Конспект урока сказка о потерянном времени 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

2.Развивать поз навательны й интерес, речь учащихся и т ехнику чтения.

3. Воспитан ие высоки х нравственных качеств характе ра.

Методы обу чения: наглядны й метод, словес ный метод, работа с книго й. Формы раб оты на

1 Организац ионный моме нт: постановка учебных за дач урок а .

- В начале урок а вы сказали, чт о вернуть время нельзя. Что же теперь делат ь Пете Зу бову?

- По чему волшебники у верены, что ребята не смогу т вернуть потерянного вре мени?

Число 77 - число космич еской тайн ы. Поэтому этот знак, прежде всего, нас

предупреждает о нашей силе и, о бращаясь к наше му разу му, говорит, что мы м ожем

- Успеют ли они пов ернуть время вс пять и сн ова стать детьм и?

- Дома вы прочит аете сказку до конца и сможет е найти отве ты на эти вопрос ы.

8. Вывод: В ремя – это главная це нность человека. Эк ономя его, люди полу чают

дополнитель ную возможно сть творить и познавать. Иным и словами, делать нас богаче,

сильнее, умнее. И вот какая инте ресная взаимосв язь получается – чем больше м ы у чимся

экономить врем я, тем быстре е растут на ши достижени я в учёбе, в тру де. В нашей жизни ва жен

каждый час, каж дая минута и да же секунда. И п оэтому каждый из нас должен ценить и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок-закрепление изученного на предыдущем уроке.

Цели:обеспечить глубокое понимание смысла текста,совершенствовать умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей,осваивать приёмы ролевого чтения; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков,высказывать оценочные суждения о прочитанном; развивать речь учащихся в процессе анализа произведения, творческие способности детей;воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка.

-Начинаем наш урок с речевой разминки.

-Посмотрите на экран. Прочитайте про себя.

Пробегут часы, минутки,
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

-Прочитайте медленно по слогам.

-Первый вариант читает с вопросительной интонацией, а второй отвечает с восклицательной интонацией. Читаем по одной строке.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

На вдохе наберите в руки воображаемый песок.

Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания).

Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).

Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.

Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3 раза.)

Песчинки сложились в секунды,

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы.

Так пробежали сутки,

Время вперёд спешит.

-Наши песочные часы напоминают, что время уходит с каждой песчинкой.

Не будем понапрасну терять время, начнём урок.

III. Проверка домашнего задания.

1). Рассказ об авторе.

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

1 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

- Обратите внимание на экран, прочитайте и дополните предложения.

Так он опаздывал да ___________________, отставалда ________________ и не тужил.

Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:

Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.

Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.

- Вы, догадались, из какого произведения взяты эти строки?

- Посмотрите на экран. Попробуйте собрать пословицы.

коли делать нечего да не откладывай дела

потехе час скучен день до вечера

откладывай безделье делу время

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

• Делу время - потехе час.

- О чем эти пословицы? Что объединяет все эти пословицы?

(Они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).

- Сформулируйте задачи урока.

Определить главную мысль сказки.

Извлечь из сказки урок мудрости.

Понять причину поступков персонажей.

- На все эти вопросы мы должны ответить в конце урока.

V. Работа над содержанием текста.

1. Словарная работа.

– Объясните значения слов, выражений.

Окладистая (борода) – широкая, густая.

Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.

(Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.)

(Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.)

(Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.)

2.Работают с текстом

– Как звали героя сказки?(Петя Зубов.)

- Что с ним произошло? ( Он внезапно постарел.)

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.)

– Когда происходили события, описанные впроизведении? (В середине XX века.)

– Где случилась эта история? (В городе.) Подтвердите словами из текста.

- Куда попал Петя?( Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.) Подтвердите словами из текста.

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

Физкультминутка для глаз

Характеристика главных героев.

- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются?Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.

Пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда(с. 6)
Терять время понапрасну/ Бездельничать (с. 8)
Держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным (с.10)
Как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то(с.13)
И в ус не дует/Не обращает никакого внимания (с.13)
Не терять времени даром (с.14)

- Кто является главными действующими лицами второй части?

- На какие две группы их можно разделить? (школьники и волшебники).

- У нас есть голубые часы и черные.

-Куда бы вы вписали имена школьников?

-Акуда злых волшебников?

- Ребята, голубой цвет – это цвет неба и воды. Это символ надежды, разума.

Черный цвет – символ несчастья, зависти, зла.

( Дети выходят к доске и вписывают имена героев)

Дети Волшебники

Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им?

Дети Волшебники

3. Работа в парах.

- Ребята, волшебники были злые, хмурые, завистливые и что же с ними случилось?

Подтвердите словами из текста.

-Ваше задание по этому отрывку составить задачу и назвать ответ.

Физкультминутка

VI. Инсценировка сказки. (Индивидуальное домашнее задание).

Автор. Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

И всегда говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью.

Вбегает однажды Петя Зубов в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

Петя Зубов. — Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

Тётя Наташа.— Кто меня зовёт?

Петя Зубов.— Это я. Петя Зубов.

Тётя Наташа.— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?

Петя Зубов — А я и сам удивляюсь, вдруг охрип ни с того ни с сего.

Тётя Наташа. — Ой! Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

Петя Зубов. — Какой же я дедушка? Я — Петя, ученик третьего класса.

Тётя Наташа. — Да вы посмотрите в зеркало!

Автор. Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он ввысокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Петя Зубов — Мама!

— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Автор. Так Петя думал и шагал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес, где был дом, а в доме сидели четыре волшебника.

Волшебник 1.— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три…

— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

Волшебник 1. — Сейчас скажу. К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Ольга Капитоновна. — Откуда им всё это узнать?

Пантелей Захарович. — Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

Марфа Васильевна. — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

Волшебник 1. — Так-то оно так. А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.

Петя Зубов. – Надо искать остальных стариков-школьников.

— Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Маруся Поспелова. — Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Петя Зубов – Я, мальчик, превращенный в старика, побежали скорее искать остальных.

Петя и Маруся. — Бабушка! Вы школьница?

Наденька Соколова. — Школьница! Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Петя и Маруся. – Мы, дети, превращенные в стариков. Побежали искать еще одного.

Маруся. — Смотрите! Смотрите!

Петя и Маруся. — Ты школьник?

Зайцев Вася. — А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Петя и Маруся. – Мы, дети, превращенные в стариков.

Петя Зубов. – Ребята, время бежит, надо скорее бежать в лес!

- Вот часы, на них нам надо перевести стрелки!

Все. – 76, 75, 60, 50, 40, 30.20,10…

- Ура! Мы снова стали детьми!

Вместе с волшебниками. - Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

VII. Самостоятельная работа

– Выберите правильный вариант ответа. Выбранные ответы внеси в таблицу!

1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети б) Тани в) Маруси

2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое д) пятеро е) четверо

3. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

4. Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне

е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота

в) Власов г) Зубов д) Зайцев

6. Фамилия Наденьки:

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

7. До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

8. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

10. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудование:

Продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки;

Пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;

Совершенствовать навыки чтения;

Развивать речь учащихся;

Обогащение, уточнение и активизация словаря;

Формирование литературоведческих понятий;

Развитие монологической речи, внимания, логического мышления, памяти;

Через работу над произведением и афоризмом подвести детей к выводу о ценности времени.

Цели для учащихся:

Формировать УУД:

Личностные:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Познавательные:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся:

II . Мотивация к работе.

1. Беседа о сказках.

- Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)

- Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)

- На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)

2. Задания по сказкам.

На доске вывешены названия сказок. Учащиеся распределяют их в два столбика: русские народные сказки, литературные (авторские) сказки.

Иван-царевич и серый волк

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

- Давайте вспомним авторов этих сказок.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним автором , который прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам.

На доске - портрет Е.Шварца и годы его жизни: 1896-1958 гг.

Секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах. он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло.

III . Работа по теме

- Ты теряешь время зря. Вы часто слышите такую фразу. Можно ли потерять время? А можно ли его вернуть? Мы ответим на эти вопросы, когда подробнее обратимся к сказке Евгения Шварца Сказка о потерянном времени.

1. Словарно-орфографическая работа.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) - широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина. ХОДИКИ - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

- Подберите синонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

- Подберите антонимы к словам:

трудиться (бездельничать, лениться)

2. Аналитическая работа по тексту и выборочное чтение.

- Как удобно прочитать такую сказку? (По ролям.)

- При чтении следует учитывать авторское отношение к герою. Какое оно?

(Отрицательное, автор осуждает Петю, т.к. пишет,, не тужил,, о том, что опаздывает. Опоздание вошло в привычку. Случалось часто, но Петя не делал выводов.)

(Чтение по ролям.)

- Заметил ли Петя, что он постарел? Что с ним случились перемены?

(Нет, все произошло неожиданно.)

- Как герой воспринимает волшебство? ( Огорчается, расстраивается, пугается.)

(Выборочное чтение.)

- В какой момент жизни произошло волшебство? Почему оно произошло?

(Петя ученик 3 класса. Он молодой, а старым волшебникам нужна именно молодость.)

- А теперь, когда мы знаем, что это - дедушка? (Пальтишко маленькое)

- Какой вывод можно сделать из прочитанной части?

Вывод: Человек, который не бережет вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает не может

Вид этой сказки - сказка-быль, потому что в ней говорится о таких же детях, как вы.

- Какие действия П.Зубова приближают к вам? (Бежит сразу к маме )

- А случайно ли автор написал так, что мама не узнала сына? (Это заставило его задуматься).

- Почему он говорит о себе, как о старике, а не как о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)

- Как Петя оказался у волшебников? (Шёл куда глаза глядят.)

- Что это значит? (Шёл в никуда.)

- Как Петя узнал, что всё в его руках? (Услышал разговор злых волшебников.)

- Как Петя сидел в это время? (Как мышка.)

- Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания.)

- Почему волшебники были уверены, что дети не станут снова детьми? (Ребята не ценят время, лентяи).

- Часто Петя видел эту картину. Почему только теперь он заметил, что люди боятся не успеть?

V . Анализ сказки

- Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки?

(Нет, надо найти ещё троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство и научиться ценить время.)

(Выборочное чтение.)

- Найдите и зачитайте отрывки, как Петя ищет первую девочку, вторую девочку, мальчика.

- Молодой старичок как сквозь землю провалился. Что это значит?

(Нигде нет, невозможно найти.)

- Он и в ус не дует. Как понять это выражение? f Не обращает внимания.)

- Волшебство, принесшее сначала огорчение героям, в конце доставляет им счастье и радость. Герои выдержали испытание, смогли быстро найти друг друга, не опоздали к сроку, и всё окончилось благополучно.

Я приготовила несколько пословиц о времени.( Они разрезаны по словам) Задание - собрать пословицы, выбрать, какая по-вашему мнению больше всего подходит к главной мысли сказки. По окончании выполнения работы - задание проверяется, заслушиваются разные ответы.

Пословицы: Делу время - потехе час.

Время как воробей: упустишь - не поймаешь.

VII . Домашнее задание

- На этом уроке я умышленно опускаю прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для урока литературное чтение по УМК Гармония.Содержит 3-й урок по теме.

Образовательный аспект

вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца, раскрыть нравственный смысл произведения;

Упражнять учащихся в литературном разборе текста, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;

Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в группе, в паре.

Продолжить работу над пословицами и поговорками

2. Развивающий аспект.

Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:

умения давать героям оценку,

умения воссоздавать прочитанное,

умения раскрывать причинно-следственные связи.

развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас

3. Воспитательный аспект

Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени.

Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.

Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Показать нравственные качества человека;

Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному

4.Здоровьесберегающий аспект:

научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;

формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).

- Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики.

- Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)

- А для чего люди изобрели часы?

- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу – время, потехе – час.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.

2. Актуализация знаний

1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?

2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?

3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?

4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?

5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?

Учитель: О каких сказках идёт речь в кроссворд?

- Кто автор этих замечательных сказок?

- Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?

- Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

-На уроке попытаемся ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)

- На уроке мы будем работать индивидуально, в парах, по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.

3.Речевая разминка.

Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:

“Одуванчик” (сильный выдох)

“Задуй свечу” (быстро)

“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

Дикция.

Произнести несколько скороговорок.

Например: “Шла Саша по шоссе…”, “Бык тупогуб…”, “Ехал грека…” и др.

Выразительная речь.

Произнести фразу: “Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.

4.Работа над новым материалом

- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

- Какую проблему поставил автор?

- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)

- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?

- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.

- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)

- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

- Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)

- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

- Давайте ответим на главный вопрос урока.

5. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: В тексте встретились следующие слова. Объясните их значение, пользуясь словарём

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

Учитель: -Подберите синонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

- Подберите антонимы к словам:

трудиться (бездельничать, лениться)

6. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

- Как звали героя сказки?( Петя Зубов)

- Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).

- Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). --- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).

- Где случилась эта история? (В городе).

- Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице .

Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы ).

- Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок

- Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.

- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

- Что произошло вследствие этого решения?

- Кого Петя нашёл сначала?

-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах )

-Одинаково ли было поведение ребят?

- Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

- Почему дети смогли победить волшебников?

7. Работа над пословицами. Крылатыми выражениями

Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке, и объясните их смысл.

- терять время понапрасну

- держать ухо востро

- как сквозь землю провалился

- не терять времени даром

А теперь каждая группа должна проинсценировать фрагмент сказки. Показ “живых картинок”

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.

8. Закрепление изученного материала

- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)

-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.

1. Индивидуальная работа с карточками №1

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

- почерк стал хуже

- буквы бывают неровными, кривыми

- трудно учить уроки

- много ошибок и исправлений

- долго собираюсь делать уроки

- трудно выучить стихотворение

- трудно решить задачу

- трудно запомнить условие задачи

- мне бывает трудно усидеть на одном месте

Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!

Если больше 3, тебе нужно изменить режим дня!

10.Продолжение работы

3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?

11.Работа в группах.

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

- не расстраиваться при неудаче, ошибке

- не ждать быстрого результата

- верить в то, что всему можно научиться

- поддерживать друзей в трудную минуту

- не посовать перед неудачей или трудностями

- не стесняться попросить помощи

- не бросать начатое дело

Выберите подходящие к уроку пословицы.

- Всякому дню подобает забота своя.

- Поспешишь, да людей насмешишь.

- На хотенье - есть терпенье.

- Не спеши языком, торопись делом.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Без дела жить - только небо коптить.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- После дела гулять хорошо.

- Работе время, досугу час.

Зачем нужно соблюдать режим дня? .

12. Подведение итогов

Тест на закрепление.

1.Какое из выражений использовал Е. Шварц, говоря о беспечном поведении Пети:

2.Для совершения волшебства стрелку нужно было повернуть в обратную сторону:

А) Двадцать раз б) пятьдесят раз в)семьдесят раз г)сорок раз

3.Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе:

А) Трое б) Четверо в)Пятеро г)Двое

4.Среди злых волшебников не было:

А) Ольги Капитоновны б) Сергея Захаровича в) Марфы Васильевны г) Владимира Сергеевича

5.Дом волшебников находился:

А) На лесной поляне б) Посреди болота в) В лесной чаще г) На опушке леса

6.До леса дети старички доехали на:

А) Такси б) Трамвае в) Троллейбусе г) Автобусе

7.Часы в доме волшебников называли:

А) Будильник б) Ходики в) Песочные часы г) Часики

Ответ:1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-в; 6-б;7-б.

Если согласны с утверждениями, ставим 1,если не согласны ставим 0

1. Дети напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5.Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.

Ответы: 1 0 1 1 1.

11. Выставление оценок. Фиксация настроения.

А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?




Радостное Безразличное Грустное

настроение настроение настроение

12. Выставление оценок. Домашнее задание

Учитель: Давайте попытаемся выяснить, в чём причина ваших проблем и трудностей.

Индивидуальная работа с карточками №2

Выбери нужный ответ и поставь напротив него +

- Сколько времени ты спишь?

- Сколько времени ты делаешь уроки?

- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?

- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?

больше 2,5 часов

- Сколько времени ты гуляешь?

- Сколько времени ты смотришь телевизор?

- Сколько времени ты играешь на компьютере?

больше 40 минут

- Сколько времени ты помогаешь взрослым?

- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ, что вы делаете не совсем правильно.

- Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. 4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

4 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

Читайте также: