Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по фгос школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

- способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;

- способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных;

- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление;

- прививать любовь к Родине, к родному языку.

Оборудование:

Презентация, карточки с творческим заданием разного уровня.

Слайд 1

I . Организационный момент

-Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете

Утро добрым быть должно, и весёлым тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

-Пусть эти стихи поэтессы Татьяны Давидовны Юриной станут девизом нашего урока, и я уверена, что тогда наш урок пройдёт в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи.

2.Актуализация знаний

-Что сделало эти стихи такими красивыми? (Прилагательные)

1. Что такое имя прилагательное?

2. Для чего нужны прилагательные?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. В чём выражается эта связь? (Согласование в роде, числе и падеже).

5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?

6. Какая главная особенность имени прилагательного? (Изменяется по родам)

7. Как проверить безударное окончание прилагательного?

3. Проверка домашнего задания

Упр. 31(по цепочке, называя окончание).

- Итак, какие падежные окончания имеют прилагательные м.р. и ср. р. в И.п.?

Слайд 2

- Перечисли слова с непроверяемым написанием.

- Прочитайте предложение, которое вы составили?

В процессе развития языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: мороженое, пирожное, парикмахерская и другие. Кроме того, существует ряд слов, которые могут выступать в роли обеих частей речи. К ним относятся: больной, знакомый, рабочий и другие.

4.Самоопределение к деятельности.

- Давайте просклоняем прилагательное доброе (утро)

- Что можно нам всем сегодня пожелать? (Доброго утра, интересного урока русского языка, плодотворного труда, приятного общения, хорошего настроения и счастливого пути по дороге знаний).

Слайд 3

- Перечисли имена прилагательные.

- В каком роде и падеже употреблены словосочетания? (М. р., ср. р., Род.п)

- Какая часть в слове пропущена?

- Определите тему нашего урока.

- А что именно мы должны узнать о прилагательном в Родительном падеже? (Правописание безударных окончаний), область применения.

Слайд 4 (тема, цель)

Цель: научиться писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; выяснить использование имён прилагательных в родительном падеже.

- В конце урока мы должны будем вставить нужные окончания.

5.Работа по теме.

Слайд 5

1) Вхождение в тему. Минутка чистописания.

- Внимание на доску.

Прочтите отрывок из стихотворения Николая Михайловича Языкова.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?!

- Как вы понимаете эти строки? (Главная мысль)

- Спишите очень красиво. Сядьте ровно.

  • Определите падеж имени существительного и имён прилагательных в выделенном словосочетании.
  • Задайте вопросы от существительного к именам прилагательным.
  • Обозначьте окончания у имен прилагательных.

- Совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного? Какой согласный звук слышится в вопросе? Какой буквой он обозначен в окончании прилагательных?

- Можно сделать вывод? (Не совпадает)

- Какое ещё окончание пишется в родительном падеже? - Сделаем вывод.

Слайд 6(Памятка)

2) Работа по учебнику.

- Родной, милый сердцу край… Какую дату мы недавно отмечали? (65 образования Липецкой области)

- Именно о родине пойдёт речь в упр. 35, с.19. Прочитайте высказывание Ивана Андреевича Соколова-Микитова. Какая мысль объединяет эти два высказывания?

Упр.35, с.19 (По 1 предложению у доски).

Слайд 7

Физкультминутка (По тренажёру Базарного)

Слайд 8

(В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического)

- Сколько букв в слове? (33 буквы)

- Догадайтесь, что это за часть речи? Род? Падеж?

- Объясните, что оно может обозначать? (Обследование сердца, диагностика)

6. Словарная работа с.20

- Что обычно вежливые люди желают друг другу? ( За столом)

Правописание слов аппетит, аппетитный, аппетитная

(Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище)

- Составьте с данными словами словосочетания. (Например: хороший аппетит, аппетитный пирог, аппетитная булочка)

- Запишите эти предложения. Определите падеж прилагательных. Проверка работы, самооценка.

Вывод: где используются прилагательные в родительном падеже?

5)Работа в паре.

– Составьте диалог, выбрав одну из тем предыдущего задания (По рядам работа в паре).

Слайд 9

7. Закрепление. Творческая работа

(карточки с разноуровневым заданием )

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около … куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

1 уровень (Дополни недостающими именами прилагательными)

2 уровень (Дополни текст несколькими предложениями)

- Зачитывание текстов (2-3 уч-ся)

Слайд 10

8. Рефлексия

(Добр… зимн…утра, интересн… урока рус… языка, плодотворн… труда, приятн… общения, хорош… настроения и счастлив… пути по дороге знаний).

- Объясни, какими способами можно проверить безударное падежное окончание имени прилагательного? - Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?

- Где используются прилагательные в родительном падеже? (В пожеланиях, поздравлениях)

Слайд 11

9. Итог урока. Оценки

- Оцените свою деятельность на уроке.

Я научился(лась) ….

Самым интересным заданием было….

Новые знания мне пригодятся …..

10. Домашнее задание: выполнить упр.37, с.20

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится .

Слайд 12 Спасибо за внимание!

-Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый

-Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый

-Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый

-Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый

-Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

Слова для справок: зимний, яркий, пушистый, трусливый, пестрый

-Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку состален в соответствии с ФГОС для 4 класса по программе Школа России. учебник Зеленина.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения; Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

русскому языку

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать

формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен

Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.

Воспитывать любовь к родному языку, к природе.

Образовательные:

Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять.

Совершенствовать умения определять падеж имѐн прилагательных по родам.

Развивать орфографическую зоркость.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного

внимания,вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью

учителя;планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учѐта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои

мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о

правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять

анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать

информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Тип урока : : урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Формы работы : фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа в парах.

Используемые методы: , наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, предметно- практический, словесный.

Компьютер, проектор, экран, , презентация к уроку, индивидуальные бланки заданий.

Организационный момент .

– Ребята, мы начинаем урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры и

приветливы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- А сейчас послушайте стихотворение.

Работа над эпиграфом к уроку :

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить! (Слайд 2)

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)

- Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях

применять прилагательные в своей речи.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Двадцать восьмое мая.

Классная работа.) (Слайд 3)

Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же

мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Вместе - служба, вместе - дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном. (Слайд 4)

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает ?

3. На какие вопросы отвечает?

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу

имени сущ., к которому оно относится.)

Начнем работу с разминки : ( слайд 5,6 ).

Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)

Антоним к слову временный (постоянный)

Как называется дождь, идущий при солнце? (грибной)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

– Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)

Работа со стихотворением. (Слайд 7) .

- Прочитайте стихотворение.

Поѐт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далѐкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и

падеж имени прилагательного.

- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка?

-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее

один из признаков предмета.

– Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?

А теперь повторим написание

Безударного окончания.

Что при этом надо знать,

Чтобы грамотно писать?

(задать вопрос от имени существительного к имени прил. )

– На какие вопросы отвечают имена прил.м.р. и с.р. в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п.?(Слайд 10).

- Проявите зоркость . Прочитайте текст и найдите ошибки . (Слайд 12,13).

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берѐзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне.

В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем

последнее предложение по членам и укажем части речи.

 Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

 Стеклянный, хрупкий, деревянный

 Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

 Добрый, умный, ласковый, нежный

 Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

 Смелый, отважный, высокий, решительный

 Белый, синий, нежный, зеленый.

Работа с деформированным текстом . ( Слайд 15).

-Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу

речь, делают ее выразительной, точной, понятной)

-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и

имена существительные и ставя их в нужном падеже.

1. Любуюсь, чудесная, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. Закачалась, ветка, вот, еловая.

5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Физминутка. (Слайд 16).

-Давайте представим, что мы в лесу и отдохнѐм. Встаньте так, чтобы вам было удобно.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – тихо помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Сядьте тихо, продолжим урок.

Самостоятельная работа по карточкам .

I вариант.

- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова

большой – маленький . Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу

прилагательные.

 ________пенѐк опрокидывает _______воз.

 _______крючком_______рыбу не выудишь.

 Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.

II вариант.

В приведѐнных ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по

смыслу (антоним).

Укажи род и падеж имѐн прилагательных в пословицах.

1. У короткого ума ____________язык.

2. Старый друг лучше ____________двух.

3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.

4. Горькая правда лучше____________лжи.

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

Самостоятельная работа (Слайд 17).

- Вставьте окончания, укажите падеж:

О весенн…погоде, к рыж… лисице, с ранн… пташкой,

в жарк.. летн.. ночь, поздн…вечером, о свеж… ветре,

до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена,

с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.

-Проверим, как вы справились с этой работой.

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки,

шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно

купить тот или иной предмет.

Вывод :

Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить

его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой,

выразительной.

1. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть; б) бледный; в) бледность

2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?

а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м

3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:

а) изменяются б) не изменяются

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением б) обстоятельством в) дополнением

Проверка.

Итог урока. Рефлексия . ( Слайд 21)

- Как вы думаете, достигли мы цели нашего урока ? ( Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном;

способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных. )

Пригодятся л и вам зна ния этого урока в да льн ейшей жизни ?

Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигнальными карточками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока. Наречие.

Цель урока: формировать умение находить наречие среди других частей речи и выделять грамматические признаки наречий.

-умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);

- развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

- совершенствовать мыслительные операции, речь детей;

-воспитать эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем и задач;

-воспитать чувство содружества, сотрудничества (работать в паре), способствовать воспитанию любви к поэзии, природе.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способов действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; нацеливание на успешную деятельность, умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки, учитывая степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Планируемые результаты: ученик научится различать наречия по его грамматическим признакам, наблюдать, анализировать, классифицировать, регулировать свою деятельность, научится организовать своё рабочее место, пользоваться источником информации, ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Тип урока: урок применения знаний , умений (навыков) .

Читайте также: