Конспект занятия по программе одаренный ребенок венгер

Обновлено: 06.07.2024

Программа предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого года жизни. Ее использование требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одаpённых детей.

Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности.

Умственно одаpённый ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.

Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (напpимер, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведёт только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (a это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и, вполне вероятно раньше ее окончить, но и только.

Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных пощдут дети c ярко выраженной познaватeльной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно - образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касается познавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздействий.

Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания c содержания обучения на ero средства. Содержание — это знания, конкретные нaвыки и умения, усваиваемые на занятиях разного вида или в свободной деятельности, но для развития умственных способностей вaжны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям и как ими усваиваются. В дошкольном обучении стало уже общепризнанным, что любые знания и навыки должны даваться детям путем организации действий, направленных на их усвоение. Однако до сих пор недостаточно учитывалось то, что действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, с одной стороны, обеспечивают усвоение предлагаемого содержания, а с другой — развивают умственные способности, и внимание составителей программ и педагогов-практиков было сосредоточено в основном на первой стороне: именно c этих позиций подбирались виды действий, подходящие для каждого типа содержаний. Развитие же yумственных способностей хотя и происходило, конечно, и при этих условиях, но находилось вне поля зрения воспитателей, выстyпaло как побочный результат обучения. И это неизбежно вело к тому, что в полной мере не использовались возможности развития умственных способностей, имеющихся y всех детей, но особенно значительных y детей одаренных.

Задача, стоявшая перед авторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольное Обучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т. e. таких видов изобрaжения предметов, явлений, событии, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.

Перенос центра тяжести с содержания обучения на его средства наглядные модели — не снижает уровня усвоения знаний , умений , нaвыков, скорее, повышает его. Отбор содержания ставится в зависимость от того, какие

Программа оxватывает только образовательную работу с одаренными детьми, т. e. их обучение на занятиях, хотя многие виды предлагаемых заданий могут быть включены (по инициативе воспитателя) в свободную деятельность детей, при этом содержание занятий может быть существенно изменено или заменено новым (в соответствии c задачами развития умственных способностей).

1. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моде лирования и символизации.

3. Существенно углублено содержание ознакомления c художественной литературой.

Таким образом, программа состоит из 10 разделов, включающих задания, направленные на развитие умственных способностей:

1. Ознакомление с пространственными отношениями,

2. Развитие элементов логического мышления.

3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4. Развитие элeментарных математических представлений.

5. Подготовка к обучению грамоте.

7. Подготовка к сюжетно ролевой игре.

8. Ознакомление с природой.

9. Ознакомление c элементарными физическими явлениями.

10. Изобразительное искусство.

В программе не предстaвлены занятия по музыке и физическому воспитанию, их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей. Каждое из перечисленных десяти видов занятий целесообразно проводить не менее одного раза в неделю.

В каждом разделе прогрaммы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специaльных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгрупщм, a при трудностях, возникающих у того или иного ребенка, — и индивидуально. Персоналу, работающему c умственно одаренными детьми, необходимо помнить: существуют не только количественные, но и качественные различия в одаренности, характере ее компонентов: познавательной направленности и умственных способностей. Кроме того, одаренные дети обычно в большей степени по сравнению c другими различаются между собой по личностным качествам (активности, выраженности интересов и др. ), поэтому их обучение требует большей индивидуализации, чем обучение в массовом детском саду.

К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок и т.п.).

У неподготовленного воспитателя работа по некоторым разделам программы и провeдение некотоpых типов занятий могут вызвать затруднения. Тогда следует или проконсультироваться y специалистов, или отказаться от этой части прогрaммы. Во всяком случае, то, что мало понятно самому воспитателю, детям преподносить нельзя.

Программа 'Одаренный ребенок' предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет).

Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М. Дьяченко.

Цели программы 'Одаренный ребенок' - развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.

Программа состоит из объяснительной записки характеристики цели содержания, средств работы, материалов и деятельности детей. К ней прилагаются планы всех занятий по каждому разделу. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.

Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.

  • Ознакомление с пространственными отношениями.
  • Развитие элементов логического мышления.
  • Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Конструирование.
  • Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
  • Ознакомление с природой.
  • Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
  • Изобразительное искусство.

В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

Структурно-содержательная характеристика

В программе представлено содержание работы в старшей и подготовительной к школе группах. Так, в старшей группе при ознакомлении детей с природой учитывается, что одаренные дети имеют больший багаж знаний о природе различных регионов Земли, поэтому в программе предусматривается знакомство с биогеоценозом, его особенностями в каждой природной зоне земного шара. Задания построены таким образом, что для выполнения необходимо рассматривать объекты природы во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях, что ведет к совершенствованию операций анализа и синтеза. В качестве таких средств рекомендуется использовать условные обозначения и модели, отражающие взаимозависимость живой и неживой природы.

Программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.

Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость видоизменений частей растения от факторов внешней среды, выполняемых функций. Дети самостоятельно придумывают условные обозначения, наглядно иллюстрирующие возможные видоизменения частей растения, соотносят функции, выполняемые каждой частью растения, с факторами внешней среды.

Третий раздел направлен на ознакомление с природными поясами Земли, их климатом, растительным и животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, в том числе к растительному миру, что происходит при изменении этих условий, где основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды.

Второй и третий разделы заканчиваются контрольными занятиями, в ходе которых дети должны творчески применить усвоенные на занятиях средства в новых ситуациях (придумывают несуществующие миры по заданным природным условиям).

В подготовительной к школе группе основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Для этого используется содержание из биологии, систематики, эволюционного учения. Это позволяет не только увидеть приспособленность растений и животных к современным условиям обитания, но и выявить общее и различия между ними, понять их происхождение. Такой подход раскрывает перед детьми взаимосвязь и единство всего живого на Земле, в том числе и человека как части природы. Средства обучения усложняются от условных обозначений к моделям (типа и логического древа и пространственно-временной модели), используются такие модели, как карта, глобус, логическое древо и т.д.

Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них. Дети узнают о различных оболочках Земли (гидро-, лито-, атмосфере), их условных обозначениях, разбирают заселенность каждой из них, выясняют причины неравномерности распространения жизни в них. Этот раздел связан с уже имеющимися знаниями детей о пространственных моделях (плане, карте и т.д.).

Следующий раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам.

В третьем разделе дети узнают историю происхождения многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. Они учатся переводить временную последовательность изменения видов в пространственную модель эволюционного древа. Основная задача работы — выделение усложнения в строении растений и животных, что позволяет им становиться более приспособленными к условиям жизни, установление закономерностей изменения низко и высоко организованных живых организмов. Заключительные занятия показывают связь человека с животным миром, единство происхождения человеческих рас, их приспособленность к различным условиям жизни. В подготовительной к школе группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.

Цель программы: развивать познавательные способности ребенка на основе применения предметных и графических моделей при рассмотрении физических явлений разного типа, а также прогнозирование на основе модели возможного результата того или иного явления.

При ознакомлении детей с источниками тепла (спички, свеча, горелка) рекомендуется не заострять на них внимание ребенка и по возможности обходиться без них (к примеру, нагреть что-либо иногда можно просто в руках, на батарее парового отопления или на солнце), чтобы наблюдение не сводилось к единственной цели — зажечь. Представления детей об элементарных физических явлениях обобщаются и фиксируются в виде условных обозначений и наглядных моделей.

Предметно-развивающая среда

Для ознакомления с природой требуется включение в развивающую среду большого количества иллюстраций, природного материала. На занятиях желательно иметь наборы открыток, гербарии, микроскоп, слайды и диафильмы с изображениями древних и современных растений и животных, глобус, карту Земли и звездного неба, изображения или фотографии Земли из космоса.

Важно организовать в детском саду небольшой живой уголок с такими животными, как хомяки, птицы, черепахи, аквариум с водорослями, моллюсками и рыбами. Необходимо, чтобы дети ухаживали за своими питомцами, наблюдали за ними во время кормления, уборки и т.д. При подборе материала для занятий рекомендуется давать детям задание на лето: собрать гербарий, наблюдать за растениями и животными в лесу, на лугу, в пруду или на речке. Важно включить в развивающую среду дидактические игры, в ходе которых закрепляются особенности строения, животных и растений, их зависимость от условий обитания.

Для ознакомления с элементарными физическими явлениями в группе предполагается наличие следующего лабораторного оборудования, шт.:

  • два набора грузов (по 100 г);
  • рычаг — 2;
  • неподвижный блок с креплением — 2;
  • металлический желоб, шарики разной массы или небольшие мячи — 2—4;
  • пружинные динамометры с условной (без цифровых делений) шкалой — 3—4;
  • полосовые магниты и магнитные стрелки на подставках (простейшие компасы) — по количеству детей в подгруппе.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы Леонида Абрамовича Венгера"Одаренный ребенок" .

Суть инициативы:

Одаренные дети - ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура Росси.

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить. Развитие одаренного ребенка происходит с необычайной скоростью, чаще всего с опережением, поэтому важно, чтобы оно правильно стимулировалось на каждой ступени.

Центр развития ребенка Л.А. Венгера, который занимается проблемами развития одаренных детей, предлагает для реализации в дошкольных учреждениях, программу "Одаренный ребенок"

Программа, предназначенная для работы с детьми от 5 до 7 лет с высоким уровнем умственного развития, она основана на результатах научных исследований по изучению умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Основная цель программы – способствовать развитию умственных и художественно – творческих способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности, в том числе игры.

Цель проекта: обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально – творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера в образовательный процесс ДОУ.

На данное время проект находится на третьем заключительном этапе развития: на данный момент разработана система реализации программы “Одаренный ребенок” по трем основным направлениям:

Работа с детьми

Для раскрытия творческого потенциала детей которые входят в эту группу, раскрытие их индивидуальных способностей была налажена взаимосвязь со специалистами дополнительного образования., которые предусмотрели в своих планах работу с этими детьми направленную на развития творческих способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Обучение строится по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и студиях.

Специалистами ДОУ созданы маршруты развития и сопровождение детей имеющих интеллектуально-творческие способности.

При непосредственном участии творческой группы педагогов-экспериментаторов на данном этапе эксперимента были проведены такие значимые мероприятия, как:

Теоретический семинар “Одаренные дети – приоритетное направление современного дошкольного образования-с учетом ведения ФГОС и нового закона об образовании”

Круглый стол “Совместное обсуждение и определение генеральных линий развития в направлении работы по введению в практику программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.

Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.

“ Копилка” педагогического мастерства “Методика организации работы со способными детьми в условиях ДОУ”

С целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в области работы с одаренными детьми, методическим советом ДОУ № 71 была разработана программа формирования кадрового потенциала, включающая в себя следующие мероприятия:

Активно – игровые методы

Практикумы и тренинги

Лекции (проблемные, лекции-диалоги)

Интернет-поиск под определенное задание

Педагогическим коллективом использовались активные формы работы с родителями с целью ознакомления их с инновационной и деятельностью:

Лекторий для родителей “Роль семьи в развитии творческих способностей ребенка”

Родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы Л.А. Венгера "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;

Коллективная творческая деятельность “Построение развивающей среды в семье”

Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада

подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;

Мы и сегодня, продолжаем наблюдать за нашими выпускниками . Они успешно адаптировались к новым социальным условиям в школе, продолжают осваивать новые знания и умения на высоком уровне, стали активными участниками во всех мероприятиях, стали лидерами в своем классе. На данный момент все дети занимаются в кружках и студиях.

- Выступление педагога-психолога Шахуровой А.С. на городском методическом объединение педагогов психологов о сопровождение одаренных детей в ДОУ

В феврале планируется литературная викторина с участием первоклассников юколы №31,планируется математическая олимпиада с первоклассниками.

Факторы, тормозящие работу опытно экспериментальной площадки :

- отсутствие научного руководителя. данного проекта

- небольшой приток молодых специалистов желающих работать в данном направление

- необходимость квалифицированной психолого-педагогической деятельности, по отношению к одаренным детям и отсутствие предназначенного модуля в программе профессиональной подготовки студентов, а так же отсутствие ориентировочных на это программ повышения квалификации педагогов, обучающих семинаров по этой проблеме.

Представляемая программа способствует созданию условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями.

Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.

Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.

Цели программы: развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.

Программа состоит из объяснительной записки характеристики цели содержания, средств работы, материалов и деятельности детей. К ней прилагаются планы всех занятий по каждому разделу. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.

Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации.

Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.

1. Ознакомление с пространственными отношениями.

2. Развитие элементов логического мышления.

3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4. Развитие элементарных математических представлений.

5. Подготовка к обучению грамоте.

7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8. Ознакомление с природой.

9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10. Изобразительное искусство.

В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

Читайте также: