Россия в период реформ петра i конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.

Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

Оборудование: Доска, мел, карта, мультимедийная установка.

I этап: Организационный момент

1. Годы Северной войны:

2. Какая страна не была союзником России в Северной войне:

3. Речь Посполитая

3. Причиной победы России в Северной войне не было:

1) народная молва, что Петр 1- антихрист;
2) открытие военно-учебных заведений;
3) строительство военных заводов на Урале;
4) создание регулярной армии.

4. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:

1) Ливонской войны 1558–1583;
2) Смоленской войны 1632–1634;
3) Северной войны 1700 1721;
4) Семилетней войны 1756–1763

5. Когда в России было введено новое летоисчисление:

1) 1 января 1700 г.;
2) 1 сентября 1700 г.;
3) 1 января 1721 г.;
4) 1 сентября 1721 г.?

6. Петербург стал столицей России в:

1) 1703 г.;
2) 1735 г.;
3) 1712 г.;
4) 1700 г.?

7. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г., которым завершилась Северная война:

1) Россией и Швецией;
2) Россией и Польшей;
3) Россией и Данией;
4) Россией и Англией?

8. Результатом Северной войны не было:

1. Провозглашение Петра императором.

2. Приобретение Россией выхода к Балтийскому морю.

3. Признание России великой державой.

4. Присоединение к России Азова.

1. Причины Северной войны?

2. Почему России был нужен выход к Балтийскому морю?

3. Объясните, чем вызвано поражение Петра под Нарвой?

4. Перечислите, крупные сражения Северной войны, в которых Петр одержал победу?

5. Расскажите о Полтавской битве?

III этап. Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжим разговор о правлении Петра I. Внимание на экран.

(На экране портрет Петра и звучат слова диктора о деятельности первого императора России)

- 28 января 1725 года умер первый российский император. “Кого хороним?” “Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской” - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из преданных людей Петра.

“Солнце земли русской” - высочайшая оценка, появившаяся при жизни Петра, но были и другие суждения о его деятельности. Итак почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, так говорил Пушкин, но находились люди, которые считали царя виновником многих бед России и он для них был - “злодей”, “деспот”, “тиран”.

- А сколько книг написано о Петре. Какие произведения о петровской эпохе вы читали? Какие фильмы, посвященные Петру, смотрели?

- У каждого автора свое представление о царе-реформаторе.

- Проанализируйте все вышесказанное и определите тему урока?

- Петр Первый и его реформы в оценках и суждениях.

- Давайте вместе попытаемся сформулировать учебные задачи урока (выяснить причины реформ, какие реформы были проведены и дать оценку деятельности Петра Первого).

- А как можно судить о человеке?

- Откуда можно узнать о делах человека?

- У вас на столах пакет с историческими документами, их то мы сегодня и будем анализировать.

- Документы анализируете в парах, И заносите выводы в таблицу:

1. Проанализировать реформы в системе государственного управления:

- “Учреждение сената. 1711 год”;

- “Генеральный регламент. 1720 год”;

- “Учреждение губерний. 1709 год”;

- текст учебника стр. 35.

2. Ответить на вопросы:

1. С какой целью проводились реформы административного управления?

2. Какие новые органы управления были созданы Петром и в чем их отличие от органов управления XVII века?

3. Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим. не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени”. К чему вели реформы государственного управления в России по данному высказыванию?

1. Проанализировать реформы в области экономики:

- “Указ о покупке к заводам деревень 1721. год”

- “Регламент мануфактур-коллегии1723. год”

- текст учебника стр. 32-33.

  1. В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому?
  2. Какие преобразования в этой области были проведены?
  3. Какова особенность российских мануфактур? Где они возникали?
  4. Что такое протекционизм?
  5. В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень?

1. Проанализировать социальные реформы Петра I:

- “Табель о рангах 1722./ год”

- “ Указ о единонаследии. 1714 год”

- текст учебника стр.34-35.

  1. Какие изменения произошли в обществе в результате социальных реформ?
  2. Какую роль сыграли для общества указы Петра “ Табель о рангах” и “Указ о единонаследии”?

- А сейчас образуем 4-5 групп. Каждая группа проанализирует 3 варианта суждений о цене петровских реформ. Задача группы высказать свое мнение.

1. Цена петровских реформ.

    Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский цар ь- иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

Объясните смысл этого высказывания. Как оценил народ налоговую политику Петра I?

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.

- Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.

Поэтому в Петровское время нередко происходили мятежи.

По некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек.

- Скажите, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Вывод. Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

- Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?

- Чтобы убедиться, в том, что они решены я, предлагаю, вам выполнить тесты, выполнять вы их будете через копирку.

Возвращаемся к цели нашего урока и на основании полученной информации определим роль Петра 1 в истории России. Используем прием неоконченных предложений:

1. “Для России Петр I …”.

2. “Я думаю, что Петр I …”.

3. “Если бы в истории России не было Петра I, то …”.

V этап: Домашнее задание. §43.Творческое задание написать эссе на тему: “…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”.

VI этап: подведение итогов.

Существует много памятников о деятельности Петра I в литературе, живописи, кинематографе, искусстве. Я хочу предложить вам еще один памятник Петру I его автор Фальконе.

На экране изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе.

Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”:

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет “гордый конь”?
- Как вы понимаете смысл трех последних строк?
- Как бы вы ответили на вопрос поэта:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Вывод. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Хотелось бы в заключенье процитировать слова М. Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Россия в период реформ Петра I .

Цель урока: дать общую характеристику реформ, проводимых Петром I в конце XVII – первой четверти XVIII века.

Образовательные:

Обозначить проблемы начального периода царствования Петра I.

Определить основные ориентиры внешней политики России в период правления Петра I . Рассмотреть сущность реорганизация армии. Выявить значение провозглашения России империей.

Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Воспитательные:

Прививать интерес к изучению истории Отечества.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Россию.

Развивающие:

Способствовать формированию у студентов навыков критического отношения к историческим фактам, сравнительно-сопоставительного анализа источников.

Способствовать развитию познавательных интересов студентов.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы обучающихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Продолжительность урока : 1 академический час.

Данилов Д.Д. История России и мира. Учебник по истории. 10 кл. Кн. 2. – М.: Баласс, 2013. – 384 с.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.

5. Россия в Х VI -Х VII веках: от великого княжества к царству (в соответствие с Примерной программой).

10. Российская империя в Х I Х веке (в соответствие с Примерной программой).

География (8 класс), Всеобщая история. История Нового времени (7 класс), Литература (5, 9 классы).

выяснить, воспользовавшись учебной литературой, какова оценка преобразовательной деятельности Петра I , дописать начатый преподавателем письменный ответ (приложение № 3; Данилов Д. История России и мира. – С. 164-168).

Начало царствования Петра I.

Внешняя политика. Реорганизация армии. Провозглашение России империей.

Государственные реформы Петра I.

Организационный момент (1 минута).

Изучение нового материала (первый пункт – 5 минут, второй пункт – 10 минут, 3 пункт – 20 минут).

Рефлексия (в виде презентации – 5 минут).

Объяснение домашнего задания и завершение урока (4 минуты).

Изучение нового материала.

1. Начало царствования Петра I. В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление является рубежом между Московским царством и Российской империей, который четко разграни­чивает фор­мы государственной власти: от Ивана III — до Петра I и от Петра I — до революционных событий 1917 года.

В результате стрелецкого мятежа первым царем был объявлен Иван, вторым — Петр, а их старшая сестра Софья стала регентшей при малолетних царях. В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Коломенском, Преображенском, Семеновском. Когда Петру исполнилось 17 лет, Пётр женился. После женитьбы враждебность между Софьей и Петром усилилась. Софья снова попыталась использовать в своих целях стрельцов, однако новый стрелецкий бунт в августе 1689 г. был подавлен. Софья была сослана в Новодевичий монастырь, где прожила вплоть до своей смерти в 1704 году.

Материал для записи студентами. Правление Петра I : 1682-1725 годы, до 1696 года – вместе с Иваном V, при регентстве Софьи до 1689 года.

2. Внешняя политика. Реорганизация армии. Провозглашение России империей. С именем Петра связано превращение России в империю, евразий­скую военную державу. Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям — Черному и Балтийскому. Главной целью стал выход к Балтийскому морю, где в то время домини­ровала Швеция.

Материал для записи студентами. Северная война (1700-1721 гг.) подразделяется на два этапа:

первый – с 1700 по 1709 год (до Полтавского сражения 27 июня 1709 г.),

второй – с 1709 по 1721 г. (с победы России в Полтавской битве до победы России в Северной войне и заключения со Швецией Ништадтского мирного договора 30 августа 1721 г.).

Первый этап войны показал отсталость России в военном отношении. В ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Петр был вынужден приступить к спешным преобразованиям, к созданию новой регулярной армии европейского образца.

Материал для записи студентами. Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. Главным вопросом стало создание регулярной армии.

В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечест­венного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).

Материал для записи студентами. Рекрутчина – способ комплектования армии в XVIII – XIX веках. Рекрутчине подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и пр.), которые поставляли определённое количество рекрутов с сельской общины или городского посада.

Уже в 1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Была взята крепость Нотебург (переименован в Шлиссель­бург — по-русски Ключ-город), устье реки Невы оказалось в руках русских.

Рубежом в войне стала победоносная для российской армии Полтавская битва (27 июня 1709 г.).

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эст­ляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией принятия царем титула императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Материал для записи студентами. Император − титул единоличных глав монархических госу­дарств. В России титул был введён в 1721 г. в ознаменование Ништадтского мира со Швецией. Первым императором стал Петр I . Последним российским император был Николай II .

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков — выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими страна­ми.

3. Государственные реформы Петра I.

Материал для записи студентами. Реформы Петра I — это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявших­ся без четко выработанной долгосрочной програм­мы.

Реформы были обусловлены как насущными, сиюминут­ными потребностями госу­дарства, так и личными пристрастиями самодержца. Реформы были продиктованы, с одной стороны, теми про­цессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII в., с другой — неуда­чами России в первый период ее войны со шведами, с третьей — привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни.

Многочисленные перестройки, проводимые Петром I в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления.

Материал для записи студентами. В 1708 г. страну разделили на 8 губерний:

Петербургскую (до 1710 г. Ингерманла́ндскую),

Вопрос студентам. В какую губернию вошла Уфа? (ответ: в то время город Уфа вошёл в состав Казанской губернии).

Во главе их стали губернаторы, ведавшие управлением подчиненных территорий и войсками. Губернии делились на провинции. Провинции делились на уезды. Россия стала унитарным государством.

Дополнительный материал. Унитарное государство – форма территориального устройства, при которой территория государства не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, республик, земель), а делится на административно-территориальные единицы (области, районы, губернии и пр.). А дминистративно-территориальные единицы единого государства не имеют своей конституции и своего правительства, но имеют местные органы управления.

По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII в. исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 году. Функции законосовещательного органа стал выполнять Сенат. Образование Сената стало важным шагом в организации нового аппарата управления. В Сенате вводился принцип коллегиаль­ности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в госу­дарственном учреждении, как и в армии, вводилась личная присяга.

Материал для записи студентами. Сенат был создан в 1711 г. как высший орган управления, выполнявший судебные и законосовещательные функции.

1) коллегия иностранных дел – внешними отношениями;

2) военная – сухопутными вооруженными силами;

3) адмиралтейская – флотом;

4) камер-коллегия – сбором доходов;

5) штатс-коллегия – расходами государства;

6) вотчинная – дворянским землевладением;

7) мануфактур-коллегия – промышленностью;

8) берг-коллегия – горной металлургией;

9) главный магистрат ведал русскими городами;

10) юстиц-коллегия – судом;

11) коммерц-коллегия – торговлей;

12) Синод был духовной коллегией.

Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 году. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник — обер-прокурор. Церковь фактически превра­тилась в составную часть государственного аппарата.

Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII в. сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громозд­кой пира­миды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру I титула императора.


Урок позволит сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.

Описание разработки

Цель урока:

сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.

Задачи:

- знать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;

- знать основные преобразования Петра I;

- знать даты важнейших исторических событий;

- выявление последовательности развертывания событий;

- уметь применять полученные исторические знания, анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;

- способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Структура и ход урока.

1. Постановка целей, задач урока.

Знакомство учащихся с планом работы.

2. Постановка учителем целей и задач урока.

3. Учитель проводит инструктаж по организации работы,

План урока:

1. Причины и цели проведения реформ.

2. Реформы военные.

3. Преобразования центральных органов.

4. Реформы местных органов.

План-конспект урока по истории Реформы Петра I

5. Указы о дворянстве.

6. Усиление крепостного права.

7. Правительственная экономическая политика.

8. Преобразования в области культуры и быта.

2. Изучение нового материала.

Причины и цели проведения реформ.

1) Работа по вопросам.

3) Монолог учителя.

Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:

Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?

Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?

Каким было положение высших слоёв общества?

Каким было положение низших слоёв общества?

Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?

Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.

Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь.

Запись в тетрадь:

Причины реформ:

1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.

2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ФИО (полностью)

Чеснок Елена Александровна

Предмет

Класс

Тема

и место урока в теме

Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.

Задачи:

1.образовательная

- знать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;

-знать основные преобразования Петра;

-знать даты важнейших исторических событий;

-выявление последовательности развертывания событий;

2.развиваюшая

- уметь применять полученные исторические знания, анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;

3.воспитательная

- способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Метапредметные результаты:

знать:

- сущность реформ Петра I;

уметь:

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, объяснять смысл понятий и терминов (коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, губерния, Табель о рангах);

- осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельно

7.Форма работы учащихся: фронтальная, групповая

. 8.Средства обучения: изучение нового материала с использованием составленной презентации и видеофильм.

9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учи­теля

Деятельность ученика

Постановка целей, задач урока.

Знакомство учащихся с планом работы.

2. Постановка учителем целей и задач урока.

3. Учитель проводит инструктаж по организации работы,

1.Причины и цели проведения реформ.

3.Преобразования центральных органов.

4.Реформы местных органов.

5.Указы о дворянстве.

6.Усиление крепостного права.

7.Правительственная экономическая политика.

8.Преобразования в области культуры и быта.

1.Учащиеся знакомятся с темой, целью и задачами урока.

2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке.

Изучение нового материала.

Причины и цели проведения реформ.

1)Работа по вопросам.

Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:

Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?

Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?

Каким было положение высших слоёв общества?

Каким было положение низших слоёв общества?

Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?

Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.

*Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь.

Запись в тетрадь:

Причины реформ:

1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.

2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

1. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 1 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.

Первичное закрепление материала.

(вставить таблицу предпосылки)

1. Учащиеся задают вопросы учителю.

2. Учащиеся отвечают на вопросы.

Самостоятельная, групповая работа

1.Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. (показ фильма)

3) Демонстрация наглядного материала.

4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.

5) Ответы учащихся.

*Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж.

*Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны.

По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.

Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:

Создание русской национальной регулярной армии и флота;

Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);

Создание мануфактур обеспечивающих армию;

Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;

Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;

Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.

Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям.

1708 г. – губернское деление страны:

создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор;

губернии делятся на провинции – 50 провинций;

провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.

1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе).

1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.

1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.

Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.

Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян.

Краткий анализ итогов экономических реформ:

За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля.

Освоен новый промышленный район – Урал.

Возникла литейная промышленность в Карелии.

Возникли новые отрасли промышленности – постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги.

В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод.

На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия.

Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить.

Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры.

Автор: Мокрецкая Наталья Владимировна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Шелехов

Цели урока: формирование у обучающихся понимание прогрессивной, хотя и противоречивой сущности преобразовательной деятельности Петра Первого.

Задачи:

- помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России;

- расширить знания учащихся о Петре Первом и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;

- рассмотреть существующие в исторической литературе различные оценки личности Петра Первом и его деятельности;

- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в группе;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику.

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью,

- воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны;

- уметь слушать и принимать другую точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- характеризовать важнейшие преобразования Петра I;

- оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- осознавать свою идентичность как гражданина страны;

Метапредметные:

- использовать различные источники исторической информации;

- анализировать и обобщать факты;

- осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с однолассниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: критического мышления.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Основные понятия: абсолютизм, бюрократия, протекционизм, коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point.

ХОД УРОКА:

I. Стадия вызова — этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и, самое главное, ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него.

Учащиеся называют имя правителя.

Учитель комментирует слайды презентации.

1)Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера Мориса Фальконе "Медный всадник". Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья. "Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету". Памятник создан в 1782 году.

3) Скульптор Церетели, памятник создан к 850-летию Москвы, 1997 год.

4) Скульптор Иван Николаевич Шредер, памятник императору Петру Великому на Онежской набережной, основателю Петрозаводска.

7) Скульптор М.М. Шемякин, памятник Петру I на территории Петропавловской крепости. Создан в 1991 году. Голова создана по слепку, выполненному Растрелли еще при жизни Петра I . Скульптор намеренно увеличил пропорции тела в 1.5 раза.

Понимание этого памятника приходит не сразу. В первые дни после открытия к этому памятнику выставляли охрану во избежание вандализма. Между тем, высокую оценку памятнику дали такие известные личности, как Дмитрий Лихачев, скульпторы Михаил Аникушкин, Эрнст Неизвестный и другие. Сторонники подобной трактовки образа государя утверждают, что скульптору удалось заставить зрителей задуматься о судьбе города и страны, выразить противоречивость и неоднозначность личности Петра.

Вопрос учащимся: Каким видят Петра Первого скульпторы, какие его роли и качества они выдвигают на первый план?

Возможные ответы: Петр I – создатель флота, дипломат, государственный деятель, труженик (плотник), человек, который может сопереживать. Памятник скульптора Шемякина показывает противоречивость его личности.

Составление кластера

Проблемный вопрос – в чем противоречивость личности Петра I? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо осмыслить его деятельность.

II. Стадия осмысления - предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.

Чтобы понять противоречивость личности и деятельности Петра I, предлагаю учащимся разделиться на группы по 5-6 человек. Три группы будут работать над отдельными направлениями реформаторской деятельности Петра I. Учащиеся систематизируют информацию в таблицу. Четвертая группа изучает оценки деятельности Петра I, сделанные различными историками, систематизирует их и представляет классу.

Группа № 1.

Реформы Петра I в области управления государством.

Прочитайте материал учебника: §42(стр.20-28);

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области государственного управления. Дайте оценку последствиям реформ, заполнив таблицу.

Группа № 2.

Социальные и экономические преобразования Петра I.

Прочитайте материал учебника: §44 (стр.35–46);

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области промышленности, сельском хозяйстве, торговли и финансовой политики государства.

Охарактеризуйте изменения в жизни сословий.

Дайте оценку последствиям реформ.

Группа № 3.

Преобразования Петра I в области культуры и быта.

Прочитайте материал учебника: §45, 46.

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области культуры и быта.

Дайте оценку последствиям реформ.

Группа № 4.

Прочитать исторические источники, выявить различные точки зрения о результатах преобразовательной деятельности Петра I.

После аналитической работы учащиеся представляют результаты работы в группах.

Учитель может предложить свои выводы по каждой группе реформ, представленные в презентации.

III. Стадия рефлексии.

На этой стадии формируется личностное отношение, фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Вариант 1.
Предлагаю учащимся написать синквейн на тему Реформы Петра I.

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Вариант 2.

Можно использовать методику «незаконченные предложения:

Итог урока: Так какой он, Петр I? Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение. пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

IV. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся. Можно предложить оценить работу каждого учащегося в группе. Вторую оценку ставит и комментирует учитель.

2. Домашнее задание: Параграфы 5-6, ответить на вопросы после параграфа;

Задание в тетради: какая точка зрения (из нижеприведенных) на реформы Петра I и его неординарную личность вам ближе? Ответ обоснуйте.

1) “Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени… Часто размышляю я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горям и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божество постигнуть не могут. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю”.
Цит. по: Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т. 8., м., Л., 1959. С. 611

2) “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта… и захотел сделать Россию Голландией.

… Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить – как хорошее, так и дурное делает он навеки. Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине!…”
Цит. по: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России… М., 1991., С. 32-34

3) Обозревая царствование императора Петра Великого… Невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований. Все делают разное, мечутся беспрестанно из угла в угол, но никто не мешает друг другу… какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных, разных действий? Нет, не чародей,а гений Петр”.
Цит. по: Погодин М.Н. Петр Великий. Историко-критические отрывки. М., 1846, Т. I. С. 335–345

4) “Петр не был вовсе славолюбцем – завоевателем… Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации”.
Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. IХ. Т. 18. С. 532–534

Литература:

Тексты к уроку

Высказывания историков:

Карамзин H.M.: Явился Петр. В его детские лета самовольство вельмож, наглость стрельцов и властолюбие Софьи напоминали России несчастные времена смут боярских, но великий муж созрел уже в юноше мощною рукою схватил кормило государства, он сквозь бурю волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось!

Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских. Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинства и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножал войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической систем

Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев; есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, вводя иностранные, государь России унижал россиян. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к отечеству питается сими родными особенностями. Просвещение похвально, но в чем стоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цели. Русская одежда, пища не мешали заведению школ. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. В сем отношении государь по справедливости может действовать примером, а не указом.

Мы стали гражданами мира, но перестали в некоторых случаях, быть гражданами России. Виною Петр 1.

Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей

В необыкновенных усилиях Петровых видим всю твердость его характера и власти самодержавной.

Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: трудно или невозможно изгладить; как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!

Соловьев С.М.: Необходимость движения на новый путь была сознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Что же делает народный вождь? Он проходит сам эту практическую, деятельную школу и заставляет других проходить ее. Он носит в себе ясное сознание, что его время есть время школы, школьного учения для народа, время школы, взятой самых широких размерах. Но при этом он сознает лучшее средство пройти школу как можно безопаснее и как можно полезнее, в виду развития самостоятельной деятельности народа. Отсюда уясняется нам значение этой неутомимой работы Петра. Услыхал что-нибудь — непременно хочет посмотреть — так ли? Увидал какую-нибудь вещь — сейчас же хочет дознаться, для чего она употребляется, и сейчас же произвести опыт; увидал какое-то производство — сейчас же сам принимает в нем участие, этой неутомимой работой он может избежать сам крайне страдательного положения в отношении к иностранцам и от него народ свой. Эту школу встречаем и будем встречать повсюду; поэтому история признает за ним высокий титул народного воспитателя.

Ключевский В.О.: При имени Петра Великого мы прежде всего вспоминаем о его преобразованиях; с ним неразрывно связана идея реформы. Звание преобразователя стало его прозвищем, исторической характеристикой

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Что дала Петру дореформенная Россия, что он взял у Западной Европы и что оставил России, им преобразованной, точнее, что после него сделали из его дела, — вот три части, на которые распадается общий вопрос о значении реформы. Петр взял из старой Руси государственные силы, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу? Однако таково было впечатление современников реформы, передавших его и ближайшему потомству. Реформа если не обновила, то взбудоражила, взволновала русскую жизнь до дна не столько своими нововведениями, сколько некоторыми приемами, не характером своим, а темпераментом, если можно так выразиться. Результаты реформы были обращены более к будущему, но ее приемы чувствовались современниками прежде всего. Эти приемы вырабатывались при участии личного характера Петра, под влиянием обстановки, в какой шла его преобразовательная деятельность, и под влиянием отношения, в какое эта обстановка ставила его к быту и обычаям народа. Трудно вообразить, какой шум и гам поднялся из-за этой перелицовки и перекостюмировки русских людей на иноземный фасон. У городских ворот расставлены наблюдатели город и костюмов, которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, явившихся на государев смотр с не выбритой бородой и усами, били батогами. Купцам за торг русским платьем — кнут, конфискация и каторга. Все это было бы смешно, если бы не было безобразно. Впервые русское законодательство, изменяя своему серьезному тону, низошло до столь низменных предметов, вмешалось в ведомство парикмахера и портного. Петр действовал силой власти, а не духа и рассчитывал не на нравственные побуждения людей, а на их инстинкты. Правя государством из походной кибитки и с почтовой станции, он думал только о делах, а не о людях и, уверенный в силе власти, недостаточно взвешивал пассивную мощь массы.

Дополнительный материал.

Читайте также: