Персональный компьютер как система 6 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Компьютер как надсистема и подсистема

Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.

Операционная система — подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.

Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с

видеоинформацией и т. д.

Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.

Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.

Текстовый интерфейс позволяет вводить команды с помощью клавиатуры, а результат выводится на экране.

В графическом интерфейсе характерной особенностью является то, что диалог с пользователем ведётся с помощью меню, окон, значков и других графических элементов. Необходимый элемент выбирается с помощью мыши.

Речевой интерфейс приближённо напоминает человеческое общение. С помощью данного интерфейса идёт диалог человека и компьютера посредством речи. Человек говорит команды в микрофон, а компьютер анализирует речь, выбирает ключевые фразы и выполняет необходимые действия

Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой ПК.

Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.

Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.

Планируемые учебные результаты:
Предметные: развитие представлений о персональном компьютере как системе, надсистемах и подсистемах ПК;
Метапредметные: развитие умения анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
личностные: понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.

Решаемые учебные задачи: расширить и обобщить представления школьников о системах объектов; развитие памяти и внимания, проверка знаний.

Данная разработка является частью комплекса: Полный комплекс.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Персональный компьютер как система.pdf

Выбранный для просмотра документ Персональный компьютер как система.docx

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС.

Урок: Персональный компьютер как система.

Тип урока: комбинированный .

Задачи урока:

образовательные:

расширить и обобщить представления учащихся о системах объектов;

совершенствовать навыки компьютерной грамотности.

развивающие:

развивать умения выражать свою мысль согласно нормам русского языка;

развивать навыки работы навыки в текстовом процессоре с целью обработки и представления информации;

развивать умение анализировать свою деятельность через представление своей работы.

воспитательные:

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.

Методы работы: Словесный, репродуктивный, стимулирования и мотивации интереса к учению.

Формы: опрос, работа с учебником, работа с интерактивным заданием, презентация полученных результатов (представление схем).

Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска; компьютерный класс, текстовый процессор Word .

Планируемые учебные результаты:

предметные – представление о компьютере как системе; осмысленное использование программных средств для решения поставленной задачи.

метапредметные – формирование умений структурирования (в том числе составление схемы), анализа, поиска и выделения необходимой информации; формирование навыка монологической и диалогической речи; уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; ИКТ-компетентность.

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; определение каждым учащимся собственных границ знания и незнания; воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики; создание ситуации успеха.

Информатика. Учебник для 6 класса./ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Преподавание информатики в 5-7 классах / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Что такое система? Приведите пример материальных, нематериальных и смешанных систем.

В чем суть системного эффекта? Приведите пример

Выделите подсистемы в объектах: автомобиль, армия, школа.

Формулирование темы и цели урока

А как называется главный помощник человека при работе с информацией?

А как связана предыдущая тема и компьютер?

Следовательно, тема нашего урока: Слайд2

Назовем цель урока: Слайд3

Задачи поставим следующие:

-ПК тоже является системой.

Рассмотреть ПК с точки зрения системы

-Научиться определять надсистемы и подсистемы ПК

Подготовка к изучению новой темы

- перечислите основные устройства компьютера. Слайд 4

- какие дополнительные (периферийные) устройства можно подключать к компьютеру?

Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в устройствах компьютера, выполнив интерактивные задания.

-А сможем ли мы пользоваться компьютером, если соединим все устройства и подключим в электросеть?Что еще есть в компьютере, что отличает его от других электроустройств?

- Какие данные можно обрабатывать с помощью компьютера и что для этого нужно? Давайте вспомним, выполнив следующее задание:

- В чем проявляется системный эффект при работе ПК?

- системный блок, монитор, клавиатура, мышь, процессор и память;

- принтер, видеокамеру, проектор, сканер и другие устройства;

- не сможем, поскольку для функционирования ПК необходимо, чтобы на нем было установлено программное обеспечение.

-можно обрабатывать числовые, графические, текстовые и мультимедийные данные с помощью программ;

-Вся информация, поступающая в компьютер кодируется в двоичный код. И исходящии сигналы декодируются из двоичного кода

Слайд 5-6

- Компьютер – это сложный объект, состоящий из множества устройств, для его работы требуются программы, значит его можно рассматривать как систему.

Изучение новой темы

Взгляните на слайд. Слайд 7 Почему я составил такую схему? Для этого я предлагаю вам поработать с учебником и найти ответ на этот вопрос.

Я предлагаю вам поработать в качестве экспертов, составив подробную схему. (Помочь на примере устройств обработки) Слайд 8 Разделимся на 2 группы и разберем 2 подсистемы ПК, составив подробную схему в тетради.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ

-Потому что в учебники выделено 3 подсистемы ПК

Работают в парах, затем выходят к доске, заполняют таблицу и поясняют значение.

Выполни задание на компьютере:

Слайд 10 раздать задания на листах

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?


Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, что подробно описано в начале разработки. Урок предназначен для закрепления знаний по теме "Системы объектов" и рассмотрения ПК как системы.

Содержимое разработки

Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и комплексное применение системы знаний и умений)

Планируемые результаты (предметные): закрепить понятия системы объектов, подсистемы, надсистемы, системного эффекта, системного подхода, структуры и состава системы, её взаимодействие с окружающей средой; рассмотреть персональный компьютер, как систему; познакомить с понятием интерфейса и его видами; развивать навыки по использованию понятий аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы, развивать навыки по работе с папками, файлами, работе в текстовом процессоре Word с комбинированными документами и несколькими файлами.

Метапредметные результаты: формирование умения применять полученные знания в новой ситуации; формирование позитивного отношения к учебе, заинтересованности в достижении результата, формирование умения анализа и обобщения рассматриваемого материала, формирование коммуникативных навыков, познавательной активности, воспитание навыков самооценки и взаимооценки.

формирование познавательной активности, мотивации к процессу познания, приобретение личностно значимых знаний, имеющих конкретное практическое воплощение

умение находить нужную информацию в различных источниках, умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема), формирование навыков анализа и обобщения, умения делать выводы, умение использовать имеющиеся знания в новой обстановке, умение анализировать конкретные жизненные ситуации в соответствии с приобретенными знаниями и умениями

умение сосредоточиться, сконцентрироваться, умение корректировать и организовывать свою деятельность с учетом требований урока и поставленных целей

умение слушать, умение высказывать свои предположения, аргументированно обосновать свою мысль, развивать навыки сотрудничества, работы в группе,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер учителя, презентация к уроку, раздаточный материал (диски, текст по воробьев, вопросы для работы в группах), учебники, рабочие тетради учащихся на печатной основе, компьютеры учащихся с установленной программой MS Word и папкой с заданиями.

Элементы ФГОС нового поколения, которые были использованы на уроке:

работа учащихся с различными источниками информации (дополнительная литература, презентация, учебник) для формирования умения находить в них нужную информацию

работа с различными формами организации (представления) информации: текст, рисунок, схема (как готовыми, так и их заполнение)

групповая и практико-ориентированная формы работы

упор делается не на зазубривание материала, а на его понимание и умение применить в необходимой ситуации (задание на сопоставление, описание по плану новой системы)

знания, по возможности, не даются в готовом виде, а через наводящие вопросы и примеры учащихся подводят к самостоятельным выводам, учат рассуждать, анализировать

постановка проблемных вопросов, анализ практических ситуаций (Китай, диск)

рефлексия, самооценка, взаимооценка

дифференцированное домашнее задание (обязательное для выполнения и для желающих, тех кто справится).

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Слайд 1 (компьютер, лес, школа/класс)

- Что объединяет представленные объекты? /являются системами/ - это тема нашего прошлого и сегодняшнего уроков. Слайд 2

- Что является отличительной особенностью любой системы? (Чем отличается система от к-л множества, например мн-ва объектов у вас на столе?)

/строгая взаимосвязь и взаимозависимость компонентов, строгая структура, если нарушить структуру и состав, то система перестанет нормально функционировать, нарушится системный эффект/

- Примером системы какого вида является каждый рисунок?

/компьютер – технической, лес – природной, школа/класс – смешанной/

- Давайте вспомним основные понятия изучаемой темы. Соотнесите понятия из левого столбика с соответствующими им описаниями из второго.

элементы, из которых состоит система

наличие у системы новых признаков, которыми не обладают её компоненты в отдельности

сложный объект, состоящий из взаимосвязанных компонентов (частей)

учет взаимодействия и взаимовлияния компонентов системы

воздействие внешней среды на систему

система, входящая в состав другой, более крупной системы

порядок объединения и взаимодействия элементов системы

воздействие системы на внешнюю среду, результат её деятельности

система, в состав которой входят другие, более мелкие системы

Работа по теме урока

Сейчас я предлагаю вам прочитать текст/ прослушать информацию, которая(ый) описывает реальный исторический факт. А потом попробуйте объяснить, как этот рассказ связан с рассматриваемой нами темой.

В конце 50х годов правитель Китая Мао Цзэдун призвал китайцев к истреблению воробьёв, которые, по его мнению, и мнению его помощников, склёвывали очень много посевов, истребляли урожай. Большая часть населения Китая принялась активно выполнять волю правителя и с марта по ноябрь 1958 года в Китае было уничтожено примерно два миллиарда воробьев. Радовались китайцы недолго. Если в первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в результате расплодившейся саранчи и гусениц, съевших подчистую все побеги в стране разразился голод.

(Ответ: была нарушена структура системы, что привело к исчезновению системного эффекта)

Недальновидная политика руководства Китая по уничтожению воробьев стоила жизни тридцати миллионам китайцев. В результате она была признана ошибочной. Чтобы восстановить дисбаланс и восстановить популяцию воробьев их пришлось вагонами завозить из других стран.

Таким образом, мы ещё на прошлом уроке пришли с вами к выводу о том, что системный подход или подход к любому объекту, как системе – очень важен. Мы приводили примеры из экологии, политики, здравоохранения, образования.

откройте свои рабочие тетради на стр.67 ?, №69. Здесь по ходу урока мы будем заполнять схему.



Действительно ли ПК – это система (состоит их взаимосвязанных компонентов, в случае отсутствия к-л из них работа системы нарушится)

Что же это за компоненты (подсистемы), что необходимо, чтобы ПК функционировал и выполнял свои функции (какие? – работа с информацией): вписываем в схему

Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы, каждая из которых будет выполнять свою часть общего задания.

1 группа – будет отвечать за 1 блок схемы: аппаратное обеспечение,

2 группа – за 2 блок: информационные ресурсы,

3 группа – за 3 блок: программное обеспечение.

Задача каждой группы дополнить свою часть схемы и ответить на дополнительные вопросы. Чтобы дополнить нашу схему, воспользуемся рисунком 20 на стр.39 вашего учебника.

Дополнительные вопросы группам:

приведите хотя бы по 1 примеру из каждой части вашего блока (всего частей 4),

по каким признакам можно отличить тип файла, вид информации, которая в нем содержится (назвать 2 способа),

назовите примеры конкретных операционных систем и прикладных программ, которые вы знаете.

Слушаем ответы групп и дополняем схему.

Слайд 9 Итак, возвращаемся к нашему плану.

рассмотрели структуру и состав ПК, как системы,

-каким термином из нашего перечня можно назвать те три части, которые мы выделили в системе ПК? (подсистемы)

- в какую надсистему входит ПК? /устройств для работы с информацией, технических устройств/

***на ваших партах лежат коробки от дисков, переверните их. Помимо описания игры или программы, вы можете найти такой раздел, как системные требования. Найдите и прочтите их, что там написано и о чём это говорит.

/когда мы собираемся устанавливать к-л программу, мы должны учитывать аппаратные и программные возможности ПК – быстродействие, объем оперативной памяти, вид ОС/

- какое из представленных в нашем списке понятий мы проиллюстрировали этим примером? (системный подход относительно системы ПК)

-каким системным эффектом обладает система ПК (то есть отдельные компоненты этим свойством не владеют) ?–/ возможность работы с информацией разного типа и взаимодействие с пользователем/.

- Для продолжения разговора о взаимодействии, откройте в Раб.тетрадях №71.

Найдите в учебнике на стр.40 расшифровку термина ИНТЕРФЕЙС

/ - средства, обеспечивающие взаимосвязь между элементами системы /

Дополните схему видами интерфейса: /найдите названия в тексте на стр.40/

аппаратный, программный, аппаратно-программный

--Опираясь на общее определение интерфейса, дайте пояснения к его видам, представленным на схеме.

-- Благодаря чему происходит это взаимодействие? /благодаря программам, в первую очередь – ОС/

нам осталось обсудить только возможные входы и выходы для системы – ПК.

Практическое задание:

Сейчас как раз и проверим, как будут работать входы и выходы при вашем взаимодействии с системой ПК.

Чтобы рисунки хорошо разместились между словами и строчками, лучше увеличить расстояние (пробелом и пр.кн. –Абзац – междустрочный интервал – 1,5пт).

Готовый текст надо озаглавить (можете использовать для этого обычный текст или объект Word Art) и сохранить в своей папке.

Дети выполняют задание.

Итоги урока (рефлексия).

Какую цель мы с вами поставили на сегодняшний урок? /рассмотреть ПК как систему./ Достигли мы её? /Да/

Какие новые термины, понятия сегодня нам встретились? / Интерфейс,

Аппаратное обеспечение и интерфейс, Программное обеспечение и интерфейс,

Пользовательский интерфейс, Информационные ресурсы/

Кто полностью выполнил задание за компьютером?

Чья работа на сегодняшнем уроке по вашему мнению может быть оценена? Почему?

Читайте также: