Толстой детство конспект урока 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

Цели и задачи: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии (портрет на доске или слайд). Лев Толстой – потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских. Он состоял в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными.

Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.

2. Объяснение нового материала

Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.

– Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?
– Что он сказал дяде Николаю?
– В чем выразилось негодование учителя на уроке?
– Какое предложение продиктовал он ребятам?
– Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?

Учитель: А сейчас давайте узнаем, чем закончилось это приключение.

– Что мы можем сказать о Карле Ивановиче, используя эти отрывки?
– Каким он вам кажется?
– За какие качества его можно любить и уважать?
– Хотели бы иметь такого учителя?

4. Подведение итогов

Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? Что было для него главным? (Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность ).

5. Домашнее задание

Цели и задачи: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

В яснополянском доме, если подняться по лестнице на второй этаж, вот уже более двухсот лет стоят в футляре часы красного дерева с башенкой (репродукция или слайд). Они показывают не только часы, минуты и секунды, но и числа месяца. Еще в 18 столетии их завел у себя дед Толстого Николай Сергеевич Волконский. Для Толстого с детства привычен был их красивый бой.

Часы били восемь, а он был уже одет в свою черную или – в жару – светлую парусиновую блузу, подпоясанную ремешком, проверял, сунул ли в карман записную книжку, и через кабинет, гостиную, залу выходил к лестнице, ведущей вниз. Стараясь не шуметь и не скрипеть половицами, чтобы не разбудить домашних и гостей, Толстой спускался по лестнице и выходил на улицу.(1)

2. Объяснение нового материала

Такое уважительное отношение к простым людям было не только у Толстого в Ясной Поляне, но и в лучших дворянских семьях. По отношению к дворовым и крепостным часто судили о человеке, составляли мнение о нем.

Почему именно Наталью Савишну выделяет Николенька среди всех дворовых? (Учащиеся отмечают любовь, доброту, большое и верное сердце, неподдельную искренность – на похоронах матери героев одна Наталья Савишна плачет искренне, все остальные «играют горе).

Вопросы классу: 1) Что мы узнали о жизни русского дворянства из повести Л.Н.Толстого? 2) Чему учит Толстой?

4. Обобщение учителя. Подведение итогов

В образе Натальи Савишны сосредоточена моральная сила, противопоставленная светскому образу жизни, духовному одиночеству.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

1) помочь семиклассникам понять сложный мир

взрослых; прочесть книгу так, чтобы она

заставила заглянуть в себя;

2) учить школьников чувствовать настроение в

3) заставить учащихся задуматься над

вопросами: что такое любовь в жизни человека,

что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно

в жизни человека? Что есть страдание и можно

ли прожить без страдания? Что есть счастье?

I . Вступительное слово учителя.

Закончено чтение повести. Перед нами прошли несколько дней из жизни 10-летнего мальчика.

Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.

II . Беседа. Комментированное чтение. Реализация индивидуальных и групповых заданий.

Уже в 1 главе мы узнаём о Николеньке, что он живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.

- В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?

Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.

-Дома в качестве домашнего задания вы составили распорядок дня Николеньки. Прочитайте его.

Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. ( Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы)


Утро в семье Иртеньевых

- Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?

Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.

Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.

- Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)

- Почему? Она знает о разлуке с детьми и с мужем и страдает от этого.

- Какой её видит Николенька? (Зачитать в тексте)

- Как она относится к Карлу Ивановичу? Мими? (Поцелуй в висок Карла Иваныча, терпимость характера Мими) А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).

- Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?

- А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?

Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.

-Какие чувства испытывает? (Читаем конец главы) Это первое большое горе в его жизни.

- Что об отце узнаёт мальчик? (глава 10) Как относится к людям?

-Любили ли его окружающие? Удалось ли ему сделать карьеру?

( У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры.Он живёт для себя, для своих удовольствий.)

- В повести описываются занятия в кабинете и гостиной (гл.11). С какой сцены начинается глава?

Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!

- Вся ли глава выдержана в этом ключе?

Дети сразу замечают тревогу, печаль: мать играет на рояле концерт Фильда и Патетическую сонату Бетховена.

- Почему она так часто их играла?

- Какую музыку любил отец? (Чувствуем разницу во вкусах и потребностях души!)

Важное событие этой главы – благоразумное решение отца взять Карла Иваныча в Москву.

-Чем наполнена жизнь матери? (Любовью к детям, мужу, молитвами, заботами о бедных.) У отца своё: карты, женщины, цыганские песни и романсы.

- Любят ли они друг друга? Хорошо ли, легко им вместе?

-Понимает ли Николенька, что его ожидает, когда едет учиться в Москву? (гл. 14) Нет. Зачитать расставание!

15 глава. О любви матери.

- Какие чувства рождает в душе Николеньки материнская нежность? (Из глаз слёзы льются ручьями)

III -Расскажите о жизни Николеньки в доме московской бабушки.

Каков портрет отца? (С. 282.)

Автор сомневается, были ли у него нравственные убеждения.)

Вывод. О тец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.

- С чего начинается письмо?

И только потом – главное.

- Что беспокоит Наталью Николаевну? ( Проигрыш мужа, его расстроенные финансовые дела)

-Как она говорит это мужу? (Очень деликатно, но твёрдо)

-Какие черты характера героини открываются здесь? (Глубина страдания, твёрдость характера, умение рассчитывать только на себя, на собственные силы). Последние мысли о муже и детях.

Бескорыстная любовь ко всем людям, ангельская доброта, умение не думать о себе, полное самоотречение. Нет жалоб на жизнь, на свою судьбу.

- А есть ли в ней отрицательные черты? Этого ребёнок не видит, мать для него – высший идеал.

( Сравните с княгиней Корнаковой).

- Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?

( Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли. А ведь это муки детской совести)

IV - Какие эпизоды своего детства Николеньке стыдно вспоминать?

(Это случай с ИленькойГрапом (глава 19). Дети откровенно мучили этого слабого, беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него. Николенька мучается от того, что, попав под обаяние Серёжи Ивина, не защитил слабого и обездоленного мальчика.

- Подытоживая разговор, подумаем, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?

- Вряд ли, но главное не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой.

В повести, кроме Николеньки, есть ещё дети.

- Что же отличает его от брата и сестры, друзей-сверстников?

Отличительная черта Николеньки – стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков.

Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, что составляет его внутреннюю жизнь.

Юного героя характеризует стремление зафиксировать и осмыслить каждое своё душевное движение, соотнести его с тем, как переживают то же другие дети и взрослые, разобраться самому, что дурно, а что хорошо. Особенно ярко эти свойства личности Николеньки проявляются в его переживаниях после смерти матери (гл. 27-28). Ему казалось , что окружающие люди и он сам неискренни в своих страданиях и он тоже недостаточно переживает.

Итак, самоуглубление, самонаблюдение, стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это путь к познанию себя, людей, человечества.

Повесть заканчивается размышлениями взрослого уже героя над могилами дорогих людей – матери и Натальи Савишны. Это они учили его не уча, а просто образом собственной жизни, одному: жить не для себя, а для людей, отдавать себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.

- Каждый ли ребёнок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себя и претворить в жизнь?

- Мог ли так тонко чувствовать Володя или Серёжа Ивин?

Мы оставили Николеньку на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иваныч стар, отец занят своей жизнью.

Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди? Жизнь даёт нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.

Как вы думаете, ребята, о ком эти слова были сказаны ? (Дети высказывают предположения). Да, конечно, о Льве Николаевиче Толстом, писателе мировой величины. Что-нибудь о нём помните?

2) Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а вам интересно узнать, почему в 23 года Л.Толстой решил писать о детстве, а не о молодости? Каким было детство великого гения? (Дети высказывают своё мнение).

3) Осознание и формулирование проблемы:

- Ребята, кто мечтает поскорее вырасти?

- А кто хочет быть вечным ребёнком?

Все мечтают поскорее вырасти. А для чего тогда детство и нам, и Льву Николаевичу Толстому?

Давайте попробуем сформулировать вопросы, на которые хотим получить ответы в ходе нашего урока. Это и станет целью нашего урока.

Почему Л.Н. Толстой решил писать о детстве?

Каким было детство великого писателя?

Роль матери в формировании личности писателя?

Какова роль детства в жизни человека?

Как показывает Л. Н. Толстой формирование характера главного героя ?

Стадия содержания.

Построение знаний.

2) Сбор информации:

1. Эвристическая беседа.

- Какова роль детства в жизни каждого человека? Для чего нам детство?

Детство – очень ценное и важное время в жизни человека : Во – первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во – вторых, тебя окружает искренняя любовь и забота самых близких и родных людей. В – третьих, в детстве формируется характер человека

- Как происходит становление характера ребенка? Кто влияет на этот процесс? ( Дети высказывают своё мнение). Слайд 9.

2. Рассказ учителя. Действительно, основную роль в формировании характера человека играет семья, родители, атмосфера, в которой он растёт.

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей после смерти родителей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.(10)
С 1841 года дети жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. Дом, где рос маленький Лёвушка, не сохранился. Но попытаемся представить, как выглядела детская (слайд 11). Туристы со всего мира посещают его Яснополянский дом. Он более позднего времени строительства (слайд 12), так выглядит одна из комнат (слайд 13).

Рассказ ученицы . На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему не было и двух лет.

Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образованна, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Сама писала (слайд 15, 16).

Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери. В повести Л. Толстого мама главного героя умирает, когда ему исполнилось 10 лет. Вероятно, потеряв мать в раннем возрасте, хотя бы в художественном произведении попытался продлить её дни, воскресить её образ.

Давайте послушаем, какой предстаёт маман в повести.

Какой он её видит? ( Чтение наизусть отрывков из повести подготовленными учениками)

У Толстого - писателя есть свой секрет и своя тайна, которую мы с вами начнём разгадывать. Обратите внимание: какая форма речи используется? (Монолог).

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя.

6 группа: о чём думает Николенька, что его волнует, заботит, из-за кого он переживает? ( ( О Карле Иваныче, о родителях )

-Какой представляется матушка Николеньке?

- Отчего лицо матери становилось удивительно прекрасным?

- Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то почему?

-Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

- О чём говорят эти слова?

- Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

Вывод: Образ матушки.

С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам. (Фрагмент фильма)

Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя. (Слайд Лев Толстой )

Образ Николеньки Иртеньева .

Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

- Ребята, а вы всегда критически оцениваете свои поступки. Были ли поступки, за которые вы себя осуждаете? (Учащиеся вспоминают случаи из своей жизни). Таким образом, большую, если не основную роль, в формировании личности играет самовоспитание (вернуться к слайду 9). Об этом забывать не стоит. (У Л.Н.Толстого из 90 томов собраний сочинений 13 томов составляют дневники. Читая их, мы видим, как Л.Н.Толстой постоянно, в течение всей своей жизни, работал над собой. Последняя запись сделана за 4 дня до смерти).

Стадия рефлексии. О чём мы говорили сегодня? (О роли детства в жизни человека. Представили, каким было детство самого Л.Н.Толстого, ведь повесть носит автобиографический характер. Поняли, какую роль в жизни Л.Н.Толстого играла мать. Как показывает Толстой формирование личности? Кто влияет на формирование личности ребёнка? Познакомились с главным героем и его учителем.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС.

Тема урока: Счастливая невозвратимая пора детства .

Форма урока:

Беседа за круглым столом(работа в группах , экспертная группа).

Цель урока:научить анализировать художественное произведение,

дать нравственную оценку героям произведения; развивать творческие способности учащихся.

Задачи: анализировать поступки героев произведения.

Валеологизация учебного процесса:

Физкультминутка и зарядка. Выступления валеолога

1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу).

Добрый день , ребята!

Сегодня у нас урок литературы по теме: "Счастливая,невозвратимая пора детства".

Я надеюсь, что сегодня у нас все получится.

Ребята, вы любите уроки лит-ры? Чему она вас учит?

Литература - это искусство.Я приглашаю вас погрузиться в этот волшебный мир.(Просмотр видеоклипа.)

Рождается на свет маленький человечек,комочек счастья.Каким он будет?Кем он станет ? Каие таланты и способности у него будут? Неизвестно.

Способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И все-таки каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим. Нужно только найти для себя верный путь,которым собираешься идти по Дороге жизни.Оглянись вокруг, и ты увидишь, что люди ведут себя по-разному. Если Машу дернули за косичку, Маша сжимает кулаки и дает сдачи, если Таню дернули за косичку, Таня вопит и бежит ябедничать. Если Петя рисует самолет, а получается лягушка, Петя рвет на кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка, то он рисует снова и снова.

Обязательно нужно разглядеть себя как следует,честно разобраться – что к чему. Определить форму собственного носа несложно, для этого есть зеркала, но как определить стойкость и силу собственного сердца? К разговору об этом приглашает тема нашего урока.

Окунуться в мир детства нам поможет произведение, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений - ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей в этом произведении и об их поступках.

Времени у нас мало , поэтому для более эффективной работы разделимся на 4 группы.Для каждой группы я подготовила задания и поэтапно эти задания мы с вами будем выполнять.

В повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века..

Какие люди окружают главного героя произведения?Как они влияют на него? какие нравственные поступки совершает Николенька Иртеньев?Об этом мы с вами и поговорим сегодня.

Для более эффективной работы, давайте разделимся на 4 группы.

Каджой группе я раздам листочки с заданиями. Готовимся отвечать на эти вопросы.Ответы готовите устно или можете написать в этих же листочках.

Раздача материалов заданий.

Кроме 4 групп у нас еще будут специалисты.

Валеолог.(Врач, который даст практические советы по сохранению,укреплению здоровья.Специалист с медецинским образованием) в роли валелога сегодня у нас выступит (Ф. И.О. ученика)

В роли лингвиста(Ф. И.О. ученика)

Задание 1 группе

1.Какой герой произведения говорит:“Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей (мамаши), ты не забудешь её? Не забудешь,Николенька? – она еще нежнее целует меня”.

Как ее зовут?

Иртеньева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николеньки.

2.Найдите ее описание.

3. Расскажите о ее отношении к окружающим. Найти по тексту.

4. Какие эпитеты использует автор, рассказывая о ней.( часто повторяются нежная, ласковая, нежная.)

Задание 2 группе

1.О ком пишет Л.Н.Толстой?

Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой.

Иртеньев Петр Александрович? (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки.

2.Расскажите, что вы запомнили о нем.

Главное руководство его жизни и поступков — счастье и удовольствия.
3. Его отношение к окружающим. Приведите примеры из текста.

4. Какие эпитеты использует автор, рассказывая о нем.

3адание 3 группе.

1.О ком идет речь?

2.Какой он вспоминает Наталью Савишну?

Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.

3.Что главное в героине?

4.Каково ваше отношение к ней?

У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней –любовь к людям. Неистощимое трудолюбие,крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.

Наталья Савишна — экономка, в прошлом дворовая девка, потом горничная и няня матери Николеньки. Тип самозабвенно преданной прислуги, которая всю свою жизнь беззаветно посвящает хозяевам (ср. Арину Родионовну у А. С. Пушкина). Ее история такова: уже после того как она была взята в господский дом, она захотела выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, но дедушка рассказчика счел это неблагодарностью с ее стороны и сослал на скотный двор в степную деревню. Однако никто не мог заменить Н. С., ее возвратили, она же, в свою очередь, покаялась перед господином и просила забыть прежнюю ее дурь. Получив вольную после верной двадцатилетней службы, она была глубоко уязвлена. После смерти матери Николенька в комнатке Н. С. слушает затаив дыхание ее простосердечные объяснения про то, что душа праведника, прежде чем в рай идет, еще сорок дней мытарствует. Также его поражает внезапный переход ее от разговоров о святом и таинственном к ворчливости и мелочным расчетам, в чем он впоследствии усматривает искренность горести, не желающей и не умеющей притворяться.

3адание 4 группе

1.Как зовут следующего героя произведения?

Он был не в духе.Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить местото место . до которого мы должны были вытвердить.

2.Найдите его описание и расскажите о нем.

3. Как он относиться к семье Иртеньевых?Примеры из текста.

4.Как относится Николенька к нему?

У его жизни длинная богатая история, которую герой рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым. Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять нового гувернера-француза, переживает как драму.

Общее задание.

Учащиеся моей школы прислали для вас сюрприз. Давайте посмотрим.

Вот этот черный ящик. Угадайте какие предметы здесь находятся. Каким предметам автор уделяет большое внимание.

(Раздаю по группам эти предметы).

Самовар. С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о самоварах.

Что вы знаете о самоварах. Давайте послушаем лингвистов.

Сундук.С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о сундуках.

Что вы знаете об этом предмете. Что расскажут нам лингвисты.

Карты.С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о картах.

Что вы знаете об этом предмете. Что расскажут нам лингвисты.

Очки, книга, линейка.С кем связан этот предмет?

Какие из этих предметов являются символами?

Сундук. Если учесть то, что сундук обычно готовила в древности каждая девушка на выданье.Символ надежды, чего-то драгоценного.

Самовар- символ семьи .

Карты- символ несерьезности, легкого отношения к жизни.

Очки, книги -символ ума, мудрости.

Вы наверное поняли, что автор не зря упоминает в тексте о данных преметах.

Они являются символами .

Работа со всеми группами.

Переходим к образу главного героя призведения.

А кто главный герой произведения? (Николенька Иртеньев)

Расскажите , что вы узнали о нем.Каким вы представляете Николеньку?

Живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый,может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.

Как вы думаете, почему я взяла этот образ самым последним.

Под влиянием чего формируется характер героя?(Под влиянием Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);

Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?

Что есть страдание и можно ли прожить без них?

Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?

Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Потому что именно эти персонажи оставили глубокий след в душе Николеньки.

Работа по схеме

Николенька Иртеньев

Наталья Николаевна Петр Александрович Наталья Савишна Карл Иваныч

В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие?

Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе.

Учитель: Да, это атмосфера любви, радости и счастья.Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович,Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье. Наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной, счастливой?

А теперь , ребята , давайте немножко отдохнем. Итак, закрыли глазки, вспомним своих родных, дедушку. бабушку, папу, милую добрую маму.

Открываем глаза, улыбнулись друг дружке.

Перелистайте самые радостные, светлые эпизоды в его жизни.

Общение с родителями,открытые радости чистых молитв.В какой главе это можно прочитать? "Детство"( Счастливая , счастливая невозвратимая пора детства!)

Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? (Эпизод с Карлом Ивановичем, случай со скатертью, .)

Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!)Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.

Какая мысль заставляет Николеньку переживать, мучиться, даже плакать?

(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его.)

И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это муки чуткой детской совести.

можете привести примеры из текста?

Например: случай со скатертью.

Что больше интересует Толстого: внешние события или еще что-то?( (Душа человека)

Внимание автора направлено на мысли, сомнения,переживания героя.

Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков

-Умеет ли он анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков?

Он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.

Выстрадав, он становится лучше, чище душой.

Он обретает высокую мудрость, истинную любовь к людям,бескорыстие, честность, доброту.

Какой эпизод главы поразил вас более всего?

Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?( Большое внимание автором уделяется переживаниям и мыслям Н.И.)

Выводы по работе групп: Итак, подводя итог всему сказанному можно сказать, что Толстой большой знаток человеческой души.

Чему автор призывает нас своим призведением?

Беседа с учащимися по вопросам.

Доброжелательность, искренность семьи, теплые отношения между домочадцами, родителями и детьми. Нежная, мягкая, кроткая интонация любви и доброты.

Наверное, самое время дать слово валеологу.

Сейчас было названо немало добрых чувств:нежность, доброжелательность, ласка… Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Запомни: ты злой – у тебя всегда будет болеть кишечник; ты много плачешь – будут болеть почки; очень неспокойный, позволяешь себе неразумные выходки– пострадает печень, желудок, разрушится защитное поле, которое бережет тебя от простуды.А какой вред твоему здоровью наносит сквернословие!

Закрыты последние страницы повести. Над чем можно поразмышлять?

Над чем задуматься?

Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);

Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?

Что есть страдание и можно ли прожить без них?

Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?

Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

11. Задание на дом. Подготовьте небольшую творческую работу на тему "Мое отношение к близким"

Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая,невозвратимая пора”!

Читайте также: