Водные травмы обж 9 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Признаки утопления Кожные покровы бледные или синюшные, тело на ощупь холодное. Изо рта и носа выделяется вода, иногда с пеной. У пострадавшего находящегося без сознания может отсутствовать дыхание и рефлексы.

Среди причин, ведущих к утоплению, главное место занимают страх и чувство паники , часто связанные не с реальной, а с мнимой опасностью. Другие причины утопления: неумение плавать, низкая температура воды и большая скорость течения, переутомление, водоворот, холодный ключ со дна, шторм, болезненное состояние, травмы при прыжках в воду, нарушение сердечной деятельности при плавании под водой.

С берега трудно разобрать, тонет человек, или нет! Запомните! Очень часто, тонущий человек физиологически не способен позвать на помощь, так как не имеет возможности дышать. Спросите, в порядке ли он. Если ответом будут молчание и бессмысленный взгляд — у вас может оставаться совсем мало времени, чтобы спасти его.

Правила спасения Спасать тонущего человека обычно приходится вплавь. Если он еще держится на поверхности, следует подплывать к нему сзади , чтобы избежать опасного захвата с его стороны. В случае захвата лучше погрузиться с тонущим в воду. Он, пытаясь остаться на поверхности, как правило, отпускает спасателя. Если тонущий погрузился в воду, надо нырнуть и попытаться обнаружить его. Найдя тонущего, необходимо взять его за руку или за волосы, и оттолкнувшись от дна, всплыть на поверхность.

Спасение тонущего с помощью лодки Отправляясь на лодке, следует захватить собой шест, палку, веревку и т.п., чтобы подать утопающему, если он не потерял сознание. Если в лодке только один человек, то лучше ему не прыгать в воду, иначе лодка, будучи неуправляемой, может быть отнесена течением. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом. Поднимать пострадавшего нужно с носа или кормы, т.к. при втаскивании через борт можно опрокинуть лодку. Если в лодке есть второй человек, то оказывающий помощь, может удерживать утопающего в воде с кормы и буксировать утопающего, не поднимая его в лодку.

Внимание взрослым: когда дети играют в воде, они шумят. Если шум стих — подойдите и выясните, почему. Плыть к утопающему следует, по возможности, на лодке, плоту, спасательном круге и т.п. Для оказания помощи следует быстро снять одежду и обувь. Место для вхождения в воду нужно выбрать так, чтобы, используя силу и скорость течения скорее приплыть к месту происшествия.

Если ноги свело судорогой В условиях низкой температуры воды или от переутомления у плывущего могут развиться судороги в икроножных мышцах, мышцах бедра и кистей рук . При судорогах в икроножных мышцах рекомендуется, плывя на спине , вытянуть ногу, которую свело судорогой, и потянуть пальцы стопы на себя. При судороге мышц бедра помогает сильное сгибание в коленном суставе и при этом еще прижать ступню руками к тыльной поверхности бедра. При судорогах мышц пальцев рук нужно сжать руку в кулак и, вытянув из воды, сильно встряхнуть.

Как буксировать тонущего человека? Способ за руки Оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижав его к себе, плыть к берегу вольным стилем. Способ под руку . Для этого оказывающий помощь должен подплыть к утопающему сзади, быстро подсунуть свою правую (левую) руку под его правую (левую) руку, взять его за другую руку выше локтя, прижать к себе и плыть к берегу на боку. Способ за шею. Для буксировки человека, находящегося без сознания, оказывающий помощь должен плыть на боку и тянуть пострадавшего за волосы или воротник одежды. При всех способах буксировки тонущего необходимо, чтобы нос и рот его находились над поверхностью воды.

Будьте внимательны на воде! Водный простор манит прохладой и тайнами глубин, завораживает своей красотой и загадочностью. И в то же время эта среда крайне опасна и враждебна человеку. Ежегодно в нашей стране на воде гибнет 12 – 13 тысяч человек, из них 3,5 тысячи детей. Такова печальная статистика. Будьте внимательны на воде! Знайте и соблюдайте правила безопасности! Запомните! Находясь у воды, никогда не забывайте о грозящей опасности и будьте готовы оказать помощь попавшему в беду .

Закрепление пройденного : Дайте определение – УТОПЛЕНИЕ. Какие виды утопления вы знаете? Назовите основные причины утопления? Назовите основные признаки утопления. Расскажите об основных правилах спасателя? Покажите основные способы освобождения от захватов. От чего зависит выбор способа транспортировки тонущего? Расскажите и покажите основные способы транспортировки тонущего к берегу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа № 432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока по предмету

(для детей с умеренной степенью умственной отсталости)

Учитель: Переводчикова О.А.

Цель – обобщить знания о правилах поведения на воде в теплое время года.

Образовательные:

- вспомнить правила безопасности на воде в теплое время года;

- систематизировать знания о правилах поведения на воде;

- продолжать учить быть аккуратными, внимательными и предупредительными;

- продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие :

- развивать познавательный интерес;

- развивать связную речь, память, мышление, внимание, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать правильное поведение на воде;

- воспитывать интерес к предмету,

Современные образовательные технологии:

Оборудование: иллюстрации реки, пруда, буйка, водолаза, аквалангиста, карта мира, карточки с правилами поведения на воде в теплое время года, правила поведения в лодке.

Этапы урока, учебные задачи

I .Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

(дети готовы к началу урока, сидят за партами)

Положительный настрой учащихся на урок.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, о чем они.

Она бежит, струится,

Струйки не бегут.

Скло нились молчаливо

Над ней густые ивы.

Он слегка затянут ряской,

На солнце серебрится,

Заколдован, будто в сказке,

Старый, тихий …

- Ребята, сегодня мы поговорим о воде, о её пользе и вреде. Посмотрите на карту мира. Какой краски на ней больше всего?

- Правильно. Что на физической карте отмечают таким цветом?

- Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом. В каких случаях это может быть?:

- Если произошло наводнение.

– Когда нас заливают соседи сверху.

– Если мы купались и начали тонуть.

- Молодцы! О стихийных бедствиях и правилах поведения в доме речь пойдет на других уроках, а сегодня мы познакомимся с правилами поведения на воде.

Итак, прочитайте тему нашего урока.

- Синей и голубой.

Воду – реки, моря, озера, океаны.

– Если мы купались и начали тонуть.

Дети читают тему урока.

По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются иллюстрации реки и пруда.

На доске висит карта мира.

Тема урока написана на доске.

(оценка деятельности учащихся)

III . Работа по теме урока. Беседа.

- Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.

- В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам?

- Для чего вы идете к водоему зимой?

-Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.

-Какие правила вы можете сформулировать?

- Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.

- Молодцы! В ваших ответах прозвучало слово "буек". Что оно обозначает?

-Правильно. Вы можете запутаться в рыболовной сети и утонуть. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает встретить вас в этом месте.

С какими людьми вы можете встретиться, отдыхая у водоема?

- Что входит в обязанности капитана?

- Правильно. А кто такие

- Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

Вы назвали еще одну профессию, связанную с водой, – водолаз.

Специально для этого урока я подготовила небольшой рассказ о водолазах.

Рассказ учителя

Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики еще 4 тысячи лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул – и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.

Водолазу воздух подают по резиновой трубке – шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху – "рубаху" – резиновый костюм, к которому привернут металлический шлем со стеклянными окошками.

Чтобы человек находился под водой и не всплывал, на спину и грудь водолазу вешают свинцовые грузы, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его на глубину на прочной веревке.

Водолазов используют на строительных работах, при ремонте морских судов, для поднятия затонувших предметов.

С развитием науки люди придумали легкий костюм для водолазов. В нем нет шланга для воздуха. Воздух человек берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью одетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.

– Кого из них чаще можно увидеть у водоема, водолаза или аквалангиста?

- Где вы видели людей с аквалангами?

-В каких ситуациях?

-Чтобы этому научиться, также надо проявлять осторожность и выполнять ряд правил.

Запомните: нельзя без родителей обращаться к аквалангистам и нельзя плавать там, где идет обучение этому виду спорта.

- Летом можно плавать и купаться.

- Кататься на коньках.

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

Не ныряй в незнакомых местах.

Не заплывай за буйки.

Не подплывай близко к судам.

Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

Не заплывай далеко на надувных предметах.

Буек – поплавок, за который нельзя заплывать.

- Со спасателями, капитанами, матросами, водолазами.

- Управлять судном, не сбиваться с маршрута, следить за работой своей команды.

- Летом мы часто видим их у реки. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, если человек начал тонуть.

- Аквалангисты обучали отдыхающих пользоваться подводным снаряжением и нырять в нем.

На доску вывешиваются правила поведения на воде в теплое время года.

На доску вывешивается иллюстрация буйка.

На доску вывешивается иллюстрация водолаза.

На доску вывешивается

Рыбки весело резвятся

В чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

V . Продолжение работы по теме урока.

- А теперь мы прочитаем рассказ водолаза и ответим на вопрос:

- Какие правила безопасности нарушали дети?

РАССКАЗ ВОДОЛАЗА

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз.

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

"Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки.

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят.

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!"

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

– Что приходилось наблюдать водолазу?

- А какие животные умеют спасать людей на воде?

- На чем еще, кроме плотов, можно кататься и плавать по реке?

– Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах?

- Плыть на лодке надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.

Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.

В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.

Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.

Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.

- Нельзя заплывать на лодке в места массового купания?

-Почему, как вы думаете?

- Ребята, а как вы думаете, можно ли плавать на совершенно обычных предметах, не предназначенных для плавания? Например, на стуле или столе?

- В одном журнале было написано, что в Англии проводятся соревнования: кто переплывет через Ла-Манш на каком-нибудь странном предмете. И на чем только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. Но эти соревнования шуточные. Кроме того, переплывают пролив люди специально подготовленные и в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей.

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

- Ребята, чему нас учит это стихотворение?

- Правильно. Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось беды. Но если вдруг все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому. - Что же делать?

Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг,

Палку, мяч или бревно.

- Что же надо делать в первую очередь?

-Правильно. Если возможно, то надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придется уже двоих.

- Действительно, самое главное – не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое-то время удержаться на воде.

- Сегодня на уроке мы говорили о правилах поведения на воде. Послушайте еще одно стихотворение и ответьте: - Что его герои делали не так?

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер:

Выплывали они за фарватер,

В незнакомых ныряли местах,

На непрочных катались плотах,

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

А однажды, во вторник как раз,

Разноцветный надули матрас

И поплыли на нем за буйки.

Больше нет чудаков у реки!

- Какие ошибки допустили чудаки?

-Чем закончился их отдых у воды?

-Чтобы вас не постигла та же участь, надо выполнять правила безопасного поведения.

- Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.

- Нельзя плавать на предметах, не предназначенных для этого.

- Сразу надо кричать: "Человек тонет!" –

-Кинуть тонущему какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды.

- Человек должен постараться сам себе как-то помочь.

На доску вывешиваются правила поведения на лодке.

(оценка деятельности учащихся)

VI . Повторение материала, систематизация и обобщение знаний.

Чтение сказки и беседа по вопросам.

Вопросы к сказке

1. Где росла Ивушка?

2. Куда пришли подружки Ира и Таня?

3. Что они стали делать у реки?

4. Почему Ива удержала Таню от купания?

5. Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему?

6. Куда привел девочек листочек Ивы?

7. Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?

8. Почему в воде не следует затевать шумные игры, хватать друг друга за руки, за ноги?

9. Кто присматривал за купанием подружек?

(ответы детей на вопросы к сказке)

(оценка деятельности учащихся)

VII . Итог урока.

- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения на воде вы знаете.

Правила безопасного поведения на воде:

- Чтобы не случилось беды, эти правила надо знать и всегда выполнять!

Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.

Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).

Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

Не ныряй в незнакомых местах.

Не заплывай за буйки.

Не подплывай близко к судам.

Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

Не заплывай далеко на надувных предметах.

Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.

Обобщение знаний о правилах поведения на воде.

(оценка деятельности учащихся)

Приложение

Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.

Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.

Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.

— Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?

— С удовольствием! — согласилась другая.

Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу

реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.

Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.

Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.

Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.

Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.

Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.

Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:

— Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.

Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:

— Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.

— Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.

— Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.

В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.

— Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.

— Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.

Таня обернулась и увидела свою бабушку.

— Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.

— Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.

— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.

— Ирочка! Ты плавать-то умеешь?

— Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.

• оставлять без присмотра маленьких детей во время купания.

Что делать, если вы чувствуете, что тонете?

• не барахтайтесь, а перевернитесь на спину, выплюньте воду и сделайте глубокий вдох, успокойтесь, отдохните, лежа на спине, - вода удержит Вас, не сомневайтесь. Отдохнули? – Теперь можно медленно и спокойно доплыть до берега, или, если нужно, позвать на помощь.

• освободиться от одежды, если она тянет вниз. Если одежда не мешает, то снимать ее не надо (даже намокшая одежда снижает переохлаждение);

• старайтесь плыть в направлении берега или того места, где вы можете за что-нибудь ухватиться (камень, торчащее из воды бревно, дерево) или хотя бы держаться на поверхности воды;

• если течением относит вниз, не сопротивляйтесь и не тратьте силы, главное держаться на поверхности воды и ждать удобного случая за что-нибудь ухватиться или выбраться на мелководье;

• если Вы заплыли слишком далеко, устали и, оглянувшись на далекий берег, испугались, что не сумеете вернуться, тогда вам поможет умение отдыхать на воде: лягте на спину, расправьте ноги и руки, расслабьтесь и отдохните 2-3 минуты, лишь легкими движениями рук и ног помогая себе удерживаться в горизонтальном положении.

Если начались судороги:

• прежде всего, немедленно смените стиль плавания – плывите на спине и постарайтесь как можно скорее выйти из воды;

• если свело ногу, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя;

• при ощущении стягивания пальцев руки надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое, отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кулак;

• при судороге икроножной мышцы необходимо, согнувшись, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе;

• при судороге мышц бедра необходимо ухватить рукой ногу с наружной стороны, ниже голени, у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть назад к спине.

Если судорога руки или ноги не прошла, повторите прием еще раз. Следует помнить, что работа сведенной мышцей ускоряет исчезновение судорог.

Если на ваших глазах тонет человек?

Посмотреть, нет ли рядом спасательного средства. Им может быть все, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить.

Ободрите криком потерпевшего, что вы идете на помощь. Приближаясь, старайтесь успокоить и ободрить выбившегося из сил пловца. Если это удалось, и он может контролировать свои действия, пловец должен держаться за плечи спасателя. Если нет - обращаться с ним надо жестко и бесцеремонно. Можете даже оглушить утопающего, чтобы спасти свою и его жизнь.

Техника спасания.

Подплыв к утопающему надо поднырнуть под него и взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортировать к берегу. В случае если утопающему удалось схватить вас за руки, шею или ноги, освобождайтесь и немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить.

Если человек погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший был в воде около 6 минут.

Вытащив на берег, осмотрите потерпевшего: рот и нос могут быть забиты тиной или песком, их надо немедленно очистить. Затем переверните пострадавшего на живот, так чтобы голова оказалась ниже уровня его таза (ребенка можно положить животом на свое бедро) и, резко надавите на корень языка для провоцирования рвотного рефлекса и стимуляции дыхания. Если нет рвотных движений и кашля – положите пострадавшего на спину и приступите к реанимации:

• встаньте на колени слева, максимально запрокиньте голову утонувшего (это очень важно!) и сместив челюсть вниз раскройте ему рот;

• сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего и с силой вдохните воздух, ноздри пострадавшего при этом нужно зажать рукой;

• если у пострадавшего не бьется сердце, искусственное дыхание надо сочетать с непрямым массажем сердца. Для этого ладонь положите поперек нижней части грудины (но не ребра!), другую ладонь – поверх первой накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-5 см, и отпустите. Через каждое вдувание делайте 4-5 ритмичных надавливаний;

• при проявлении признаков жизни переверните пострадавшего лицом вниз и удалите воду из легких и желудка;

• если помощь оказывают двое, тогда один делает искусственное дыхание, другой - массаж сердца. Не останавливайте меры по реанимации до прибытия скорой помощи;

Реанимация при утоплении

У утонувшего человека вода не всегда заполняет бронхи и легкие. Так, если утоплению предшествовало торможение ЦНС под действием алкоголя, испуга, травмы черепа, то пострадавший быстро теряет сознание и погружается под воду. При этом глубокие вдохи под водой отсутствуют в связи с угнетением деятельности дыхательного центра. В ответ на попадание первой порции воды в дыхательные пути возникают рефлекторный ларингоспазм и закрытие голосовой щели. Вода в большом количестве заглатывается в желудок, но в легкие больше не попадает. Этот вид утопления называется асфиксическим, так как прекращен доступ воздуха в легкие.

В 10-15% случаев наблюдается синкопальный вид утопления. При этом виде утопления возникает моментальная рефлекторная остановка сердца при погружении человека в воду. Синкопальное утопление обычно встречается у женщин и детей; причинами его могут быть страх, попадание в холодную воду, сильное эмоциональное потрясение. Для этого вида утопления характерны бледность кожных покровов (из-за выраженного периферического спазма) и отсутствие пенистой жидкости из полости рта и носа.

Между утоплением в соленой и пресной воде имеются определенные различия. Вследствие разности осмотических давлений пресная вода, содержащая меньшее количество солей, чем кровь, из альвеол поступает в кровь. Это приводит к гиперволемии, уменьшению концентрации солей в плазме, гемолизу эритроцитов и, в конце концов, фибрилляции желудочков. При истинном утоплении в морской воде, содержащей 4% соли, происходит пропотевание плазмы в альвеолы, т. е. возникает отек легкого. Механизмом прекращения кровообращения в этом случае будет асистолия.

Однако независимо от состава воды (пресной или соленой) аспирация ее ведет к повреждению легочного эпителия, разрушению сурфактанта, развитию внутрилегочного шунтирования и артериальной гипоксемии. Для прогноза и лечения принципиальное значение имеют длительность аноксии и степень повреждения легких, а не состав воды.

У утонувшего не всегда сразу наступает остановка сердца. При извлечении из воды у него может сохраняться слабая сердечная деятельность, не требующая проведения наружного массажа сердца. Поэтому основные реанимационные мероприятия будут заключаться в устранении гипоксии, т. е. в проведении ИВЛ.

Шансы на успех реанимации значительно возрастают, если ИВЛ начинают на плаву (сразу же после извлечения пострадавшего из воды). Безусловно, это под силу только хорошим пловцам.

На плаву удобнее проводить ИВЛ методом рот в нос. Спасатель просовывает правую руку под правую руку пострадавшего, ладонью упирается в подбородок и запрокидывает голову, а пальцами закрывает рот. Повернув голову пострадавшего, спасатель вдувает воздух в нос. Проведение наружного массажа сердца в воде, естественно, невозможно.

На берегу не следует тратить много времени на попытку удаления воды из легких, тем более, что освободить дыхательные пути полностью практически невозможно. Рекомендуется быстро положить пострадавшего лицом вниз и несколько раз энергично сжать руками его грудную клетку, затем повернуть его на спину и начать реанимационные мероприятия. Если физические возможности спасателя не позволяют провести этот прием в быстром темпе, то от него следует отказаться. В этом случае необходимо лишь освободить ротовую полость от инородных тел, верхние дыхательные пути - от воды (приподнять таз) и сразу же приступить к ИВЛ. Если сердцебиение отсутствует, начать наружный массаж сердца. По возможности следует, как можно раньше перейти на ИВЛ 100% кислородом с использованием положительного давления на выдохе. В дальнейшем подают кислород .

При истинном утоплении реанимация будет успешной, если пребывание под водой не превышает 3-6 мин. При асфиксическом и синкопальном утоплении эти сроки удлиняются до 10-12 мин. При утоплении в холодной воде проявляется защитный эффект гипотермии, и оживление возможно даже через 20 мин пребывания под водой. От 5 до 20% оживленных в последующем имеют неврологическую патологию различной степени.

Конспект по ОБЖ 9 класс-Травмы головы, позвоночника и спины

Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи. В отличие от других частей тела, головной мозг не вырабатывает новых клеток. Если клетки мозга погибают в результате болезни или травмы, их нельзя восстановить. Поэтому в случае повреждения определённой части мозга, контролирующей какую-то часть тела, последняя может навсегда утратить свои функции.

Травмы головы, позвоночника и спины

Травмы головы, позвоночника и спины

6.18.Травмы головы, позвоночника и спины

Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи

Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи

Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи. В отличие от других частей тела, головной мозг не вырабатывает новых клеток. Если клетки мозга погибают в результате болезни или травмы, их нельзя восстановить. Поэтому в случае повреждения определённой части мозга, контролирующей какую-то часть тела, последняя может навсегда утратить свои функции.
Повреждения спинного мозга и нервов могут вызвать паралич, потерю чувствительности или двигательной функции. Так, при травме нижнего отдела позвоночника не исключён паралич ног.
Причины травм головы и позвоночника. Причина, вызвавшая травму, очень часто подсказывает, насколько серьёзным может быть повреждение. При сокрушительном ударе (как в случае автомобильной аварии) вероятность серьёзной травмы очень высока.

Различаются следующие ситуации, при которых необходимо предположить наличие опасных травм: • падение с высоты; • любая травма при прыжках в воду; • любая травма, связанная…

Различаются следующие ситуации, при которых необходимо предположить наличие опасных травм: • падение с высоты; • любая травма при прыжках в воду; • любая травма, связанная…

Различаются следующие ситуации, при которых необходимо предположить наличие опасных травм:
• падение с высоты;
• любая травма при прыжках в воду;
• любая травма, связанная с сильным ударом в голову или туловище;
• любая травма, приведшая к ране головы или туловища;
• автомобильная авария;
• травма при выпадении из машины;
• любая травма, при которой раскололся защитный шлем, надетый на человека;
• удар молнии;
• удар электрическим током;
• взрыв.

Признаки и симптомы травм головы и позвоночника: • изменение уровня сознания (сонливость, спутанность сознания); • сильная боль или давление в голове, шее или спине; покалывание…

Признаки и симптомы травм головы и позвоночника: • изменение уровня сознания (сонливость, спутанность сознания); • сильная боль или давление в голове, шее или спине; покалывание…

Признаки и симптомы травм головы и позвоночника:
• изменение уровня сознания (сонливость, спутанность сознания);
• сильная боль или давление в голове, шее или спине; покалывание или потеря чувствительности в пальцах рук и ног;
• потеря двигательных функций какой-либо части тела;
• необычные бугристые образования на голове или позвоночнике;
• выделение крови или спинномозговой жидкости из ушей или носа;
• сильное кровотечение в области головы, шеи или спины;
• судороги;
• затруднённое дыхание;
• нарушение зрения;
• тошнота или рвота;
• устойчивая головная боль;
• различие в размерах правого и левого зрачков;
• потеря равновесия;
• синяки в области головы, особенно вокруг глаз и ушей

Первая помощь при травмах головы или позвоночника

Первая помощь при травмах головы или позвоночника

Сотрясение головного мозга. Любой сильный удар по голове может вызвать сотрясение, которое выражается во временном ослаблении функции головного мозга

Сотрясение головного мозга. Любой сильный удар по голове может вызвать сотрясение, которое выражается во временном ослаблении функции головного мозга

Сотрясение головного мозга. Любой сильный удар по голове может вызвать сотрясение, которое выражается во временном ослаблении функции головного мозга.
Признаки и симптомы сотрясения головного мозга:
• частичная или полная потеря сознания;
• нечёткость зрения;
• спутанность сознания;
• временная потеря кратковременной памяти (того, что предшествовало травме);
• тошнота и рвота;
• отсутствие координации движений;
• неодинаковые зрачки;
• сонливость; бессознательное состояние.

Первая помощь при сотрясении головного мозга

Первая помощь при сотрясении головного мозга

Первая помощь при сотрясении головного мозга. При подозрении на сотрясение головного мозга необходимо срочно вызвать врача, а пострадавшему обеспечить постельный режим.
Боли в спине. Боль в спине может появиться в результате продолжительного пребывания в согнутом положении, после поднятия тяжестей, энергичного движения, неловкого падения, причин медицинского характера (заболевание почек, беременность). Многие люди страдают хроническими болями в спине вследствие растяжения мышц во время работы или отдыха.

Признаки и симптомы повреждения спины: • тупая или сильная боль в спине, которая обычно усиливается при движении; • боль, которая передаётся в любую из конечностей,…

Признаки и симптомы повреждения спины: • тупая или сильная боль в спине, которая обычно усиливается при движении; • боль, которая передаётся в любую из конечностей,…

Предотвращение появления болей в спине

Предотвращение появления болей в спине

Предотвращение появления болей в спине. Когда вы поднимаете что-нибудь тяжёлое, спину держите прямо, ноги слегка согните в коленях. Во время работы или на отдыхе старайтесь принять удобное положение, в котором ваша спина остаётся прямой. Избегайте повторяющихся круговых движений туловищем. Люди, занятые тяжёлым физическим трудом, должны позаботиться об укреплении мышц брюшной полости и нижнего отдела спины.
Первая помощь при болях в спине. Помогите пострадавшему принять наиболее удобное положение (лёжа без подушки). При незначительных болях, которые не сопровождаются другими признаками и симптомами, можно посоветовать пострадавшему приложить тепло к больному месту, принять болеутоляющие таблетки, не вставать, пока боль не пройдёт, и обратиться за врачебной помощью.

Читайте также: