Воинские ритуалы план конспект

Обновлено: 04.07.2024

1. Ознакомить учащихся с ритуалами Вооруженных сил РФ, раскрыть их содержание.
2. Развивать у учащихся логическое мышление, умения самостоятельно анализировать и находить ответы на поставленные вопросы.
3. Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.

Учебные вопросы:

1. Ритуал приведения к Военной присяге
2. Ритуал вручения Боевого Знамени

Форма проведения урока:

1. Беседа по новому материалу с элементами фронтального и группового опроса.
2. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа с раздаточным материалом.
3. Практическая работа методом индивидуальных опробований.

Учебно-материальное обеспечение:

Приложения:

План урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация темы.
3. Теоретическое изучение нового материала.
4. Практическое закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент

Построение учащихся.
Рапорт дежурного.
Проверка учащихся и занятие учебных мест.

Теоретическую часть урока учитель сопровождает показом презентации.

2. Актуализация темы

3. Теоретическое изучение нового материала

3.1 Ритуал приведения к военной присяге

Учитель отмечает, что, во все времена с момента образования российской государственности и во всех вариантах текста Военной присяги смысл ее сводился к одному: ценой своей крови и даже жизни отстоять интересы Отечества.
Учитель объясняет, что граждане России, впервые поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге. До приведения к Военной присяге новобранцы проходят специальный курс обучения сроком не менее двух месяцев. При этом они не привлекаются к выполнению боевых задач, за ними не закрепляется оружие и военная техника, а также на них не может накладываться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Ученики записывают текст Военной присяги и работают в группах с раздаточным материалом, где представлены тексты Военных присяг солдат армии США, а также Германии и Советского Союза, принятых перед Второй мировой войной, анализируя и сравнивая их содержание и ценностно-смысловое значение.
Учитель обращает внимание учащихся, что сегодня для принятия Военной присяги установлен строгий церемониал, который изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и раскрывает его содержание.

3.2 Ритуал вручения Боевого Знамени

Боевое Знамя воинской части – также символ воинской чести и славы.
Учитель рассказывает, как выглядит сегодняшнее Боевое Знамя и рассказывает, что оно вручается части при ее формировании и сохраняется за ней на все время ее существования. Командир и военнослужащие, виновные в утрате (захвате противником) Боевого Знамени подлежат суду военного трибунала. Часть при этом полностью расформировывается.
Учитель объясняет порядок проведения ритуала вручения Боевого Знамени и, обращаясь к событиям Великой Отечественной войны, повествует о том, как рядовые солдаты, не щадя своей жизни, спасали святыню от врага.
Завершая теоретическую часть урока, учитель напоминает о трагических событиях зимы 2000 года, когда потомки солдат 157-й стрелковой дивизии, спасших в боях с фашистами свое Боевое знамя, приняли неравный бой с бандой боевиков, погибли почти все, но не отступили.

4. Практическое закрепление изученного материала

Практическая часть урока проводится на пришкольной территории, оборудованной под строевой плац, и заключается в практическом выполнении ритуалов принятия Военной присяги и вручения Боевого Знамени.
Учащиеся, надев головные уборы, играют роль новобранцев, учитель – исполняет роль командира.
После инструктажа по требования безопасности при обращении с оружием и краткого напоминания алгоритма принятия Военной присяги, учитель проводит церемонию, выводя из строя 3-4 учащихся – участников смотра строя и песни.
Затем учитель имитирует вручение Боевого Знамени (флага военно-патриотического объединения школы) командиру отряда, и организует прохождение класса торжественным маршем.
При проведении практической части урока следует обращать внимание на соблюдение требований безопасности и правильность подачи команд согласно Строевому уставу.

5. Подведение итогов урока

В заключительной части урока учитель напоминает тему и подводит итог урока, задает контрольные вопросы:

1) Что олицетворяют ритуалы ВС РФ?
2) Какие ритуалы приняты в настоящее время в российской армии?
3) Какая существует связь между ритуалами ВС России и повседневной жизнью?

Учитель отмечает лучшие группы по итогам теоретической части урока и учащихся, показавших хорошую строевую выправку, объявляя им благодарность перед строем класса.
Домашнее задание: используя различные источники, выяснить, какие еще ритуалы имеют место в Вооруженных силах России.

Вопросы:
1. Воспитание военнослужащих на боевых традициях Вооруженных Сил РФ.
2. Воинские ритуалы и традиции.

Методические рекомендации
Во вступительном слове следует подчеркнуть, что тот, кто не знает своего прошлого, обедняет свое настоящее, делает ущербным будущее. Важно отметить, что военнослужащие любой армии мира независимо от ее государственной принадлежности чтят и уважают традиции своих вооруженных сил.
При изучении первого учебного вопроса необходимо рассмотреть боевые традиции, исторически сложившиеся обычаи и моральные правила поведения в Российской армии. Следует выделить их воспитательную роль, активно побуждающую защитников Отчества образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.
При изучении второго вопроса необходимо рассмотреть роль воинских ритуалов, традиций и формы одежды как символов армейской и флотской чести и благородства, знаков дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою.
В заключение занятия необходимо сделать выводы, ответить на вопросы, дать рекомендации по подготовке к следующему занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Вопросы воинского воспитания: Сборник статей. - М.: Воениздат, 1985. - 178 с.
2. Серых В. Воинские ритуалы. - М., 1986.
3. Раш К. Во славу Отечества. - М., 1990.
4. Золотарев О. Армия и культура. - М., 1991.

Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на её принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. 336 с. (страницы 264-276)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Боевое знамя вручается всегда в торжественной обстановке.

Для вручения Боевого знамени воинская часть выстраивается при Государственном флаге Российской Федерации с оружием в порядке, установленном Строевым уставом Вооружённых Сил Российской Федерации для строевого смотра.

При вручении Боевого знамени в боевых условиях порядок построения воинской части определяется с учётом боевой обстановки.

В установленное время знаменщик выносит Боевое знамя в чехле и следует в трёх шагах за лицом, вручающим Боевое знамя, к месту построения воинской части. При этом знаменщик держит Боевое знамя на левом плече в положении, указанном в Строевом уставе Вооружённых Сил Российской Федерации; справа и слева от знаменщика следуют ассистенты.

Лицо, вручающее Боевое знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего принимает от знаменщика Боевое знамя и вручает Боевое знамя и Грамоту Президента Российской Федерации командиру воинской части. Оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.

В заключение ритуала воинская часть проходит торжественным маршем перед лицом, вручившим Боевое знамя. По прохождении торжественным маршем воинская часть снова выстраивается. Боевое знамя и Государственный флаг Российской Федерации относятся к местам их хранения.

Положение Боевого знамени в строю, порядок его выноса и относа устанавливаются Строевым уставом Вооружённых Сил, а порядок охраны - Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации.

Отечественная война 1812 г. не только дала значительное увеличение числа награждений знамёнами и штандартами, но и расширила масштабы подвигов, совершавшихся отдельными полками. Начиная же с 1812 г. обычным стало награждение знамёнами и штандартами за целые сражения и даже кампании, независимо от того, были ли взяты в ходе их вражеские регалии. А всего за подвиги, совершённые в 1812-1814 гг., Георгиевскими знамёнами и штандартами были отмечены 18 пехотных полков, Гвардейский экипаж, 16 полков регулярной кавалерии и 6 казачьих.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Выберите все верные воинские ритуалы

  • ритуалы боевой деятельности
  • ритуалы учебно-боевой деятельности
  • ритуалы повседневной деятельности
  • ритуалы учебной деятельности
  • ритуалы парково-хозяйственной деятельности
  • ритуалы караульной деятельности

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

  • ритуалы боевой деятельности
  • ритуалы учебно-боевой деятельности
  • ритуалы повседневной деятельности

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится по прибытии военнослужащего к _________ месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать _____ месяцев

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать двух месяцев

Воплощение благородных идеалов и целей

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы — торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.

Испытывая воздействие политики, права, нравственности и т. д., ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Обычно, ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.

Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:

  • –сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронения с отданием почестей и т. д.);
  • –сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и смена караулов и т. д.);
  • –сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, части (корабля) и т. д.

Уточним, что такое разделение достаточно условное, ибо элементы одного и того же ритуала могут присутствовать во многих сферах воинской деятельности. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

Основные воинские ритуалы

В последние десятилетия, установилась традиция — молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость народа. Каждому призывнику предстоит принести клятву на верность Родине. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подробно регламентирует этот ритуал.

За его своевременное и точное выполнение, учет воинов приведенных к Военной присяге, а также сохранение списков приведенных к Военной присяге, несет ответственность командир воинской части. Он своим приказом объявляет время приведения к Военной присяге. В назначенное время воинская часть выстраивается при Боевом Знамени и Государственном Флаге Российской Федерации. Воины приводящиеся к присяге находятся в первых шеренгах. Командир произносит разъяснительную речь, после чего каждый воин выходя из строя читает слова священной клятвы и скрепляет ее собственноручной подписью.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День принятия Военной присяги является нерабочим днем для части и проводится как праздничный день. Современные уставы предусматривают воинские ритуалы, совершаемые при вручении частям и кораблям боевого знамени, упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений, во время годового праздника воинской части или корабля, общих батальонных и полковых проверок, при встрече официальных государственных лиц и прямых начальников, открытии памятников, возложении венков к памятникам и могилам воинов, отдании воинских почестей при погребении. Заметим, что воинские ритуалы постоянно развиваются и совершенствуются. Меняется их форма и содержание.

В нынешних уставах Вооруженных Сил России закреплены ритуалы, которые сложились в частях и подразделениях Вооруженных Сил в последнее время. В их числе – распределение прибывшего пополнения по подразделениям. Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения деловых качеств каждого солдата (матроса) и с учетом состояния его здоровья, профессии, характеристики и др.

О распределении пополнения издается приказ по воинской части. В назначенное время воинская часть с оркестром выстраивается в пешем строю. Выступает командир части, затем – заканчивающие службу и вновь прибывшие воины. Ритуал заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем. Вручение личному составу вооружения и военной техники проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых (технических) возможностей, значения и техники безопасности. Командир воинской части своим приказом закрепляет вооружение и военную технику за членами экипажей (расчетов), водителями (механиками-водителями), другими лицами, устанавливает время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу. Необходимая информация заносится в формуляры (паспорта), а наименование стрелкового оружия, его серия и дата выдачи записывается в военный билет солдата (матроса).

Воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. После краткой речи командира воинской части, зачитывается приказ. Вручение стрелкового оружия производят командиры подразделений вызывая военнослужащих из стороя поочередно. Для приема вооружения и военной техники личный состав выстраивается поэкипажно (по расчетам). Венчает ритуал прохождение части торжественный маршем. На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками.

При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед. К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем. Навсегда останутся в народной памяти парад 1941 г. с уходящими с Красной площади на фронт подразделениями и Парад Победы 1945 года.

Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем. Огромное значение в воинских ритуалах всегда имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов, она является наиболее устойчивым.

Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. Музыка звучит при принятии Военной присяги, выносе Боевого Знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, во время других торжественных церемоний. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства.

У нынешних воинских ритуалов – славная история. Они заряжали энергией, силой, духом не одно поколение российских воинов. И сегодня воинские ритуалы способствуют духовной мобилизации вооруженных защитников Отечества, их нравственному и эстетическому воспитанию.

План-конспект урока по ОБЖ на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов. Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них, характерные для большей части воинских формирований , со временем были узаконены нормативными правовыми актами и вошли обязательным элементом в армейскую жизнь.БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ Р.Ф.

Читайте также: