удалить остатки алкоголя из желудка (промывание желудка водой до тех пор, пока рвотные массы перестанут пахнуть алкоголем, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцем), обильное питье.

12. Отравление угарным газом

При отравлении угарным газом необходимо соблюдая меры личной безопасности и используя средства индивидуальной защиты дыхания (например смоченный водой носовой платок), прекратить воздействие газа, обе­спечить доступ свежего воздуха, холодное обливание головы, вдыхание нашатырного спирта. При потере сознания и нарушении сердечной деятельности провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца.

13. Укусы

При укусах змей, насекомых, бешенных животных необходимо уложить пострадавшего с приподнятой конечностью, дать обильное питье, срочно доставить в ближайшее лечебное учреждение для принятия специальных мер.

14. Остановка кровотечения

Для остановка кровотечения при венозном кровотечении необходимо приподнять конечность пострадавшего, наложить на рану давящую повязку (индивидуальный перевязочный пакет или бинт, вату, марлю).

Остановку артериального кровотечения осуществлять (не снимая одежды) либо прижатием пальцем артерии к кости на конечности выше места повреждения (на шее и голове прижатием ниже раны или самой раны), либо наложением кровоостанавливающего жгута (платка, ремня) или давящей повязки выше раны поверх рубашки, брюк. До наложения жгута поврежденную конечность следует держать в приподнятом по­ложении. Под жгут вложить записку о времени его наложения. Время, на которое может быть наложен жгут, не должно превышать 2 часов в летнее время и 1-1,5 часа в зимнее.

15. Засорение глаз

При засорении глаза его следует немедленно промыть водой или двухпроцентным раствором борной кислоты. Го­лову пострадавшего кладут на противоположную засоренному глазу сторону и направляют струю воды или раствора от наружного угла засоренного глаза к носу, прикрыть глаз стерильной повязкой. Тереть глаз воспрещается.

Ежедневно человек подвергается множеству опасностей, которые могут стать причиной появления травм, ожогов, вывихов и прочих увечий. Чаще всего более опасных последствий от ранений можно избежать, если знать, как правильно оказывать первую помощь при травмах.


Травма – это нарушение целости и функций тканей (органа) в результате внешнего воздействия.

По характеру повреждающего фактора различают: механические, термические, химические, физические, психические травмы.

Травмы бывают разных видов и степеней.

Самые частые травмы — механические. Они бывают:

  • открытые, когда происходит повреждение кожного покрова и возникает кровотечение;
  • закрытые, внутренние травмы, которые не видны снаружи.

Следующий вид — физические, они появляются после удара электрическим током или же после воздействия температуры (ожог или переохлаждение).

Химическую травму можно получить при контакте кожи с веществом (уксусная кислота, едкие щелочи, фенол и т.д.).

Оказание первой помощи при травмах — это неотложный порядок действий, который направлен на устранение фактора, несущего угрозу жизни или здоровью пострадавшего, на снятие боли и на сведение к минимуму риска осложнений.

Растяжения сухожилий и связок происходят, когда движение конечности было резким, с большой амплитудой и в неестественном направлении. Часто страдает голеностоп во время бега или неосторожной ходьбы. Основной показатель этой травмы — боль и отек в области сустава, но при этом его движение возможно.

Если произошел разрыв связки, через несколько дней возникнет кровоподтек.

Первая неотложная помощь при разрыве связок:

  1. Обеспечивают покой и неподвижность конечности, при этом желательно держать ее приподнятой, чтобы не развивался отек.
  2. По мере возможности каждые полчаса на 15 минут прикладывать лед. Делать это следует осторожно, чтобы не нарушить кровообращение.
  3. Сустав фиксируется эластичным бинтом или трубчатой компрессионной повязкой.
  4. Пострадавшему дается обезболивающее лекарство.

В течение нескольких дней после растяжения нежелательно двигать суставом, массировать поврежденную область и перегревать ее.

Вывих происходит, когда кость в суставе выходит из нормального положения. Это может произойти при неудачном падении на вытянутую руку, неправильно повернутую ногу и даже при интенсивном зевании (вывих челюсти).

Распознать его можно:

  • от сильной боли в суставе (длится несколько часов);
  • по затруднению движения конечностью;
  • по внешнему неестественному виду сустава и отечности в этом месте;
  • от возможной потере чувствительности;
  • по хлопку во время вывиха.

Неотложная помощь при вывихах производится в строгом порядке:

  1. Предоставить покой пострадавшему, убедить его не двигать конечностью.
  2. Что-нибудь холодное завернуть в ткань и приложить на 20 минут к месту вывиха.
  3. Дать обезболивающее.
  4. Вызвать скорую или самостоятельно доставить человека в больницу при условии, чтобы конечность оставалась неподвижной.

Перелом – нарушение целостности кости при внезапном воздействии силы, превосходящей упругость костной ткани и приложенной как непосредственно в месте повреждения, так и вдали от него. При переломах практически всегда возникает повреждение прилегающих к кости мышечных волокон, окружающих сосудов, нервов. При нарушении целости кожи под воздействием травмирующего предмета или острого обломка кости образуется открытый перелом. Если целость кожи не нарушена, то перелом называют закрытым

При оказании первой медицинской помощи при переломах следует предпринять следующие действия:

  • пострадавшему необходимо наложить на поврежденную конечность тугую фиксирующую повязку, используя в качестве шины любые подручные средства, такие как твердый картон, палки, дощечки и многое другое. Шины необходимо накладывать с нескольких сторон, например, на передней поверхности травмированных рук или ног и сбоку, таким образом, максимально эффективно предупреждается любое нежелательное движение на месте перелома.
  • при наложении фиксирующей повязки необходима прокладка из мягкого материала, например из ваты. Сама повязка должна туго фиксироваться бинтом. Повязка должна захватывать, по крайней мере, два сустава поврежденной конечности, а именно суставы находящиеся выше и ниже мест перелома кости.
  • при переломе бедра нужно чтобы пострадавший обязательно был в горизонтальном положении.
  • в случае открытого перелома, в первую очередь следует остановить кровотечение, наложив на рану тугую стерильную повязку и твердо зафиксировать травмированную часть тела.

Категорически запрещено вправлять в отрытую рану части раздробленных костей, самостоятельно удалять из раны инородные тела, глубоко погруженные в нее.

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы

Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение; 2) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки; 2) пальцевым прижатием артерии; 3) прямым давлением на рану; 4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее):

1) провести осмотр головы; 2) провести осмотр шеи; 3) провести осмотр груди; 4) провести осмотр спины; 5) провести осмотр живота и таза; 6) осмотр конечностей; 7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки; 8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); 9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); 10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); 11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела

Для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий.

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать психологическую поддержку

Наличие сознания, дыхания и кровообращения

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Читайте также: