План конспект электрооборудование бмп

Обновлено: 02.07.2024

1. Танк Т-72А Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн2, 1989 г, с. 62-68.

2. Электрооборудование бронетанковой техники, издание 1976 года, с. 307-328.

1. Назначение, размещение и общее устройство КИП танка Т-72Б и БМП-2.

2. Характерные неисправности КИП

3. Уход за потребителями электрической энергии, вспомогательным электрооборудованием и КИП

ВОпрОС № 1. Назначение, размещение и общее устройство КИП

Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля за работой силовой установки и системы электрооборудования в танке.

В танке установлены:

- часы 127-ЧС (завод рассчитан на 7 суток).

В комплект термометров, манометров, спидометра и тахометра входят:

Измерители КИП установлены на щите контрольных приборов механика-водителя, а их датчики – в соответствующих системах и агрегатах.

Вольтамперметр ВА-540– предназначен для непрерывного измерения зарядного тока и периодического измерения напряжения бортовой сети танка, а также для проверки работы реле-регулятора.

В комплект прибора входит:

- шунт ША-540 (на БЗА),

- штепсельный разъемы с соединительными проводами,

Прибор имеет 2 шкалы:

Верхняя – для измерения напряжения,

нижняя – для измерений тока.

тока – 100-0-500 А.

Цена деления шкал:

напряжения – 2.0 В.

При измерении тока в цепь амперметра последовательно включается резистор (сопротивление) 6 Ом, для снижения температурной погрешности. При измерении напряжения нажатием кнопки включается дополнительное сопротивление в цепи катушки 4000 Ом.

Принцип работы:Между плюсами постоянного магнита расположена рамка с катушкой. При прохожении тока в катушке, возникает магнитное поле магнита. Вследствие этого рамка со стрелкой поворачиваются.

Термометр ТУЭ-48Т – предназначен для дистанционного измерения температуры масла и охлаждающей жидкости двигателя.

Диапазон измерений – 0 – 130˚С.

Цена деления шкалы – 10 ˚С.

Датчик (теплочувствительный элемент) – это спираль из никелевой проволоки, намотанной на слюдяную пластину. С увеличением температуры изменяется сопротивление проволоки.

Принцип действия основан на принципе действия логометрического электроизмерительного прибора, показания которого определяются силой тока, протекающего в его катушках. При прохождении тока в катушках I и II в них возникает магнитно поле, которое взаимодействует с магнитным полем подвижного магнита. Угол поворота магнита со стрелкой определяется соотношением I1 и I2. Сила тока I изменяется в соответствии с сопротивлением цепи. Таким образом магнитный поток Ф1 будет больше Ф2 и стрелка будет поворачиваться на определенный угол.

Манометр ЭДМУ-6-Н – логометрического типа, предназначен для дистанционного измерения давления масла в системе смазки трансмиссии.

Диапазон измерений от 0 до 6 кгс/см 2 (600кПа)

Цена деления – 0.5 кгс/см 2 (50кПа)

Манометры ТЭМ-15 – логометрического типа предназначены для дистанционного измерения давления масла давления масла в системе смазки и гидроуправления силовой передачей.

Диапазон измерений от 0 до 15 кгс/см 2 (500кПа)

Цена деления: 1 кгс/см 2 (100кПа)

Принцип действия – Чувствительным элементом датчика является мембрана, которая за счет изменения давления деформируется и передвигает поводок со щеткой по реостату, изменяя сопротивление последнего. В дальнейшем прибор действует как логометр.

Тахометр ТЭ-4В – предназначен для непрерывного измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя. Датчик (тахогенератор) установлен на верхней половине картера двигателя.

Диапазон измерений – 0 – 4000 об/мин

Цена деления – 50 об/мин

Принцип действия– при работающем двигателе вращение от коленчатого вала через механизм передач передаётся ротору 3-х фазового генератора датчика. Ротор генератора вращается с угловой скоростью, пропорциональной скорости вращения коленчатого вала. Обмотка статора генератора передаёт ЭДС обмотке статора синхронного двигателя, по которому протекают токи, создающие вращающий магнитный поток.

Угловая скорость магнитного потока статора и угол поворота стрелки пропорциональны скорости вращения коленчатого вала двигателя.

Состоит:

- пускового и стопорного устройства

Ёмкость счётного устройства 9999,9 часов. Цена деления правого барабанчика 0,1 часа.

Принцип действия– счётчик работает при работающем двигателе. Когда напряжение генератора достигает 8В, срабатывает пусковое и стопорное устройства, благодаря чему часовой механизм будет расстопорен и обеспечит отсчёт времени работы двигателя в часах.




При остановке двигателя пусковое и стопорное устройства будут застопорены и счётчик будет остановлен. Через каждые 2-3 минуты работы двигателя осуществляется автоматический подзавод.

Спидометр СП-110 –предназначен для измерения скорости движения и отсчёта пути пройденного машиной. Датчик установлен в кривошипе левого направляющего колеса.

по пройденному пути – 0 – 99999,9 км.

по скорости – 0 – 100 км/ч.

Цена деления по скорости – 5 км/ч, по пути – 100 м.

Принцип действия – ротор датчика приводится во вращение гибким валиком от левого направляющего колеса. При вращении ротора напряжение бортовой сети преобразуется в трёхфазное напряжение переменного тока, который создаёт вращающееся магнитное поле в статоре электродвигателя измерителя с частотой вращения, пропорциональной скорости движения. На оси стрелки создаётся момент, закручивающий пружину на соответствующий угол. Одновременно вращение с оси через червячные редукторы передаётся на счётный барабан, который отсчитывает пройденный путь.

Топливомер ТМУ-23 – малогабаритный, электроёмкостный предназначен для раздельного измерения объёма топлива в левом носовом топливном баке и правых баках (правом носовом и переднем баке стеллаже).

Состоит:

- измерителя топлива ИТ2-1С, установленном в переднем баке стеллаже

- измерителя топлива ИТ3-1С, установленного в левом носовом баке

- указателя топливомера (магнитоэлектрический прибор)

Измерители (датчики конденсаторы) состоят из двух коаксиально расположенных труб и внутреннего стержня с воздушным зазором между ними. Отличаются между собой длиной труб датчика.

Указатель имеет две шкалы:

верхняя – в правых баках – от 0 до 410 л.

нижняя – левого бака – от 0 до 195 л.

Цена деления шкал – 50 л.

Принцип действия – основан на измерении электрической ёмкости датчиков, изменяющейся при изменении уровня топлива в баках.

Правила пользования КИП.

Термометр:при подогреве или охлаждении двигателя стрелка должна перемещаться плавно без скачков. При длительной стоянке (более двух суток) термометр должен показывать температуру окружающей среды.

Манометр:при измерении давления масла (при работающем двигателе) стрелка должна перемещаться плавно без заеданий, а после остановки двигателя – возвращаться в исходное положение. При неработающем двигателе стрелка от нулевого положения может отклониться, но не более, чем на 0,5 кгс/см.

Счётчик моточасов:должен работать при работающем двигателе.

Электрооборудование машины обеспечивает электропитание всех электрических потребителей, управление и контроль за их работой. В состав электрооборудования входят: источники и потребители элек­трической энергии.

К источникам электрической энергии отно­сятся аккумуляторные батареи и генератор с регулирующей аппаратурой.

К потребителям электрической энергии от­носятся электрооборудование приводов наведения, блока БУ-25-2С, приборов наблюдения и прицеливания, пусковой ус­тановки 9П135М, системы коллективной защиты, системы защи­ты двигателя от попадания воды, радиостанции Р-123М, пере­говорного устройства Р-124, приборов освещения, световой и дорожной сигнализации, системы обеспечения холодного пуска двигателя, контрольно-измерительных приборов.

Источники электрической энергии

Аккумуляторные батареи. Аккумуляторные батареи 59 (см. рис. 74) предназначены для питания электрической энергией потребителей при нерабо­тающем генераторе. На машине в контейнере, в десантном от­делении устанавливаются две стартерные кислотные аккумуля­торные батареи типа 6СТЭН-140М или 6СТ-140Р.


Н апряжение каждой батареи 12В, емкость 140А/ч, соеди­нение — последовательное. Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов. Аккумуляторы соединены между собой последо­вательно с помощью межэлементных соединений.

Рис. 53. Размещение электрооборудования машины:

1, 12, 38, 49, 53, 61, 70 — габаритные фонари; 2, 13, 76 — фары; 3 — звуковой сигнал; 4 — преобразователь гирополукомпаса; 5 — пиропат­роны баллонов ППО; 6 — релейная коробка КР-65-1С; 7— щиток управления БФП; 8 — гирополукомпас; 9 — световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ; 10—конечный выключатель стояночного (ручного) тормоза; 11 — пульт управления дорожной сигнализации ДС; 14 — сигнализатор давления; 15 — конечный выключатель люка механика-водителя; 16—электромагнит клапанов защиты двигателя; 17— датчик температуры воды двигателя; 18 — электромагнит РМ6-1С жалюзи; 19 — электродвигатель носового водооткачивающего насоса; 20—датчик манометра масла двигателя; 21 — датчик электрического тахометра; 22 — электродвигатель МЗН; 23 — датчик температуры масла двигателя; 24, 34, 40, 47, 66, 69, 80 — плафоны освещения; 25 — конечный выключатель люка десантника; 26 — свеча подогревателя; 27—гиротахометры; 28—конечный выключатель ограничения угла возвышения; 29 — электродвигатель насосного узла подогревателя; 30—конечный выключатель ограничения угла снижения; 31— прибор целеуказания; 32 — конечный выключатель К.В-35; 33 — аппарат А-1; 35 — конечный выключатель стопора спаренной установки; 36 — пульт управления командира; 37, 72 — электродвигатели вентиляторов; 39, 74 — сигнальные фонари; 41 — блок БУ-25-2С с коробкой КР-25; 42 — преобразователь тока ПТ-200Ц-Ш; 43 — блок питания БП-26; 44 — фильтр питания стабилизатора; 45 — радиостанция Р-123М; 46 — электродвигатель БЦН; 48 — аппарат А-4; 50 — конечные выключатели люков десанта; 51, 54—конечные выключатели дверей; 52 — электродвигатель водооткачивающего насоса и ТДА; 55 — дифференциаль­ное минимальное реле ДМР-400Т; 56 — контактор включения батарей; 57 — электродвигатель вентилятора отопителя; 58 — контактор вклю­чения стартера; 59 — аккумуляторные батареи; 60 — розетка внешнего пуска; 62 — силовой щиток; 63, 91, 101—аппараты А-3; 64 — короб­ка обогрева приборов ТНПО-170А десантного отделения; 65 — регулятор напряжения РН-10; 67 — усилитель ВН; 68 — усилитель ГН; 71—вращающееся контактное устройство ВКУ-330-2; 73 — блок управления стабилизатора; 75 — компенсационный гиротахометр (ГТ-К); 77 — аппарат А-2; 78 — пульт управления оператора; 75 — электродвигатель поворотного механизма; 81—коробка обогрева приборов на­блюдения боевого отделения; 82 — конечный выключатель ФПТ; 83 — электродвигатель подъемного механизма; 84—электромагнит РМ6-1С клапана ФПТ; 85 — нагнетатель; 86 —тахометр; 87 — электроклапан БФП; 88, 92 — свеча БФП; 85 — генератор; 90 — стартер; 93 — датчик прибора ПРХР; 94 — датчик электроспидометра; 95 — электромагнит МОД; 96 — измерительный пульт прибора ПРХР; 57 — переключатель поворотов ППН-45; 58 — блок питания ТВНЕ-ША; 99 — коробка обогрева приборов механика-водителя; 100— коробка сопротивлений БФП; 102 — коробка дорожной сигнализации КДС1-2С; 103 — релейная коробка КР 40-1С; 104 — коробка управления БФП; 105 — блок питания прибора ПРХР; 106 — центральный щиток.

ТЕМА № 10. Электроспецоборудование
и его обслуживание
ЗАНЯТИЕ №1
Система электрооборудования танка,
БМП, БТР.

Первый учебный вопрос
Назначение, характеристика системы
электрооборудования. Требования,
предъявляемые к системе
электрооборудования.

Электрооборудование,
установленное
в
машине предназначено для обеспечения работы
систем
и
механизмов
с
электрическими
приводами, средств связи, контроля режимов
работы систем двигателя, освещения и
сигнализации.

Техническая характеристика системы
электрооборудования танка Т-72
Тип системы - однопроводная (за исключением дежурного
освещения и электродвигателя водооткачивающего насоса
ОПВТ), децентрализованная.
Однопроводная система характерна наличием одного провода
(плюсового), вторым (минусом) проводом служит корпус танка.
Это
упрощает
монтаж,
облегчает
определение
неисправностей в системе, а также экономически дешевле
двухпроводной схемы.
Децентрализованная
система
характеризуется
наличием
нескольких распределительных устройств (щитков) на
которые электрическая энергия передается от источников по
магистральным проводам, а уже от них отходят линии
потребителям электрической энергии.
Напряжение бортовой сети:
-при неработающем двигателе - 22- 24В,
-при работающем двигателе
- 27- 29В.

7. Система электрооборудования танка включает:

источники электрической энергии;
потребители электрической энергии;
вспомогательные приборы
электрооборудования;
контрольно-измерительные приборы
(КИП);
электрическую бортовую сеть

8. К источникам относятся:

стартерные аккумуляторные
батареи марки 12СТ-85Р или
6СТЭН-140М
стартер-генератор СГ-10-1С
(работающий в генераторном
режиме).

11. Потребители электрической энергии

Потребителями электрической энергии являются:
-приборы комплекса вооружения;
-стартер-генератор СГ-10-1С,работающий в стартерном режиме;
-электродвигатели насосов и вентиляторов;
-радиостанция и ТПУ;
-приборы освещения и сигнализации;
-приборы ночного видения;
-приборы средств защиты.
Самым мощным потребителем электрической энергии в танке Т-72
является стартер-генератор СГ-10-1С, работающий в режиме
стартера. Его мощность составляет 26 л.с. (19 кВт).
Вторым по мощности потребителем электрической энергии является
стабилизатор вооружения 2Э42-2 (Р=7кВт),представляющий собой
систему автоматического регулирования ,обеспечивающую наведение
вооружения в цель и его стабилизацию при движении танка.

К потребителям относятся:
В) электродвигатели: нагнетателя, котла подогревателя;
БЦН-1, МЗН -двигателя; МЗН - буксира;
водооткачивающего насоса ОПВТ

К потребителям относятся:
З) приборы освещения и сигнализации
(фары; передние, боковые и задние габаритные фонари;
плафоны; светильники; переносная лампа;
звуковой сигнал; дорожная сигнализация):

20. Вспомогательные приборы электрооборудования и коммутационная аппаратура

К вспомогательным приборам электрооборудования и
коммутационной аппаратуры относятся:
-вращающееся контактное устройство ВКУ-300-1;
-выключатели, переключатели, контакторы, кнопки;
-автоматы защиты сети АЗР, предохранители, переходные
колодки, штепсельные разъемы.
Вращающееся контактное устройство ВКУ-300-1 служит для подвода
питания потребителям электрической энергии, установленным во
вращающейся башне от источников, установленных в корпусе танка,
кроме этого ВКУ-300-1 соединяет аппараты ТПУ. ВКУ установлено на
днище корпуса танка. Ось вращения ВКУ совмещена с осью вращения
башни.

К вспомогательным приборам относятся:
Б) распределительные щитки
(щит КИП механика-водителя, блок защиты аккумуляторов
(БЗА), правый распределительный щиток, левый
распределительный щиток

К вспомогательным приборам относятся:
В) выключатели, переключатели, контакты, кнопки,
блокирующее устройство избирателя передач,
устройство защиты двигателя от пуска в обратную сторону

25. Электрические контрольно-измерительные приборы (КИП).

К КИП относятся:
-вольтамперметр;
-электрические термометры;
-электрические манометры;
-электрический тахометр;
-электрический спидометр;
-счетчики моточасов;
-топливомеры.

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
А) ВА – 540 - вольтамперметр (для измерения
зарядного тока и напряжения)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
Б) ТУЭ – 48Т - термометр (для измерения
температуры охлаждающей жидкости и масла)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
В) ТЭМ-15, ЭДМУ – 6Н - манометры (для измерения
давления масла в системе смазки двигателя и системе
гидроуправления и смазки силовой передачи)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
Г) ТЭ- 4В - тахометр (для измерения
частоты вращения коленчатого вала двигателя танка)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
Д) 228 – ЧП - 110 - счетчик моточасов
(для отсчета времени работы двигателя машины)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
Е) СП - 110 - спидометр (для измерения скорости
машины и отсчета пройденного пути)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
Ж) ТМУ- 23 - топливомер (для измерения
объема топлива в левом переднем баке и баке стеллаже)

К контрольно - измерительным приборам (КИП)
относятся:
Ж) 127- ЧС - часы (для показания текущего времени,
периодичность завода семь суток)

34. Электрическая бортовая сеть

Монтаж бортовой сети выполнен проводом марки
БПВЛЗ (провод с бумажной полистирилвиниловой
изоляцией лакированный экранированный) или
проводом марки МГШВЭ (провод монтажный, гибкий,
с шелковой оплеткой, с поливинилхлоридной
изоляцией, экранированный) сечением от 0.35 мм²
в слаботочных цепях управления, до 95мм² в цепях
аккумуляторных батарей и стартера.
1 металлическая оплетка;
2 полистирол-виниловая
изоляция;
3 медная жила

35. Электрическая бортовая сеть

В машине принята однопроводная схема, в качестве минусового
провода используется корпус танка (за исключением цепей
дежурного освещения, насоса ОПВТ, аварийных розеток,
выполненных по 2-х проводной схеме).
Электрооборудование танка выполняется по
однопроводной схеме, за исключением цепей
дежурного освещения, аварийных розеток и
водооткачивающего насоса ОПВТ.
Минусовым является корпус машины

37. Источники электрической энергии.

Основным источником электрической энергии в танке Т-72 является
стартер – генератор СГ-10-1С, работающей в генераторном режиме,
имеющий привод через гитару от двигателя танка.
Вторым источником электрической энергии служат аккумуляторные
батареи.

38. Стартер-генератор СГ-10-1С предназначен для пуска двигателя (в стартерном режиме) и для питания всех потребителей и заряда АБ при работающем

40. Техническая характеристика стартера-генератора СГ-10-1С

параметры
1) Мощность:
• в стартерном режиме
• в генераторном режиме
характеристика
14,7кВт
10 кВт
2) Номинальное напряжение:
• в стартерном режиме
• в генераторном режиме
48 В
28 В
3) Номинальный ток
360 А
4) Кратковременно допускаемый ток в течении 30 сек
450 А
5) Скорость вращения при полной мощности в нагретом состоянии
3600 об/мин
6) Максимальная скорость вращения
6250 об/мин
8) Число полюсов основных (дополнительных)
4 (2)
8) Масса
70 кг
9) Удельная мощность
10)Режим работы
143 Вт/кгс
продолжительный

42. Электрическая схема СГ-10-1С

ОВ – обмотка параллельного
возбуждения, состоит из двух
параллельных ветвей.
ДП – обмотка возбуждения
дополнительных полюсов,
соединена с обмоткой якоря
последовательно.
ОП – обмотка возбуждения
основных полюсов, состоит из
4-х катушек, соединенных
последовательно.
Клемма + ЯГ
Клемма + ЯС
Ш – штепсельный разъем

43. Магнитная схема СГ-10-1С

включает
четыре
основных
и
два
дополнительных
полюса,
на
которых
размещены
катушки
последовательного и параллельного
возбуждения.
Для работы СГ в
генераторном режиме
включается
только
обмотка
параллельного
возбуждения,
состоящая
из
двух
параллельных ветвей. Начало
обеих ветвей присоединено к
штепсельному разъему Ш, а
концы – к щеткодержателям
отрицательных щеток.

44. Общее устройство стартера-генератора

- Корпус.
- Якорь.
- Крышка со стороны коллектора. Крышка со стороны привода.
- Центробежный вентилятор.

45. КОРПУС

- Станина.
- 4 основных полюса с катушками.
- 2 дополнительных полюса с катушками.
- Клемма ЯГ (экранированный разъем).
- Клемма ЯС (выводной болт).
- Клемма Ш (герметизированный штепсельный разъем).

46. ЯКОРЬ

47. КРЫШКА СО СТОРОНЫ КОЛЛЕКТОРА

- Крышка.
- Кожух.
- Шарикоподшипник.
- Лабиринтное уплотнение.
- Траверса со щеткодержателями
и щетками.

49. КРЫШКА СО СТОРОНЫ ПРИВОДА

51. Привод расположен на гитаре, смонтирован в двух корпусах и состоит из :

приводной шестерни 10; ведущего вала 12; ведомого вала 14; упругой муфты 4; гидромуфты
15;планетарного ряда 13; зубчатой муфты 6; бустера 8; крана распределителя 9;
возвратной пружины 5; датчиков Д-20; соединительного валика 3.

53. Генераторные установки БМП-2, БТР-80.

Генераторная установка: БМП-2
БТР-80
генератор
ВГ-7500Н
Г-290В(2)
регулирующая аппаратура РН-10
РР390Б1(2)
ДМР-400Т

54. Техническая характеристика:

Тип
ВПУ
Мощность
Напряжение
Номинальный ток
ВГ-7500Н
постоянного
тока
5 кВт
28 В
160 А
Г-290В
переменного
тока с
3кВт
28В
120А

Генератор (ВГ-7500Н) состоит:
- корпус в сборе с полюсами и обмоткой возбуждения;
- якорь с обмоткой и коллектором;
- щеткодержатель со щетками;
- защитная лента;
- крышка с патрубком для подвода воздуха;
- вентилятор;
- клеммовая панель выводами.

56. Общее устройство генератора Г-290В

статор с обмоткой;
ротор с обмоткой и контактными кольцами;
щеткодержатели со щетками;
выпрямительное устройство;
вентилятор;
передняя и задняя крышки;
экран.

Назначение ДМР-400Т.
1.
2.
для обеспечения автоматического отключения
генератора от электрической сети машины, когда
его напряжение ниже напряжения АКБ.
для включения генератора, когда напряжение его
выше напряжения АКБ.

58. Размещение:РН-10, ДМР-400Т

Реле-регуляторы РР-390 Б предназначены для:
автоматического поддержания напряжения
генераторов в заданных пределах;
отключение стартера после пуска двигателя;
защиты генераторов от перегрузки;
отключения обмотки возбуждения генераторов при
недопустимом повышении напряжения в бортовой
сети (КЗ).

Боевая машина пехоты БМП-2 Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Февраль 16th, 2013 | Автор: kombat


Техническое описание и инструкция по эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2 предназначаются для изучения устройства машины, правил ее эксплуатации и технического обслуживания. В книге содержатся сведения по устройству и работе агрегатов, систем и механизмов, а также указания по всем вопросам эксплуатации и технического обслуживания.

Описание узлов машины дается в объеме, необходимом для понимания их обшего принципа работы и обеспечения правильной эксплуатации и технического обслуживания.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации изданы в двух частях со сквозной нумерацией глав и рисунков.

Часть первая содержит общее описание, характеристики, описание вооружения, прицелов и приборов наблюдения.

Читайте также: