Конспект урока по русскому языку 7 класс характеристика человека

Обновлено: 07.07.2024

Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема на доске).

2. Знакомство с темой

Вопрос: Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)

Вопрос: Как вы понимаете “личные наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)

  • лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;
  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики

Подвожу учащихся к этим выводам.

Вопрос: Как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

Вопрос: Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно). А характер? (В какой-то степени ДА).

Вопрос: Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)

  • деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые приметы..) Например: Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой щеке ближе к шее – родимое пятно. ;
  • научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы);
  • художественное (описание литературного героя).

3. Подведие небольшого итога

Учитель: Мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать.

(Учитель записывает заранее на закрытой части доски или делает памятку-распечатку для каждого. Учащиеся записывают в тетрадь.)

Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

Почувствуй индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее “Я”.

Продумайте последовательность изложения.

Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).

Использовать можно “портретную лексику”.

Давайте вместе сделаем примерные записи (В сильном классе можно предложить выполнить эту работу по группам с последующей проверкой и дополнением).

  • ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
  • НОС – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.
  • ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
  • ПОХОДКА – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.
  • ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

4. Закрепление материала

(На парте у каждого карточки.)

Карточка 1. Портрет подруги

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

Вопрос: Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да ещё подруги!

(НЕТ! Потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено. Получился набор фраз!)

Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определи замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

Карточка 2

У нас в классе есть девочка. У неё высокий лоб, на лоб падает чёлка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Чёрные густые волосы собраны в хвостик. Глаза светлые озорные.

Вопрос: В этом описании перечисление, набор фраз или чувствуется индивидуальность? (НЕТ! Это не набор фраз, не перечисление!)

  • Лучше вначале всё сказать о волосах. “У неё высокий лоб, на который падает чёлка. Чёрные густые волосы собраны в хвостик.” (учащиеся работают карандашом, проводят стрелки)
  • А затем описать глаза и взгляд. “Глаза светлые озорные. В открытом взгляде можно угадать непоседу.”

Читаем целиком исправленный текст.

5. Заключение

Учитель: А теперь мы подошли с Вами к заключительному этапу работы. Перед вами карточка № 3. В ней два текста А и Б. Оба текста-описания внешности по личным наблюдениям. Наша задача – работать с двумя текстами сразу, а потом определить, в каком из них, на ваш взгляд, есть недостатки, а какой уже дан в исправленном виде.

Карточка 3

Учащиеся высказывают свои замечания. Кто-то считает, что автор сочинения очень увлёкся, можно было изложить более кратко. Другой считает, что сравнение алых губ с помидором неприлично, что можно ярче описать сами глаза, их выражение. К сожалению, пришлось подсказать, что если внешность привлекательная, то не надо так резко говорить о носе и т. д. Большинство учащихся приходит к выводу, что текст Б – исправленный.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Образовательная: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания внешности человека; сформировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям, научить находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения; подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека в условиях использования средств ИКТ.

Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая : развитие собственного творческого потенциала и потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации

Организация внимания учащихся.

Изучение нового материала.

Наверное, редко кто из вас замечал печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы разучились смотреть друг другу в глаза… Поэтому сегодня разговор пойдет о внешности человека. Разговор, который, думаю, поможет вам быть более наблюдательными и внимательными к людям, замечать слезы на глазах у бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Вы должны научиться постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. ( слайд ).

- Какие элементы внешней характеристики может дать автор? (Описывает внешность: лицо, фигуру, одежду, жесты)

- Обратите внимание на доску. Прочитайте текст. /слайд

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

- Какие элементы внешней характеристики использованы в тексте?

- Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика?

- Только ли представление о внешнем облике героя может дать описание его внешности?

- Узнаем ли мы что-нибудь о жизни мальчика?

- Да, это бедный мальчик, у него обездоленное детство, чувствуется, что за ним нет материнского ухода. Докажите это.

- Можем ли мы по этому описанию судить об отношении автора к своему герою?

/тонкий, как тростинка; задумчивые глаза; рубашонка; штанишки – все это вызывает глубокое сочувствие к герою.

- Сделаем вывод о том, что портрет мальчика помогает не только увидеть внешность героя, но и понять его переживания, представить его положение в обществе.

3. Чтение учащимися подготовленных дома отрывков с описание внешности человека и их анализ (1-2 небольших текста).

- В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т.д., в выражении его глаз, улыбке…

4. Лексическая работа.

- Следующая работа на первый взгляд легка, но так ли это? Распределите прилагательные в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают ( см. слайд ).

5. Устная работа. - Представьте себе такую ситуацию: потерялся мальчик. Дежурный полицейский попросил описать внешность мальчика. Составьте нужное описание, используя полезные, с вашей точки зрения, сведения о внешности мальчика.

6. Редактирование текста:

Представьте, что вас просят составить словесный портрет девочки, которая потерялась. Что из предложенного текста надо оставить, а что убрать как лишнее? ( слайд )

/Бесцветные, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, заспанные, лукавые, озорные, правдивые, карие, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, ясные, гневные, беспокойные. Беззаботные, большие, внимательные, добрые и т.д.

- Что мы можем сказать о лице человека? /слайд

/Круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, открытое, хмурое, злое, виноватое.

- Какими могут быть волосы человека? /слайд

/светлые, русые, каштановые, седые, тусклые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые.

- Каким бывает нос? /слайд

/прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий и т.д.

- Что можно сказать о походке человека? /слайд

/собранная, легкая, быстрая, плавная, странная, смешная, подпрыгивающая и т.д.

Летел в ее улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит темными зрачками –

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты, пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло все, все притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в ее венце

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стекол четырех

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурех.

Смеется флейта, плачет скрипка –

Не расставались будто с ней,

А лучезарная улыбка

Меж тем с годами все ясней!

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня, сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего еще не знаем мы (Марк Лисянский).

7. Работа над упражнениями ( по карточкам)

Прочитайте, определите стиль и тип текста. Укажите вначале строчки, в которых дана портретная характеристика деда Архипа, а затем Леньки.

Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперек узкой полоски песка; задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда . Ленька был маленький , хрупкий, в лохмотьях, он казался корявым сучком, отломленным от деда-старого иссохшего дерева, перенесенного и выброшенного сюда на песок волнами реки

Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка. Его тусклые и воспаленные глаза, с красными опухшими веками, беспокойно моргали, а сморщенное морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски . ( М. Горький )

Спишите 2 абзац, расставляя пропущенные знаки препинания; найдите элементы описания внешности.

Выйдя из кустарника, Быланин направился к балке. Прямо перед собой, на холмике, он увидел человека. Положив лицо на ладони, человек сидел неподвижно. С минуту Быланин пристально всматривался в сгорбленную фигуру. Потом, улыбнувшись про себя, быстрей зашагал по тропинке, размахивая шапкой-ушанкой в руке.

Человек живо вск..чил прил. жил к глазам руку. Это был старик – не(высокий) худощавый с седыми волосами торчащими из-под выцветшей солдатской фура..ки с реденькой и, как пучок пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Баланина мелкими быстрыми шажками побежал с приг..рка. ( Ф. Наседкин )

Прочитайте, подчеркните описание внешности мальчика. Подберите антонимы к прилагательным и причастиям

В комнате было чисто и уютно: удобный новый диван, над ним большой ковер, посредине комнаты накрытый красивой скатертью стол. Под потолком модная люстра, одну из стен от пола до потолка занимали стеклянные полки с книгами

10. Повтор требований к сочинению. /слайд

Необходимо найти свой подход, замысел, основную мысль, которая сделает сочинение цельным.

Сочинение должно быть последовательным, нельзя повторять одну и ту же мысль по нескольку раз.

Помните, что внешность человека, его одежда, манеры характеризуют его, помогают раскрыть его внутренний мир.

В сочинении важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, что составляет его индивидуальность, что в нем главное.

Очень важно показать свое отношение к герою.

Домашнее задание: написать сочинение-описание внешности кого-либо из ваших знакомых, родных, друзей (может быть, в минуту радости, огорчения, гнева, за работой, во время отдыха и т.д.)

1. Формирование умения различать деловую (информативную) и художественную (изобразительную) характеристику.

2. Формирование умения создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация).

I. Диктант из лингвистических терминов.

Задание: записать без ошибок, дать толкование терминам.

Повествование, официально-деловой стиль, средства изобразительности, характеристика, редактирование, рассуждение. параллельный способ связи, метафора, абзац, описание состояния человека.

II. Актуализация знаний.

1. В прочитанном тексте выделите типологические фрагменты (то есть определите, какие типы речи встречаются).

Автобус еще не ушел, и я сразу увидел Витьку со стороны, где не открывались окна. Витька тоже увидела меня и ухватилась за ручку рамы, чтобы открыть окно.

Автобус взревел и медленно пополз по немощеной дороге, растянув за собой золотистый хвост пыли. Витька рванула поручни, и рама со стуком упала вниз.

Витька улыбнулась своим большим ртом радостно, преданно, открыв в этой улыбке всю свою хорошую душу и тут я своими глазами увидел, что Витька – самая лучшая девчонка на свете. И самая красивая.

В окошке снова появилась Витькина голова с трепещущимися на ветру пепельными волосами. Витька с силой швырнула через ручей монетку. Была такая примета: если кинешь монету, когда-нибудь обязательно вернешься назад.

Это повествование, в которое включены описание человека (характеристика) с рассуждением и описание внешности.

Это деловая характеристика или художественная? Художественная. Художественная (изобразительная) характеристика несет в себе отношение автора, деловая (информативная) - беспристрастна, в ней лишь факты.

3. Творческое задание.

Упр. 501 по заданию. Проговорить устно, выслушать несколько вариантов. Затем письменно текст-характеристику.

III. Домашнее задание: упр. 504 устно, упр. 495 (написать деловую характеристику).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить находить в художественных текстах описание внешности, внутреннего мира героев и авторскую позицию;

- научить находить элементы внешней характеристики в картинах художников – портретистов и описывать их;

- научить отличать художественное описание внешности от официально – делового;

- закрепить навык работы по плану описания внешности;

- научить описывать основные элементы внешности, используя прилагательные и краткие причастия.

Задачи для ученика с ОВЗ:

-научить находить в художественных текстах описание внешности литературных героев;

-научить находить элементы внешней характеристики на картинах;

-познакомить с официально – деловым описанием внешности;

-закрепить навык работы по плану описания внешности;

-научить описывать основные элементы внешности.

План – конспект
урока русского языка в 7 классе по теме

Шарифьянова Ралина Ахатовна,

учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №14

- научить находить в художественных текстах описание внешности, внутреннего мира героев и авторскую позицию;

- научить находить элементы внешней характеристики в картинах художников – портретистов и описывать их;

- научить отличать художественное описание внешности от официально – делового;

- закрепить навык работы по плану описания внешности;

- научить описывать основные элементы внешности, используя прилагательные и краткие причастия.

Задачи для ученика с ОВЗ:

-научить находить в художественных текстах описание внешности литературных героев;

-научить находить элементы внешней характеристики на картинах;

-познакомить с официально – деловым описанием внешности;

-закрепить навык работы по плану описания внешности;

-научить описывать основные элементы внешности.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

-узнай, портрет какого литературного героя описан в отрывке;

-найди описание цвета глаз, волос, одежды мальчика;

-что узнаем о жизни мальчика, он бедный или богатый?

-прочитай, как автор характеризует литературного героя;

-найди описание выражения глаз, цвета волос, одежды;

-что ты узнал о жизни мальчика, как ему живется.

Общий вывод: в описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек сидит, ходит, работает, слушает и т.д., в выражении его глаз, улыбке и пр.
СЛАЙД №3
Работа с текстом Ю. Нагибина
Вопросы для всего класса:

Читайте также: