Конспект урока строение атомного ядра энергия связи атомных ядер 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Протон – стабильная элементарная частица, ядро атома водорода.

Нейтрон – элементарная частица, не имеющая заряда.

Протонно-нейтронная модель ядра Гейзенберга-Иваненко: ядро любого атома состоит из положительно-заряжённых протонов и электронейтральных нейтронов.

Массовое число – сумма числа протонов Z и числа нейтронов N в ядре.

Нуклоны – протоны и нейтроны в составе атомного ядра.

Изотопы – разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер, т. е. числом нейтронов.

Ядерные силы – это силы притяжения между нуклонами в ядре.

Дефект масс – разность масс нуклонов, составляющих ядро, и массы ядра

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. С. 299-307.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2009.

Савельев И.В. Курс общей физики, Т.3. М.: Наука, 1987. С. 231-244.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1919 году Резерфорд открыл протон при бомбардировке ядра атома азота α-частицами.


Это была первая ядерная реакция, проведённая человеком. Превращение одних атомных ядер в другие при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом называют ядерной реакцией.

Протон – стабильная элементарная частица, ядро атома водорода. Свойства протона:



или – символ протона.

Нейтрон был открыт в 1932 г. Д. Чедвиком при облучении бериллия α-частицами. Нейтрон - элементарная частица, не имеющая заряда. Свободный нейтрон, который находится вне атомного ядра, живёт 15 минут. Потом он превращается в протон, испуская электрон и нейтрино – безмассовую нейтральную частицу.




В 1932 году советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий физик В. Гейзенберг выдвинули гипотезу о протонно-нейтронном строении ядра. Справедливость этой гипотезы была доказана экспериментально. Согласно этой модели ядра состоят из протонов и нейтронов. Так как атом не имеет заряда, т.е. электрически нейтрален, число протонов в ядре равно числу электронов в атомной оболочке. Значит, число протонов в ядре равно порядковому номеру химического элемента Z в периодической таблице Менделеева.

Сумму числа протонов Z и числа нейтронов N в ядре называют массовым числом и обозначают буквой А:


Ядерные частицы – протоны и нейтроны – называют нуклонами.

Радиус ядра находится по формуле:


Изотопы – разновидность данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер, т. е. числом нейтронов.

Устойчивость ядер зависит от отношения числа нейтронов к числу протонов.

Свойства ядерных сил:

1) это силы притяжения;

2) примерно в 100 раз больше кулоновских сил;

3) зарядовая независимость;

4) короткодействующие, проявляются на расстояниях порядка 10 -12 -10 -13 см;

5) взаимодействуют с конечным числом нуклонов.

Масса любого атомного ядра всегда меньше, чем масса составляющих его частиц:


Дефект масс - разность масс нуклонов, составляющих ядро, и массы ядра:

Энергия связи – это минимальная энергия, необходимая для полного расщепления ядра на отдельные частицы:


Удельная энергия связи – это полная энергия связи ядра, деленная на число нуклонов:


Алхимикам не удалось преобразовать ядра атомов, т.е. из одного химического элемента получить другой, потому что энергия связи в ядрах (в расчете на одну частицу), примерно в миллион раз (!) превышает химическую энергию связи атомов между собой.

Английский же ученый Фрэнсис Астон сконструировал масс-спектрограф. На нём он сделал точнейшие измерения. И в 1927 году построил кривую, которая описывает энергию связи. Более устойчивы к распаду и имеют большие значения энергии связи ядра атомов, которые содержат определенные, так называемые магические, числа протонов и нейтронов. В подмосковной Дубне был получен 114-й химический элемент при поисках таких стабильных ядер.

ВложениеРазмер
urok_fiziki_v_11_klasse_stroenie_atomnogo_yadra.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 11 классе

Тема урока: строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.

2. Развивать у учащихся умение пересказывать и анализировать учебный материал, выделять главное, основное; сравнивать, отвечать на вопросы, решать задачи.

3. Воспитывать коммуникативные умения: умение работать в коллективе и самостоятельно, умение говорить самому и слушать других.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: выполнение модульной программы.

Продолжительность занятия: два академических часа.

Домашнее задание: §82 – 83

УЭ - 0 Интег-риру-

В процессе учебной работы над заданием ты должен:

1. Узнать, что такое нуклон, массовое число, энергия связи, дефект масс, удельная энергия связи;

2. Научиться решать задачи на определение массового числа, энергии связи, дефекта масс, удельной энергии связи.

верка изучен-ного матери-ала

Цель: проверить себя, как усвоил материал по предыдущей теме и убедиться, что готов изучать новый материал.

Задание №1 (4 балла).

Покажи развитие учения о веществе в виде схемы:

Задание №2 (5 баллов).

1. Напиши формулу Эйнштейна для определения энергии.

2. Чему равна скорость света?

3. Как можно определить количество протонов в ядре? Сколько их в ядре атома железа?

Задание №3 (6 баллов).

1. Напиши, что образуется в результате α – распада 27 60 Со.

2. Напиши, что образуется в результате β– распада 92 238 U.

Выполняй задания в любом порядке. За 10 минут постарайся выполнить все три задания и набрать не менее 9 баллов.

Набрал 9 и более баллов, переходи к следующему УЭ.

Цель: познакомиться с историей открытия нейтрона, с протонно-нейтронной моделью ядра, уметь дать характеристику ядерным силам.

1. Кто и когда впервые осуществил искусственное превращение атомных ядер?

2. С помощью какого устройства удалось пронаблюдать превращение азота?

3. Записать уравнение реакции данного превращения.

4. Когда и кем был открыт нейтрон?

5. Характеристика нейтрона (обозначение, заряд, масса).

6. Что такое массовое число?

7. Как одним словом назвать протоны и нейтроны?

8. Характеристика ядерных сил.

Задание №2 (6 баллов).

1. Заряды протона и электрона:

А. Приблизительно равны. Б. Равны по модулю. В. Заряд электрона по модулю больше заряда протона.

2. Массы протона и нейтрона:

А. Равны. Б.Относятся как m p : m n = 1: 836.

В. Масса нейтрона незначительно больше массы протона.

3. Массы протона и электрона:

А. Равны. Б. Масса протона незначительно больше массы электрона. В. Относятся как m p : m е = 836 :1.

4. В состав ядра входят:

А. Протоны, нейтроны, электроны. Б. Протоны и нейтроны. В. Протоны и электроны.

5. Чему равно число протонов в ядре?

А. Массовому числу А. Б. Числу электронов в оболочке атома Z. В. А- Z. Г. А+ Z.

6. Чему равно число нейтронов в ядре?

А. А- Z. Б. А+ Z. В. Числу электронов в оболочке атома Z. Г. Массовому числу А.

Прочитать §82 – 83 (15мин)

Работа учеников с учителем. За каждый правильный ответ на вопрос получаешь 1 балл (5мин.).

Обмениваемся в парах решениями, ответы сверяем по листу учителя. За каждый правильный ответ 1 балл (8мин.).

УЭ – 3 Изуче-ние нового матери-ала

Цель: познакомиться с понятиями: энергия связи, дефект масс, удельная энергия связи.

Запиши формулы для определения:

  1. дефекта масс,
  2. энергии связи,
  3. удельной энергии связи.

Объяснение учителя (12мин.).

Закреп-ление изучен-ного матери-ала

Цель: научиться рассчитывать массовое число, дефект масс, энергию связи, удельную энергию связи.

Решаем задачи из сборника задач Рымкевича А.П.: №1172, 1176 (1в -1,3,5; 2в – 2,4,6), 1177;

из учебника упр.10 (с.221) №1,2,3.

Цель: определи, усвоил ли ты (смотри интегрированную цель УЭ - 0) материал урока.

Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Лист учет отдай учителю (1-2мин.).

  • Что нового я узнал (а) на уроке?
  • Чем мне понравился урок?
  • Чем не понравился?
  • Всё, что я узнал (а) на уроке, смогу ли применить на последующих занятиях?

Лист проверки учителя.

Задание №1 (4 балла).

Покажи развитие учения о веществе в виде схемы:

Задание №2 (5 баллов).

1. Напиши формулу Эйнштейна для определения энергии Е=mс 2

2. Чему равна скорость света? с = 3· 10 8 м/с

3. Как можно определить количество протонов в ядре? Сколько их в ядре атома железа? По порядковому номеру, 26.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

1.Предмет: ФИЗИКА

2. Класс: 11

3.Тема и номер урока в теме: Физика атомного ядра(10 урок)

5.Цель урока: изучить строение атомного ядра.

6. Планируемые результаты:

-предметные : ученик узнает о строении атомного ядра, о ядерных силах, удерживающих частицы внутри ядра, а также об энергии связи атомного ядра;

ученик научится находить дефект масс, энергию связи по формулам.

- метапредметные:

регулятивные : ученик самостоятельно научится ставить цели и планировать пути достижения; контролировать своё время;

ученик будет иметь возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели;

коммуникативные: ученик научится полно и точно выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное взаимопонимание с учителем и сверстниками;

познавательные: ученик научится давать определения понятиям, находить число протонов и нейтронов в ядре;

ученик получит возможность научиться решать задачи на нахождение дефекта масс и энергии связи;

-личностные : ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.

7.Тип урока: урок получения нового знания.

8.Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.

Структура и ход урока

I Организационный момент

-проверка готовности учащихся к уроку;

II . Актуализация знания

В начале этого занятия нужно повторить изученный материал, который будет необходим нам для изучения нового материала.

Что было получено Резерфордом при бомбардировке азота α- частицами, испускаемыми радием? (Были получены протоны – ядра атома водорода)

Как проводились опыты по регистрации протона? (Применялся в первых опытах метод сцинтилляций – вспышек, а позднее – превращение азота наблюдалось в камере Вильсона.)

Как выглядит превращение ядер благодаря значкам химических элементов? ( 14 7 N + 4 2 He  17 8 O + 1 1 H )

В каком году и кем был открыт нейтрон? (В 1932 году Д. Чедвиком, учеником Резерфорда)

Какое излучение было обнаружено? (Были обнаружены γ- лучи, способные преодолеть свинцовую пластину толщиной 10-20 см.)

Как была названа новая частица? (Была названа нейтроном)

Какова масса нейтрона и каков его символ? (Чуть побольше 1 а.е.м., символ- 1 0 n )

Какова реакция происходит при попадании α-частиц в ядра бериллия?

Что характерно для нейтрона? (Нейтрон - нестабильная частица, не имеющая заряда и за 15 мин распадающаяся на протон, электрон и нейтрино)

III . Мотивирование к учебной деятельности

После открытия нейтрона в опытах Чедвика советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий учёный В. Гейзенберг в 1932 году предложили протонно-нейтронную модель ядра атома. Эта модель после многих лет исследований оказалась верной и общепризнанной. А в чём она состоит?

IV . Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока.

Попробуйте сформулировать цель урока.

Что же было предложено советским физиком Д. Д. Иваненко?

(Им была предложена протонно-нейтронная модель ядра атома).

Значит, о чём пойдёт речь на уроке?

(О строении атомного ядра)

А что может удержать протоны и нейтроны внутри ядра?

А чем должны обладать атомные ядра? (Какой-то энергией, чтобы не была нарушена связь при образовании ядер из частиц)

Всё это вы узнаете сегодня на этом уроке.

V . Построение проекта выхода из затруднения

Познакомьтесь, пожалуйста, с информацией о строении ядра атома, ядерных силах и энергии связи атомных ядер.

Вопросы по теме (учебным материалом можно пользоваться(с.306-308)):

Что можно сказать о количестве протонов в ядре?

(Число протонов обозначается буквой Z и равно количеству электронов в атомной оболочке, т.е. равно также порядковому номеру элемента в периодической таблице Д. И. Менделеева)

А как найти количество нейтронов?

(Количество нейтронов обозначается буквой N и равно разности массового числа А и количества протонов Z )

Как называют протоны и нейтроны вместе?

(Протоны и нейтроны вместе называют нуклонами)

Могут ли протоны и нейтроны внутри ядра удерживаться гравитационными или электромагнитными силами?

(Не могут, так как гравитационные силы слабые, а электромагнитные не могут, так как нейтроны не имеют заряда, а положительно заряженные протоны имеют силу электрического отталкивания.)

Какие силы действуют между нуклонами?

(Между нуклонами действуют ядерные силы)

На каких расстояниях проявляются ядерные силы?

(На расстоянии 10 -12 - 10 -13 см, т.е. они являются короткодействующими)

Что такое энергия связи ядра?

(Это энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны)

По какой формуле можно найти энергию?

По какой формуле находится дефект масс?

Что показывает энергия связи? (Энергия связи показывает на сколько уменьшается энергия системы при образовании нуклонов)

Чему равна энергия связи?

св = Δ M с 2 = ( Z m p + N m n – М я ) с 2 )

Что такое энергия связи?

(Энергия связи – это энергия, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц, и соответственно это та энергия, которая необходима для расщепления ядра на составляющие частицы)

В тетрадях нужно записать последние три формулы со всеми разъяснениями.

VI . Первичное закрепление.

При проведении данного этапа используется парная форма работы: учащиеся решают задачу №5 из упр.14 учебника на с.330. Нужно найти энергию связи ядра тяжёлого водорода. Необходимо напомнить, что 1 эВ=1,6 *10 -19 Дж.

VII . Самостоятельная работа .

Вам теперь предстоит выполнить задание на нахождение количества протонов и нейтронов.

VII I. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (Слайд № 11)

Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Выставляет оценки за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока по физике в 11 классе по теме "Энергия связи атомных ядер"

Подготовила и провела: учитель физики Сосновской сош №2 Тепикина Л.Ф.

1 этап: Организационный момент

2 этап: Проверка домашнего задания (вопросы на странице 189)

3 этап; Объяснение нового материала учителем

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы: "Энергия связи атомных ядер"

В ядре существуют силы особой природы — ядерные силы, которые действуют между нуклонами на расстояниях, сравнимыми с размерами самих ядер, и препятствуют взаимному электростатическому отталкиванию между протонами в ядре. Следовательно, чтобы расщепить ядро на отдельные нуклоны, не взаимодействующие между собой, необходимо совершить работу по преодолению ядерных сил. Другими словами, сообщить ядру определённую энергию.

Так вот, минимальная энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны, называется энергией связи. Чем она больше, тем стабильнее ядро. Из закона сохранения энергии следует, что энергия связи равна той энергии, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц.

Самый простой способ определения энергии связи основан на одном замечательном законе природы, устанавливающим соотношение между массой тел и их энергией. Из этого закона следует, что изменение массы тела влечёт за собой изменение энергии этого тела. При этом даже ничтожному изменению массы тела соответствует значительное изменение энергии.

Энергию связи любого ядра можно определить с помощью точного измерения его массы. С изобретением масс-спектрографов физики получили возможность измерять массы микрочастиц с очень высокой точностью. Эти измерения показывают, что масса любого ядра всегда меньше суммы масс входящих в его состав протонов и нейтронов:

М я Zm р + Nm n .

Разность между суммарной массой всех нуклонов ядра в свободном состоянии и массой ядра, называют дефектом массы:

Δ M = Zm р + Nm n – М я .

hello_html_m499cb619.jpg

В соответствии с соотношением Эйнштейна между массой и энергией, дефект массы характеризует энергию связи атомного ядра:

E св = Δ 2 = ( Zm р + Nm n – М я ) с 2 .

Обращаем ваше внимание на то, что при использовании данной формулы, массу входящих в неё частиц следует выражать в килограммах. Тогда значение полученной энергии связи будет выражено в джоулях. Здесь же обратим ваше внимание на то, что энергия связи ядра намного порядков превышает энергию связи электронов с атомом (энергию ионизации). Поэтому при расчётах энергию связи электронов с атомом обычно не учитывают.

4 этап: Закрепление нового материала

Давайте теперь для примера рассчитаем энергию связи ядра изотопа гелия-4.

hello_html_35dcaeda.jpg

5 этап: Обобщение нового материала

Как видим, энергии микромира крайне малы и работать с такими числами представляется крайне неудобным. Гораздо проще рассчитывать энергию связи в электронвольтах и мегаэлектронвольтах.

Давайте вспомним, что 1эВ равен энергии, необходимой для переноса элементарного заряда в электростатическом поле между точками с разницей потенциалов 1 В. Проще говоря, величина одного электронвольта равна значению элементарного заряда в джоулях. Но энергии связи таковы, что для их вычисления удобно использовать миллионы электронвольт, то есть мегаэлектронвольты.

hello_html_m7d3c5684.jpg

В этом случае массу частиц лучше всего выражать в энергетических единицах. Связь между различными единицами массы:

hello_html_m6eee7bbd.jpg

В этом случае формула для определения энергии связи примет вид:

hello_html_4f909a75.jpg

Обратите внимание на тот факт, что обычно в таблицах приводятся массы атомов, а не массы ядер. Поскольку при таком подходе учитываются и массы электронов, то для вычисления энергии связи ядра в этом случае целесообразно преобразовать формулу так, чтобы в неё входила не масса ядра, а масса соответствующего атома. Для этого вспомним, что масса ядра есть разность между массой атома и массой всех его электронов. Преобразуем формулу для дефекта масс с учётом последнего уравнения.

В полученном выражении первым слагаемым у нас стоит произведение зарядового числа на сумму масс протона и электрона. В природе существует единственный элемент, в ядре которого находится один протон, а вокруг ядра вращается один электрон — это атом водорода. Поэтому формула для дефекта масс примет вид, показанный на экране:

hello_html_m17db8f08.jpg

Ещё одной важной характеристикой в ядерной физике является удельная энергия связи. Так называют энергию связи, приходящуюся на один нуклон. Она равна отношению энергии связи к массовому числу:

приходящуюся на один нуклон. Она равна отношению энергии связи к массовому числу:

Соответственно, чем больше значение удельной энергии связи, тем сильнее связан каждый нуклон в ядре, и тем прочнее ядро.

Энергию, выделяющуюся или поглощающуюся в процессе таких ядерных реакций, можно определить, если известны массы взаимодействующих и образующихся в результате этого взаимодействия ядер и частиц. Эту энергию называют энергетическим выходом ядерной реакции. При этом, если в процессе ядерной реакции энергия выделяется, то реакцию называют экзотермической , если же энергия поглощается — то эндотермической :


В ходе изучения атомного ядра выяснился крайне интересный факт: оказалось, что масса ядра меньше массы составляющих его нуклонов. На данном уроке мы обсудим этот факт и попытаемся понять, чем он обусловлен.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Энергия связи атомных ядер"

«Мы хотим не только знать, как устроена природа

(и как происходят природные явления), но и по

возможности достичь цели, может быть, утопической

и дерзкой на вид, - узнать, почему природа

Альберт Эйнштейн

Все больше и больше углубляясь в физику атомного ядра, человечество приближается к разгадкам величайших тайн природы.

В прошлой теме говорилось о протонно-нейтронной моделью атомного ядра. Еще в 1913 году Эрнест Резерфорд сделал предположение, что в ядра атомов всех химических элементов входит ядро атома водорода, которое впоследствии стало называться протоном. Только в 1919 году Резерфорду удалось доказать, что его гипотеза верна. При бомбардировке ядер атомов азота a-частицами, образовывались ядра атомов совсем других химических элементов: кислорода и водорода. Однако очень скоро стало ясно, что в состав атомного ядра входят еще какие-то частицы. В 1932 году Джеймсу Чедвику и его группе удалось зарегистрировать частицу, которая выбивалась из ядра атома бериллия при бомбардировке a-частицами. Выяснилось, что эта частица электрически нейтральна и обладает массой, приблизительно равной массе протона. Такую частицу называли нейтроном. После открытия протона и нейтрона была предложена протонно-нейтронная модель атома, согласно которой, ядра атомов всех химических элементов состоят из протонов и нейтронов. Тогда возник вопрос: каким образом, нуклоны удерживаются в ядре, несмотря на электростатическое отталкивание между протонами? Силы, действующие в пределах атомных ядер, называются ядерными силами. Эти силы являются самыми мощными силами в природе. Ну а раз в ядре действуют такие мощные силы, значит, там сосредоточена значительная энергия. Эту энергию стали называть энергией связи. То есть, энергия связи – это энергия, которая потребовалась бы, чтобы разделить ядро на отдельные нуклоны. Известно, что в результате экспериментов были определены массы протона и нейтрона. Но когда начали определять массу атомных ядер, выяснилась очень интересная особенность: масса ядра атома всегда оказывалась меньше, чем сумма масс, входящих в него частиц.

Для примера рассмотрим ядро атома кислорода.

Порядковый номер кислорода в таблице Менделеева – это 8, а массовое число – 16. Значит, в ядре атома кислорода содержится 8 протонов и 8 нейтронов. Ядро атома данного изотопа кислорода имеет массу, равную 15,9949. Поскольку масса протона, как и масса нейтрона, чуть больше одной атомной единицы массы, ясно, что их суммарная масса будет больше массы ядра атома кислорода. Такую разницу назвали дефектом масс. То есть, дефект масс – это разность между суммарной массой нуклонов, входящих в состав атомного ядра и массой самого ядра.

Но куда же пропадает эта масса? Дело в том, что при образовании ядра была затрачена некоторая энергия. В соответствии с известным уравнением Эйнштейна, масса может превращаться в энергию, и, наоборот – энергия – в массу.

Именно таким образом можно определить энергию связи ядер. Для этого нужно дефект масс умножить на скорость света в квадрате, и мы получим энергию в джоулях.

Но, обратите внимание, что в данной формуле масса должна измеряться в килограммах, а не в атомных единицах. Для удобства в атомной физике используют другую формулу: дефект масс в атомных единицах умножают на 931,5, и получают энергию в мегаэлектрон-вольтах.

На сегодняшний день известно, что дефект масс присутствует во всех ядрах, кроме ядра протия, поскольку ядро протия состоит из одного протона.

Возьмем произвольный элемент и обозначим его . Число протонов в ядре атома данного элемента равно зарядовому числу (то есть, Z). Число нейтронов в этом ядре равно разности между числом нуклонов и числом протонов (т.е., ). Тогда, дефект масс

Энергия связи равна

Ещё раз обратите внимание, что в данной формуле дефект масс должен быть выражен в атомных единицах массы, а энергия получится в мегаэлектрон-вольтах (МэВ).

Ещё одной очень важной величиной в атомной физике является удельная энергия связи. Удельная энергия связи – это энергия связи, приходящаяся на один нуклон ядра. Эта величина характеризует, насколько стабильны те или иные ядра атомов.

Разумеется, физики стремятся найти способ контролировать такие процессы, то есть, получить управляемую термоядерную реакцию. На сегодняшний день, эта цель ещё не достигнута. Термоядерная реакция на данный момент, неуправляема и реализована только при создании водородной бомбы (разумеется, если цель – это создать взрыв, то управляемая реакция не нужна).

В этих установках с помощью магнитных полей удерживается плазма, с помощью которой планируют осуществить управляемый термоядерный синтез. Поскольку плазма – это ионизированный газ, она подвержена влиянию магнитных полей. Таким образом, плазма скручивается в шнур и не касается стенок камеры, не принося ей никакого вреда. Поэтому, есть основания полагать, что в скором времени люди всё-таки научатся управлять термоядерными реакциями.

Задача 1. Определите энергию связи ядра Fe-56 в МэВ и найдите удельную энергию связи.

Задача 2. Найдите массу урана 238, расходуемую АЭС для выделения того же количества энергии, которое расходует ТЭС при сжигании 100 т нефти?

Основные выводы:

– Дефект масс – это разность между суммарной массой нуклонов, входящих в состав ядра и массой самого ядра.

– Дефект масс возникает из-за того, что на образование атомных ядер затрачивается энергия – энергия связи. Эту энергию можно вычислить в соответствии с формулой Эйнштейна, которая описывает взаимосвязь между энергией и массой.

– Для вычисления энергии связи в мегаэлектрон-вольтах можно воспользоваться более простой формулой, с которой мы также познакомились на сегодняшнем уроке.

– Удельная энергия связи – то есть энергия связи, приходящаяся на один нуклон.

– Основной задачей ядерной физики является получение управляемой термоядерной реакции.

Читайте также: