Народные промыслы матрешка работа с текстильными материалами апплицирование конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изделие: матрешка из картона и ткани.

Задачи урока: закрепить знания учащихся об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); познакомить учащихся с историей матрешки; закрепить навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме; на практической основе воспитывать бережное отношение к материалу.

Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек; усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.

Основные термины и понятия: матрешка, ткань, волокно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фукурама.

Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).

Номер действия

Название и описание действия

Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть

Вытачивание формы на токарном станке. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней — нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум восьмиместные, а в последние годы появились 35-местные, даже 70-местные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-местная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу надевается на донце. Благодаря тому что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся

Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют

Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность

Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость

Цель урока: учить выполнять аппликацию матрешки из разнообразных текстильных материалов.

Задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,
  • усвоить последовательность изготовления матрешки,
  • уметь работать с шаблонами,
  • составлять аппликацию из ткани.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к результатам труда мастеров.

Для учеников: ткань (хлопчатобумажная, плотная), булавки, белый картон, ножницы, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

1.Организационный момент


2. Определение темы и постановка цели урока

- С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами, а о ком мы
будем говорить, вы узнаете из загадки:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская .

- Правильно, ребята, Русская деревянная кукла-матрешка родилась в конце XIX века в Сергиевском посаде (ныне город Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

Матрёшка - символ России, деревянная куколка с секретом. Обычно в матрёшках помещали по 10 предметов. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме.

- Ребята, а теперь постарайтесь ответить на мои вопросы:

1. Откуда пришла к нам эта красавица? (Из Японии, куклу звали Фукурума, это был добродушный, узкоглазый старичок, - японское божество долголетия и счастья).

2. Назовите главный секрет Матрешки? (Это кукла с сюрпризом).

3. Из какого материала делают Матрешек? (Из дерева).

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления Матрешек, почему? (Это береза и липа, древесина у них мягкая и легкая).

5. Каких Матрешек вы знаете? (Полхов-майданскую, Сергиево0посадскую, Семеновскую).

6. А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по-разному).

Сегодня мы будем выполнять аппликацию.

- Ребята, а что такое аппликация? (Изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).

- Какие материалы можно использовать для аппликаций? (Аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани).

- Какие виды тканей вы знаете? (Шелк, шерсть, ситец и т.д.)

- Из чего делают ткани? (Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества).

Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева, но мы будем делать её необычным способом и из непривычного материала.

Готовый образец изделия прикреплён на доску. Сформулируйте тему и цель нашего урока.

3. Проблемный анализ образца

Посмотрите на изделие, что изображено? В какой технике оно выполнено? Какие материалы использованы? Какой материал будем использовать для изготовления основы матрешки? (Картон), для одежды (кусочки яркой ткани). Сколько деталей? Что входит в наряд Матрешки? - Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы, портновские булавки).

Повторим ТБ при работе с острыми предметами.

В каком порядке будем выполнять изделие. Рассмотрите.

Шаг 1. Обводим шаблон (на простой листок бумаги). Можно придумать свою форму матрёшки.


Шаг 2 . Вырезаем шаблон матрёшки из бумаги.


Шаг 3. Переведём шаблон матрёшки на картон. Это основа матрешки. Вырежем заготовку из картона.

Шаг 4. Переведём шаблон матрёшки на ткань. Положим ткань лицевой стороной вниз, шаблон закрепим булавками на ткани. Помните, что булавки нужно закреплять в направлении от себя! С помощью кусочка мыла (портновского мелка, простого карандаша) переведём шаблон на ткань.



Шаг 5. Вырежем из шаблона косынку матрёшки. Переведём её на другую ткань.


Шаг 6. Заготовка для лица. Для этого вырежем из бумажного шаблона нужную деталь и переведём её на белый картон. Вырезаем и рисуем лицо матрёшки.


Шаг 7. Приклеиваем все заготовки из ткани к основе из картона клеем ПВА.


Шаг 8. Оформим костюм матрёшки цветами, вырезанными из ткани.


Шаг 9. Приклеиваем заготовку лица матрёшки. Вот матрёшка и готова!

Алгоритм работы:

1. По шаблону вырежи из картона фигуру матрешки.

2. По шаблону вырежи из ткани детали костюма матрешки и приклей их к основе.

3. По шаблону вырежи из бумаги голову матрешки и приклей её к основе.

4. По шаблону вырежи из бумаги круг, нарисуй лицо и приклей его к основе.

5. Укрась матрешку.

4. Практическая работа

- А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации. Опорой выполнения вашей работы будет алгоритм и схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей.

Подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку и выполните изделие согласно составленному плану.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление аппликации матрёшки из различныхматериалов.

Конспект урока по технологии

2 класс

Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов .

Задачи :

- закрепить знания об изученных народных промыслах ,

- познакомить учащихся с историей матрешки,

- закрепить навыки работы с тканью;

Планируемые результаты:

- уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,

- усвоить последовательность изготовления матрешки,

- уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани,

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

1.Организационный момент .

Проверка готовности учащихся .

-С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

4. Объяснение нового материала.

-Отгадайте загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Это самый популярный сувенир, который символизирует нашу страну.

5. Практическая работа.

а ) Материалы, инструменты, приспособления

Беседа по ТБ. Проверка знаний правил работы с ножницами, клеем. Учащиеся повторяют правила работы с инструментами, материалами .


– Значит, я не мужчина, потому что не забил в доме ни одного гвоздя? – крикнул папа. – А вот, пожалуйста!

Папа обиженно убежал в кладовку, долго‑долго искал там что‑то, чертыхался… Наконец выскочил с молотком в одной руке и большущим гвоздём в другой.

– Вот! – И папа быстренько, всего за каких‑нибудь полчаса вколотил гвоздь в стену.

– Пап, ты зачем это сделал? – спросила Верка.

– А чтоб ваша мама чепухи не говорила! – победоносно отозвался папа, тряся отбитыми пальцами и тяжело дыша.

– А для чего нам этот гвоздь? – спросил я.

– Не знаю, Матвейка, не знаю… Но – пусть будет!

На грохот вошла мама и удивилась.

– Что это такое? – спросила она.

– Стена, – ответила Верка.

– Вижу, что стена, – сказала мама. – А в стене что?

– Гвоздь, – сказал я.

– Зачем? – спросила мама.

– Не знаю, – сказала Верка.

– А где папа? – спросила мама.

– Я здесь, – тихо сказал папа.

– Ты зачем вбил гвоздь? – тихо спросила мама.

– Просто так, – тихо ответил папа.

– Выдёргивай, – тихо сказала мама.

– Сейчас, – сказал папа и опять убежал в кладовку. Там он опять долго‑долго что‑то искал и наконец вышел с гвоздодёром.

Папа стал выдёргивать гвоздь, а гвоздь не выдёргивался.

– Уф‑ф… – вздохнул папа через пятнадцать минут, – видать, крепко вбил.

– Видать, крепко, – тихо подтвердила мама. – Настоящий мужчина.

– Да! – гордо сказал папа.

– Пойдём ужинать, Самоделкин, – сказала мама папе. – И вы тоже. Вера, Матвейка, руки мыть и за стол!

Мы поужинали. А перед сном я нарисовал папин портрет и повесил его на этот гвоздь. Но портрет тут же упал, а сверху упал гвоздь.

А сегодня утром папа вкрутил лампочку в коридоре взамен испортившейся и очень хорошо вкрутил. Лампочка ярко‑ярко светит. Потому что папа у нас настоящий мужчина. Правда, у половины соседей после этого электричество перегорело, но у них же тоже настоящие мужчины должны жить, пускай сами чинят. Самоделкины.

Читайте также: