Конспект урока 8 класс школа 8 вида

Обновлено: 06.07.2024

Интегрированный итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы МОКУ СКОШ-И № 34: Алексеева Нина Алексеевна;

Учитель швейного дела МОКУ СКОШ-И № 34: Иванова Туйара Егоровна.

Дата: 26 октября 2018 г.

Урок : Чтение+швейное дело.

Класс : 8в класс.

Метод обучения урока : интегрированный.

Тип урока : обобщение и закрепление материала уроков.

Образовательные технологии урока : развивающее, личностно-ориентированное обучение.

Средства, оборудования урока : интерактивная доска, компьютер, ваза для цветов, осенние веточки, скатерть, шторы на окне, фоновая музыка, одежда и атрибуты одежды 19 века.

Цель урока : Формирование учебной активации через знания, умения, навыки и познавательный интерес.

Коррекционно-образовательная :

-систематизировать знания учащихся о жизни и творческом наследии А. С. Пушкина. Повышение уровня развития способностей и познавательного интереса;

Коррекционно-развивающая :

-Развитие знаний, умений и навыков по швейному делу через школьный предмет чтение;

-развивать творческую активность, эстетические способности, воображение;

-стимулировать самореализацию каждого ребенка;

-развивать межпредметные связи;

-развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка;

-формировать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитательная :

-Воспитывать учебную самостоятельность через деятельность и взаимодействия на уроке.

-воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта;

-воспитывать художественную культуру, любовь к литературе, музыке, создавать --предпосылки к самообразованию.

Оборудования урока : цветные карточки - листья, ваза, подсвечник, музыка Г. Свиридова к повести "Метель", слайдовая презентация.

Ход урока:

I. Постановка цели урока. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодняшний урок мы полностью посвящаем творчеству великого поэта А. С. Пушкина.

Известная поэтесса, человек необыкновенной судьбы М. И. Цветаева написала книгу "Мой Пушкин". В ней она рассказала о своем первом знакомстве с великим поэтом. А началось оно с картины, что висела в спальне ее мамы. Эта картина называлась "Дуэль". Мама рассказывала дочери о дуэли, на которой был убит поэт, и Марине запомнилось слово: "Убит". Детские переживания сохранились на всю жизнь.

Мне хотелось бы, чтобы у каждого из вас тоже был свой Пушкин. Давайте подведем итог увиденному и услышанному ранее об этом человеке.

II. Обобщение материала.

1 Беседа о детстве А. С. Пушкина.

- Вспомните, где и когда родился А. С. Пушкин?

- Вспомните, ребята, как проходило детство Пушкина.

Ученик: "Мать недолюбливала сына за африканские черты лица. Ее раздражало в нем все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти.

С большой любовью относилась к нему бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Много вечеров провел мальчик с этими милыми для него людьми, своей няне он посвятил стихотворение, в котором есть такие строки: " Подруга дней моих суровых:".

2. Введение нетрадиционного приема урока

- Ребята, вы видите на столике вазу. За этот урок мы соберем и подарим А. С. Пушкину букет осенних листьев.

Осень -это было любимое время года поэта, а поэтому, думаю, что такому подарку Пушкин обрадовался бы.

Только что мы услышали отрывок из стихотворения поэта "Няне" и поставили один листок в вазу.

3. Беседа о лицейских годах поэта.

- А все начиналось в лицейские годы поэта. Что вы о них знаете? Как проявилась любовь поэта к литературе в этот период?

Ученик (опережающее задание) :

- С 1811-1817 год Пушкин провел в Лицее. Это был первый курс Лицея, образованного в Царском селе под Петербургом. В нем обучались дети из дворянских семей. Среди тридцати ровесников А. С. Пушкин выделялся своим поэтическим талантом. На уроке словесности он отвечал лучше всех стихами. Однажды на уроке математики при решении уравнения профессор Карцев спросил будущего поэта: "Чему равняется икс?". Пушкин ответил, улыбаясь: "Нулю!". "У Вас в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи", - ответил учитель, понимая способности и склонности ученика.

На публичном экзамене, когда Пушкин стал читать свои стихи, Г. Р. Державин пришел в восторг от таланта юноши. Позднее он написал: "Теперь я могу спокойно умереть".

- Ребята, мы с вами видим, что литературный дар Пушкина был уже замечен в лицейские годы. Этот талант был оценен и друзьями - лицеистами, и учителями. Ведь первое стихотворение Пушкина было отправлено в редакцию журнала тайком от автора его другом Дельвигом.

- Каких еще друзей Пушкина вы знаете?

Ученик: В Лицее у поэта сложилась крепкая дружба с И. И. Пущиным. Она продолжалась долгие годы, несмотря на разлуки, связанные со ссылками и другими обстоятельствами. Этой дружбе Пушкин посвятил стихотворение, которое и называется "И. И. Пущину". В нем есть такие строки: "Мой первый друг, мой друг бесценный" :

- Кто полностью прочитает это стихотворение?

- Пополним вазу листиком.

- Многие годы друзья Пушкина организовывали кружки, в которых обсуждались политические проблемы, жизнь простых людей. Стремление молодых людей к справедливости, свободе нашло отражение в стихах поэта.

4. Беседа о декабристах и восстании 25 декабря 1825 года.

- Известны ли вам такие произведения? Назовите их. ("Узник").

- Кто может вспомнить это стихотворение?

- Впоследствии, вспоминая лицейские годы, Пушкин напишет :

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы, нам целый мир чужбина;

Отчество нам Царское Село.

Таким образом, А. С. Пушкин, говорит о том, что Лицей оказал значительное влияние на формирование его как поэта, человека, гражданина. Недаром человеколюбие, стремление к свободе, "вольности святой" станут основными мотивами его творчества.

Подарим поэту лист.

Необходимо добавить, что воспитание лицеистов было французское. До поступления в Лицей их воспитывали гувернеры-французы, в Лицеи они учились и даже писали стихи на французском языке. Данное воспитание отразилось и в культуре, и в моде.

- 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов. И также, мода одежды тоже менялась. В это время законодателем моды в Западной Европе и России был Наполеон Бонапарт, то есть и мода была французская. На развитие мужской моды повлияла философия и стиль жизни Бонапарта (слайд).

Если еще до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность мужского пола (слайд).

В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине, жене Наполеона. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир. Платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, в Европе, потом появились и в России (слайд).

Многие модницы, на примере Жозефины, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности (слайд).

2. Учащиеся с домашним заданием.

Олеся: Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню.

Тамара: При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Олеся: В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д. В стиле ампир мужчины в повседневной одежде надевали светлые панталоны, сорочку, жилет, а поверх него — шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой.

Тамара: Как правило, фраки шили из тканей темных тонов: модными были черный, синий и коричневый цвета.

Олеся: Немного изучив историю моды начала 19 века….

Тамара: Используя все наши знания, умения и навыки полученные на уроках швейное дело, мы попробовали сшить себе платья в стиле ампир.

3. Слайд моды 19 века.

4. Демонстрация моды учащимися.

IY. Подведение итога. Чтение творческих работ.

- Творчество Пушкина многогранно. Сегодня мы вспомнили великого поэта. Наверное, не только Марина Цветаева могла свои впечатления о творчестве и жизни поэта назвать "Мой Пушкин". Каждый из нас носит в душе своего Пушкина.

- Ребята, мы видим насколько важно творчество Пушкина в жизни каждого, ведь каждый открывает в своем сердце своего Пушкина. Для кого-то это замечательный сказочник, а для кого-то поэт или прозаик. Может быть, именно об этом мечтал Александр Сергеевич, когда писал строки:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа:

- Поставим свои листья в вазу.

1. Слово учителя.

- Ребята, посмотрите, какой букет из осенних листьев у нас получился в результате нашей кропотливой работы. И мы, как благодарные потомки, дарим его любимому поэту.

- И я думаю, что поэт согласился бы с оценкой вашей сегодняшней работы. Все, кто отвечал на нашем уроке, получают отличные отметки.

- Но на этом встречи с Пушкиным для нас не завершаются, и знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина продолжим в последующих классах.

Уроки для коррекционной школы 8 класс и другие полезные материалы для учителя коррекционной школы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Урок"Сложные предложения с союзами а,но,и, без союзов"

Уроки

Дистанционный урок.Тема урока: Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Изучив тему, учащийся будет различать простые и сложные предложения и.


Урок по математике в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: «Вычисление площади и.

Уроки

Для этого нужно не только знать формулу, по которой вычисляется площадь квадрата, но и правильно производить вычисления, иначе изделие получится не красивым или не пригодным для.


Уроки

Занятие проводилось в рамках реализации программы "Окно в мир добра"


План урока "Приготовление хвороста"

Уроки

Задачи урока: Образовательная: научить учащихся правильно приготовить хворост. Развивать анализирующее восприятие, речь, концентрацию внимания, умение работать по.


Урок математики "Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями"

Уроки

Урок математики в коррекционной школе 8 вида, 8 класс. Действия с десятичными дробями


Уроки

Конспект открытого круглого стола по экологии для старшеклассников


Конспект урока математики в 8 классе . Тема " Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и.

Уроки

закрепить знания и умения сложения и вычитания целых и дробных чисел


Конспект урока по геометрии для 8 класса коррекционной общеобразовательной школы

Уроки


Конспект урока сельскохозяйственного труда "Изготовление веников " 8 класс

Уроки

конспект урока производственного труда в 8 классе на тему "Изготовление веников"


Уроки

Подробный конспект урока по домоводству с применением различных видов учебной деятельности.


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Лисенчук Людмила Витальевна.

Цель: Закрепление знаний учащихся о сложном предложении.

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания учащихся о сложном предложении;

- закрепить знания учащихся о выделении главных членов в предложении, как грамматической основы в каждой части сложного предложения.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы;

-способствовать развитию фонематического слуха и мыслительной деятельности;

- способствовать развитию осмысленного восприятия через выполнение упражнений, заданий.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к учёбе (предмету);

- воспитывать усидчивость и прилежание;

- воспитывать самостоятельность в работе.

Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) о сложном предложении в результате совместной деятельности учащихся и учителя.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.

Личностные: умение высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения; умение донести своё мнение и понять других.

Методы и приёмы:

создание ситуации занимательности, беседа, демонстрация слайдов, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Оборудование к уроку:

Учебник: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М. «Просвещение, 2013г.

Карточки с домашним заданием.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Этапы урока:

I. Организационный момент - 2 минуты.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Добрый день, ребята! Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. Поприветствуем их!

Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.

(Учитель приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность класса к уроку).

II . Домашнее задание.- 1 минута. Проверка учителем тетрадей на наличие домашней работы .

-С заданием все справились? Открыли тетради.

-Если у кого, то были сложности с выполнением, подойдите ко мне на перемене.

Тетради на проверку соберу в пятницу.

III . Словарная работа – 5 минут .

- Тетради открыты, записываем число, классная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.

- Ребята, кто знает, что такое бандероль?

Зачитаем понятие из учебника. стр.228

(Бандероль - лёгкая почтовая посылка в бумажной обёртке.

См.стр.228 учебник).

- Ребята, а для чего нужна бандероль? В каких случаях мы можем её использовать?

Например: книгу другу, документы, напечатанные фотографии.)

- Запомните, как пишется это слово. Запомните орфограммы. Запишите это слово к себе в тетрадь.

- Что такое квитанция?

(Квитанция - официальная расписка о принятии денег или иных ценностей.

См. стр. 228 учебник.)

- Ребята, а для чего нам нужна квитанция? В каких случаях нам её выдают, либо мы её используем?

Пример из жизни. Говорит учитель.

- Ребята, а теперь составьте предложения (устно) с данными словами и запишите одно из них их в тетрадь.

Я получил на почте бандероль от друга. Мама оплатила квитанцию за отопление и воду.

Один учащийся записывает у доски предложение со словарным словом.

-Кто записал предложение с классом. Может придумать и записать своё предложение со словарным словом.

Оценивание. Кто давал верные ответы и отвечал на уроке, работал у доски, получает жетон.

Учитель: Говорим на уроке правильно, культурно, полными ответами.

-Ребята, что мы только что записали с вами?

Ответы детей. (Предложения)

- Закончите моё высказывание нужным словом….. «Мы выражаем мысли, передаём чувства и эмоции, какую то информацию с помощью……..(чего?)…речи, предложений.

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение? О тветы детей .

Вывод учителя:

Предложение — это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение выражают законченную мысль; имеют грамматическую основу.

(Таблички на доске)

-Какие предложения вы знаете?

(простые и сложные, предложения с однородными членами)

- Ребята, какие члены предложения мы называем однородными?

(Однородные члены предложения отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному и тому же слову. Это предложения, в которых есть перечисления.)

Приведите пример: ответы детей УСТНО.

(Я собрала в лесу грибы, ягоды, травы.) Запись учителя на доске +схема. О, О, О.

- С помощью, каких союзов или знаков могут соединяться однородные члены предложения? (и, а, но, с помощью запятой)

-Что такое простое предложение? (Предложение, в котором только одна грамматическая основа, это подлежащее и сказуемое).

- Как мы их подчёркиваем?

- Как называются остальные члены предложения?

Учитель: Запишем предложение на доске. Работает ученик.

Наступила ранняя весна. (Разбор предложения по членам.)

-Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит это предложение какое?

Запишем еще одно предложение рядом. Работает ученик у доски.

Наступила ранняя весна, прилетели первые перелетные птицы.

-Чем отличаются эти предложения ? (разное количество грамматических основ)

- Из чего состоит грамматическая основа? (главных членов - подлежащего и сказуемого)

Задание: Сделать разбор предложения по членам. У доски работает ученик.

-Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит это предложение какое?

- Почему стоит запятая?( разделяет части сложного предложения)

- На каких уроках вы еще работаете с предложениями? (чтение, география, биология и др.)

Оценивание. Кто давал верные ответы и отвечал на уроке, работал у доски, получает жетон.

Итак, сформулируем тему урока, а для этого нам поможет схема на доске:

____ ====, ____ ====.

Ответы детей. Тема урока: Сложное предложение.

-Итак, сегодня на уроке мы вспомнил, что такое сложное предложение, закрепим свои знания, как выделять в каждой части сложного предложения главные члены.

Будем соотносить сложное предложение со схемой. Находить отличия между сложными и простыми предложениями.

V I . Объяснение нового материала – 10 минут.

На доске даны два простых предложения:

На лугу пестрели цветы.

Порхали бабочки.

- Прочитайте первое предложение.

- Какое оно? (простое)

- Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

- Прочитайте второе предложение.

- Какое оно? (простое)

- Найдите подлежащее и сказуемое во втором предложении.

- Теперь посмотрите, что я сделаю

Учитель соединяет два простых предложения в одно сложное, отделяя их друг от друга запятой:

На лугу пестрели цветы, порхали бабочки.

- Я соединила два простых предложения в одно сложное.

- Части сложного предложения отделяются друг от друга запятой.

- Давайте запишем предложение и подчеркнём грамматические основы. Сколько грамматических основ в данном предложении?

- Ребята, а теперь сделайте вывод : какое предложение называется сложным?

Учебник стр. 230 правило. Читает один из учащихся, а мы с классом дополняем правило.

Дополни определение и правило.

В Сложном предложении может быть……или ……частей.

В каждой части сложного предложения есть свои главные члены: …….и……

Части сложного предложения разделяются при чтении голосом, а при письме……

Оценивание. Кто давал верные ответы и отвечал на уроке, получает жетон.

VII. Физкультминутка- 1 минута. Упражнение на выработку правильной осанки:

- Немного отдохнём. Встали прямо, спинку выпрямили, потянулись к солнцу (руки вверх)-3-5 сек.

И резко опустили руки вниз, как бы груз сбросили. Выполнить 2-3 раза.

V II I. Закрепление нового материала – 8 минут.

1 .Работа с учебником.

Стр. 229 , списать предложения под темой урока.

(Предложения из учебника:

Море яростно стонало, и волны бешено рвались.

Дети спят, хозяйка дремлет.

Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.

Царь на коне разъезжается, а царица в тереме наряжается.)

- Чем похожи предложения?

- Сколько частей в каждом сложном предложении?

- Как выделяются части сложного предложения при письме?

- Чем они различаются?

- Какими союзами соединены части?

- Готовы работать дальше.

2. Графическое задание: Соотнесите предложения со схемами.

(Предлагаются схемы к предложениям. Дети должны определить к какой схеме подходит предложение и зачитать.)

____ ==== , ____ ====. Дети спят, хозяйка дремлет.

____ ==== , и ____ ====. Море яростно стонало, и волны бешено рвались.

____ ==== , а ____ ====. Царь на коне разъезжается, а царица в тереме наряжается.

____ ==== , но ____ ====. Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.

-Ребята, какие это предложения? Почему вы так считаете?

Оценивание. Кто давал верные ответы и отвечал на уроке, получает жетон.

3. Сравнение предложений по типу. Задание на проекторе.

-Даны предложения на проекторе. Дети зачитывают.

Прозрачный лес один чернеет.

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

-Чем отличаются эти предложения?

-В каком из них выражается более сложная мысль?

-Во втором предложении выражена более полная, сложная мысль.

Читая это предложение мы представляем себе не одну а несколько картин. ЛЕС.ЕЛЬ.РЕЧКУ.

СЛАЙД 2.- Рассмотрите картинку, какому предложению она соответствует?

(К этому изображению лучше подойдёт второе предложение, т.к. оно передает больше информации. Глубже и ярче раскрывает мысль.)

- Выясним, а как эти предложения отличаются грамматически. Для этого выделим грамматическую основу в каждом предложении. Т.е. найдем подлежащее и сказуемое.

Эти предложения отличаются по количеству грамматических основ. В первом предложении одна грамматическая основа.

- (Что?) Лес(подлежащее). Лес (что делает?) Чернеет(сказуемое). Проверим.

- Во втором предложении три грамматические основы. Проверим. (Что?)Лес(подлежащее). Лес (что делает?) чернеет( сказуемое). (Что?) ель(подлежащее). Ель (что делает?) зеленеет (сказуемое). (Что?)речка (подлежащее). Речка (что делает?) блестит (сказуемое).

СЛАЙД 6.Схема простого предложения.

СЛАЙД 7.Схема сложного предложения.

Общий вывод:

Учитель: Итак, сделаем вывод.

- Закончите предложение:

Сложное предложение состоит из… (двух и более простых предложений).

Имеет … (две и более грамматические основы).

Части сложного предложения связываются (по смыслу , интонацией, союзами.)

Разделяются… (запятой).

Оценивание. Кто давал верные ответы и отвечал на уроке, получает жетон.

I X . Домашнее задание, инструктаж по его выполнению: 2 минуты.

(Объяснение выполнения домашнего задания).

Вам предложены карточки с предложениями. Ваша задача: найти среди этих предложений сложные и записать их в тетрадь. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в сложных предложениях).

Составить схемы к сложным предложениям.

1вариант. Найти сложные предложения и записать их в тетрадь. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в сложном предложении).

2вариант. Найти сложные предложения и записать их в тетрадь. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в сложном предложении). Составить схемы к сложным предложениям.

Для проверки дом.задания. (Правильные ответы: 2, 4, 6, 8.)

1.У реки шуршал камыш.

2.Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

3.Ночью вьюга стихла.

4.К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

5.Дождь хлынул, как из ведра.

6.Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

7.Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

8.Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

X . Итог урока . Рефлексия – 2 минуты.

-Давайте узнаем, каких результатов вы сегодня достигли на уроке. Подсчетам жетоны.

Подведём итог и выставим оценки.

- Сегодня на уроке самыми активными были…

- О чём говорили сегодня на уроке?

- Какие предложения называются сложным?

- Что ставится между частями сложного предложения?

- Для чего важно уметь составлять сложные предложения? (употреблять в речи)

- Как вам это пригодится в жизни? (речь грамотнее, богаче и красивее, а, значит, жизнь успешнее)

- Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.

- На следующем уроке мы продолжим углублять и расширять свои знания о сложном предложении. Поупражняемся в постановке знаков препинания и союзов в сложном предложении.

Спасибо всем за активность на уроке! Мне было приятно! Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Мораль и право. Моральная ответственность" разработан на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В, М. Владос 2011г.- сб. 1. 224 с.

Цель урока: познакомить учащихся с основами понятиями морали и права в жизни человека и общества.

Задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию сущности морального поведения людей;

2. Способствовать формированию у учащихся умений различать нравственные категории в реальной жизни;

3. Продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать события;

4. Способствовать формированию у учащихся уважения к нравственному совершенствованию человека.

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент.

III. Изучение новой темы.

Для начала вспомним: что регулирует поведение людей в обществе?

(понятие: социальные нормы)

Социальные нормы – это правила поведения, установленные в обществе и регулирующие поведение человека.

Вопрос учащимся: Какие принципы заложены в основу всех социальных норм?

Задание: назовите противоположные по смыслу слова:

Главный принцип всех социальных норм заложен в представлении людей о плохом и хорошем, добре и зле, правильном и неправильном. Какие моральные категории я называла положительные или отрицательные? Положительные и отрицательные представления людей и составляют основу морали.

Мораль – нравственное поведение, основанное на представлениях людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливом, долге и чести.

Каким образом нравственные качества людей проявляются в реальной жизни?

Выполнение задания заполнение таблицы учащимися совместно с учителем.

5. уважение к старшим

Нравственные качества человека.

1. порядочность 1. предательство

2. отзывчивость 2. безответственность

3. патриотизм 3. ложь

4. доброта 4. черствость.

5. уважение к старшим 5. зло

Вывод: положительные нравственные качества человека – это нравственные ценности. Больше всего в жизни ценится ДОБРОТА.

Беседа с учащимися о роли морали и нравственных ценностей в обществе, в отношениях между людьми (вспомнить христианские заповеди).

Моральные нормы - это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов. Слайд №3

Работа с текстом раздаточного материала.

Задание: оцените следующие варианты поведения человека.

Б) В период военных действий сержанту Ковалёву было дано задание: пройти в тыл врага и узнать важную информацию. Однако солдат был обнаружен и, чтобы враги не узнали место нахождения войск, вынужден был повести их по ложному следу, понимая, что будет убит. Он пошёл на смерть, хотя мог бы выжить.

Вывод: законы морали имеют огромное значение в отношениях между людьми.

Право – правила поведения, которые установило государство, их исполнение обеспечивает государство. Слайд №4

Работа с таблицей . Слайд №5

Нигде, передаются устно из поколения в поколение

В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др.

Государством – милиция, армия, спец.службы

Что бывает за нарушение?

Осуждение со стороны людей.

Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др.

Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др.

Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др.

Все наши поступки имеют определенные последствия. Есть такая притча (мудрый рассказ) о старательном дровосеке. Он честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции.

О чем идет речь? Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях. Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений. Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности. В притчи говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получиться в результате – добро или зло. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее общественных результатах, последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей – неволей помогающего творить преступления.

И ещё: где гарантия, что однажды и сам наивный дровосек не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек…

На каждом из нас – хотим мы того или не хотим – всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Противоположностью ответственного поведения является безответственность. Однако ту или иную позицию человек выбирает сам, потому что каждый свободен в выборе.

Корни безответственности – в равнодушии, лени, легкомыслии, пустой самоуверенности. Фактически это попытка свалить на других все последствия своих поступков, заставить других расплачиваться за собственное безделье, безволие, трусость или глупость. При безответственном свободном выборе последствия могут быть самыми отвратительными, пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.

Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный – ответственность моральная. С неё начинается личность, гражданин, по – настоящему свободный человек – господин самому себе, который не поступится твердыми принципами доброй, гуманной морали.

IV. Закрепление изученного материала.

Объясни пословицы: Слайд №6

2. Продолжите фразы: Слайд №7

3. Ответь на вопрос:

Какова роль морали и права в жизни общества?

Таким образом, мораль – это мнение общества, которое строится на понимании добра и зла. И на осознании добра и зла происходит регулирование поведения людей в частной и общественной жизни.

Вот почему на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора между добром и злом в своих поступках.

Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.

1. Какое из слов по смыслу означает характер?

Г) все выше перечисленные.

2. Что начинается там, где один человек заботиться о другом?

3. короткий мудрый рассказ:

4. Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через:

А) применение силы;

5. Какое из понятий не соответствует моральной ответственности:

V. Подведение итогов урока.

Заботу о порядке в обществе возлагать только на государство не следует. Каждый человек делает самостоятельный сознательный выбор между нравственным и безнравственным поведение. Для этого необходимы разум и добрая воля.

Читайте также: