Конспект урока по русскому языку 10 класс гольцова

Обновлено: 06.07.2024

Русский язык, 10-11 класс, Тематическое и поурочное планирование, Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., 2010.

Внеклассная работа по предмету.
Внеклассная работа по предмету традиционно занимает важное место в методической системе обучения русскому языку. В старших классах профильной школы приоритетной может считаться внеклассная работа, направленная на формирование навыков исследовательской, начальной научной деятельности.

Для организации внеклассной поисковой, исследовательской деятельности школьников желательно использовать изучение местного культурно-этнографического материала, служащего расширению кругозора учащихся, формированию бережного и уважительного отношения к наследию знаменитых писателей, философов, этнографов.

В книге для учителя предлагается примерный перечень тем рефератов учащихся. Сюда входят темы, которые носят конкретно лингвистический характер, а также направленные на изучение деятельности ученых — лингвистов, на исследование функционирования единиц языка в художественных произведениях отечественной литературы.

Стимулированию познавательной активности учащихся служат олимпиады по русскому языку. Олимпиады развивают самостоятельность, поисковую активность, навыки решения лингвистических задач. Олимпиады не носят разового характера: чтобы учащиеся показывали хорошие результаты на очных и заочных турах олимпиад, необходима постоянная систематическая работа по русскому языку в рамках факультатива или на занятиях школы юного филолога, где школьники учатся работать с научной литературой, решать задачи повышенной сложности, глубже понимать языковые процессы.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
10 класс. Тематическое планирование
Базовый уровень
11 класс. Тематическое планирование
Базовый уровень
10 класс. Тематическое планирование
Профильный уровень
10 класс Поурочное планирование
Профильный уровень
11 класс. Тематическое планирование
Профильный уровень
11 класс. Поурочное планирование
Профильный уровень.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 10а классе.

Учитель МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка:

Панчехина Инна Александровна.

Тема: Слово о русском языке.

ознакомить с учебником;

формировать навыки создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему;

развивать навыки конспектирования и состав­ления плана ответа.

Круг вопросов:

функции языка в современном мире;

происхождение русского языка;

литературный язык как высшая форма существования языка;

нормированность литературного языка;

функциональные стили русского языка.

I. Вступление. Знакомство с учебником

(Учитель знакомит с учебником и его авторами).

- Перед вами учебник русского языка за 10-11 классы, его авторы известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин.

Наши уроки будут особыми. Учиться можно ещё очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку.

- Откройте оглавление на с. 283.

- Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым.

- А теперь откройте учебник на с. 267. Как видите, в конце учеб­ника есть приложения.

Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.

— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)

- А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокраще­ния и условные обозначения.

Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические ком­ментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.

II. Работа по теме урока

Работа начинается с чтения эпиграфа и его анализа.

Прочитайте эпиграф на с.5. Вспомните, что называется эпиграфом. Для чего он используется в тексте? Какова его основная мысль? Как оформляется эпиграф?

-Прочитайте вступительную статью на с.5-8.

-Докажите, что вступительная статья является текстом.

-Определите тип текста. Какие ещё типы речи вы знаете?

-Укажите стилевую принадлежность текста. Какие ещё стили вы знаете?

(Данный текст - научно-популярная разновидность научного стиля. В современном русском языке обычно выделяют книжные стили (научный, деловой, общественно-публицистический) и разговорный).

-Кого называют основоположником современного русского литературного языка? Почему?(А.С.Пушкина).

(Вводная часть учебника (с. 5-8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.

Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования раздаются ученикам на листах в качестве памятки).

Памятка. Правила конспектирования:

1. Внимательно прочтите текст.

2. Разделите текст на основные смысловые части.

3. Выделите главную мысль текста.

4. Обозначьте основные выводы текста.

5. Письменно изложите тезисы текста. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание прочитанного.

6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное – записывайте их сжато, но точно.

7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно только слова и даже предложения при условии, что это не несёт ущерба смыслу текста.

Лекция учителя:

1. Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Литературный я. (общенародный язык, грамматика, лексика, произношение и т.п. которого соответствуют принятым нормам). (Современный толковый словарь русского языка. Спб.: Норинт, 2001. С. 957)

2. Русский язык как один из славянских языков

Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы.

Уроки по русскому языку 10 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.М.: 2014. - Ч. - 288с., Ч.2 - 304с.

  • Все темы
  • ЧАСТЬ 1.
  • ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
  • § 1. Слово и его значение
  • § 2. Однозначность и многозначность слов
  • §3. Изобразительно-выразительные средства русского языка
  • § 4. Омонимы и их употребление
  • § 5. Паронимы и их употребление
  • § 6. Синонимы и их употребление
  • § 7. Антонимы и их употребление
  • § 8. Происхождение лексики современного русского языка 2
  • § 9. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
  • § 10. Употребление устаревшей лексики и неологизмов
  • §11. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление
  • § 12. Лексикография
  • Готовимся к ЕГЭ
  • ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
  • § 13. Звуки и буквы
  • Фонетический разбор слова
  • § 14. Орфоэпия
  • Готовимся к ЕГЭ
  • МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  • § 15. Состав слова
  • Морфемный разбор слова
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 16. Словообразование
  • Словообразовательный разбор
  • § 17. Формообразование
  • Готовимся к ЕГЭ
  • МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
  • § 18. Принципы русской орфографии
  • § 19. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
  • § 20. Чередующиеся гласные в корне слова
  • § 21. Употребление гласных после шипящих
  • § 22. Употребление гласных после Ц
  • § 23. Правописание звонких и глухих согласных
  • § 24. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ
  • § 25. Правописание двойных согласных
  • § 26. Правописание гласных и согласных в приставках
  • § 27. Приставки ПРЕ- и ПРИ-
  • § 28. Гласные Ии Ыпосле приставок
  • § 29. Употребление Ь и Ь
  • § 30. Употребление прописных букв
  • § 31. Правила переноса слов
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Самостоятельные части речи
  • § 32. Имя существительное как часть речи
  • Морфологический разбор имени существительного
  • § 33. Правописание падежных окончаний имён существительных
  • § 34. Гласные в суффиксах имён существительных
  • § 35. Правописание сложных имён существительных
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 36. Имя прилагательное как часть речи
  • Морфологический разбор имени прилагательного
  • § 37. Правописание окончаний имён прилагательных
  • § 38. Правописание суффиксов имён прилагательных
  • § 39. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных —
  • § 40. Правописание сложных имён прилагательных
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 41. Имя числительное как часть речи
  • Морфологический разбор имени числительного
  • § 42. Склонение имён числительных
  • § 43. Правописание имён числительных
  • § 44. Употребление имён числительных в речи
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 45. Местоимение как часть речи
  • Морфологический разбор местоимения
  • § 46. Правописание местоимений
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 47. Глагол как часть речи
  • Морфологический разбор глагола
  • § 48. Правописание глаголов
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 49. Причастие как глагольная форма
  • Морфологический разбор причастия
  • § 50. Образование причастий
  • § 51. Правописание суффиксов причастий. НИ ННВ причастиях и отглагольных прилагательных
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 52. Деепричастие как глагольная форма
  • Морфологический разбор деепричастия
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 53. Наречие как часть речи
  • Морфологический разбор наречия
  • § 54. Правописание наречий
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 55. Слова категории состояния
  • Морфологический разбор слов категории состояния
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Служебные части р
  • § 56. Предлог как служебная часть речи
  • Морфологический разбор предлога
  • § 57. Правописание предлогов
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 58. Союз как служебная часть речи. Союзные слова
  • Морфологический разбор союза
  • § 59. Правописание союзов
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 60. Частицы
  • Морфологический разбор частицы
  • § 61. Правописание частиц
  • § 62. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление
  • § 63. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 64. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова
  • Морфологический разбор междометия
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты
  • Приложение
  • Говорите правильно
  • Пишите правильно
  • Список условных сокращений
  • ЧАСТЬ 2.
  • СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
  • § 65. Основные принципы русской пунктуации
  • Пунктуационный анализ
  • § 66. Словосочетание
  • § 67. Виды синтаксической связи
  • Синтаксический разбор словосочетания
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Предложение
  • § 68. Понятие о предложении. Классификация предложений
  • Простое предложение
  • § 69. Виды предложений по цели высказывания
  • § 70. Виды предложений по эмоциональной окраске
  • § 71. Предложения утвердительные и отрицательные
  • Виды предложений по структуре
  • § 72. Двусоставные и односоставные предложения
  • § 73. Тире между подлежащим и сказуемым
  • § 74. Распространённые и нераспространённые предложения
  • § 75. Полные и неполные предложения
  • § 76. Тире в неполном предложении
  • § 77. Соединительное тире. Интонационное тире
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 78. Простое осложнённое предложение
  • Синтаксический разбор простого предложения
  • § 79. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • § 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
  • § 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях
  • § 82. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами
  • § 83. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами
  • § 84. Обобщающие слова при однородных членах
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
  • § 85. Обособленные и необособленные определения
  • § 86. Обособленные приложения
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 87. Обособленные обстоятельства
  • § 88. Обособленные дополнения
  • § 89. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • § 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
  • § 91. Знаки препинания при обращениях
  • § 92. Вводные слова и вставные конструкции
  • § 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Сложное предложение
  • § 94. Понятие о сложном предложении
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
  • Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным
  • Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 97. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
  • Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 99. Период. Знаки препинания в периоде
  • Готовимся к ЕГЭ
  • § 100. Сложное синтаксическое целое и абзац
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Предложения с чужой речью
  • § 101. Способы передачи чужой речи
  • § 102. Знаки препинания при прямой речи
  • § 103. Знаки препинания при диалоге
  • § 104. Знаки препинания при цитатах
  • Готовимся к ЕГЭ
  • Употребление знаков препинания
  • § 105. Сочетание знаков препинания
  • § 106. Факультативные знаки препинания
  • § 107. Авторская пунктуация
  • Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты
  • КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • § 108. Язык и речь
  • § 109. Правильность русской речи
  • § ПО. Типы норм литературного языка
  • § 111.0 качествах хорошей речи
  • СТИЛИСТИКА
  • Функциональные стили
  • § 112. Научный стиль
  • § 113. Официально-деловой стиль
  • § 114. Публицистический стиль
  • § 115. Разговорный стиль
  • § 116. Язык художественной литературы
  • § 117. Текст. Типы речи
  • ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ


Контрольная работа по русскому языку 10 класс

Уроки

Работа составлена по материалам Интернет. Включены задания, подготавливающие учащихся к ЕГЭ.

1) Невежествен ный, небрежн ый, непросвещён ный, нео бразованный.

- Найдите в каж дом ряду лишнее слов о, аргументи руйте свой в ыбор.

- Сделайте выв од о теме и ц елях сегод няшнего у рока.

- Знание лекс ики современн ого русского язы ка проверяется также в задан ии 23

ЕГЭ. Оно м ожет быть связано с необхо димостью на йти син онимическу ю или

антонимическу ю пары, слово, и меющее у казанное лексичес кое значе ние, или

фразеологизм. Всп омним не обходимый для выпол нения это го задания те оретический

материал, связа нный с сино нимами и п отренируемся в выполне нии задания 23.

Какие виды синон имов существу ют? Чтобы ответить на этот вопрос, за пишите

Скоро захохотали все: смеялся мал ьчик в лифте, хихикала горничная,

улыбались оф ицианты в ресторане, кр якну л толстый повар о теля, визжали поварята,

заливались бо и - рассыльные, у смехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль)

- Подчеркните в это м предл ожении синон имы. Смысл овое сходство ка ких слов

- Какие слова являю тся синон имами толь ко в контексте д анного пре дложения?

Захохотали, улыб ались, к рякнул, визжали, з аливались.

- Такие синоним ы называются к онтексту альными (контек стными).

Языковые (смыслов ое сходств о проявля ется Контекстные

Запишите текст, в ставляя п ропущенны е буквы и знак и препинан ия, выпишит е

20 век мног о обещал тем кто плам.. (н, нн)о ве р..л в насту пление ново й эры.

Счастье казалось близким и п рочным жизнь светл ой и ра дос(?)ной. Но вместо ярк ого

света на землю у пала су м..речная тень гроз овых туч. В место солнечных за йч..ков

заиграли блик и жертве(н, н н)ого огня. Н ебо не стал о ближе счастья не стало больше

человек не стал вы ше. Вместо тог о чтобы взл ететь он опу стился (на)четве реньки.

Вместо того чт обы нест и миру свет он вз в..лил на свои пле чи ярм о чужих заблу ж -

дений и вздо рных замыслов. И всё что к азалось д..лёк им стало (не)д ос..гаемым.

- Обобщим мате риал сегодняшнег о уро ка в виде цифров ого диктанта. Если

звучит верное у тверждени е, вы ставите цифру 1, если неверное – 0.

2.Языковые с инонимы - это слов а, близкие по зн ачению, но отл ичающиеся

Читайте также: