Конспект по обучению грамоте буква к

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: Звуки [ K ], [ K ’], буква К.

Цель: познакомить учащихся с буквой К, а также со звуками, которые она обозначает.

Задачи: - учить различать твердые и мягкие звуки;

- упражнять в чтении слогов;

- развитие фонематического слуха;

- развитие внимания, памяти;

- совершенствование крупной и мелкой моторики;

- воспитание положительное отношения к образовательной деятельности.

Оборудование: рисунки с изображением картофеля, куклы, кота, кузнечика; карточки синего и зеленого цвета; рисунки мальчика и девочки; рисунок Колобка, корзина с буквами; карточки со словами; счетные палочки, разрезные буквы; тетради, цветные карандаши.

Длительность занятия: 25 минут.

Ход занятия

I. Оргмомент .

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тут затеи и задачки,
Игры, шутки все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!

II. Знакомство со звуком .

Картинки с отгадками вывешиваются на доску.

Под землей живёт семья: Платья носит,

Папа, мама, деток тьма. Есть не просит,

Лишь копни её немножко – Всегда послушна,

Вмиг появится . картошка. Но с ней не скучно. Кукла

Без расчёски причесалась Знаю точно, всем знакомо,

И умылась без воды, Среди зелени травы

В кресло мягкое забралась Есть одно из насекомых –

И запела на все лады. Кошка Ноги выше головы! Кузнечик

- Давайте произнесем все слова-отгадки. Какой звук слышите в начале каждого слова?

III. Характеристика звука.

- Ребята, давайте все вместе произнесём [К].

- Произнесите еще раз слово КОШКА. Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо)

- Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (Синим).

- А как можно ласково назвать кошку? (варианты детей)

- Давайте произнесем ласково - кисонька.

- Звук [К’] слышится мягко или твердо? (Мягко)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (Зеленым)

- Значит, звук [K] бывает твердым и мягким.

IV. Развитие фонематического восприятия.

1) - Ребята, у вас на столах лежат квадраты синего и зелёного цветов. Сейчас я буду произносить слова, а вы, когда услышите твердый [ K ], поднимаете синий квадрат, а когда услышите [ K ’], поднимаете зеленый.

Слова: корова, Кирилл, шишка, барсук, кинза, киска, Кеша, коньки, камень.

2) - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли друзья. Кто это? ( мальчик и девочка)

- Давайте придумаем детям имена. Имена мальчика и девочки начинаются со звука К.

Имена: Костя, Камиль, Камилла, Катя, Ксения, Коля, Кирилл.

V. Физминутка.

Колобок, колобок, тёплый и румяный (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился (приседание)
Покатился по дорожке (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к педагогу)

VI. Знакомство с буквой К.

- Ребята, посмотрите, Колобок принес нам корзинку. Что же в ней лежит? Да в ней же буквы! Давайте посмотрим, что это за буквы: М, Н, С, К. Найдите среди них, ту букву, которой обозначается звук [ K ] . Отлично, молодцы!

- Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?

- Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

- Возьмите палочки и выложите букву К.

VII. Закрепление изученного.

Детям предлагаются карточки со словами.

- Найдите все буквы К и обведите их в круг.

VIII. Чтение слогов.

- Ребята, у вас на столах лежат буквы. Возьмите их. Положите на стол букву К, справа от нее положите букву О.

- Прочитайте, что получилось? (КО)

- Что это – слог или слово? (Слог, часть слова)

На доске таблица для чтения слогов (КА, КО, КУ, КЫ). Дети читают слоги, затем составляют их на столах самостоятельно.

IX. Работа в тетради.

- Соедините картинки со слогами, с которых начинаются слова, изображенные на картинках.

X. Итог занятия.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

- Что вам показалось сложным на занятии?

- Что легким?

- Если вы довольны своей работой покажите мне желтый смайлик, если не довольны – красный.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 719 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.09.2021 907
  • DOCX 43 кбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хобзей Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: учить различать звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.

Задачи:

• Учить дифференцировать заданные звуки на слух;

• Определять место звука в слове (начало, середина, конец);

• Развивать фонематический слух и фонематическое представление;

• Развивать память, внимание, мышление;

• Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;

• Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке. А вы попробуйте догадаться, что это за сказка? (загадка)

Из муки, сметаны он

В жаркой печке был печён.

На окошке полежал

Да из дома убежал.

Он румян и круглобок

Кто же это? (Колобок).

Жили-были старик со старухой, и попросил как-то старик испечь ему колобка. Старуха пошла, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала немного муки. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и оставила на оконе студить.

- А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]). Расскажите мне, что вы знаете о звуке [к]. (Звук [к] (согласный.) А твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом)

- Ребята, у звука [к] есть младший брат - звук [к’]. Звук [к’] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом)

- Посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, и всё дальше и дальше по тропинке в лес. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему заяц.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, зайчик!

- Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.

- Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?

А У К М И К К К’ Т К К’

МА КЫ СУ АК УС КИ ЫК КЯ МИ ЯК

А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к] - топните ногой, а когда услышите звук [к’] – хлопните в ладоши.

ЛАМПА, КОТ, СИТО, КАША, КИТ, ДАЛЬ, КИНО, ТЕЛЕФОН

- Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!

- Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.

- Где находится звук [к] в начале слова, в середине или в конце? (В конце)

Пальчиковая игра с мячиком су-джок:

Здравствуй мячик желтый бок,

(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)

Кругленький как колобок.

Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)

А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)

Прыгай дальше колобок.

Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!

- Хорошо, поиграй со мной, и я тебя отпущу.

- Ребята, у звука [к] есть старший брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем)

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит —

Буквой К на нас глядит.

- А теперь построим букву К из пальчиков : указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой.

- Ребята, а сколько нужно элементов, чтобы написать букву К? (выкладывают из палочек букву К)

- Молодцы, ребята, что поиграли с мишкой, и он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!

- Ладно, помогите мне с ребятами правильно разложить картинки.

(картинки делятся на две группы со звуками [к] и [к’]

- Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой.

- А теперь давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали? Понравились ли игры, в которые играли?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буква и звук К". Конспект составлен по Азбуке Горецкого, по УМК Школа России.

План-конспект урока в 1 классе по обучению грамоте по теме:

Цель урока: Познакомить со звуками [к”] [к], буквой К к, соотносить звук и букву.

Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, согласный звук.

Развивать умение различать в словах звук [к]; [к”]

Знать характеристику звуков [к]; [к”]

Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;

Развивать умение распознавать согласные буквы.

Познавательные:

стремиться к расширению своей познавательной сферы,

производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Осмысление соответствия звука букве

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочие место в соответствии с целью выполнения заданий.

осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

умение объяснять свой выбор.

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Сотрудничать с учителем и одноклассниками.

демонстрация основ самоорганизации

проявлять интерес к новому

умение удерживать учебную за

1. Организационный момент

-Начнем урок обучения грамоте.

-Садимся правильно, спинка прямая.

ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА и представьте:

Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

ОТКРЫЛИ ГЛАЗА.

СПОКОЙНОЕ ИЛИ ХОРОШЕЕ.ХОРОШЕЕ

Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

– Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

– Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки.

Я буду называть слова, а вы показывать КУЛАЧОК – если первый звук в слове твёрдый, и МЯГКУЮ КИСТЬ РУКИ – если в слове первый звук мягкий.

– Если в слове первый звук твердый?

Кот, корзинка, киви , крот, , колобок, кит ,кенгуру, кепка, конфета.

-Итак, какие звуки были первыми в этих словах?

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какие звуки и какую букву мы с вами будем изучать?

Верно, тема нашего урока: " Звуки [к]; [к”] "БУКВА К. (КА)

Поиграем в игру: кто больше придумает слов на букву К. ( Класс делится на две команды)

- Подводятся итоги игры.

ПОЗНАКОМИМСЯ с буквой К

НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ печатную букву К

НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ и слышать звуки[к]; [к”] в словах

НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ слоги, слова с этой буквой.

Узнаем новые звуки и буквы, учимся читать.

3. Знакомство со звуком [к], буквой К.

Работа с новой буквой

Звуковой анализ, характеристика звуков.

Артикуляция звука.

---Открыть тетради для печатания.

Сейчас мы сделаем звуковой анализ слов, но что бы узнать, каких надо отгадать загадки.

Без расчёски причесался

и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

и запел на все лады. (Кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Вывешиваются картинки КОТ и КИТ

Первый вариант делает звуковую модель слова кот, а второй вариант слова кит. А двое выполняют у доски.

кот – Сколько слогов в слове кот? один слог.

– Назовите первый звук слово кот.

- Давайте вместе произнесем звук [к]

-Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

[к] – согл, твердый

- Давайте вместе произнесем звук [о]

Какой он гласный или согласный?

Давайте вместе произнесем звук [т]Какой он гласный или согласный?

кит – Сколько слогов в слове кит? один слог.

– Назовите первый звук слово кит.

- Давайте вместе произнесем звук [к]

-Какой он гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Давайте вместе произнесем звук [и]

Какой он гласный или согласный?

Давайте вместе произнесем звук [т]

Какой он гласный или согласный?

Давайте сравним звуки [к]; [к”] в двух словах.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Работа в группах:

Как узнать: когда буква К обозначает твердый согласный , а когда - мягкий согласный звук?

Первая группа составляет слова где звук К твердый, а вторая , где звук К - мягкий

Верно, гласная буква нам это подсказывает.

Перед какими гласными буквами читаем твердый звук К(АОУЫЭ), а мягкий (ЯЁЮИЕ)?

– Какой буквой обозначается звуки [к] и[k”]?

– Звуки [k”] [к] мы обозначим буквой К.(Ка)

Повторим хором название буквы.

Азбука на стр. 59.

КТО ПЕРВЫЙ ОТКРЫЛ БУКВАРЬ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ.

Упражнения на запоминание буквы

Сложите букву Кк из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?

Сейчас возьмите указку, на ленте букв найди букву К и обведи её, затем в воздухе напиши печатную букву К.

-Какая буква изображена вверху на нашей странице?

- Сколько их изображено? Почему их 4?

-Когда используется заглавная буква?

– На что похожа буква К?

ФИКСИКИ. Сколько раз буква К встречается в этом слове.

Первый звук – твердый, а второй – мягкий.

Анализ схем слов на доске:

-Воздух проходит свободно, поем.

- воздух при произношении встречает препятствие(губы, зубы, язык)

В словах кит и кот первый звук [к], и в них 1 слог. Оба звука согласные.

В слове кот звук [к] твердый, а в слове кит звук [к] мягкий.

Буква К обозначает два звука твердый[к] и мягкий [к”]

Зависит от гласной, которая стоит после буквы.

Заглавная и строчная.

Печатная и прописная.

4.Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти!

5. Работа со столбиками слов.

Перед чтением мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.

-Кто наши помощники? (губы, зубы, язычок.)

Языком толкаем щеки по очереди. Рот закрыт. Всего 10 раз.

Языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт. 10 раз.

Цокаем язычком. 10 раз.

1. Первый столбик читаем.

В первом столбике записаны слова,

2. Читаем второй столбик.

НАЙТИ ОБЩУЮ БУКВУ.

3. НАЙТИ ЛИШНЕЕ СЛОВО. Читаем третий столбик

4.Прочитайте и скажите сколько слогов в слове. (В слове столько слогов, сколько гласных

5. Работа с текстом

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

-Работа перед прочтением текста.

-Сделайте предположение, о чём пойдёт речь в тексте: по названию и по рисунку.

- Кто может дать определение, что такое АКВАРИУМ.

-А где мы можем узнать более точное определение?

(В толковом словаре Ожегова или Ушакова).

Один ученик читает текст. Мы все следим.

Один из учеников, в это время ищет по толковому словарю определение слова АКВАРИУМ.

-Работа с текстом во время прочтения текста.

-Разбираем непонятные слова.

Все слова понятны?

Работа с текстом после прочтения текста.

-Какие подарки получил Кирилл?

Как Кирилл ухаживал за рыбками?

Как по-другому называют в тексте аквариум?

ПРОЧЕСТЬ СЛОВА, ЗАПИСАННЫЕ ПОД ТЕКСТОМ В СТОЛБИК.

Дайте определение, что обозначают эти слова.

- Где можем взять более точное определение? (в толковом словаре)

Все дети РАБОТАЮТ В ПАРАХ в это время в тексте в первом абзаце считают- сколько раз звук [к] встретился в первом абзаце.

И считают- сколько раз звук [k”] встретился во втором абзаце

7. Итог урока

- Выполнили цели и задачи поставленные в начале урока?

- С какими звуками вы познакомились на занятии? ([к] [к’])

- Какой буквой обозначаются звуки ([к] [к’])?

Отвечают на вопросы.([к] [к’])

Согласный К

8. Рефлексия

-Понравилось ли вам на занятии?

Мне было интересно….

Мне было скучно…

Мне было трудно…

У меня возникли трудности при…

Оцените свою работу.

-Кто считает, что поработали на отлично, покажите красную карточку

кто допускал небольшие ошибки, покажите желтую карточку

Тот, кто ничего не понял, и ни с одним заданием не справился, пустую ладонь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: домики для согласных и гласных звуков, буква К большая и маленькая; мяч; картинки: комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок, кит, киса; крольчиха и крольчата, корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козлята, утка и утята; полоски с буквами (К) на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами: ак, ук, ик, ок, ка, ку, ко, ки .

- Ребята к нам сегодня пришёл Незнайка. Он собрался идти в школу, а Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).

Игра “Большой-маленький”. Я называю слово “рот” - а маленький будет ротик, нос - …, лоб-…, стол -…, пес-…, сад-садик, дом- …, гном - …, кот - …, голос- …, волос…, лес-….

Какой звук вы слышали в конце всех образованных вами слов? – Звук – К.

Когда мы произносим этот звук, язык не хочет пускать воздух. Он выгнулся как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к “потолочку” (небу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по “потолочку” своим “хвостом”.

Звук К – согласный, , твердый или мягкий. Твердый звук обозначается синим кружкой, а мягкий звук – зеленым.

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал (конем)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно (карандаш).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста).

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели, травушку покушали,

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Составление предложений с предлогом К

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Помогает нам рассказать о том, к кому мы ходим маленькое слово К. Оно появляется тогда, когда хотят сказать к какому предмету направлено движение.

А вы к кому любите ходить в гости? Рассказывая об этом, выделяйте голосов предлог К.

Игра “Детеныши потерялись”. Прийти к маме им поможет маленькое слово К.

Возьмите картинки со стола. Н-р, Ежонок бежит к ежихе. И т.д.

Какое первое слово
второе третье слово

Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа - …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.

Выбор слов со звуком К из стихотворения:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе капустки –

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

К – на клоуна похожа,

Ручка вправо, ножку тоже.

«На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буква К была одна, а потом подружилась с другими буквами, стали они гулять парами. Сначала вместе с К встала буква А. Показ на доске – АК – назовите первый звук, второй, сколько всего звуков? Прочитайте, что получилось. (Дети выкладывают слог из вееров). Затем место А заняла буква О и тд. Аналогично проводится работа с буквами И,У, затем логопед просит детей поменять буквы местами. Далее работа ведется с выкладыванием схем этих сочетаний.

Читайте также: