Дымковская лошадка конспект занятия в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель Создание аппликации по мотивам дымковской росписи. Задачи - продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством роспись по мотивам дымковской игрушки -упражнять в вырезании кружочков, полосок, аккуратно работать с клеем - учить составлять аппликацию из простейших элементов дымковской росписи

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Цель: Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.

- продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);

-упражнять в вырезании кружочков, полосок, аккуратно работать с клеем;

- учить составлять аппликацию из простейших элементов дымковской росписи;

Развивающие задачи: - развивать речь, умения отвечать на вопросы воспитателя;

-развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма

-формировать эстетическое восприятие и творческие способности;

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек;

- рассматривание плаката с основными элементами дымковской росписи;

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, посылка, письмо, картон с шаблоном игрушки - лошадки, заготовки элементов из цветной бумаги дымковской росписи, клей ПВА , кисточка для клея, салфетка, пластиковая подставка для выполнения аппликаций (на каждого ребенка).

Организационный момент.Психологический настрой(установление эмоционального контакта)Дети становятся в кругВоспитатель: Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю –Всех я вас приветствую!

II .Основная часть

Воспитатель. (стук в дверь, воспитатель выходит и заходит с посылкой в руках) Ребята, почтальон вручил мне посылку, а что же в ней, давайте вместе посмотрим.

Дети смотрят и находят дымковские игрушки.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как они называются?

Дети : Дымковские игрушки.

Воспитатель : Да, эти игрушки называются дымковскими. Их делают мастера из Дымковской слободы. Ой, а здесь есть еще письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно приготовить много игрушек, а мы - мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель : Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров ,в село Дымково.

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом,

В село Дымково мы с вами попали! (Демонстрация иллюстраций)

Но прежде чем превратиться в мастеров ,нужно вспомнить все что мы знаем о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам.

-Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым)

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

-Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины ,отдельные части прилепляют.)

- Где обжигают игрушки? (в печи)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

-Какие узоры используют для росписи дымковских игрушек? (кружочки, полосочки, колечки, линии)

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек?(Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке . Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Перед вами лежат дымковские лошадки, только мастера не успели их украсить ,мы с вами им поможем, используя для этого ножницы и цветную бумагу. Но сначала потренируем наши пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая дымковская лошадка получилась у меня,(демонстрация образца) каким узором она украшена ? (кружочками, полосками).

Какого цвета бумагу я использовала для украшения ? (синюю, красную, черную).

Воспитатель : А другую цветную бумагу можно использовать для украшения лошадки (да, можно).

Воспитатель : Да, дымковские мастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель. Прежде чем приступить к работе предлагаю немного отдохнуть и превратиться в красивых лошадок:

Я -лошадка серый бок,

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Воспитатель : А сейчас приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель напоминает правила работы с ножницами при выполнении аппликации, закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов дымковской росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы вырезывания.

Воспитатель : Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые.

Какие вы все молодцы! Дымковские мастера благодарят вас за помощь! Теперь на ярмарке будет очень много игрушек. В каком селе мы побывали? Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение)

А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники «дети возвращаются в группу.

Цели: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

-учить детей создавать узор из элементов дымковской росписи : кругов, точек;

-учить рисовать узоры кончиком и всей кистью

-развивать чувство ритма, композиции, цвета, творчество;

-развивать мелкую моторику рук.

-воспитывать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать у детей эстетический вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: беседы о дымковских игрушках, их узорах, рассматривание дымковских игрушек.

Материал: мольберт, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, альбомные листы с изображением дымковской лошадки, кисти, гуашь красного и черного цветов, стаканчики с водой, подставки для кистей, салфетки, коврики.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам игрушку. Эта игрушка не простая-не деревянная, не резиновая, не стеклянная, а глиняная. Отгадав загадку, вы узнаете что это?

Кто там скачет по дорожке?

У кого так резвы ножки?

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива.

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит. (лошадка)

Дети: Лошадка.

Воспитатель: Правильно, у нас в гостях сегодня лошадка. Какого цвета наша лошадка?

Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать, как дымковские мастера украшали таких лошадок.

(воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации с изображением дымковских лошадок).

Воспитатель: Посмотрите, на этих лошадок. Они красивые, нарядные, веселые.

Какими узорами украшены лошадки?

Дети: Кружками, точками.

Воспитатель: Какого цвета узор на лошадках?

Дети: Красного, синего, желтого, черного.

Воспитатель: Как называются такие лошадки?

Дети: Дымковские.

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим лошадок, но сначала мы с вами поиграем.

Поспешим на водопой!

Вот река, широка и глубока, (Плавно руки в стороны)

Не достать до дна.

А водица вкусна! Пейте! (Наклоны вперед)

Постучим копытцем! (Притоп ногой)

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали все домой. (Прыжки на месте)

Воспитатель: Мы, как настоящие дымковские мастера, сейчас будем украшать лошадок.

(воспитатель обращает внимание на образец).

Воспитатель: Ребята, смотрите украшена кружками и точками. Сначала мы с вами закрасим ушки красным цветом. Затем рисуем кружочки красного цвета всей кистью. Потом промоем кисть и черной цветом кончиком кисти ставим точки. Хвост и копыта закрашиваем черным цветом.

(Дети выполняют задание, воспитатель помогает при необходимости).

Воспитатель: Кем мы сегодня были? Какую игрушку мы рассматривали? Каким узором украшена лошадка? Что вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: У нас получились замечательные лошадки. Давайте отправим их в село Дымково мастерам. А они по вашим рисункам сделают настоящих глиняных лошадок. Вы молодцы.

Воспитывать у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

Развивать речевую активность, навыки общения. Обогащение и активизация словаря за счет слов: глиняная, дымковская, яркая, русские мастера, русские умельцы. Упражнять в правильном звукопроизношении, фразовой речи.

Продолжать формирование эмоционального восприятия русской культуры через дымковскую игрушку. Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи. Создать у детей чувство сопереживание, желание помочь лошадке и радостные эмоции в том что смогли помочь.

• Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки.

-иллюстрации дымковской игрушки (лошадки – бумажные заготовки для рисования на листе , гуашь красного, оранжевого, синего,зелёного и черного цвета, ватные палочки, салфетки для рук.)

- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива.

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит … (Лошадка)

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка-лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ. (3 раза топают ножками)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (имитация поцелуя)

Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим. (гладят кончик носа)

Здравствуйте ребятки! (поворачиваются к друг другу и улыбаются)

-Какие молодцы поздоровались с лошадкой.

-Ребята я вам расскажу от куда произошла наша дымковская игрушка .

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были известны ещё в далёком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку –Дымка. Почему игрушка могла получить такое название ?Игрушку называют Дымковской по месту её проживания .С высокого берега Вятки ,на котором стоит город Киров видно село Дымково .Зимой ,когда топят печи всё село как будто в дыму ,в дымке. От сюда и появилось это название и игрушки.

-Ребята, а что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка-лошадка, не веселая? Вы знаете, что могло произойти?

Ответы детей (плохое настроение, она заболела).

-Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.

-Лошадка, что с тобой приключилось?

Лошадка: - я с друзьями гуляла под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.

-Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку-лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка-лошадка?

Ответы детей (кружочками).

-А кружочки, какими цветами раскрашены?

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми черными,зелёными ).

-А ушки ,какими цветами?

-Посмотрите внимательно, кружочки и полосочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

Ах, лошадка, какая грива черная.

По бокам кружочки

Точки, точки, точки.

- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые.

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадка красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

Мы поскачем, скачем, скачем

Цок, цок, цок, цок!

(дети поочередно топают ножками)

Я лошадка-серый бок!

(повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте).

-Ребятки, садитесь на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсте их, чтобы они тоже улыбались.

-Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадки (показ) А что б нарисовать полоску нужно взять другую палочку и обмакнуть так же в краску и провести сверху вниз.

-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.

(Рассматривание детских работ).

-Вам понравилось разрисовать лошадок?

Ответы детей (да)

-Какие узоры вы рисовали?

Ответы детей (кружочки, точки и полоски).

Чем вы их раскрашивали?

Ответы детей (ватными палочками).

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми ,зелёным и черный).

-Я очень рада за вас, молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружные! Лошадка благодарить Вас.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Прививать любовь к народному творчеству.

Задачи: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки;
Учить лепить по мотивам дымковской игрушки.
Развивать мелкую моторику рук, передавать в лепке характерные особенности животного. Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам.

Материалы и оборудование: картинки дымковской игрушки (на интерактивной доске) , набор дымковских игрушек-свистулек, пластилин, стеки, дощечки, салфетка, подставки под изделие.

Используемые методы и приёмы:

методы – словесный, наглядный, практический.

приёмы – объяснение, показ, рассматривание, разминание, раскатывание, сплющивание, присоединение, сглаживание, отщипывание, надавливание, оттягивание, прищипывание.

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рисование элементов дымковского узора;

Достаю несколько (2-3) народных игрушек, расставляю на столе. Дети рассматривают.

Воспитатель: Вам они нравятся? В руках у меня непростая игрушка, это свистулька. В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой.

Играю на свистульке.

Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Хотите, я вам расскажу и покажу об этих игрушках?

Показ на интерактивной доске.

Рассмотреть с детьми орнаменты.

Воспитатель: Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.)

Воспитатель: Какие цвета брали для росписи игрушек?

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный.)

Воспитатель: Ребята, как лошадка цокает копытами? (Дети цокают язычком. Появляется дымковская лошадка).

Воспитатель: Ребята, скажите, лошадка какая?
( Лошадка красивая, нарядная. Она раскрашена красными и синими кружочками, кружочки большие и маленькие. Это дымковская лошадка.) Предлагаю выполнить движения.

Конь меня в дорогу ждет - руки за спиной сцеплены в замок

Бьет копытом у ворот - ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног

На ветру играет гривой пышной,

сказочно красивой - покачивания головой, затем наклоны в стороны .

Быстро на седло вскочу,

Не поеду – полечу - подскоки на месте

Цок - цок – цок - руки полусогнуты в локтях перед собой

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой – помахать рукой.

Воспитатель : Сейчас и мы попробуем вылепить лошадку. Я показываю, а вы внимательно смотрите и запоминаете.

1. Разделим кусок пластилина на два: 1 большой, второй – поменьше.

2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.

3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оттянуть передние и задние ноги животного.

4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.

5. Ушки защипываем.

6. А потом оттягиваем и прищипываем гриву и хвост.

7.Затем приступаем разукрашивать лошадку кругами. Отщипываем маленькие кусочки синего, красного, зеленого, желтого цветов, раскатываем комочки, сплющиваем их и прикрепляем к туловищу. Вот и готова наша лошадка. Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Еду, еду на лошадке (Указательный и средний пальчики передвигаются по другой ладони.)

Еду, еду – путь не гладкий. (потереть ладонь об ладонь)

Скок, скок, ( пальцы растопырить одной руки и перешагивают указательный и средние пальцы)

Через речку на мосток. ( из ладоней делаем мостик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы?

Как называется наша лошадка?

Какие цвета использовали?

Какие элементы узора?

Молодцы! Вы были сегодня замечательными мастерами! Мы подарим дымковских лошадок вашим бабушкам и дедушкам. Они залюбуются вашими работами и вспомнят о своём детстве.

Читайте также: