Конспект урока воздушная оболочка земли

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: получение новых знаний об атмосфере, ее составе, значении, явлениях, происходящих в атмосфере.

Задачи:

  • формировать представление об атмосфере как оболочке Земли;
  • изучить состав воздуха и содержание понятий климат, погода;
  • уметь объяснить образование облаков и ветра.
  • Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;
  • расширить кругозор детей;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать чувство ответственности, формировать навыки общения внутри группы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.

методы изложения нового материала:

а) демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;
б) беседа;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: задача.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент (2 мин.)
Приветствует обучающихся Проверяют готовность рабочих мест
II. Повторение (3 мин.)
Фронтальный опрос о Земных сферах Дают определения сфер, опоясывающих Землю
III. Изучение новой темы (30 мин.)
Определите тему урока, разгадав загадку (слайд 1)
Выясняет, какими свойствами обладает воздух
Выясняет, что нового дети хотели бы узнать об атмосфере на этом уроке
Корректирует план (слайд 2)
Рассказ учителя о составе воздуха (слайд 3)

Рассказ учителя о строении атмосферы (слайд 4)
Проблемный вопрос: как изменяется температура воздуха с высотой?
Страничка для всезнаек: решение задачи (слайд 5,6)
Путешествие на воздушном шаре: учитель раздает индивидуальные задания экипажам (слайд 7)

Записывают его в рабочих листах
Отмечают на диаграмме процентное содержание газов в воздухе
Запись в рабочих листах

I. Организационный момент (2 мин.)

– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места

II. Повторение (3 мин.)

Вы уже знаете, что Земля обладает уникальными особенностями — её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Давайте вспомним их название.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Гидросфера – водная оболочка Земли

Литосфера – каменная оболочка

Биосфера – живая оболочка Земли.

III. Изучение новой темы (30 мин.)

– Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:

(Запись темы урока в рабочих листах)

Что вы знаете о воздухе? Какой он?

Для ответа используем подсказку загадку

Учитель: Напишите в рабочем листе, что нового вы бы хотели узнать по теме урока.

  1. Состав воздуха
  2. Строение атмосферы
  3. Явления, происходящие в атмосфере
  4. Значение атмосферы

Состав воздуха

Какие вещества могут входить в состав воздуха?

В состав атмосферы входит 78% азота, 21% кислорода и 1% приходится на долю прочих газов, в т.ч. углекислого газа.

Отметьте, пожалуйста, на диаграммах количественное содержание азота, кислорода и других газов в атмосфере.

Строение атмосферы

Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.

За стратосферой – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос.

Проблемный вопрос? А сейчас, ребята, я попрошу вас помочь мне ответить на давно интересующий меня вопрос. Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу?

Читают информацию о том, как с высотой изменяется температура. Дают ответ на вопрос, делают записи в рабочем листе.

Решают задачу. Условие задачи появляется на экране.

Проведение игры “Вокруг света на воздушном шаре” (10 мин.)

Класс делится на группы по 2-3 человека - это экипаж воздушного шара.

1 экипаж – изучает облака и осадки;

2 экипаж – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;

3 экипаж – изучает основную информацию о погоде и климате;

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

Прочитай текст учебника (стр. 85, абзацы 4 и 5). Ответьте на вопросы

Как образуются облака?

Какие облака изображены на рисунке (стр. 87)?

На какой высоте образуется каждый вид облаков?

С какими облаками связано выпадение осадков?

Прочитай текст учебника (стр. 85–86, абзацы 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

тема “Погода и климат”

Прочитай текст учебника (стр.86, от 2 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Найди отличия погоды от климата.

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды) ?

Значение атмосферы (5 мин.)

Учитель: внимательно прослушайте стихотворение, и определить, какое значение для планеты играет наличие атмосферы.

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!

IV. Первичное закрепление знаний

Рабочая тетрадь на печатной основе стр. 45 упр. 1

V. Рефлексия

Синквейн на тему атмосфера

VI. Домашнее задание

Ответить на вопросы 1-3 на стр. 90 учебника (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)

При подготовке к уроку был использован материал Семёновой Елены Петровны, учителя биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы д. Новое Овсино имени Героя Советского Союза Георгия Туруханова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 5 классе по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС) Тип урока: изучение нового материала.Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию.

Конспект урока по географии

на тему: " Воздушная оболочка Земли - атмосфера ". 5-й класс

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, делать обобщения и выводы;

формировать навыки самооценки.

Воспитательные:

воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;

развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих группы), индивидуальная.

демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;

методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником и словарем;

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: задача.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор

I. Организационный момент (2 мин.)

Добрый день.
Я приветствую вас на уроке географии.

Настраиваемся на серьёзную творческую деятельность.

Работаем мы с вами будем в группах. Их будет три. Все, что потребуется каждой группе для урока, находится у вас на столах - это учебник, карточки с заданиями. Нашими научными дневниками будут ваши рабочие тетради.

II. Изучение нового материала (25 мин.)

- Ребята! Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию на воздушном шаре. Название нашего воздушного шара вы видите на слайде, только буквы перепутаны. МЕАФАТОРС.

Как называется наш шар? Помогите мне составить слово.

Сформулируйте цель нашей экспедиции:

Целью нашей экспедиции будет изучение атмосферы. Что бы вы хотели узнать об атмосфере?

А для этого мы должны составить план экспедиции

На слайде вы видите план нашей экспедиции:

Пожалуйста, прочитайте его.

Что такое Атмосфера?

Свойства и состав воздуха

Строение атмосферы

Значение атмосферы

Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда вы узнаете все тайны, которые хранит в себе атмосфера.

Дать определение самостоятельно

Запишите определение в рабочую тетрадь на стр. 32.

Атмосфера-это воздушная оболочка Земли.

Какими свойствами обладает воздух?

Ответ уч-ся: Цвет

Давайте проведем небольшие опыты и сделаем выводы.

Проведем опыты по группам

1 группа Можно ли увидеть воздух, поймать его?

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

2 группа Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

Вывод: Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)

1. Надуваем шарик среднего размера, зафиксируем, чтоб воздух остался в шарике.

2. Попытайтесь погрузить шарик в воду.

3. Наблюдайте, тонет ли шарик с воздухом в воде?

Вывод: воздух легче воды.

Выводы: Воздух не имеет цвета, бесцветный, не имеет запаха и легче воды.

Атмосферный воздух – это смесь газов. А из каких газов состоит воздух.

На ваших столах лежит круговая диаграмма.

Слушайте внимательно, будете самостоятельно отмечать на круговой диаграмме состав воздуха (работа в паре)

Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.

Здесь мы с вами выясним, из каких слоев состоит атмосфера, на какой высоте.

Каждая группа работает с дополнительным материалом и отвечает на вопросы

1 - изучить тропосферу

2- изучить стратосферу

3- изучить мезосферу

И свои результаты вы должны занести в научный дневник, т.е. в рабочую тетрадь на стр 33 Задание 3.

Каждая группа зачитывает выполненное задание, остальные группы проверяют.

Физкультминутка

А теперь пора и отдохнуть.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Проблемный вопрос? Но прежде чем мы начнем, я хотела бы вам рассказать сказку о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к солнцу, чтобы не замерзнуть. Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

Почему замерз Тролль? На этот вопрос, мы должны дать ответ в конце нашего исследования.

Слайд Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев и постепенно переходит в космическое пространство.

Если вы внимательно прочитали дополнительный текст.

Скажите, пожалуйста, что происходит с температурой на высоте.

В нижнем слое атмосферы с высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

А теперь предлагаю вам решить задачу, представленную на Слайде.

?Так почему же замерз тролль, который построил дом на вершине горы?

Работа экспедиции это не просто исследовательская работа, но и творческая, поэтому провести наше исследование, я предлагаю с помощью стихотворения, которое распечатано, и лежит на ваших столах.

Пожалуйста, прочитайте это стихотворение, и посовещавшись в группе, найдите и подчеркните в тексте те слова и предложения, которые, как вам кажется, характеризуют значение атмосферы.

Слайд Значение атмосферы

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!

Взаимопроверка

Ученики подчеркивают слова, а затем одна из групп зачитывает их вслух, остальные группы сверяются.

III. Закрепление изученного материала (5 мин).

Наше путешествие с вами заканчивается.

2000 км. – толщина атмосферы

78% - содержание азота в атмосфере

6 градусов – понижение температуры в тропосфере на каждый километр.

21% - содержание кислорода в атмосфере

1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а так же примесей: водяного пара, пыли.

18 км –толщина на экваторе тропосферы

Рефлексия. (5 мин)

Подводим итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

- Выставление оценок за урок. У каждого из вас на столе лежат облака белого и синего цвета. Каждому предлагается выбрать соответствующее облако.

Слайд Если вам было интересно, вы работали и разобрались с материалом, то возьмите белое облако, а если вам было скучно, безразлично и вы на уроке отдыхали, то цвет облака будет тёмным. Эти облака я попрошу вас взять в руки и всем показать.

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в 5 классе к концу урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по географии

на тему: " Воздушная оболочка Земли - атмосфера ". 5-й класс

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, делать обобщения и выводы;

формировать навыки самооценки.

Воспитательные :

воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;

развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные : осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные : осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих группы), индивидуальная.

демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;

методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником и словарем;

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: задача.

Оборудование для учителя : презентация к уроку, компьютер, проектор

I. Организационный момент

Добрый день.
Я приветствую вас на уроке географии.

Настраиваемся на серьёзную творческую деятельность.

. Все, что потребуется для урока, находится у вас на столах - это учебник, карточки с заданиями.

II. Изучение нового материала

- Ребята! Давайте представим, что мы с вами ученые , которые отправились в экспедицию на воздушном шаре . Название нашего воздушного шара вы видите на доске только буквы перепутаны. МЕАФАТОРС .

Как называется наш шар? Помогите мне составить слово.

Учитель зачитывает загадку

Есть ли , дети, одеяло

Чтоб всю землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть.

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Сформулируйте цель нашей экспедиции:

Целью нашей экспедиции будет изучение атмосферы. Что бы вы хотели узнать об атмосфере?

А для этого мы должны составить план экспедиции

Обратимся к учебнику на стр 64 параграф 12 (3 слайд)

На слайде вы видите план нашей экспедиции:

Что такое Атмосфера?

Свойства и состав воздуха

Строение атмосферы

Значение атмосферы

Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда вы узнаете все тайны, которые хранит в себе атмосфера.

Дать определение самостоятельно

Запишите определение в рабочую тетрадь на стр. 32.

Атмосфера-это воздушная оболочка Земли. (Слад 5)

Какими свойствами обладает воздух?

Ответ уч-ся: Цвет

Давайте проведем небольшие опыты и сделаем выводы.

Проведем опыты по группам

1 группа Можно ли увидеть воздух, поймать его?

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

2 группа Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

Вывод: Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)

1. Надуваем шарик среднего размера, зафиксируем, чтоб воздух остался в шарике.

2. Попытайтесь погрузить шарик в воду.

3. Наблюдайте, тонет ли шарик с воздухом в воде?

Вывод: воздух легче воды.

Выводы: Воздух не имеет цвета, бесцветный, не имеет запаха и легче воды.

Атмосферный воздух – это смесь газов. А из каких газов состоит воздух.

На ваших столах лежит круговая диаграмма.

Слушайте внимательно, будете самостоятельно отмечать на круговой диаграмме состав воздуха (работа в паре)

Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.

Давайте выясним размеры атмосферы, воспользовавшись учебником стр. 65 – 2 учащихся читают два абзаца. (Слайд 7)

Здесь мы с вами выясним, из каких слоев состоит атмосфера, на какой высоте.

Каждая группа работает с дополнительным материалом и отвечает на вопросы

2- изучить стратосферу - 1 ряд

3- изучить мезосферу- 2 ряд

4- термосферу- 3 ряд

По карточкам

И свои результаты вы должны занести в карточку Задание 3 . Учитель работает с плакатом

Слой снегов, дождей и ветров-

Атмосферы слой живой.

Этот самый нижний слой.

Есть здесь всё, но в большей мере-

Кислород, азот, озон, в малых долях йод и гелий

Водород, неон, радон .(тропосфера)

Каждая группа зачитывает выполненное задание, остальные группы проверяют.

Физкультминутка

А теперь пора и отдохнуть .

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Анализ графика слайд 9

Проблемный вопрос? Но прежде чем мы начнем, я хотела бы вам рассказать сказку о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к солнцу, чтобы не замерзнуть. Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

Почему замерз Тролль?

Скажите, пожалуйста, что происходит с температурой на высоте.

В нижнем слое атмосферы с высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

А теперь предлагаю вам решить задачу , представленную на Слайде . 10 путешественники

Работа экспедиции это не просто исследовательская работа, но и творческая, поэтому провести наше исследование, я предлагаю с помощью стихотворения, которое распечатано, и лежит на ваших столах.

Пожалуйста, прочитайте это стихотворение, и посовещавшись в группе, найдите и подчеркните в тексте те слова и предложения, которые, как вам кажется, характеризуют значение атмосферы.

Слайд 11-12. Значение атмосферы

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!

Взаимопроверка

Ученики подчеркивают слова, а затем одна из групп зачитывает их вслух, остальные группы сверяются.

III . Закрепление изученного материала (5 мин).

Наше путешествие с вами заканчивается.

2000 км. – толщина атмосферы

78% - содержание азота в атмосфере

6 градусов – понижение температуры в тропосфере на каждый километр.

21% - содержание кислорода в атмосфере

1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а так же примесей: водяного пара, пыли.

18 км –толщина на экваторе тропосферы

Рефлексия. (5 мин)

Подводим итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

- Выставление оценок за урок . У каждого из вас на столе лежат облака белого и синего цвета. Каждому предлагается выбрать соответствующее облако.

Слайд Если вам было интересно, вы работали и разобрались с материалом, то возьмите белое облако, а если вам было скучно, безразлично и вы на уроке отдыхали, то цвет облака будет тёмным. Эти облака я попрошу вас взять в руки и всем показать.

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в 5 классе к концу урока.

Слайд 14 - Домашнее задание.()

Параграф 12 , читать, рабочая тетрадь на стр. 34 задание № 4

Слайд Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, - нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

Синквейн слайд15

Стратосфе́ра — слой атмосферы , располагающийся на высоте от 11 до 50 км. Характерно незначительное изменение температуры в слое 11—25 км и повышение её в слое 25—40 км от −56,5 ° С до +0,8 °С Достигнув на высоте около 40 км значения около 0 °C, температура остаётся постоянной до высоты около 55 км. Эта область постоянной температуры является границей между стратосферой и мезосферой . Плотность воздуха в стратосфере в десятки и сотни раз меньше, чем на уровне моря.

Термосфе́ра — слой атмосферы , следующий за мезосферой . Начинается на высоте 80—90 км и простирается до 800 км.

Температура воздуха в термосфере колеблется на разных уровнях, быстро и разрывно возрастает и может варьировать от 200 0 до 2000 0 , в зависимости от степени солнечной активности .

Причиной является поглощение ультрафиолетового излучения Солнца на высотах 150—300 км

Стратосфе́ра — слой атмосферы , располагающийся на высоте от 11 до 50 км. Характерно незначительное изменение температуры в слое 11—25 км и повышение её в слое 25—40 км от −56,5 ° С до +0,8 °С Достигнув на высоте около 40 км значения около 0 °C, температура остаётся постоянной до высоты около 55 км. Эта область постоянной температуры является границей между стратосферой и мезосферой . Плотность воздуха в стратосфере в десятки и сотни раз меньше, чем на уровне моря.

Термосфе́ра — слой атмосферы , следующий за мезосферой . Начинается на высоте 80—90 км и простирается до 800 км.

Температура воздуха в термосфере колеблется на разных уровнях, быстро и разрывно возрастает и может варьировать от 200 0 до 2000 0 , в зависимости от степени солнечной активности .

Причиной является поглощение ультрафиолетового излучения Солнца на высотах 150—300 км

Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. АЗОТ.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.


Урок познакомит учащихся с понятием "атмосфера", её строением и составом, значением в жизни планеты и человека.

Описание разработки

Цели урока:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы;

формировать навыки самооценки.

Воспитательные:

воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;

развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный этап

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Вводное слово учителя

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.

Индийский – самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

А я сейчас, я попрошу, написать синквейн на тему: "Атмосфера".

Итак, судя по вашим творческим работам - синквейнам, свойства и функции атмосферы, очень разнообразны. А в чем ее разнообразие? Мы должны узнать на сегодняшнем уроке.

Цели сегодняшнего урока:

выяснить из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?

какие слои атмосферы выделяют, чем они характеризуются, выяснить важную закономерность, касающуюся температуры воздуха в разных слоях атмосферы?

также выяснить какова значение атмосферы.

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

Итак, наш класс разделен на три группы, группы ученых, занимающихся изучением атмосферой. У каждой группы есть своя определенная исследовательская задача, изучить состав, строение и значение атмосферы. У каждой группы будет работать по своему маршрутному листу изучения разных разделов темы. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.

1 группа - группа ученых, изучающих состав атмосферного воздуха.

Содержание маршрутного листа:

1. Выясните, из каких газов он состоит, какого газа больше и постройте круговую диаграмму и запишите название газов и их процентное содержание.

2. В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов играет этот газ? Смоделируйте, механизм защиты от вредных ультрафиолетовых лучей?

2 группа - группа ученых изучающих строение атмосферы земли. Вы должны будете облететь всю атмосферу разным способом. И объяснить почему?

Содержание маршрутного листа:

1. Выясните, какие слои атмосферы существуют и правильно соотнесите слои, их толщину, названия и дайте характеристику.

2. Определите основные различия тропосферы и верхних слоев атмосферы

3. Ответьте на проблемный вопрос: Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу? Сделайте вывод.

Смело в горы я пойду!

Все моря и океаны без оглядки проплыву.

Все части света я найду,

где восток, а где здесь запад без ошибки я пойму.

Покрутив немного шеей,

Стали мы еще умнее.

Ноги мы смогли размять,

Все усвоим мы на "5"!

От разминки помощь есть? Есть

Что ж, пора на место сесть!

3 группа - группа, объем работы которой очень большой. Они должны будут изучив весь учебный материал текста или на основании собственных знаний, выяснить каково значение атмосферы.

Содержание маршрутного листа:

1. Почему его называют "одеялом земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов , а ночью остывает до 170 градусов, а на нашей планете нет?

2. Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?

Каждой группе дается 7 минут для прохождения своего маршрутного листа. А затем вы должны будете презентовать результаты своей работы для других групп.

Итак, время прошло. Но, прежде, чем мы перейдем к обсуждению результатов вашей исследовательской работы, я предлагаю оценить себя и свою работу в группе по следующим критериям. Листы оценки лежат на ваших столах. Даю 1 минуту.

Конспект урока по географии Атмосфера - воздушная оболочка Земли

4. Первичное закрепление знаний.

Цель: выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.

Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3".

1. Атмосфера – это оболочка

2. Самый нижний слой атмосферы:

в. Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

4. В тропосфере образуются:

б. Ультрафиолетовые лучи

в. Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

а. перегревания земной поверхности;

б. ультрафиолетовых лучей

в. падения метеоритов на землю.

5. Рефлексия

Вспомните, какие задачи были поставлены. Все пункты плана выполнены. Скажите, пожалуйста, знания, которые вы получили на уроке пригодятся вам в жизни, если да, то где?

Ребята, вам дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие твою работу на уроке по трем направлениям.

6. Домашнее задание

2 уровень. Написать стихотворение на тему "Атмосфера"

3 уровень. Стр. 67, опыт со стаканом воды и листом бумаги, сделать выводы. Стр 69, задание 6 составить кроссворд на тему "Атмосфера".

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Разработка урока по географии 5 класс.

Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы;

формировать навыки самооценки.

Воспитательные:

воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;

развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих групп), индивидуальная.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

Организационный этап

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Вводное слово учителя

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.

Индийский – самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

А я сейчас, я попрошу, написать синквейн на тему: "Атмосфера".

Итак, судя по вашим творческим работам - синквейнам, свойства и функции атмосферы, очень разнообразны. А в чем ее разнообразие? Мы должны узнать на сегодняшнем уроке.

Цели сегодняшнего урока:

выяснить из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?

какие слои атмосферы выделяют, чем они характеризуются, выяснить важную закономерность, касающуюся температуры воздуха в разных слоях атмосферы?

также выяснить какова значение атмосферы.

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

Итак, наш класс разделен на три группы, группы ученых, занимающихся изучением атмосферой. У каждой группы есть своя определенная исследовательская задача, изучить состав, строение и значение атмосферы. У каждой группы будет работать по своему маршрутному листу изучения разных разделов темы. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.

1 группа - группа ученых, изучающих состав атмосферного воздуха.

Содержание маршрутного листа:

Выясните, из каких газов он состоит, какого газа больше и постройте круговую диаграмму и запишите название газов и их процентное содержание.

В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов играет этот газ? Смоделируйте, механизм защиты от вредных ультрафиолетовых лучей?

2 группа - группа ученых изучающих строение атмосферы земли. Вы должны будете облететь всю атмосферу разным способом. И объяснить почему?

Содержание маршрутного листа:

Выясните, какие слои атмосферы существуют и правильно соотнесите слои, их толщину, названия и дайте характеристику.

Определите основные различия тропосферы и верхних слоев атмосферы

Ответьте на проблемный вопрос: Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу? Сделайте вывод.

Смело в горы я пойду!

Все моря и океаны без оглядки проплыву.

Все части света я найду,

где восток, а где здесь запад без ошибки я пойму.

Покрутив немного шеей,

Стали мы еще умнее.

Ноги мы смогли размять,

Все усвоим мы на "5"!

От разминки помощь есть? Есть

Что ж, пора на место сесть!

3 группа - группа, объем работы которой очень большой. Они должны будут изучив весь учебный материал текста или на основании собственных знаний, выяснить каково значение атмосферы.

Содержание маршрутного листа:

Почему его называют "одеялом земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов , а ночью остывает до 170 градусов, а на нашей планете нет?

Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?

Каждой группе дается 7 минут для прохождения своего маршрутного листа. А затем вы должны будете презентовать результаты своей работы для других групп.

Итак, время прошло. Но, прежде, чем мы перейдем к обсуждению результатов вашей исследовательской работы, я предлагаю оценить себя и свою работу в группе по следующим критериям. Листы оценки лежат на ваших столах. Даю 1 минуту.

Первая группа вам слово, а ребята из других групп можете задавать соответствующие вопросы.

Читайте также: