Крылатые слова и выражения в русском языке 9 класс родной русский язык конспект

Обновлено: 05.07.2024

Данный урок на тему "Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки" поможет учителю обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, народных пословицах и поговорках; организовать работу над пополнением активного словарного запаса школьников; развивать творческие способности учащихся, связную монологическую и диалогическую речь; развивать навыки сотрудничества при работе в группах; воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство любви к родному языку, прививать интерес к его познанию.

ВложениеРазмер
urok_rodnogo_yazyka.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсова Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Урок родного языка (русского) в 9 классе

Тема урока: Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки.

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, народных пословицах и поговорках;

работать над пополнением активного словарного запаса школьников;

развивать творческие способности учащихся, связную монологическую и диалогическую речь;

развивать навыки сотрудничества при работе в группах;

воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство любви к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: отличительные особенности фразеологизмов, пословиц и поговорок, их виды.

Понимать: переносный смысл фразеологизмов, пословиц и поговорок; значение крылатых выражений, пословиц и поговорок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.

Оборудование: карточки с заданиями, портрет В.И. Даля, фразеологический словарь.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Как вы считаете, почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

III. Тема, цели урока.

IV. Слово учителя.

- Крылатые выражения – такие сочетания слов , в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово , ни порядок этих слов . Их нельзя понимать буквально. В нашей речи крылатые выражения , а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в каком они закрепились в языке. В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:

Во весь дух - … (быстро)

Морочить голову - … (обманывать)

В час по чайной ложке - … (медленно)

Рукой подать - … (близко)

- Можно ли понимать эти выражения буквально?

Откуда же пришли в нашу речь крылатые выражения? Источников фразеологизмов несколько.

А) Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом.

Б). Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку.

В). Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Г). Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

Д). Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Е). Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Ж). Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа,.

З). Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

VI. Формирование знаний, умений, навыков.

Учитель: Как вы смогли убедиться, источников фразеологизмов много. Сегодня нас интересуют крылатые выражения из русских народных и литературных сказок. Многие вам знакомы.

1. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

По щучьему велению.

- Как вы понимаете эти обороты?

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.

Голоден как … (волк).

Труслив как … (заяц).

Неповоротлив как… (медведь).

Надут как … (индюк).

Вспомните крылатые выражения из народных сказок.

В некотором царстве .

Скоро сказка сказывается …

Пойди туда …, принеси то …

Толочь воду в ступе.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Упитанный, а не воспитанный.

В некотором царстве, не в нашем государстве.

Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается…

За тридевять земель.

Кашу маслом не испортишь.

Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Колобок-колобок, я тебя съем!

Носить воду в решете.

Уговор дороже денег.

Учитель: Перечитывая сказки, человек не только извлекает из них важные уроки, но и делает свой язык богатым и разнообразным. Особенно это относится к сказкам Пушкина. Эти произведения по-своему особенные, ведь оставили нам в наследство образные выражения, запоминающихся героев и вечную мудрость. Цитировать Александра Пушкина стали уже тогда, когда в печати появились его первые работы.

4. Продолжите крылатое выражение и назовите сказку Пушкина.

А во лбу звезда горит .

Белка песенки поёт и орешки все грызет.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

За морем житьё не худо.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Кабы я была царица.

Дурачина ты, простофиля!

Аль откажешь мне в ответе?

Ветер! Ветер! Ты могуч.

Ты прекрасна, спору нет.

Я ль на свете всех милее?

Но с иным накладно вздорить.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Царствуй, лежа на боку!

Учитель: Такие фразы из сказок для не посвященных в них людей могут показаться полной бессмыслицей. Но тот, кто читал Пушкина, понимает, о чем хотел сказать поэт. Это именно тот случай, когда смысл фразы не скрывается под маской философии, а прослеживается в контексте самого произведения.

- Роль крылатых выражений в русском языке велика. Каждое из них - это краткое выражение длинной человеческой мысли. Крылатые выражения - это частица жизни наших предков, часть нашей истории, наше бесценное культурное и национальное достоинство.

А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.

VII. Актуализация знаний учащихся

VIII. Работа в группах

Учитель: Тематика русских пословиц разнообразна.

Определите, к какой тематической группе относятся данные пословицы. Объясните смысл одной-двух из них.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где кто родился, там и пригодится.

Где ни жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Без корня и полынь не растёт.

Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужбине и собака тоскует.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

Ответ: пословицы о Родине.

В дружной семье и в холод тепло.

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи что дерево без плодов.

Ответ: пословицы о семье.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время – потехе час.

Нечего хвалиться, если из рук всё валится.

Ответ: пословицы о труде.

Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.

За учёного трёх неучёных дают.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

С книгой жить- век не тужить.

Ответ: пословицы об учёбе.

Белые ручки чужие труды любят.

Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.

В глаза ласкает, а за глаза лает.

В душу влезет, а за грош продаст.

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Вору потакать, что самому воровать.

Ему говорят – стрижено, а он - брито.

Из плута скроен, мошенником подбит.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Ответ: пословицы о человеке и его недостатках.

Учитель: Приведите примеры пословиц о дружбе

Что такое поговорка? Чем поговорка отличается от пословицы?

1.Голод не тетка, пирожка не поднесет.

2.Гол как сокол, а остер как топор.

3.Два сапога пара, оба левые.

4.Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

5.Бабушка гадала, надвое сказала : то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .

6.Бедность – не порок , а большое несчастье .

7. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача .

8. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .

9. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .

10. Не все коту масленица, будет и пост .

11. Один в поле не воин, а путник .

12. Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

13. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь .

14. У страха глаза велики, да ничего не видят .

15. Ума палата, да ключ потерян .

16. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда .

Учитель: С этими малоизвестными продолжениями у некоторых поговорок полностью меняется смысл, и суть становится совершенно иной. Докажите на конкретном примере.

- Надеюсь, сегодня на уроке все мы обогатились мудростью народной. Как вы думаете, какими пословицами можно было бы охарактеризовать вашу работу на уроке?


В данной статье рассмотрим крылатые слова и выражения в русском языке, их особенности и значение, их источники появления и виды, а также приведем конкретные примеры.

Определение

Крылатые выражения – меткие слова, образные выражения, устойчивые обороты, которые стали известны всем носителям языка.

Крылатые выражения носят образный характер и употребляются в переносном значении.

Особенность заключается в том, что каждое крылатое слово или выражение было сказано конкретным человеком или взято из конкретного источника.

Крылатые выражения имеют авторство, чем и отличаются от фразеологизмов и фразеологических оборотов, которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.

Крылатые слова часто используются в устной и письменной речи как лексическое средство выразительности. Наличие в речи человека крылатых выражений разных видов свидетельствует о начитанности, широком кругозоре и обширных знаниях говорящего.

Источники

Источниками крылатых выражений становится мифология, художественная литература, публицистическая литературы, песни, кинофильмы, театральные постановки, высказывания известных личностей.

Крылатые выражения делятся на:

  • названия произведений;
  • имена героев художественных, публицистических, фольклорных, мифологических произведений;
  • собственно высказывания – изречения известных личностей, цитаты.

По употреблению крылатые слова и выражения делятся на те, что уже испытаны временем (например, из классических художественных произведений, античной мифологии и т. д.), и на те, что употребляются в определенное время (связь с рекламой, телевизионными передачами, фильмами современности).

Примеры

  • А король-то голый.
  • В здоровом теле здоровый дух.
  • Без году неделя.
  • На худой конец.
  • Платон мне друг, но истина дороже.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Тише воды, ниже травы.
  • Филькина грамота.

Чтобы понять значение каждого крылатого слова или выражения, можно обратиться в специальные словари крылатых слов.

Что мы узнали?

Крылатые выражения – меткие слова, образные выражения, устойчивые обороты, которые стали известны всем носителям языка. Источниками крылатых выражений становится мифология, художественная литература, публицистическая литературы, песни, кинофильмы, театральные постановки, высказывания известных личностей. Крылатые выражения делятся на названия произведений; имена героев; собственно высказывания – изречения известных личностей, цитаты. Крылатые выражения носят образный характер и употребляются в переносном значении. Крылатые слова часто используются в устной и письменной речи как лексическое средство выразительности, они свидетельствуют о начитанности, широком кругозоре и обширных знаниях говорящего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.

Задачи урока:

Познакомить детей с крылатыми выражениями, научить употреблять их в речи.

Научить употреблять в своей речи слова разных стилей языка.

Познакомить со словарями и их ролью в жизни человека.

Развивать речь, память, мышление, воображение.

Воспитывать любовь к родному языку.

Развивать артистические способности.

Оборудование: картины с изображением фразеологических оборотов, жетоны-совушки, напечатанные фразеологические обороты, карточки с картинками, словари для выставки, костюмы для сценки, призы-книги.

1. Актуализация внимания.

Какие виды речи вы знаете?

Приведите примеры устной речи. Почему она так называется?

Из чего состоит письменная речь? (буква, слово, предложение, текст)

Чтобы правильно написать какое-то слово, мы обращаемся за подсказкой к словарю.

2.Сценка “Словарь” и выставка словарей толкового, фразеологического, орфографического, словарь синонимов и антонимов, омонимов.

Цель: познакомить с различными видами словарей, со словами, пришедшими из разных языков. Заострить внимание на фразеологическом словаре.

На сцену выходят “подданные” и с поклоном встречают “государя”.

Секретарь 1.

В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.

Секретарь 2.

Правит ими государь…
По прозванию Словарь.

Секретарь 1.

Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

Секретарь 2.

И среди своих законных
Слов в отечестве рождённых,
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых
Через горы и моря

Герой – это слово
По морским волнам суровым
К нам из Греции пришло
И при этом не одно

Ученик 2 и 3.

Много слов родили греки
К нам от них в далёком веке.

С ней грамматика пришла.

Ученики 6 и 7.

Слов иных был путь задымлен,
Но, наверно, в добрый час
К нам пришли от древних римлян

Слово “цирк” и слово “класс”

Ученики 9, 10. Привет!

К нам пожаловал балет,
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы.

Дирижер и режиссёр
Костюмер и билетёр

Персонаж, танцор, сюжет.
Бис, антракт, фойе, буфет,

Футбол.
Прямо в бутсах к нам пришёл.

Вслед за ним пришёл хоккей,
А до этого жокей.

Теннис, яхта, бокс, рекорд
Чемпион, тайм – аут, спорт

И явился, например,
К нам от немцев офицер,
С офицером в свой черёд
К нам приехал бутерброд.

На конях не одиноко
Прискакал ямщик с Востока
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.

Он привёз с собой башмак
Он привёз с собой армяк
И чулки и шаровары,
И словечко тары-бары

Уважаем Государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю

Он связует новь и старь,
И тебе, всегда, как другу
Оказать готов услугу.

Русской речи государь
По прозванию Словарь

3. Тема занятия “ Крылатые выражения”. Что это за выражения? Почему их так называют?

Крылатые выражения – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом. Они употребляются в переносном значении и взяты из художественной литературы.

4. Сегодня мы проведём игру и выясним, кто из вас запомнит и объяснит большее количество крылатых выражений

Цель: активизировать внимание, включить память, уметь услышать и объяснить, крылатые выражения.

Класс разделён на 3 группы. Я читаю рассказ, а вы в команде записываете крылатые выражения. Чья команда запишет больше, та получает жетон - совушку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами сходим, поохотимся. Рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку.

Договорились прийти субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке на воскресенье.

Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться.

Вот пустомеля, всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки, конечно, слезы в три ручья.

Ничего, ребятишки, успокоил дед, со мной пойдём рыбу ловить. Рыбу поймали, костёр развели. А уха была, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку) Можно ли дать такую иллюстрации? Рыбак с удочкой, которой пойманы дети. Команды зачитывают обороты.

5. Найдите устойчивые обороты из стихотворения. Что они обозначают?

Цель: развивать логическое мышление при анализе стихотворения. Уметь выделять крылатые выражения.

1 команда.

2 команда.

За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.

Оказался молодцом
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу

3 команда.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость
Лампу, плащ и шляпу.
И верёвку и тряпку
Но никогда и нигде
Не вешать носа в беде.

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95см. а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво. Работают спустя рукава, а о людях, которые работали, умело - работают – засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими. Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься-попадает в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив, останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Выражение кричать во всю Ивановскую связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

7.Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Вам необходимо узнать из каких сказок появились выражения?

Встань передо мной как лист перед травой. ( Сивка-Бурка)

Кому корешки, а кому вершки.

Битый небитого везёт.

По щучьему велению.

Заяц задал такого стрекоча.

Как вы понимаете обороты?

8.Работа у доски. Подберите картинки, с изображениями животных добавив в обороты.

Конспект урока по родному русскому языку

Данный урок на тему "Крылатые слова и выражения " поможет учителю обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, афоризмах, крылатых словах; организовать работу над пополнением активного словарного запаса школьников;развивать творческие способности учащихся, связную монологическую и диалогическую речь; развивать навыки сотрудничества при работе;воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство любви к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Урок 3. Крылатые слова и выражения

Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, находить информацию в тексте.

Предметные: распознавать источники крылатых слов и выражений.

Опорные понятия, термины: фразеологизмы, крылатые слова и выражения, прецедентные тексты.

Ход урока:

- Посмотрите презентацию, которую приготовила ваша одноклассница (крылатые слова из фильмов, мультфильмов, рекламы).

- С какими популярными выражениями она вас знакомит? ( Известные фразы из фильмов и рекламы)

- Как называются подобные популярные изречения? (Фразеологизмы, крылатые слова)

- Именно об этих словах и выражениях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. По материалам параграфа вам предстоит ответить на вопросы:

· Что является источником крылатых слов и выражений?

· Какие тексты называются прецендетными?

· Где можно найти значение неизвестных крылатых слов и выражений?

· С чем связано появление сочетания «крылатые слова? Кто и когда впервые его использовал?

- Запишите эти вопросы, чтобы в конце урока составить связный рассказо крылатых словах.

- Какое понятие вводит Д.С.Лихачев?

- Давайте поработаем с упр. 18 и вспомним художественные произведения, которые стали источниками крылатых слов.

5) А. Блок. На поле Куликовом. Иносказательно: 1. Призыв принять жизнь такой, какой она есть – как постоянную борьбу с обстоятельствами, самим собой. 2. Дела требуют действий, отдыхать, успокаиваться некогда (шутл.).

6) Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге.

Работа с учебником: упр. 16

- Сформулируйте основную мысль высказывания Д.С.Лихачева

- Вспомните, презентацию в начале урока. Из каких источников были взяты крылатые слова? (Кинофильмы, мультфильмы, реклама.)

Упр. 22 - Допишите группы крылатых слов своими примерами.

Из истории языка

Самостоятельная работа:

- Что на уроке показалось вам наиболее интересным? А полезным? (Методика «Клоуз-тест)

На уроке мы узнали, что крылатые выражения -------------------нашу речь, делают ее_________, ____________. Чем больше мы будем знать крылатых выражений, тем______ и _________сможем выразить свою мысль.

- Подведем итог урока с использованием фразеологизмов и крылатых слов

Оцените результаты своего труда на уроке. Нужное подчеркните.

Выберите крылатое выражение, наиболее полно выражающее ваше состояние на данный момент. Нужное подчеркните.

Зарубил на носу

Свой вариант. Какой?

Тяжела ты – шапка Мономаха!

Повторенье – мать ученья.

Чем больше я знаю, тем отчетливее понимаю, что я ничего не знаю.

Корень учения горек, да плод его сладок.


КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ - ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА. Данная тема может использоваться учителем русского языка и литературы на уроках, дополнительных занятиях и внеурочной деятельности.

Содержимое разработки

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

- познакомить учащихся с крылатыми выражениями;

- указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;

- развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение

употреблять крылатые выражения в своей речи;

- воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность,

Новая информация.

Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?

III. Формирование знаний, умений, навыков.

В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:

Во весь дух - … (быстро)

Морочить голову - … (обманывать)

В час по чайной ложке - … (медленно)

Рукой подать - … (близко)

- Можно ли понимать эти выражения буквально?

Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:

Замолчи, Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

- Что случилось с Петрусем?

- Почему это произошло?

Дело в том, что такие сочетания слов не просто наборы слов, а маленькие произведения народного творчества.

А теперь следующее задание: Я читаю стихотворение. Будьте внимательны и найдите в нем устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.

а) Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

б) Оказался молодцом,

Смог осилить ношу,

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

в) За окном едва

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

Из истории крылатых выражений.

Изучая историю русской фразеологии, мы углубляемся в историю народа. Фразеологизмы более, чем другие единицы языка, связаны с бытом, жизнью и верованиями народа.

Выражения спустя рукава и засучив рукава появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин 95 см, а у женщин на 40см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку - шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде, а еще и тогда, когда сделал что-то не так.

Все вы, конечно, слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам

знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

По щучьему велению.

-Как вы понимаете эти обороты?

Поди туда - … (не знаю куда).

Скоро сказка сказывается - … (да не скоро дело делается).

Это все присказка, не сказка - … (сказка будет впереди).

-Как вы понимаете эти обороты?

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких живот-

ных. Догадайтесь ( работа у доски).

Голоден как … (волк).

Труслив как … (заяц).

Неповоротлив как… (медведь).

Надут как … (индюк).

является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.

а) хоть пруд пруди

яблоку негде упасть

б) во все лопатки

в мгновенье ока

в) слово в слово

тютелька в тютельку

вилами на воде писано

комар носа не подточит

г) попасть впросак

попасть на седьмое небо

попасть в переделку

попасть в переплет.

Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него

- Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

Кто сможет объяснить?

Что может быть беда.

В дым разругаетесь,

Потом – сгорите от стыда.

-Какие выражения встретились?

А теперь поработаем с текстом. (Текст у каждого на парте). Прослушайте текст, подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра.. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, и мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Сломя голову побежали домой собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

- Итак, ваш вариант названия текста?

- Что означает это выражение?

- Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? Запишите их в тетрадь.

IV. Итог.

Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.

А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.

Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения, в котором бы вы употребили несколько крылатых фраз или оформить материал по какому-нибудь крылатому выражению, раскрывающему еще одну страничку истории нашего народа.

- Попались на удочку?

- Что, уши развесили?


-75%

Читайте также: