Составление предмета из треугольников в старшей группе конспект занятия
Обновлено: 05.07.2024
Используемые методические приёмы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений, здесь математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Актуальность заключается в том, что основной упор для расширения представлений отводится самостоятельному решению детьми поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности его решения. В образовательную деятельность включены различные методы, которые способствуют не только обогащению математическими представлениями, но и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы), что позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Сформированные познавательные навыки закрепляются в дидактических играх, в различных конструктивных заданиях. В процессе образовательной деятельности используются: загадка, динамическая пауза в стихах, дошкольникам предлагается объяснить ход решения логических математических задач, что способствует и их речевому развитию.
- воспитательные: - воспитывать доброту, отзывчивость, сопереживание у детей старшего дошкольного возраста.
Планируемые целевые ориентиры:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструктивной деятельности;
- способен договариваться, учитывать интересы других;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в конструировании;
- достаточно хорошо владеет устной речью, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
- интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики.
- знакомство со средой обитания аквариумных рыбок, их строением;
- загадывание загадок о рыбах;
- упражнение в счёте в пределах 6, ориентировка в пространстве;
- знакомство с правилами конструировать из равнобедренных треугольников.
Технологии: игровые, технология свободного выбора, здоровье сберегающие, обучение в сотрудничестве (работа в паре, в группах).
приемы, возможные виды деятельности
Психологический настрой, 1 мин
Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребёнка, установление слухового контакта.
Приветствует детей, предлагает встать в круг и взяться за руки.
Встают в круг, берутся за руки, смотрят друг на друга, улыбаются и желают удачи.
Создан психологический настрой к деятельности
Организация направленного внимания.
Обращает внимание на рисунки аквариумных рыб.
Рассматривают картинки, задают вопросы, делятся впечатлениями
Организовано внимание детей на предстоящую деятельность
Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах
Дети сочувствуюсказочному герою. Отвечают на вопросы, предлагают варианты, как можно помочь Леопольду.
Высказывают предположения о том, что будут делать.
Сюрпризный момент: появление игрушки кота Леопольда
Сформированы представления о предстоящей деятельности и цели
Актуализация имеющихся знаний и
представлений о геометрических фигурах. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.
Предлагает вспомнить предварительную работу.
Какие рыбки живут в аквариуме? Из каких фигур мы их делали?
Кто назовёт правила конструирования из равнобедренных треугольников?
Отвечают на вопросы, выбирают каждый свою схему изготовления рыбки
Рассматривание, исследование, игра
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в повторе пройденного материала.
Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений,
Закрепление знаний, полученных на предварительном этапе подготовки
Играют в игру, соотносят количество рыбок на карточке с цифрой в обруче
Соотносят количество с цифрой.
Динамическая пауза, 1-2 мин
Смена вида деятельности,
Проговаривают слова, делают движения по тексту.
Эмоционально-физическая разгрузка. Обеспечена потребность детей в движении, развита координация движений в соответствии с текстом.
Овладение способами конструирования из геометрических фигур, применение знаний,
навыков и умений при наклеивании фигур
Организует работу в группах, группах
Отвечают на вопросы, ввзаимооценка работ
Отвечают на вопросы поискового характера, взаимоконтроль, взаимооценка.
Закрепили и расширили представления об аквариумных рыбках, овладевают ориентацией на листе бумаги.
Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.
Организует рефлексию с карточкам-рыбки трёх цветов: желтую зовут-Хорошо, оранжевую- Очень хорошо, красную-Отлично.
Подводит итоги и высказывает своё мнение.
Выбирают рыбку определённого цвета, называют её имя, вспоминают цель, дают оценку.
Беседа, сигналы – разноцветные рыбки
Формируются навыки самоконтроля и коррекции деятельности
Закрепление полученных и имеющихся представлений
Формирование умений слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию НОД.
Закрепляет то, что сегодня делали, выясняет, улучшилось ли настроение Леопольда, благодарит детей от имени кота, формирует интерес будущему НОД.
Отвечают, рассуждают, делают выводы, закрепляют результат.
НОД, сформирован интерес к будущему виду деятельности
Список использованной литературы
1. Психологический настрой.
Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи! (Дети встают в круг, берутся за руки, после слов воспитателя - смотрят друг на друга, улыбаются и желают удачи.)
На полу лежат обручи, в них цифры от 1 до 6. На столе лежат карточки с нарисованными на них рыбками от 1 до 6 рисунком в.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Автор: Ерохина Наталья Анатольевна
Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест
Цель
Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую, конструкторскую деятельность.
Задачи
Расширять представления о геометрических фигурах (треугольнике).
Стимулировать детей на:
- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
- желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.
Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
Формировать умение анализировать простое изображение, мысленно расчленяя его на составные части (геометрические фигуры); видоизменять фигуру путем собирания её из треугольников; свободно перемещать фигуры на плоскости с целью получения новой фигуры.
Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, переносить приобретенные умения в новые условия.
Планируемый результат:
проявление интереса к конструкторской, познавательной, исследовательской деятельности;
самостоятельность в исследовании геометрических фигур;
активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
· готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;
НОД
Воспитатель: ребята, в каком городе мы живем?
Воспитатель - И я, и вы, все мы с вами живем в одной большой стране, которая называется …
Это очень необычная страна, там живут необычные жители, там живут геометрические …
Воспитатель - Хотите со мной попутешествовать в страну геометрию?
А какие геометрические фигуры вы знаете? (дети – отвечают)
Воспитатель - Но сегодня я вам предлагаю исследовать только одну из них. А вот какую, попробуйте угадать сами,
«Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды - трудные дела
Кто догадался, о какой фигуре я сказала?
Педагог выставляет на магнитной доске треугольник
Воспитатель - Интересно, а почему эту фигуру назвали треугольником?
Дети - потому что у неё три угла
Воспитатель - А чего у треугольника еще три?
Дети -три стороны
Предлагает обследовать фигуру
Воспитатель - А хотите познакомиться с ним поближе?
(Педагог каждому ребенку раздает по прямоугольному треугольнику)
Что вы можете сказать про свой треугольник?
Дети - у него тоже три угла и три стороны
Дети обследуют геометрическую фигуру.
Воспитатель – Как вы думаете, где находится длинная сторона сверху или снизу?
Воспитатель - А у вашего треугольника есть длинная сторона?
Покажите её. Проведите по ней пальчиком.
Воспитатель – Ребята, я хочу вам открыть один секрет: эти треугольники – такие непоседы. А вы знаете, кто такие непоседы?
Дети - это те, кто не может сидеть на месте
Воспитатель - Действительно. Это те, кто все время крутится и вертится. Вот и наши треугольники тоже все время крутятся и вертятся. Сейчас он стоит так, а через секунду он может стоять вот так.
Педагог поворачивает треугольник на магнитной доске .
Предлагает образец действий в пространстве с треугольником
Воспитатель - А ваши треугольники так могут? Положите свой треугольник так же, как мой.
(Педагог на магнитной доске показывает разные положения, осуществляет проверку, предлагает ребенку при необходимости сравнить с образцом, помогает, подбадривает, поощряет взаимопомощь)
Воспитатель - Наши треугольники, хоть и непоседы, но очень дружные, наверное, как и вы? А когда они вместе, начинаются треугольные чудеса! Они тут же начинают превращаться в другие геометрические фигуры. Интересно, в какую фигуру могут превратиться два треугольника? Я предлагаю вам объединиться парами и соединить свои треугольники так, чтобы у них получилась геометрическая фигура.
Воспитатель – какими сторонами вы соединили треугольники, чтобы у вас получился квадрат?
А если их соединить короткими сторонами?
Педагог на доске оставляет все три модели построения геометрических фигур.
Воспитатель - Так в какие же фигуры могут превратиться два треугольника?
Дети - квадрат, треугольник и четырехугольник
Воспитатель - Мы сейчас поиграли в треугольные догонялки, а слышали ли вы когда-нибудь треугольную сказку? А вы хотите её послушать?
Воспитатель - Тогда я приглашаю вас всех к нашей сказочной доске.
(Педагог подводит детей к магнитной доске и используя треугольники, рассказывает детям сказку).
(Педагог выставляет 4 треугольника на доску).
(Педагог выставляет на доску муравья).
«Один из треугольников предложил сделать для него… домик. «Как же мы из 4х треугольников сможем сделать для муравьишки домик? - сказали остальные трое.
А вы как думаете, ребята, это возможно?
Тогда скажите мне, из каких двух больших частей состоит дом?
Дети - корпус и крыша
Воспитатель - корпус у дома, какой формы?
Воспитатель - а крыша?
Воспитатель - Сколько треугольников достаточно, чтобы построить корпус?
Воспитатель - Значит из оставшихся двух можно сделать крышу?
И вы знаете как? Тогда я предлагаю каждому из вас сделать для муравьишке домик за столами. Сколько треугольников вам ещё нужно?
Педагог дает каждому ребенку ещё по три треугольника. Дети садятся за столы и делают для муравьишки домик.
А знаете что у меня есть книга теней, хотите посмотреть? Здесь есть разные, разные тени, есть тени домиков, а есть тени парусников. Как вы думаете, какая тень нам может подойти?
В ходе рассуждений дети приходят к выводу, что из треугольников можно сделать парусник, который в левом нижнем углу или тот, который в верхнем правом углу.
Ребята, а что можно сделать в этой ситуации?
Дети - ему нужно помочь и достроить дом
Воспитатель - Вы знаете как? Хотите построить такой большой дом? А сколько треугольников для этого понадобится? Давайте посчитаем.
Воспитатель - Но ведь у каждого из вас только по 4 треугольника. Что же делать?
Дети - нужно объединиться парами и построить дом вместе
Воспитатель - Мне нравится ваше предложение, а договариваться вы умеете? Тогда договоритесь между собой, кто будет делать корпус, а кто крышу.
Дети договариваются и парами строят дом.
Воспитатель - Да вы самые дружные строители, которых я когда-либо видела. А наша сказка продолжается. Наш путешествует по озеру, но его парусник не может плыть дальше.
Воспитатель – Вы догадались, почему он не может плыть дальше?
Дети - потому что в парусе есть дырки и ветер проходит сквозь них
Воспитатель - Что же делать?
Дети - нужно ему помочь
Воспитатель – А как?
Дети - нужно заделать дырки нашими треугольниками
Возьмите каждый по два треугольника и помогите щенку по имени Гав.
Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.
Ребята, вам понравилось играть с треугольниками?
(Педагог побуждает детей к речевой активности)
Какие чудеса вы совершили с ними? Какие фигуры вы строили? А кроме фигур? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?
С помощью треугольников вы можете показывать треугольные чудеса своим родителям и друзьям. Но не забывайте, что если вы объединитесь, то ваши постройки могут быть намного больше и интереснее.
Автор: Грабовская Ольга Ивановна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида N6 города Лебедянь Липецкой области.
Программные задачи:
Упражнять в ориентировке на плоскости; закрепить счет от 1 до 10; продолжать учить решать примеры на увеличение и уменьшение числа; развивать логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Изображение страны треугольников, ворота, замок, ключи, изображение птиц, цифры от 1 до 10, схемы для составления и решения задач.
Раздаточный материал: Картон синего цвета, треугольники.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в удивительное путешествие. В пути нам понадобится умение считать до 10, называть геометрические фигуры, обозначать число цифрой. Вы готовы?
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть
Перед нами в сказку дверь,
Открывай ее скорей!
Но на двери висит замок. Чтобы его открыть нужен ключ. И сейчас мы его подберем.
Воспитатель: …..возьми ключ, который находится в правом верхнем углу. Подойдет этот ключ? Почему этот ключ не подойдет?(Потому что он квадратной формы, а в замке отверстие треугольной формы. И т. д., пока не найдется нужный ключ. Ворота открываются, перед детьми страна треугольников.)
Посмотрите какая необычная страна. Как она называется?
Дети: Страна треугольников.
Воспитатель: А почему вы решили, что это страна треугольников?
Дети: Потому что в этой стране дома, деревья, машины треугольной формы.
Воспитатель: А кто может жить в такой стране?
Дети: Треугольники.
Физкультурная минутка:
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Воспитатель: Ребята, в этом лесу живет Лесовик. Вообще — то он добрый старик, но тех кто его задания не выполняет он в пеньки превращает. Лесовик считать не может, а ему очень хочется узнать, сколько птиц в его лесу. Давайте поможем Лесовику, посчитаем птиц. Вначале назовите всех птиц, живущих в лесу. Дети, кто посчитает всех птиц по порядку слева направо? ( первая ворона, вторая сорока, и т д)
Молодцы ребята, справились с заданием Лесовика. Можно отправляться дальше в путь.
Работа с раздаточным материалом.
И вот мы с вами вышли к синему морю. Как же нам перебраться через него? (ответы детей). Надо построить лодку. Пройдите за столы. Что лежит у вас на столах? (треугольники). Задание: с помощью треугольников построить лодку.
Сколько треугольников понадобилось для строительства лодки ( ответы детей)
Молодцы ребята. Лодки мы построили, через море переплыли, а вот и принцесса.
Итог:
Чары колдуна мы разрушили своими знаниями. Принцесса вернулась в свою страну. И зажили все долго и счастливо. На этом наше путешествие закончилось. Понравилось вам путешествие? Какие задания вам показались трудными? Сегодня все старались, выполняли задания, молодцы! В следующий раз мы с вами отправимся. нет, не скажу. Пусть это будет сюрпризом.
Цель : учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом.
Образовательные:
- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- познакомить с новыми геометрическими фигурами – трапеция и ромб;
- учить находить в окружении предметы четырехугольной формы;
-упражнять в счете в пределах 6.
Развивающие:
- закреплять умение детей составлять фигуры из счетных палочек;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение;
- развивать способность у детей отгадывать загадки;
- развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу
- Воспитывать стремление оказывать помощь другим;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Организационный момент:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать
Готовы вы сейчас играть?
Воспитател ь: Ну тогда вы готовы отгадать мои загадки?
Загадки про геометрические фигуры :
Каждый ребенок знает,
Что это напоминает:
Колеса у машины
И новый мяч у Нины! (круг).
Все четыре стороны – все ,как близнецы, равны,
И прямых угла четыре,
Как у рамки на картине.
К четырехугольникам фигуру отнесем
И …(квадратом) назовем.
Если три стороны и три угла
То сможем тогда очень легко
Велика ли фигура или мала,
Но прямые смотри все четыре угла,
И напротив друг друга две стороны
Меж собою до миллиметра равны,-
Значит это- ….(прямоугольник),
Знает об этом каждый дошкольник!
Воспитатель : Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! И сегодня мы отправимся в страну Геометрических фигур и познакомимся с новыми геометрическими фигурами. Послушайте стихотворения.
(Воспитатель показывает новые фигуры на плакате и зачитывает стихотворение).
Трапеция больше на крышу похожа,
Юбку трапецией рисуют тоже,
Взять треугольник и верх удалить,
Трапецию можно так получить.
Ромб -фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два –
Фигура стала вдруг одна!
Воспитатель : Ребята, а на что похожа трапеция? А ромб? ( ответы детей )
-Сколько углов у этих фигур? Подумайте и скажите, как их можно назвать одним словом?(если дети не смогут ответить, предложить им пересчитать все углы и стороны).
- Четырехугольники! Правильно! А теперь, ребята, давайте сядем за столы и выложим из счетных палочек сначала треугольник, затем квадрат, прямоугольник. ( Дети выполняют задание ).
Воспитател ь: Из скольких палочек получился треугольник? (из трех ).
А квадрат? ( из четырех ). А прямоугольник? ( из шести ). А сейчас, давайте попробуем построить из палочек новые фигуры – трапецию и ромб. Сколько нам понадобится палочек, чтобы построить трапецию? ( пять палочек ). А чтобы построить ромб? ( четыре палочки ). ( Воспитатель проверяет как дети выполняют задание, помогает ).
Воспитатель : Ребята, а скажите какая фигура здесь лишняя? ( треугольник ). Почему? ( потому что у треугольника три угла, а у всех остальных фигур по четыре угла ).
-Молодцы, ребята! Справились отлично! А теперь немного отдохнем и превратимся в геометрические фигуры.
Физимнутка : В математику играю
Вас в фигуры превращаю,
Раз, два, три, раз, два, три!
Геометрические фигуры на месте замри!
( игра проводится три раза ).
Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, цифры на нашей доске поссорились!
Читайте также: