Персональный компьютер как система 6 класс конспект урока и презентация
Обновлено: 07.07.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Компьютер как надсистема и подсистема
Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.
Операционная система — подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.
Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с
видеоинформацией и т. д.
Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.
Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.
Текстовый интерфейс позволяет вводить команды с помощью клавиатуры, а результат выводится на экране.
В графическом интерфейсе характерной особенностью является то, что диалог с пользователем ведётся с помощью меню, окон, значков и других графических элементов. Необходимый элемент выбирается с помощью мыши.
Речевой интерфейс приближённо напоминает человеческое общение. С помощью данного интерфейса идёт диалог человека и компьютера посредством речи. Человек говорит команды в микрофон, а компьютер анализирует речь, выбирает ключевые фразы и выполняет необходимые действия
Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой ПК.
Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.
Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.
Планируемые учебные результаты:
Предметные: развитие представлений о персональном компьютере как системе, надсистемах и подсистемах ПК;
Метапредметные: развитие умения анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
личностные: понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.
Решаемые учебные задачи: расширить и обобщить представления школьников о системах объектов; развитие памяти и внимания, проверка знаний.
Данная разработка является частью комплекса: Полный комплекс.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Персональный компьютер как система.pdf
Выбранный для просмотра документ Персональный компьютер как система.docx
Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС.
Урок: Персональный компьютер как система.
Тип урока: комбинированный .
Задачи урока:
образовательные:
расширить и обобщить представления учащихся о системах объектов;
совершенствовать навыки компьютерной грамотности.
развивающие:
развивать умения выражать свою мысль согласно нормам русского языка;
развивать навыки работы навыки в текстовом процессоре с целью обработки и представления информации;
развивать умение анализировать свою деятельность через представление своей работы.
воспитательные:
содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.
Методы работы: Словесный, репродуктивный, стимулирования и мотивации интереса к учению.
Формы: опрос, работа с учебником, работа с интерактивным заданием, презентация полученных результатов (представление схем).
Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска; компьютерный класс, текстовый процессор Word .
Планируемые учебные результаты:
предметные – представление о компьютере как системе; осмысленное использование программных средств для решения поставленной задачи.
метапредметные – формирование умений структурирования (в том числе составление схемы), анализа, поиска и выделения необходимой информации; формирование навыка монологической и диалогической речи; уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода; ИКТ-компетентность.
личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; определение каждым учащимся собственных границ знания и незнания; воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики; создание ситуации успеха.
Информатика. Учебник для 6 класса./ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Преподавание информатики в 5-7 классах / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Что такое система? Приведите пример материальных, нематериальных и смешанных систем.
В чем суть системного эффекта? Приведите пример
Выделите подсистемы в объектах: автомобиль, армия, школа.
Формулирование темы и цели урока
А как называется главный помощник человека при работе с информацией?
А как связана предыдущая тема и компьютер?
Следовательно, тема нашего урока: Слайд2
Назовем цель урока: Слайд3
Задачи поставим следующие:
-ПК тоже является системой.
Рассмотреть ПК с точки зрения системы
-Научиться определять надсистемы и подсистемы ПК
Подготовка к изучению новой темы
- перечислите основные устройства компьютера. Слайд 4
- какие дополнительные (периферийные) устройства можно подключать к компьютеру?
Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в устройствах компьютера, выполнив интерактивные задания.
-А сможем ли мы пользоваться компьютером, если соединим все устройства и подключим в электросеть?Что еще есть в компьютере, что отличает его от других электроустройств?
- Какие данные можно обрабатывать с помощью компьютера и что для этого нужно? Давайте вспомним, выполнив следующее задание:
- В чем проявляется системный эффект при работе ПК?
- системный блок, монитор, клавиатура, мышь, процессор и память;
- принтер, видеокамеру, проектор, сканер и другие устройства;
- не сможем, поскольку для функционирования ПК необходимо, чтобы на нем было установлено программное обеспечение.
-можно обрабатывать числовые, графические, текстовые и мультимедийные данные с помощью программ;
-Вся информация, поступающая в компьютер кодируется в двоичный код. И исходящии сигналы декодируются из двоичного кода
Слайд 5-6
- Компьютер – это сложный объект, состоящий из множества устройств, для его работы требуются программы, значит его можно рассматривать как систему.
Изучение новой темы
Взгляните на слайд. Слайд 7 Почему я составил такую схему? Для этого я предлагаю вам поработать с учебником и найти ответ на этот вопрос.
Я предлагаю вам поработать в качестве экспертов, составив подробную схему. (Помочь на примере устройств обработки) Слайд 8 Разделимся на 2 группы и разберем 2 подсистемы ПК, составив подробную схему в тетради.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ
-Потому что в учебники выделено 3 подсистемы ПК
Работают в парах, затем выходят к доске, заполняют таблицу и поясняют значение.
Выполни задание на компьютере:
Слайд 10 раздать задания на листах
Итоги урока, рефлексия
Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, что подробно описано в начале разработки. Урок предназначен для закрепления знаний по теме "Системы объектов" и рассмотрения ПК как системы.
Содержимое разработки
Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и комплексное применение системы знаний и умений)
Планируемые результаты (предметные): закрепить понятия системы объектов, подсистемы, надсистемы, системного эффекта, системного подхода, структуры и состава системы, её взаимодействие с окружающей средой; рассмотреть персональный компьютер, как систему; познакомить с понятием интерфейса и его видами; развивать навыки по использованию понятий аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы, развивать навыки по работе с папками, файлами, работе в текстовом процессоре Word с комбинированными документами и несколькими файлами.
Метапредметные результаты: формирование умения применять полученные знания в новой ситуации; формирование позитивного отношения к учебе, заинтересованности в достижении результата, формирование умения анализа и обобщения рассматриваемого материала, формирование коммуникативных навыков, познавательной активности, воспитание навыков самооценки и взаимооценки.
формирование познавательной активности, мотивации к процессу познания, приобретение личностно значимых знаний, имеющих конкретное практическое воплощение
умение находить нужную информацию в различных источниках, умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема), формирование навыков анализа и обобщения, умения делать выводы, умение использовать имеющиеся знания в новой обстановке, умение анализировать конкретные жизненные ситуации в соответствии с приобретенными знаниями и умениями
умение сосредоточиться, сконцентрироваться, умение корректировать и организовывать свою деятельность с учетом требований урока и поставленных целей
умение слушать, умение высказывать свои предположения, аргументированно обосновать свою мысль, развивать навыки сотрудничества, работы в группе,
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер учителя, презентация к уроку, раздаточный материал (диски, текст по воробьев, вопросы для работы в группах), учебники, рабочие тетради учащихся на печатной основе, компьютеры учащихся с установленной программой MS Word и папкой с заданиями.
Элементы ФГОС нового поколения, которые были использованы на уроке:
работа учащихся с различными источниками информации (дополнительная литература, презентация, учебник) для формирования умения находить в них нужную информацию
работа с различными формами организации (представления) информации: текст, рисунок, схема (как готовыми, так и их заполнение)
групповая и практико-ориентированная формы работы
упор делается не на зазубривание материала, а на его понимание и умение применить в необходимой ситуации (задание на сопоставление, описание по плану новой системы)
знания, по возможности, не даются в готовом виде, а через наводящие вопросы и примеры учащихся подводят к самостоятельным выводам, учат рассуждать, анализировать
постановка проблемных вопросов, анализ практических ситуаций (Китай, диск)
рефлексия, самооценка, взаимооценка
дифференцированное домашнее задание (обязательное для выполнения и для желающих, тех кто справится).
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Слайд 1 (компьютер, лес, школа/класс)
- Что объединяет представленные объекты? /являются системами/ - это тема нашего прошлого и сегодняшнего уроков. Слайд 2
- Что является отличительной особенностью любой системы? (Чем отличается система от к-л множества, например мн-ва объектов у вас на столе?)
/строгая взаимосвязь и взаимозависимость компонентов, строгая структура, если нарушить структуру и состав, то система перестанет нормально функционировать, нарушится системный эффект/
- Примером системы какого вида является каждый рисунок?
/компьютер – технической, лес – природной, школа/класс – смешанной/
- Давайте вспомним основные понятия изучаемой темы. Соотнесите понятия из левого столбика с соответствующими им описаниями из второго.
элементы, из которых состоит система
наличие у системы новых признаков, которыми не обладают её компоненты в отдельности
сложный объект, состоящий из взаимосвязанных компонентов (частей)
учет взаимодействия и взаимовлияния компонентов системы
воздействие внешней среды на систему
система, входящая в состав другой, более крупной системы
порядок объединения и взаимодействия элементов системы
воздействие системы на внешнюю среду, результат её деятельности
система, в состав которой входят другие, более мелкие системы
Работа по теме урока
Сейчас я предлагаю вам прочитать текст/ прослушать информацию, которая(ый) описывает реальный исторический факт. А потом попробуйте объяснить, как этот рассказ связан с рассматриваемой нами темой.
В конце 50х годов правитель Китая Мао Цзэдун призвал китайцев к истреблению воробьёв, которые, по его мнению, и мнению его помощников, склёвывали очень много посевов, истребляли урожай. Большая часть населения Китая принялась активно выполнять волю правителя и с марта по ноябрь 1958 года в Китае было уничтожено примерно два миллиарда воробьев. Радовались китайцы недолго. Если в первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в результате расплодившейся саранчи и гусениц, съевших подчистую все побеги в стране разразился голод.
(Ответ: была нарушена структура системы, что привело к исчезновению системного эффекта)
Недальновидная политика руководства Китая по уничтожению воробьев стоила жизни тридцати миллионам китайцев. В результате она была признана ошибочной. Чтобы восстановить дисбаланс и восстановить популяцию воробьев их пришлось вагонами завозить из других стран.
Таким образом, мы ещё на прошлом уроке пришли с вами к выводу о том, что системный подход или подход к любому объекту, как системе – очень важен. Мы приводили примеры из экологии, политики, здравоохранения, образования.
откройте свои рабочие тетради на стр.67 ?, №69. Здесь по ходу урока мы будем заполнять схему.
Действительно ли ПК – это система (состоит их взаимосвязанных компонентов, в случае отсутствия к-л из них работа системы нарушится)
Что же это за компоненты (подсистемы), что необходимо, чтобы ПК функционировал и выполнял свои функции (какие? – работа с информацией): вписываем в схему
Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы, каждая из которых будет выполнять свою часть общего задания.
1 группа – будет отвечать за 1 блок схемы: аппаратное обеспечение,
2 группа – за 2 блок: информационные ресурсы,
3 группа – за 3 блок: программное обеспечение.
Задача каждой группы дополнить свою часть схемы и ответить на дополнительные вопросы. Чтобы дополнить нашу схему, воспользуемся рисунком 20 на стр.39 вашего учебника.
Дополнительные вопросы группам:
приведите хотя бы по 1 примеру из каждой части вашего блока (всего частей 4),
по каким признакам можно отличить тип файла, вид информации, которая в нем содержится (назвать 2 способа),
назовите примеры конкретных операционных систем и прикладных программ, которые вы знаете.
Слушаем ответы групп и дополняем схему.
Слайд 9 Итак, возвращаемся к нашему плану.
рассмотрели структуру и состав ПК, как системы,
-каким термином из нашего перечня можно назвать те три части, которые мы выделили в системе ПК? (подсистемы)
- в какую надсистему входит ПК? /устройств для работы с информацией, технических устройств/
***на ваших партах лежат коробки от дисков, переверните их. Помимо описания игры или программы, вы можете найти такой раздел, как системные требования. Найдите и прочтите их, что там написано и о чём это говорит.
/когда мы собираемся устанавливать к-л программу, мы должны учитывать аппаратные и программные возможности ПК – быстродействие, объем оперативной памяти, вид ОС/
- какое из представленных в нашем списке понятий мы проиллюстрировали этим примером? (системный подход относительно системы ПК)
-каким системным эффектом обладает система ПК (то есть отдельные компоненты этим свойством не владеют) ?–/ возможность работы с информацией разного типа и взаимодействие с пользователем/.
- Для продолжения разговора о взаимодействии, откройте в Раб.тетрадях №71.
Найдите в учебнике на стр.40 расшифровку термина ИНТЕРФЕЙС
/ - средства, обеспечивающие взаимосвязь между элементами системы /
Дополните схему видами интерфейса: /найдите названия в тексте на стр.40/
аппаратный, программный, аппаратно-программный
--Опираясь на общее определение интерфейса, дайте пояснения к его видам, представленным на схеме.
-- Благодаря чему происходит это взаимодействие? /благодаря программам, в первую очередь – ОС/
нам осталось обсудить только возможные входы и выходы для системы – ПК.
Практическое задание:
Сейчас как раз и проверим, как будут работать входы и выходы при вашем взаимодействии с системой ПК.
Чтобы рисунки хорошо разместились между словами и строчками, лучше увеличить расстояние (пробелом и пр.кн. –Абзац – междустрочный интервал – 1,5пт).
Готовый текст надо озаглавить (можете использовать для этого обычный текст или объект Word Art) и сохранить в своей папке.
Дети выполняют задание.
Итоги урока (рефлексия).
Какую цель мы с вами поставили на сегодняшний урок? /рассмотреть ПК как систему./ Достигли мы её? /Да/
Какие новые термины, понятия сегодня нам встретились? / Интерфейс,
Аппаратное обеспечение и интерфейс, Программное обеспечение и интерфейс,
Пользовательский интерфейс, Информационные ресурсы/
Кто полностью выполнил задание за компьютером?
Чья работа на сегодняшнем уроке по вашему мнению может быть оценена? Почему?
Читайте также: