Аннотация резюме конспект тезисы

Обновлено: 05.07.2024

Чем больше работаешь над своей идеей,
тем больше убеждаешься в том, что она - чужая.
С.Лем

Для того, чтобы быть понятным, рассуждение должно иметь такую длину, чтобы все его компоненты умещались в отрезке, прочитываемом за 4-8 секунд. В противном случае читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.

При самостоятельной работе с книгой первостепенное значение имеют записи. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя.

Ведение записей превращает чтение в активный процесс. У человека создается свой, индивидуальный фонд подсобных материалов (текстовых файлов) для последующего быстрого повторения прочитанного, мобилизации накопленных мыслей. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них выражаются мысли, возникшие у читателя при самостоятельной работе над текстом.

формы записей

Основные формы записей - план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, конспект, реферат.

Наиболее краткой формой является план. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Кстати, слово "план" - от латинского "планета", "планктон", то есть "блуждающий" (мыслями).

Составление планов изучаемых монографий и статей приучает к четкому, логическому мышлению, помогает выработать умение сжато и последовательно излагать суть вопроса.

Следующая форма записей - выписки. Это либо дословное воспроизведение в рабочем журнале наиболее важных мест изучаемого произведения, характерных факторов, цифр таблиц и схем, либо краткое изложение таких мест. Очень удобно использовать сканер, чтобы скопировать нужные материалы в виде файлов и сохранить их на жестком диске для последующей работы. Это избавит от ошибок и неточностей при воспроизведении оценок, теоретических обобщений, фактических сведений.

Тезисы - более сложная и более совершенная форма записи, чем составление плана. Это - сжатое изложение основных мыслей. Их особенность - утвердительный характер (по-гречески "тезо" значит "утверждаю"), что придает выразительность и силу выдвинутым утверждениям. План, выписки, тезисы обычно следуют тексту.

Аннотация является кратким обобщением содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда читатель намерен вернуться к изучаемому произведению, а пока ограничивается краткой его характеристикой. Аннотация может пригодиться и в том случае, когда читатель не собирается продолжать изучение произведения, но делает краткую запись, чтобы не забыть о нем. Чтобы составить аннотацию, надо сначала полностью прочитать и продумать произведение. Аннотация при всей своей краткости может содержать отдельные фрагменты авторского текста, а не только оценку книги, статьи.

Резюме очень близко к аннотации. Это запись, являющаяся краткой оценкой прочитанного произведения. Различие между ними состоит в том, что аннотация сжато характеризует произведение в целом, резюме - сосредотачивает внимание на основных результатах исследования. Наиболее совершенной формой записи является конспект.

Слово "конспект" происходит от латинского "conspect", что означает "обзор", "изложение". В конспекте обычно выделено основное в изучаемом произведении, в кратких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения.

Конспект может быть текстуальным или тематическим. текстуальный сохраняет логику и структуру изучаемого произведения. Тематический конспект строится иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание проблемы.

Можно сказать, что конспект - это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мысли и соображения составителя этой записи. Наконец, конспект включает в себя выписки. В него могут войти отдельные места, цитируемые дословно, а также факты, цифры, таблицы и схемы.

Конспект подразделяется на части в соответствии с заранее продуманным планом. Пункты этого плана целесообразно записывать в тексте или на полях. На бумаге писать конспект рекомендуется чернилами или шариковой ручкой четко и разборчиво. Карандашная запись недолговечна и читать ее менее удобно. Небрежная запись со временем становится малопонятной и для ее автора. Существует хорошее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его мог легко прочитать кто-либо другой.

Напомним, что записи конспектов изучаемых книг или статей надо делать только на одной стороне листа и лучше всего - на листах, вынимающихся из тетради. Это дает возможность дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от вновь возникшей задачи, и т. д.

Напомним, что для экономии времени очень удобно пользоваться сканером и хранить свои записи в виде электронных файлов, систематизированных в соответствующих папках (директориях) на жестком диске компьютера. Это радикально облегчит и ускорит работу при последующем составлении рефератов и обзоров.

Тематический конспект может быть составлен при изучении как одного произведения, так и нескольких, посвященных одной проблеме. Для написания тематического конспекта одной работы при чтении ее выявляются основные вопросы, проблемы. Бывает, что какая-либо тема, проблема рассматривается в нескольких главах или в разных местах книги. В конспекте же весь материал, относящийся к ней, будет сосредоточен в одном месте. Тематический конспект составляется обычно для того, чтобы глубже изучить определенный вопрос, подготовиться к докладу или выступлению. Такой конспект по своему содержанию приближается к докладу по избранной теме, особенно в том случае, когда он отражает вклад самого составителя в изучение проблемы.

Составление тематического конспекта - серьезная творческая работа. Ей предшествует тщательное изучение всей подобранной для раскрытия данной темы литературы. Лучше всего в самом плане делать пометки, к каким источникам (вплоть до страниц) следует обратиться для раскрытия того или иного пункта этого плана.

Слово "реферат" (от латинского "referare" - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научного отчета. Рефератами называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературных и других источников.

Работа над рефератом невозможна без самостоятельного библиографического поиска. Литературными источниками являются монографии, сборники, справочные издания. Большое значение для раскрытия темы имеют книги и периодические издания. Однако процесс создания книги продолжителен. Хотя книга незаменима как источник систематизированной и разносторонней информации, в ней обычно нет новейших данных. Для реферата же, тематика которого в силу специфики этого жанра всегда актуальна, сведения и факты также необходимы.

Процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы - неотъемлемая часть и стержень реферата. Изучение книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы получаем общее представление об их содержании. Чем глубже наша осведомленность в той области, которой посвящен реферат, тем эффективнее будут результаты такого предварительного обзора источников.

Обычно в изучении материала выделяется несколько этапов:

  • общее ознакомление, перелистывание источника и беглое чтение материала "по диагонали", изучение аннотации, предисловия и выводов, просмотр иллюстраций;
  • материал читается, как роман, делаются пометки карандашом на полях;
  • самопроверка усвоенного - делаются выводы при закрытой книге.

Получить общее представление о книге помогает знакомство с аппаратом издания, а также выборочное беглое чтение отдельных частей или глав. Важное значение имеет тщательное изучение оглавления книги. Оглавление книги - источник весьма ценной информации: мы знакомимся со структурой произведения, его планом. Если же книга представляет собой тематическую монографию, то совокупность разделов оглавления дает целостное представление о проблематике интересующей нас темы, о степени важности и соподчиненности частных проблем в общей системе исследования.

Большую помощь в работе над рефератом на первых порах оказывают предисловия к монографиям и сборникам. В них мы находим сведения о целях издания, его актуальности и важности, об отличиях данного издания от предыдущих, от книг на аналогичную тему, о спорности тех или иных положений, о существующих пробелах в исследовании. Естественно, что, сообразуясь с этими авторитетными оценками, мы отметим для себя принципиально новые разделы в данной книге. К ним вернемся в дальнейшем. Дискуссионные главы выделим для обдумывания. Материал, в них содержащийся, прежде чем быть включенным в реферат, потребует чтения дополнительной литературы, рецензий, осмысливания их содержания. Указания на пробелы в исследовании заставят обратиться к текущей литературе, в которой будем искать ответы (если они существуют) на нерешенные вопросы.

После первичной обработки и систематизации материала составляют план реферата. Качество будущей работы во многом зависит от оригинальности построения, четкости рубрикации, правильного соотнесения частей. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон рассматриваемой темы, а все пункты в совокупности охватывали ее в целом. При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое (тема раскрывается в исторической последовательности), описательное (тема расчленяется на составные элементы) и аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

Важными композиционными разделами работы являются Введение и Заключение. Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем, лаконично определяется задача работы. В Заключении формулируются основные результаты и выводы по работе, направления дальнейших исследований.

Проделанная работа (подбор литературы, изучение и предварительная систематизация источников, повторное изучение собранного материала, составление подробного плана) делает написание реферата не столь трудоемким процессом, каким был предыдущий, но достаточно сложным и ответственным. Было бы неправильно ограничить свою работу механическим соединением положений, взятых из разных источников, в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам.

В отличие от тематического конспекта, реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, критически оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать собственное мнение.

Как бы ни был велик в Ваших глазах авторитет автора изучаемой книги (или лектора, когда речь идет о проработке курса лекций), возьмите за правило ничего не принимать на веру, все надо понять с предельной ясностью. Если лектор или автор по какому-то вопросу говорит или пишет: "То-то и то-то вредно, не годится, не рекомендуется, - нужно это с уважением усвоить, но вместе с тем мысль должна работать и в обратном направлении: "А что, если это все-таки сделать?" Известно много примеров, когда то, что "не годится и не рекомендуется" при определенных условиях оказывалось величайшим благом. Не случайно Б.Шоу писал: "Многие великие мысли были сначала кощунством". Нильс Бор называл гипотезы, радикально меняющие стиль мышления физиков, "безумными". Но уже за 100 лет до Нильса Бора французский поэт Поль Беранже написал:

Если б завтра Земле нашей путь
Осветить наше Солнце забыло,
Завтра целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
(Перевод В.С.Курочкина)

Помните, что не существует истины в последней инстанции, что наука не знает пределов. Любой вопрос можно расширить, обобщить и углубить, если учесть не учтенное другими исследователями.

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис – утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом, в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА
И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА

Компрессия текста – особый вид работы над письменным текстом, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (см. изложение). К основным способам сжатия текста следует отнести:

1)исключение подробностей, деталей, которое представляет собой исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.

2) обобщение конкретных, единичных явлений; замена однородных членов обобщающим наименованием

Компрессия текста – сложная речемыслительная деятельность, нацеленная на краткое изложение в устной или письменной форме прочитанного или прослушанного текста. В процессе сокращения происходит глубокое проникновение в смысл текста, отбор наиболее существенных фактов и идей, а затем их краткое изложение в перифразированном виде. В результате компрессии получается вторичный текст. Обучение компрессии текста предоставляет преподавателю возможности взаимосвязанного развития рецептивных и продуктивных навыков и умений.

В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии:

Резюме– краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного. Используется преимущественно в сфере учебно-речевой деятельности и с методической точки зрения является базисным по отношению к другим видам компрессии текста. В резюме излагается главная идея текста-оригинала и его основное содержание при сохранении структуры и стиля исходного текста. Резюме составляет 1/3 от общего объема текста оригинала и не содержит элементов интерпретации и критической оценки.

Конспект– краткая, в форме заметок запись содержания прочитанного текста с целью зафиксировать в определенной системе и последовательности то, что должно храниться в памяти для дальнейшего использования.

Аннотация– краткое, максимально компрессированное связное изложение основного содержания текста-первоисточника. Это предельно сжатая характеристика материала, имеющая справочный характер.

Реферат– композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы), описание основного содержания, выводы реферата. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования – создать текст о тексте. Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и т.д.).

Рецензия– отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку. Главную роль здесь играет не объективная, а субъективная (оценочная) информация, предназначенная для воздействия на читателя. Оценка может быть как рациональной (интеллектуальной), так и эмоциональной.

Формирование умений компрессии текста осуществляется за счет системы упражнений. Студентам предлагается:

· выписать из текста определенные грамматические формы и синтаксические конструкции;

· сократить отдельные предложения за счет указанных членов;

· разделить текст на смысловые части;

· составить план будущего текста;

· найти информативное ядро каждого абзаца;

· найти в тексте ключевые слова;

· объединить главные мысли каждого абзаца в связный текст с помощью указанных средств связи;

· расположить предложения в логической последовательности;

· расположить параграфы в логической последовательности;

· найти в тексте главную и второстепенную информацию;

· сократить текст за счет второстепенной информации;

· выразить главную мысль текста в одном предложении;

· определить, к какой области знаний относится текст;

· определить выходные данные текста и аудиторию, на которую он рассчитан;

· оценить текст с точки зрения значимости содержащейся в нем информации.

АННОТАЦИЯ:
ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация выполняет следующие функции: дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи; используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация включает в себя: а) библиографическое описание; б) данные об авторе; в) форму аннотируемого документа (учебник, учебное пособие, монография); г) предмет изложения и его основные характеристики (тема, основные понятия, процессы, место и время, в течение которого эти процессы происходят); д) отличительные черты документа по сравнению с родственными по тематике; е) читательский адрес: для кого предназначена статья.

В практике обучения смысловой компрессии оригинального текста определен средний размер аннотации в 30-40 слов (3-4 предложения).

Основные характеристики аннотации:

1. Лаконичность, т.е. простота и ясность языка текста аннотации, которая, выражается в использовании простых предложений и простых временных форм в активе и пассиве, в отсутствии модальных глаголов и их эквивалентов, в замене сложных синтаксических конструкций простыми и т.д.

2. Логическая структура аннотации выражается в четком делении ее текста на две или три составные части.

3. Соответствие форм аннотации, т.е. в тексте аннотации обязательно вводятся безличные конструкции и отдельные слова (например, глаголы высказывания: сообщается о . подробно описывается . кратко рассматривается . и т.д.), с помощью которых происходит введение и описание текста оригинала.

4. Точность при переводе заглавия оригинала, отдельных формулировок и определений.

5. Использование общепринятых сокращений, слов и т.д.

Для успешного выполнения аннотирования студентам можно предложить работать со статьей в следующей последовательности. Сначала бегло прочитать весь текст для общего ознакомления, затем прочитать статью более внимательно, предварительно просмотрев вопросы к тексту, отметив для себя, на какие факты обратить внимание при чтении, определить значение ключевых слов по контексту и по словарю. При повторном чтении обучающимся так же следует: определить предмет и цель исследования, в этом могут помочь вводная и заключительная части статьи; обратить внимание на ключевые слова и мысли, которые повторяются в тексте; выделить части текста, содержащие основную информацию; обратить внимание на первые предложения абзацев, где автор, как правило, излагает основные идеи; найти абзац, резюмирующий идеи, доводы автора.

Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:

· В данной статье рассматривается проблема.

· Обосновывается идея о том, что.

· В статье затрагивается тема.

· Статья посвящена комплексному исследованию.

· Целью статьи является анализ изучения.

· В статье раскрываются проблемы.

· Особое внимание уделено.

· В статье анализируется.

· Автор приходит к выводу, что.

· Основное внимание в работе автор акцентирует на.

· Выделяются и описываются характерные особенности.

· В статье выяснены особенности.

· На основе изучения… установлено.

· Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме.

· Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

· Основное содержание исследования составляет анализ.

· В статье речь идет о.

· Статья посвящена детальному анализу….

· Значительное внимание уделяется.

· В заключение раскрывается.

· Статья раскрывает содержание понятия.

· Обобщается практический опыт.

· Статья подводит некоторые итоги изучения.

· В статье излагаются взгляды на.

· В статье дан анализ научных изысканий.

При подготовке к аннотированию целесообразно использовать следующие виды упражнений:

· выпишите выходные данные статьи;

· дайте перевод заглавия статьи;

· просмотрите статью и определите, кому она адресована;

· прочитайте первые абзацы, определите тему публикации;

· определите количество фактов, излагаемых в тексте;

· найдите абзацы, содержащие конкретную информацию;

· выразите содержание этих абзацев одним предложением;

· напишите план текста в виде вопросов

· максимально сократите текст, используя лексическое, грамматическое перефразирование;

· сформулируйте выводы автора;

· напишите аннотацию статьи, используя речевые модели.

РЕЗЮМЕ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПЛАН НАПИСАНИЯ

Резюме часто используется на занятиях английского языка, и это преследует несколько целей. Во-первых, написание резюме дает уникальную возможность расширить свой активный и пассивный запас слов. Во-вторых, с помощью резюме преподаватели могут легко оценить общий уровень владения языком, уровень понимания прочитанного и умения излагать свои мысли на английском языке.

Написание резюме представляет огромную трудность для студентов. И неумение составлять его сильно усложняет жизнь изучающих английский язык, так как резюме часто является частью реферата статьи, анализа текста, рецензии фильма, эссе, сочинения, изложения, презентации.

Определимся с самим понятием резюме, чтобы провести четкую границу между ним и другими видами письменных работ (эссе, реферирование, сочинение, изложение). Итак, резюме – краткое содержание основных идей текста; это не просто изложение мыслей автора своими словами, но также выделение только существенных основных мыслей текста.

Существует несколько обязательных характеристик хорошего резюме:

· Оно должно точно и адекватно передавать содержание текста оригинала.

· Оно должно быть кратким и содержать только самую важную информацию.

· Следует избегать повторений, подробных описаний и примеров.

· Прочитав резюме, человек, незнакомый с оригиналом, должен понять основную мысль первоначального текста.

· Не допускается полное цитирование текста оригинала.

· По возможности оно должно быть написано в настоящем времени.

· Не следует использовать личные местоимения, чтобы избежать неясности.

· Объем резюме должен составлять не более 1/3 или 1/4 оригинала.

· В нем не должно содержаться предложений, которые можно было бы трактовать неоднозначно.

· Допускается изменять порядок предложений, мыслей, структуру текста оригинала с целью сделать резюме более понятным и логичным.

· Прямую речь нужно переделывать в косвенную.

Пошаговый план написания резюме:

1) Сначала необходимо ознакомиться с заголовками и подзаголовками текста, обратить внимание на выделенные курсивом или жирными шрифтом слова, цитаты. Необходимо иметь очень четкое представление об их значении.

2) Далее бегло проглядываем текст, чтобы получить общее представление о том, что в нем говорится, о языке автора, цели написания статьи.

3) Следующим шагом, несомненно, нужно вдумчиво прочитать всю статью, обращая внимание на непонятные слова и фразы. Необходимо выделить основную мысль текста. Желательно найти в тексте и выделить предложение, отражающее его основную идею. Особое внимание также следует обратить и на первое предложение. Часто оно имеет ключевое значение. Если есть возможность, то нужно распечатать копию статьи и карандашом или цветными ручками выделить основную мысль. Это поможет в дальнейшем исключить излишнюю детализацию текста. Кроме того, выделяем в тексте часто повторяющиеся ключевые слова.

4) Необходимо также выделить основную мысль каждого абзаца. Очень эффективно в каждом абзаце выбрать по одному предложению, более полно отражающую его основную мысль.

5) Наиболее простая стратегия – сначала написать резюме, состоящее из одного предложения, ко всему тексту, то есть передать значение всего текста одним предложением. Затем пишется резюме к каждому абзацу. Здесь также нужно соблюдать краткость. Содержание абзаца должно суммироваться в одно предложение!

6) Теперь приступаем к написанию самого резюме. Кроме основной мысли всего текста в первом предложении необходимо указать автора и название статьи (книги). Затем излагаем краткое содержание каждого абзаца (это мы заготовили заранее). Здесь важно отметить, что можно изменить порядок абзацев. Следующее предложение должно логически вытекать из предыдущего. Желательно, чтобы в конце содержался вывод.

7) Теперь перечитываем готовый черновик и добавляем вводные слова и фразы, которые призваны облегчить переход от одной мысли к другой (Примеры фраз я приведу во второй части статьи). Необходимо проследить, чтобы границы между мыслями автора были плавными. Не стоит забывать, что резюме должно дать человеку, незнакомому с данной книгой или статьей, общее представление о ее теме. Вашему предполагаемому читателю предстоит решить, интересно ли ему будет прочитать всю книгу или статью. Ваша цель – заинтересовать, поэтому язык резюме должен быть разнообразным, живым, ясным, четким.

8) Перечитываем готовое резюме, исправляем грамматические, орфографические и стилистические ошибки. Иногда есть смысл еще раз сократить некоторые моменты, исключить примеры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Разработчик: Карабанская Е.Г., преподаватель русского языка и литературы

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Цель: познакомить студентов с основными жанрами научного стиля (реферат, аннотация, конспект, тезисы), обучить умению написания работ этих жанров.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

3. Основная часть.

Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Автор останавливается на вопросе…

Он анализирует…

Оценивая, он отмечает…

Далее автор рассматривает…

При этом он отмечает…

Самым серьезным последствием этого является…

Отсюда автор делает вывод, что…

Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

Автор рассматривает…

Завершая анализ материала по теме "Реферат", предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).

Композиция. Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что…

В первой главе освещается…

Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

Вторая глава посвящена (содержит)…

По мнению автора,…

В третьей главе…

В заключении указывается (отмечается), что…

Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области…

Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Аннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

Композиция, структура первичного текста.

Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается…

В книге изложены…

Статья посвящена…

В статье даются…

В основу работы положено…

Автор останавливается на следующих вопросах…

Автор затрагивает проблемы…

Цель статьи - показать…

Цель автора - объяснить (раскрыть)…

Целью статьи является изучение…

Автор ставит своей целью проанализировать…

Композиция работы:

Книга состоит из… глав (…частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы

Назначение текста:

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Приведем пример аннотации.
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки".

Конспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план - основу конспекта.

Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Тезисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

Основное тезисное положение.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);

использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Приведем пример тезисов.

Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

• Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

• Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Читайте также: