План конспект консультации для родителей детей с тнр

Обновлено: 05.07.2024

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Оценить 268 0

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР :

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

Очень любят ребята рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, ребенку придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел дошкольник описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.


Проблема развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями волнует очень многих родителей . Дело в том, что у детей имеющих сложные дефекты наблюдаются разнообразные нарушения речи, которые в комплексе затрудняют процесс успешного усвоения программы в школе. К этим нарушениям относится неправильное звукопроизношение, частой причиной которого является несформированность органов артикуляционного аппарата.

Для выработки полноценных движений органов артикуляции родителям рекомендуется применять специальные упражнения, но в случае, если в течение 1 – 2 месяцев у ребёнка не наблюдается положительный результат, следует обратиться к логопеду. Специалист углубленно обследует ребёнка и определит возможные причины отсутствия полноценных движений языка.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто наблюдается повышенный, либо пониженный тонус мышц языка. В этих случаях обязательно показан логопедический массаж. После того, как специалист определит состояние мышц речевого аппарата, по его рекомендациям, некоторые приёмы массажа могут проводить родители в домашних условиях.

Предложенная сказка – это интересная, форма проведения массажа в домашних условиях. Она рассчитана для детей с дизартрией, ринолалией, моторной алалией и заиканием с повышенным тонусом языка.

Проводить сказку рекомендуется 1 – 2 раза вдень в течение 10 – 14 дней. Выполнять действия необходимо с помощью ватной палочки, чистой ложки, медицинского шпателя, обвернутого бинтом или хорошо промытого пальца.

При проведении массажа ребёнок должен сидеть в удобной для него позе. Взрослый должен находиться напротив ребенка.

С детьми более старшего возраста для зрительного контроля за состоянием мышц языка можно использовать зеркало.

В процессе массажа по мере необходимости можно просить ребёнка избавиться от обильного слюноотделения.

Следуя рекомендациям логопеда и используя предложенную сказку, можно нормализовать мышечный тонус языка и сократить время по подготовке речевого аппарата к постановке отсутствующих звуков.

Заяц и его друзья

По большой дорожке ( проведение прямых, параллельных линий вдоль поверхности языка ) через маленькую полянку ( проведение прямых, параллельных линий поперёк поверхности языка ) шел Зайчик горох собирать ( волнистые движения вдоль поверхности языка ).

Собрал горох ( точечно – вибрационные движения по всей поверхности языка ), положил в корзиночку и понёс зайчатам. Вдруг посыпался горох из корзиночки ( быстрые точечные движения по всей поверхности языка ). Расстроился зайчик.

Прилетел Воробей, стал горох собирать, клевал – клевал (быстрые точечные движения по всей поверхности языка ) – не смог собрать.

Пришел Медведь, рыл – рыл, все перерыл ( проведение волнистых линий поперёк поверхности языка ) – не собрал.

Пришла Лиса, все подмела, все собрала ( поглаживаюшие движения по всей поверхности языка ). Обрадовался зайчик, поблагодарил друзей и пошёл домой.


Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Консультация для родителей

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя мотивационную, умственную, эмоциональную, волевую, социальную готовность.

Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР

Консультация для родителей

Параллельно с недоразвитием речи у детей с ТНР происходит нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Процесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.

Психология ребёнка с речевыми нарушениями

Консультация для родителей

Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если в развитии ребенка произошли какие-либо происшествия или между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При комплексном подходе специалистов, а так же при полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.

Готовность к школьному обучению

Готовность к школьному обучению

График работы педагога-психолога

Маркиной Натальи Юрьевны

Консультации для родителей будущих первоклассников

Волевая готовность к школе

Волевая готовность к школе

Подготовка к школе это многокомпонентная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. И одна из важнейших ее составляющих это волевая готовность ребенка к школе. Часто родители в стремлении как можно лучше подковать свое дитя знаниями упускают важность воспитания воли и волевых качеств в ребенке.
Проводя регулярные занятия по подготовке руки к письму, занятия по основам математики, развитию речи, мамы совершенно забывают про то, что знания, лишенные воли и намерения их применять и приумножать малоэффективны в школьной жизни. Как сформировать у ребенка волю к учебе?

9 шагов на пути к развитию лидерских качеств у ребенка

Все мы стараемся как можно раньше научить детей плавать, кататься на велосипеде, читать, а также приобщаем их к культуре современного общества, общепринятым правилам поведения и традициям. И хотя многие родители верят, что в раннем возрасте ребенок еще не готов к приобретению лидерских навыков, это самое подходящее время для того, чтобы начать развивать их. Чем раньше ребенок поймет, как стать настоящим лидером, тем увереннее он будет себя чувствовать, когда повзрослеет.

Мотивационная готовность детей к обучению в школе

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.
Значимость мотивационного компонента в структуре готовности к обучению очень велика. От характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя мотивационную, умственную, эмоциональную, волевую, социальную готовность.
До поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы знания об окружающей среде:

Психологическая готовность ребенка к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
1. Личностная готовность

Место эмоционально-волевой подготовки в общей готовности к школе
Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная и личностная готовность к обучению в школе.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

ебенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Пояснительная записка

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.

Проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных в работе

учителя-логопеда. Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм, выражающих эти отношения.

Наша задача привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.

В качестве авторского практического материала мною представлен конспект родительского собрания. Данное мероприятие отвечает требованиям ФГОС ДО, учитывает основные задачи развития образования региона. Собрание разработано и проведено для родителей обучающихся старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) при непосредственном участии родителей, при взаимодействии с учителем-логопедом, воспитателями.

Правовые основы организации родительского собрания:

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о процессе коррекции предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе современных требований и использования инновационных технологий и методов.

Задачи:

- познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование предложно-падежных конструкций, которые можно организовать в домашних условиях;

- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов;

- организовать профессиональный диалог по вопросам использования логопедических игр в коррекции предложно-падежных конструкций;

- показать участникам мероприятия эффективные технологии, методы и приемы формирования и усвоения предложно-падежных конструкций.

Участники: Родители обучающихся, учитель-логопед, воспитатели.

Аппаратное обеспечение:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2007

Использование технологий:

Использование видеороликов для повышения уровня восприятия информации.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Разработка сценария.

3.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.

4. Съемка видеофрагментов игр.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

3. Выставка дидактических игр.

5. Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть

Ход собрания:

Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций.

Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Дом стоит на реке).

- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).

Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы мы используем различные игры. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться и поучаствовать.


3. Выставка дидактических игр.

Учитель-логопед. Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Мама садится …. в машину.

Коля бежит ….по дороге.

Автобус едет….по улице.

Петя любит ездить ….на велосипеде.

Полочка с книгами висит….

Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:

Я с помощью зеркала показываю солнечного зайчика, а вы ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался.

Зайчик на скамейке.

Зайчик под столом и т.п.

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.

Мальчик идет папа (с папой).

Девочка играет кот (с котом).

Девочка идет мама(с мамой).

Мальчик играет машина (с машиной).

Учитель-логопед. Спасибо. А сейчас я предлагаю Вашему вниманию практический материал, который имеется у нас в группе. Он представлен играми и упражнениями, которые мы используем в свой работе.

Учитель-логопед знакомит родителей с дидактическими играми, объясняет цели и ход игр:

Предлагаю вашему вниманию видеофрагменты игровой деятельности в нашей группе. Мы продемонстрируем, как играем с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На доске выставлены картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле).

- В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре).

- В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице).

Цель: закрепление предложных конструкций.

- На елке шишки (красный шар, звезда, серпантин. )

- Под елкой заяц (ежик, подарки, Дед Мороз. )

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

Язычок – у человека, у ботинка;

Ножка – у стула, у ребенка, у гриба.

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?

- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?

- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?

- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Цель: упражнение в падежном и предложном согласовании.

Учитель-логопед. В доме большое окно.

Ты подошел к чему. (Я подошел к большому окну).

Ты мечтаешь о чем. (Я мечтаю о большом окне).

У тебя растут цветы под чем. (У меня растут цветы под большим окном). И т.д.

Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

Цель: дифференциация предлогов.

5. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия

Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Была ли наша встреча полезной для вас? (Высказывания родителей).

Родители строят пирамиду своих знаний.

Учитель-логопед. Мы благодарим вас за сотрудничество. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.

Решение родительского собрания:

1. Использовать в семье теоретический и практический материал, полученный на родительском собрании, в решении проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.

2. Поддерживать интерес детей к играм по формированию предложно-падежных конструкций в детском саду и дома.

Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, родители с интересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием.

Список источников

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: