Развернутый план конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Зачем нужен конспект урока?

Конспект урока является неотъемлемой частью подготовки педагога к предстоящему занятию и составляется до предполагаемого урока, а не во время или после него. Поскольку в плане-конспекте учитель фиксирует содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала, построении логической последовательности изложения информации, уточнении необходимых формулировок и понятий.

С другой стороны, план-конспект урока представляет собой официальный документ, который является подтверждением того, насколько эффективно и полно выполняются учебные программы, насколько правильно и профессионально ведется преподавание, а также указывает на методические ошибки и недочеты учителя. Конспекты уроков составляются педагогами, начиная со студенческой скамьи и педагогической практики. Некоторые молодые учителя считают, что конспекты нужны, прежде всего, для начальства, однако даже самые опытные педагоги делают конспекты уроков при подготовке к занятиям.

Какие требования предъявляются к конспекту урока по ФГОС?

  • методы, цели, задачи урока должны соответствовать возрасту учащихся и теме занятия;
  • цели и задачи должны быть достижимы и четко сформулированы;
  • наличие мотивации к изучению темы;
  • ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Таким образом, определение перечня целей и способов их достижения является краеугольным камнем в процессе составления конспекта урока.

Схема плана-конспекта урока

  1. Тема урока. Информативное и лаконичное определение того, чему посвящено занятие.
  2. Цели урока. Цели указывают на то, зачем проводится занятие и что оно даст учащимся.
  3. Планируемые задачи. В данном разделе указывается минимальный набор знаний и умений, который учащиеся должны приобрести по окончании занятия.
  4. Вид и форма урока. Учитель может указать, к какому виду относится урок (ознакомление, закрепление, контрольная и др.) и в какой форме он проходит (лекция, игра, беседа и т.д.)
  5. Ход урока. Этот раздел является самым объемным и трудоемким. Он включает в себя подпункты, которые соответствуют элементам урока (приветствие, опрос, проверка домашнего задания и т.д.). Все они должны быть озаглавлены, а также учитель должен указать количество отведенного времени для каждого элемента.
  6. Методическое обеспечение урока. В этом пункте учитель указывает все, что будет использоваться в ходе урока (учебники, раздаточный материал, карты, инструменты, технические средства и т.д.).

Таким образом, составление плана-конспекта урока – это процесс творческий, и результат будет индивидуальным для каждого специалиста. Старайтесь делать план максимально полным, но лаконичным. На нашем сайте вы сможете найти конспекты уроков по различным предметам и бесплатно скачать их для ознакомления, а также вы можете опубликовать свои авторские материалы и получить свидетельство о публикации.


Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний и умений.

Вид учебной ситуации: урок с элементами игровой деятельности.

Приемы активизации познавательной деятельности: игра, загадки, ребусы, песни, стихи, викторина о питомцах, использование ИКТ, проблемная ситуация.

Виды учебной деятельности: рассказ о домашнем питомце, работа с текстом, сравнение и описание питомцев, ответы на вопросы викторины, работа с раздаточным материалом.

Содержимое разработки

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний и умений.

Вид учебной ситуации: урок с элементами игровой деятельности.

Дидактическая цель: создать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся на доступном для них уровне.

Практическая: тренировка в употреблении тематических слов во всех видах речевой деятельности.

Развивающие: развитие индивидуальных речевых, мыслительных и рефлексивных способностей учащихся, эмоционально-личностных качеств детей.

Воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению английского языка, воспитание доброжелательного отношения к миру животных через создание эмоционально-положительной атмосферы на уроке.

Планируемые результаты обучения:

- формирование потребности в практическом использовании знаний английского языка в различных жизненных ситуациях и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении.

- умение адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- умение выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

- умение воспринимать информацию на слух с опорой на иллюстрации, слайды;

- умение составлять небольшое высказывание на английском языке.

Формы организации занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Формы проведения занятия: самостоятельная работа, тестирование.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (презентация, рисунки, плакат), практические (упражнения), активные методы (решение проблемных задач, игры и др.), метод контроля и самоконтроля (приемы самооценки, взаимопроверки) и метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (игровая ситуация, занимательный материал, создание ситуации успеха).

Приемы активизации познавательной деятельности: игра, загадки, ребусы, песни, стихи, викторина о питомцах, использование ИКТ, проблемная ситуация.

Виды учебной деятельности: рассказ о домашнем питомце, работа с текстом, сравнение и описание питомцев, ответы на вопросы викторины, работа с раздаточным материалом.

Структура занятия:

Самоопределение в учебной деятельности (оргмомент)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация опорных знаний

Первичное закрепление в знакомой ситуации

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы урока

Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности

Творческое применение знаний (активизация лексического материала по теме)

Актуализация субъектного опыта учащихся. Совершенствование монологической речи.

ВложениеРазмер
razvyornutyy_plan_uroka_v_sootvestvii_s_tebovaniyami_fgos_noo.docx 62.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект на тему:

Урок – основной компонент школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Введённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов.

В качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.

Приоритетами начального образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Из этого следует, что одним из ключевых направлений реализации требований ФГОС НОО в ходе урока является внедрение развивающего обучения. Соответственно, учитель начальных классов, реализующий ФГОС, должен понимать сущность развивающего обучения и владеть технологией его реализации в рамках любой предметной программы и любого проводимого им урока.

В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.

- изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

- разработать дидактический материал для проведения урока.

(создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).

(систематизация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

словарная работа, слова с непроверяемыми безударными гласными в корне).

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

(выявление и фиксация учащимися места, где возникло затруднение; разграничивать область знания и незнания).

(умение ставить учебную задачу на урок, на несколько уроков).

  1. Решение учебной задачи. Исследовательская работа

(решение исходной задачи: практическая деятельность, анализ, обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта).

  1. Физминутка
  2. Подтверждение открытого знания по учебнику
  3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с учебником

(усвоение детьми нового способа действий при решении орфографической задачи).

(инструктаж по выполнению Д/З).

(формирование рефлексии, возвращаясь к учебной задаче).

Методы, используемые на уроке :

  • частично-поисковый (учащиеся самостоятельно выполняют некоторые этапы исследовательской деятельности; учитель организует поиск новых знаний, ученики рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают и формулируют вывод);
  • продуктивный диалог (используется серия взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы);
  • проблемный метод обучения (создание проблемной ситуации при выполнении практического задания).

Оборудование: учебник, мяч для проведения физминутки, конверты с карточками, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

УУД, формируемые на уроке:

  • определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение;
  • интерес к выполнению действия;
  • формирование идентичности личности.
  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено;
  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;
  • осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
  • смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы;
  • анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения;
  • структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве.
  • умение достаточно точно выражать свои мысли;
  • умение слушать, вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.

предметные: учащиеся узнают, что существительные делятся на три группы по типу склонения;

узнают, что тип склонения имён существительных можно отличить по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного;

понаблюдают за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, будут сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы;

формирование пунктуационной и орфографической зоркости.

метапредметные : продолжат учиться:

структурировать учебный материал, выделять главное и второсте- пенное;

выдвигать гипотезы и обосновывать их;

социальной компетентности и учёту позиции других людей, партнёров по деятельности;

умению слушать и вступать в учебный диалог;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Задание 1: Работа с предложением (орфографическая минутка)

Познавательные: смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Задание 2: Словарная работа (слова с непроверяемыми орфограммами)

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого устного высказывания.

Коммуникативные: социальная компетентность и учёт позиции других людей.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий (используют словари) .

Задание 3: Орфографическая задача

Познавательные : анализ объекта; структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: интерес к выполнению действия, к способу решения.

Задание 4: Постановка учебной задачи (анализ словосочетаний с пропущенными окончаниями)

Познавательные: выдвижение гипотез; анализ, построение логической цепи рассуждения; постановка проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Задание 5: Просклонять имена существительные по падежам (самостоятельная работа)

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные : осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные: согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.

Задание 6: Исследовательская работа (работа с карточками)

Познавательные : анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: распределение последовательности взаимодействия, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; управление поведением партнёра – контроль, коррекция оценка действий.

Задание 7: Работа с учебником

Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Регулятивные: контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка с целью осознания качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Задание 8: Усвоение детьми нового способа действий при решении орфографиче-ской задачи (задания в учебнике)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: анализ, сравнение, построение цепи рассуждения.

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 4 класс (УМК Школа России)

Место урока по теме

Три склонения имён существительных.

Формы, приёмы, методы

Постановочный. Изучение нового материала

Фронтальная, работа в мини-группах (исследовательская работа), подводящий диалог

Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.

- С помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми три группы склонений имён существительных.

- Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести детей к раскрытию новых тайн русского языка.

- Показать необходимость правильно определять склонение имён существительных.

- Способствовать развитию у учащихся орфографической зоркости, умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.

- Знать, что существительные делятся на три группы по типу склонения имён существительных.

- Отличить тип склонения имён существительных можно по окончанию (в начальной форме) и по роду имени существительного.

- Склонять имена существительные.

- Распознавать существенные признаки имён существительных для определения их склонения.

- Наблюдать за изменением окончаний имён существительных в косвенных падежах, сравнивать их, высказывать свои предположения и выводы.

Учебно-познавательная; информационная; коммуникативные: участвовать в продуктивном диалоге, применять правила делового сотрудничества; личностные: строить логические рассуждения, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Метод проблемного обучения, элементы исследовательской деятельности, обучение в сотрудничестве.

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Проверка готовности к уроку

Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Посмотрите на экран. Девиз нашего урока…

- А что такое тайна?

- Что поможет нам в открытии новых тайн русского языка?

Проверяют готовность к уроку.

Высказывают свои предположения

Коммуникативные : умение достаточно точно выражать свои мысли

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок

II этап. Повторение. Актуализация знаний

Систематизация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий.

Словарная работа, слова с непроверяемыми безударными гласными в корне

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Объясните постановку запятой.

комн…та, т…традь, б…седа

- Прочитайте слова. Найдите общие признаки.

- Какое задание нам нужно выполнить.

Объясняют постановку запятой в предложении с однородными членами.

Указывают признаки имени существительного.

Называют общие признаки данных имён существительных.

Записывают слова в тетрадь, объясняя их правописание

Познавательные: смысловое чтение, выделение необходимой информации для приведения доказательства; подведение под понятия, выведение следствий.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, умений, известных способов деятельности.

пунктуационной и орфографической зоркости

III этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

Выявление и фиксация учащимися места, где возникло затруднение; разграничивать область знания и незнания.

готовится к бесед…

- Решите орфографическую задачу. В чём заключается её смысл?

- Пропущенные буквы, в какой позиции находятся?

- В каких значимых частях слова бывают безударные гласные?

- Как мы решаем орфографические задачи по их написанию?

- Итак, какая проблема встала перед нами?

Отвечают на вопросы

Формулируют проблему урока ( Как правильно написать безударное окончание имён существительных? )

Познавательные: анализ объекта; структурирование знаний; подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: интерес к выполнению действия

Определение причины затруднения – каких знаний, умений не хватает для решения орфографической задачи.

IV этап. Постановка учебной задачи

Обучать умению ставить учебную задачу – на урок, на несколько уроков.

- Какое окончание вы напишете у существительных?

- Как объясните свой выбор?

- Предлагаю отложить решение этой орфографической задачи, до тех пор, пока мы не сделаем новые открытия, которые помогут в её решении.

- А сейчас вспомните, что такое окончание?

- Изменение окончаний имён существительных по вопросам падежей называется ……

- Это слово будет одно из ключевых в названии новой темы, к изучению которой мы приступаем.

Прежде всего, отметим, что конспект урока – это развернутый план предполагаемого учебного занятия с развернутым описанием его хода. Иными словами, учитель записывает, из чего будет состоять занятие, что он будет говорить, чему оно посвящено, в какой форме будет проходить работа с классом, и какие литература и иные пособия будут при этом использоваться.

Для чего нужен конспект урока?

Этот документ нужен, прежде всего, самому учителю, а не только директору или завучу школы, как полагают некоторые учителя, особенно начинающие. Дело в том, что любой урок требует подготовки, и даже тщательно готовясь к занятию, учитель может что-либо упустить, забыть то, что хотел сказать из-за текущей ситуации в классе. Очевидно, что это влияет на ход занятия, и далеко не в лучшую сторону.

Из чего же состоит конспект урока?

Как и любой конспект, конспект урока состоит из нескольких частей, или подпунктов. Перечислим их.

  1. Тема урока.
  2. Цель урока (образовательная, развивающая и воспитательная).
  3. Ход урока.
  4. Методическое обеспечение урока.
  5. Домашнее задание (если таковое предлагается выполнить ученикам) или иная форма контроля.

Тема урока

Цель урока

Здесь тоже все достаточно недвусмысленно – учитель указывает, зачем он проводит это занятие, и для чего оно необходимо ученикам. Правда, в педагогике цель занятия подразделяется на три подцели:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Отметим, что не всякое занятие сочетает в себе все три цели. Например, мы не можем указать воспитательную цель занятия по химии, посвященного изучению молекулярного состава органической кислоты, однако здесь имеется четко выраженная образовательная (познавательная) цель, которую и необходимо кратко описать.

Ход урока

  • Приветствие,
  • Фронтальный опрос,
  • Проверка домашнего задания,
  • Выполнение задания у доски,
  • Учебная дискуссия,
  • Объяснение нового материала,
  • Выполнение лабораторной работы,
  • Подведение итогов урока,
  • Объявление домашнего задания.

Также подчеркнем, что просто перечислить наименования элементов урока недостаточно: план-конспект предполагает краткое описание того, какие именно действия будут совершать учитель и ученики. Например, указать, какие вопросы будут заданы школьникам, какое задание им необходимо выполнить, чему посвящена дискуссия.

Методическое обеспечение урока

Учитель должен указать, что необходимо ему и ученикам для успешного проведения занятия. Это могут быть:

  • Учебник,
  • Дидактический (раздаточный) материал,
  • Географическая или историческая карта,
  • Инструментарий для проведения лабораторной работы,
  • Технические средства обучения (проектор, компьютер, ноутбук, лингафонное оборудование, магнитофон).

Домашнее задание

Учитель обязательно должен заранее определиться с характером и объемом домашнего задания и отразить это и в конспекте урока, и в классном журнале, причем объем домашнего задания не должен превышать 1/3 части изученного на уроке материала. Домашнее задание используется для более глубокого закрепления полученных навыков и умений.

Что можно посоветовать педагогу?

Читайте также: